МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
методическая разработка по теме

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

                                                             Христенко Е.В. – мастер п/о,

                                                                 преподаватель спецдисциплин

Пос. Октябрьский

Формирование творческого профессионального мышления связано с мыслительной деятельностью, характерной для творчества, и в то же время с особенностями профессии.

        Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений для деятельности. Творчеству присущи нестереотипность мышления, единство творческих и практических компонентов знаний, взаимосвязь предметно – профессиональных и образных представлений.

        Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, характеризующейся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

        Творческое профессиональное мышление будет проявляться в умении решать нестандартные проблемы, новизне, уникальности  и оригинальности в деятельности. Поэтому для его формирования необходимо развивать способности через развитие мышления.

Формами мышления являются  - понятие, суждение, умозаключение.

Операциями мышления являются – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.

        В основе профессиональной деятельности лежат знания, умения, навыки, опыт, умение и готовность применять знания на практике.

Следовательно для формирования творческого профессионального мышления на уроках производственного обучения необходимо:

1. Овладение системой понятий, суждений, умозаключений в области профессии, которая базируется на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности.

2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать.

Формирование творческого профессионального мышления базируется на профессиональных знаниях, умениях, навыках и включает в себя развитие:

- Нестереотипности мышления;

- единства теоретического и практического компонентов знаний (взаимосвязи  предметно – профессиональных и образных представлений);

- умений анализа и синтеза;

- умений сравнения и классификации;

- умений абстрагирования;

- умений применять знания на практике;

- умений обобщения.

        Для профессионального мышления весьма важным являются правильность восприятия информации и действенной памяти.

Для развития памяти в процессе обучения необходима рациональная  организация мыслительной деятельности на каждом из условно выделенных этапов. Чтобы лучше воспринимать информацию , концентрировать внимание, запечатлевать, повторять, забывать, припоминать существуют определённые приёмы. Необходимо использовать эти приёмы с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

        Развитие способностей учащихся начинается с развития восприятия.

Известно, что эффективность восприятия органами чувств находится в следующих пределах:

- зрение     – 83 %

- слух         – 11 %

- обоняние – 3,5 %

- осязание  – 1,5 %

- вкус          – 1 %

Не зря говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз  услышать».

Следовательно, наглядность на уроке очень важна, причём не столько в визуальном представлении содержания учебного материала, но и в речевом изложении, эмоциональном воздействии и т.д.

Пример.

При ознакомлении учащихся с технологией выполнения стачного шва я не только рассказываю и показываю на плакате, на образцах технологическую последовательность изготовления шва, а ещё сажусь за машину и показываю выполнение шва, сопровождая устными пояснениями. Учащиеся наглядно видят оборудование, лицевую, изнаночную стороны ткани, рабочие приёмы. Пользуясь техническими условиями учащиеся делают вывод о качестве выполнения шва.

        Непроизвольная информация запоминается намного лучше, чем произвольная. Поэтому применяемые дидактические средства и методические приёмы должны давать возможность максимально использовать в первую очередь непроизвольную память. Для этого необходимы нестандартность в предъявлении информации, занимательность, разнообразие деятельности учащихся, проявление ими самостоятельности и творчества.

Пример.

Тема по материаловедению «Ткань. Изготовление ткани». Можно было бы всё объяснить и показать. Но я раздаю учащимся небольшие кусочки плотной ткани полотняного переплетения (лучше льняные). И начинается исследовательская работа и ребята сами отвечают на все вопросы (вытаскивая нитки из кусочка ткани, делают вывод, что оказывается ткань состоит из ниток, которые переплетаются между собой очень плотно; расщепляя нить, видят, что она состоит из нескольких ниток и т. д.).

Для того, чтобы восприятие было эффективным, требуется ориентация на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования в будущей профессиональной деятельности. Это значит, что у мастера производственного обучения должны быть сформулированы ближние и дальние познавательные цели.

Пример.

Знакомя учащихся с программными изделиями, которые они будут отшивать (юбка, брюки, блузка), обозначаю ближние цели.

А экскурсия на предприятие способствует тому, что учащиеся видят перспективу своей будущей работы. Это уже дальние цели.

         Большую помощь при изучении темы оказывает использование опорного конспекта, так как учащиеся конкретно видят, что им нужно знать и уметь выполнять при изучении той или иной темы (см. приложение 1).

        Концентрация как этап переработки информации предполагает сосредоточение внимания на изучаемом м выявлении наиболее значимых свойств (характеристик).

Пример.

При выполнении двойного шва припуск на шов оказался на лицевой стороне работы. Почему? Потому что детали неверно были сложены первоначально.

        Повторение – процесс необходимый для закрепления информации в памяти. При повторении лучше всего организовать самостоятельную работу.

Большим подспорьем служит инструкционная карта по выполнению работы. (приложение 2).

        Забывание – процесс уменьшения возможности воспроизведения известной ранее информации. Забывание зависит от степени значимости и осознанности воспринимаемой информации, её объёма и содержания, а так же от включённости в деятельность ученика.

        Припоминание – умственное действие, связанное с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Невозможность припомнить учебный материал не всегда обозначает, что он забыт. Забывается конкретная его форма, но не весь материал. Поэтому, иногда необходимо напомнить ключевое слово, ключевые моменты информации, способствующие её восстановлению.

Пример.

Нужно назвать шов, который выполняется в два приёма. Причём, первая строчка выполняется по лицевой стороне.  (Ответ - двойной).

        В профессиональной деятельности рабочему необходимо владеть умениями на основе знаний комплексного характера, знаний, выступающих в синтезированном или трансформированном виде. Поэтому в процессе обучения у учащихся надо формировать умение связывать и направлять в одно русло знания, полученные при изучении разных предметов, разных тем. Наилучшим образом этому будут способствовать задания проблемно – производственного характера, для выполнения которых от учащихся требуется умение применять полученные знания на практике, в нетиповых ситуациях, в новых условиях.

Пример.

Самостоятельная работа. Задание – выполнить стачной шов.

1. Выбрать детали;

2. определить волокнистый состав;

3. Подобрать иглу, нитки в соответствии с выбранными деталями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Формирование у учащихся интереса к своей профессии в процессе производственного обучения

Трудовое воспитание несовершеннолетних осужденных в нашем колонии имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходится иметь Дело с девушками преступниками, многие из которых не п...

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

«Скажи мне и я забуду    Покажи мне и я запомню    Вовлеки меня и я научусь»                        ...

Формирование профессионального творческого мышления на уроках производственного обучения

Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как...

Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»

Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...

Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов ГБПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»

Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов  ГБПОУ РК «...

«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения

Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...