Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей
статья по теме

Плаксина Валентина Александровна

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков (компетентность), а был способен реализовать их в профессиональной деятельности (компетенция).

Ключевые слова: компетенции, производственная практика, успешное усвоение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plaksina_va_statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377.031

Плаксина В.А.

ГБОУ ПОО "Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко",

Россия, Магнитогорск

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Аннотация:  Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков (компетентность), а был способен реализовать их в профессиональной деятельности (компетенция).

Ключевые слова: компетенции, производственная практика, успешное усвоение.

Развитие промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, информационных технологий и систем автоматизации требует от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

В связи с этим,  Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов: «обладание чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора решений; готовность к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры». Именно эти качества специалиста сегодня являются критериями профессиональной компетентности выпускников учреждений среднего профессионального образования технического профиля и частью социального заказа общества.

Наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация начального профессионального образования на взаимодействие с предприятиями по рациональной организации производственной практики студентов для формирования их профессиональной компетентности.

 «Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности. [1]

Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять свои знания на практике, а также умения и опыт для плодотворной профессиональной деятельности.

 Она достигается воспитанием разносторонней личности, владеющей современными технологиями, способной самостоятельно находить необходимую информацию, принимать решения и нести ответственность за полученный результат.

Федеральным государственным стандартом по профессии 210801.01 оператор связи определены следующие общие компетенции выпускника: [2]

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Профессиональную компетентность необходимо развивать уже с самого начала обучения.

Первоначальным звеном в практической подготовки специалистов из студентов колледжей являются лабораторно-практические работы, которые направлены на: закрепление теоретических знаний, а также  формирование у обучающихся практических профессиональных умений.

Рассмотрим подробно пример формирования общих и профессиональных компетенций по профессии оператор связи на примере ПМ.01 «Прием, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформлений почтовых операций». [2] В задачи модуля входит формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1Соблюдать порядок контроля, обработки. Отправки, вручения почтовых отправлений с уведомлением о вручении, с наложенным платежом.

ПК 1.2. Соблюдать порядок приема, обработки. Направлений отправки, выдачи и контроля внутренних и международных почтовых отправлений, «Отправлений 1 класса», интерактивных почтовых отправлений.

ПК 1.3.Обеспечить работу контрольно-кассовых машин при оформлении переводных и почтово-кассовых операций и других услуг, соблюдая инструкции по эксплуатации..

ПК 1.4. Осуществлять и оценивать механизированный и автоматизированный процесс обработки почтовых отправлений.

 Для того, чтоб плавно подойти к формированию профессиональных компетенций  при прохождении учебной и производственной практики, необходимо формировать их на занятиях теоретического блока.

В учебном блоке равномерно распределены теоретический материал, направленный на формирование знаний, и лабораторно-практические занятия, способствующие закреплению полученных теоретических знаний .

Примером проблемной ситуации является вручение посылок в отделениях почтовой связи, в которой изначально присутствует ошибка ( нарушена внешняя оболочка посылки).

 Студент должен составить алгоритм трудовых действий при возникшей нестандартной ситуации. При решении этого вопроса возникает острая необходимость применения знаний теоретического блока.

 Примером такого упражнения является знание  инструкций по выдаче посылок с нарушенной целостностью.

Для успешного формирования компетенций у студентов педагог должен, в свою очередь, сам обладать рядом педагогических компетенций: предоставлять должен дать возможность всем обучающимся обращаться к преподавателю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи, находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося; анализировать причины поступков и поведения обучающихся; организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока; сохранять самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой; добиваться понимания обучающимися целей и задач урока и др. [3]

На занятиях студенты систематически отвечают на вопросы входного или итогового тестов, принимают участие в  создании презентаций по каждой теме  урока, демонстрируют алгоритм трудовых действий при выполнении производственного задания  согласно перечню профессионального модуля, поясняют  достоинства и недостатки выступлений товарищей.  

Каким же образом происходит формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций через практику, как необходимое условие успешного усвоения студентами программы профессиональных модулей?

На учебной практике – это формирование готовности к освоению обучающимися общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта.

На производственной практике – это  развитие общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей.

На преддипломной – это  окончательное формирование общих и профессиональных компетенций, проверка готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности.

По итогам каждого профессионального модуля студенты сдают экзамены или дифференцированный зачет. [3]

Положительный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью обучающихся в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.

Основным заказчиком компетентного подхода являются прежде всего работодатели. Каким же хотят видеть выпускника колледжа наши работодатели сегодня?

Мной были проанализированы отзывы начальников почтовых отделений - руководителей производственной практики. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были выделены существенные пункты, касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:

коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с заказчиком);

проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);

кооперативной (умение работать в команде);

информационной (умение представить результат деятельности).

В заключении следует отметить, что мастер производственного обучения в процессе работы направляет познавательную деятельность студента. Совместная работа повышает профессионализм педагога, а студент нарабатывает профессиональные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем при  работе в отделениях связи. Мастерство преподавателя должно проявиться в том, чтобы студент, постигая секреты своей будущей профессии, не испугался трудностей, смело применял теоретические и практические знания, при необходимости применял коммуникативные навыки и обращался  за помощью к более опытному наставнику.

Список используемых источников:

  1. Методы формирования профессиональных компетенций // Адрес в сети Интернет:  http://www.informio.ru/
  2. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 876 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 210801.01 Оператор связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29553)
  3. В. В. Епифанов, О. А. Петрова Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза: Материалы первой региональной научно-практической конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

«Скажи мне и я забуду    Покажи мне и я запомню    Вовлеки меня и я научусь»                        ...

Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики

Дано понятие компетенции, профессиональных компетенций, показаны профессиональные компетенции у машинистов кранов металлургического производства и дано формирование профессиональных компетенций на при...

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по прохождению производственной практики и оформлению отчета по ПП 02 производственного модуля ПМ.02 «Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по прохождению производственной практикии оформлению отчета по ПП 02 производственного модуля ПМ.02«Организация процесса приготовления и приготовление сложной хо...

«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»

Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезн...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...

Статья "Содержание и организация производственной практики как завершающий этап успешного формирования профессиональных компетенций.

В этой статье описываю этап  моей работы с обучающимися на обьектах города,процесс устройства, техника безопасности и в заключении характиристика на выпуск. Затем устройство на работу на обьекты ...