Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»
статья на тему

Колядова Наталья Валерьевна

 

  «Скажи мне и я забуду

    Покажи мне и я запомню

    Вовлеки меня и я научусь»

                                   Конфуций

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

       Сегодня  система образования переживает модернизацию. Процессы модернизации направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества. Выпускник образовательного учреждения  XXI века должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и обладать такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях жизни.

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Я работаю мастером производственного обучения, и своей главной задачей, считаю – научить. Научить подростка работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. В своей деятельности стараюсь придерживаться  принципа, сформулированного А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему.

 Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках производственного обучения, в ходе которого у студентов формируются профессиональные компетенции на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.

Урок производственного обучения и на современном этапе остается основной формой организации производственного обучения. Одним из важнейших моментов формирования компетенции на уроке п/о является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений  и реализуется через применение разнообразных  приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих. Для этого на I курсе, как одну из форм внеклассного мероприятия, использую экскурсию на производство. Цель первой экскурсии – показать и дать учащимся представление об избранной профессии. Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной специальности. Большинство ребят приходят в наш техникум с неосознанным выбором, а по совету родителей, знакомых. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении. Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с современным станочным оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства, видят конечный результат труда большого коллектива и у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими профессии.

На смену традиционным методам обучения пришли современные образовательные технологии, поэтому на уроках п/о стараюсь использовать элементы различных  «педагогических технологий». Проведение уроков производственного обучения с применением информационных технологий способствует повышению эффективности учебного процесса. Кроме этого стараюсь проводить уроки с элементами деловой игры, например, имитирую производственный цех, назначаю бригадира, инженера-технолога, рабочих, перед студентами ставлю производственную задачу. Они сами проводят планерку, и бригадир распределяет производственные задачи: технологу – разработать технологический процесс изготовления детали, а рабочие должны по нему изготовить эту деталь и.д. Попадая в условия конкретной производственной деятельности, каждый обучающийся несет ответственность за порученное дело, происходит обучение через собственный опыт. Моя задача - дать почувствовать студентам, что их профессиональная и жизненная успешность реальна и достижима, но лишь при их активной личной заинтересованности и приложении определенных усилий. Нестандартные уроки производственного обучения направлены на развитие любознательности обучающихся, мотивации их деятельности, осознания необходимости использовать полученные и добываемые самостоятельно знания и умения для будущей деятельности, способствуют развитию логического и технологического мышления. Одним из методических приемов развития такого «технологического мышления» является решение технологических задач.

На уроках  производственного обучения практикую методику анализа производственных ситуаций  и решение  профессиональных задач. 

Анализируя результаты уроков, проведённых на основе модульной технологии можно сказать следующее - это непрерывное развитии не только памяти, но и профессионального мышления студентов. Выражается это в том, что обучающиеся от урока к уроку начинают выполнять предлагаемые профессиональные задания более быстро, точно, иногда, даже оригинально. Причём эти задания могут быть как ординарные, так и неординарные.

Что касается методики обучения, ориентированного на действие, то она рассматривает выполнение каждого вида профессиональной деятельности в виде цикла фаз: информирование, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценка. Это потребовало подбора методов, организационных форм и средств обучения, выстраиваемых в определённом порядке. Построение урока, вместо традиционных структурных элементов (сообщение темы и цели, актуализация опорных знаний, умений, и т.д.) включает структурные элементы, соответствующие фазам полного рабочего действия.

Урок должен предусматривать развитие творческих способностей обучающихся. Стараюсь проводить уроки с элементами конкурсов профессионального мастерства, это прививает интерес к профессии, развивает компетенции самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Обучающиеся самостоятельно ищут материал, что активизирует их познавательную деятельность. Уроки – конкурсы позволяют реализовать следующие педагогические цели: пробудить у студентов интерес к учению, углубить их знания с помощью дополнительных источников информации, подвести к осознанию гордости за свою профессию.

В своей работе большое внимание уделяю воспитательной работе, т.к., согласно ФГОС нового поколения мы должны формировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но и ряд общих компетенций, направленных на воспитание высоконравственной личности. Провожу в группе классные часы, посвященные патриотическому, эстетическому воспитанию, встречи со специалистами, во время которых подростки черпают информацию о здоровом образе жизни. Участвуем в спортивных мероприятиях. И конечно проводим классные часы профессиональной направленности, декадники по профессии и конкурсы профессионального мастерства.

Считаю, что использование  на занятиях производственного обучения деятельностных технологий обучения, метода анализа производственных ситуаций и решения профессиональных задач, способствует у студентов   формирования первоначального профессионального опыта,  профессиональных компетенции, а значит,  повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

С уважением Н.В. Колядова

 мастер п/о.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Башмаков, А. И. Интеллектуальные         иформационные технологии: учеб. пособие / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.-304 с.
  2. Модернизация образования: хрестоматия / под. ред. А. В. Козырева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - Ч. 2. - 68 с.
  3. Новиков, А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 2012. - С. 24.
  4. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч. заведениях: учебное пособие для преп. учреждений ср. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...

Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики

Дано понятие компетенции, профессиональных компетенций, показаны профессиональные компетенции у машинистов кранов металлургического производства и дано формирование профессиональных компетенций на при...

Развитие профессиональных компетенций на уроках производственного обучения.

Компетентность – это уровень профессиональных знаний и навыков, который определяет текущую результативность. Компетентность измеряется при помощи оценки достижения результатов работы. Компетенции же о...

Открытый урок Группа: № 11 по профессии «Токарь-универсал» Тема урока: Резьба: виды, технологический процесс, дефекты.

Открытый урок   Группа: № 11 по профессии «Токарь-универсал»Тема урока: Резьба: виды, технологический процесс, дефекты.Место темы урока в рабочей программе: ПМ 01 «Токарная обработка заготов...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии среднего профессионального образования 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства

Тема программы: Сборка изделий из древесины и древесных материалов. Тема урока: Сборка шкафадвухстворчатого из ЛДСП. Вид урока: урок-конкурс...