«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»
статья

Николай Максимов

Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.

Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезным экзаменатором, и случается так, что выпускник, показавший в период обучения хорошие результаты, оказывается без работы, не сумев адаптироваться к новым условиям, сориентироваться в потоке информации и требований, применить полученные знания в практической деятельности. Одной из причин является отсутствие достаточной гибкости мышления, способности самостоятельно находить в конкретной ситуации правильные решения, применять свои творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сестрорецкий лицей имени С.И.Мосина»

        

Статья

«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»

мастер производственного обучения

Максимов Николай Сергеевич

2018

Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.

Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезным экзаменатором, и случается так, что выпускник, показавший в период обучения хорошие результаты, оказывается без работы, не сумев адаптироваться к новым условиям, сориентироваться в потоке информации и требований, применить полученные знания в практической деятельности. Одной из причин является отсутствие достаточной гибкости мышления, способности самостоятельно находить в конкретной ситуации правильные решения, применять свои творческие способности.

Развитие индивидуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения, в которых обучающийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний, а не изучает «предмет ради предмета», когда он востребован и оценен. Только тогда формируется его интеллектуально - познавательная активность, уверенность в своих силах.

Для решения задачи на уроках учебной практики я стараюсь создать особый микроклимат, взаимопонимание, взаимоуважение и доброжелательные отношения с обучающимися. Использую принципы индивидуального подхода, объективной оценки их профессиональной деятельности с помощью разнообразных форм и методов активизации их познавательной деятельности.

Считаю более оптимальным сочетание индивидуальной и коллективной формы работы на учебной практике.

При подготовке к учебной практике выбираю пути сочетания различных форм, методов и средств обучения.

Например:

Методы активизации учебной деятельности:

  •  использование проблемных и поисковых ситуаций;
  •  коллективный метод поиска решений;
  •  дидактическая игра (непосредственная связь с действительностью).

По уровню познавательной деятельности:

  •  использую элементы игры, работу в группах;
  •  провожу викторины, уроки-практикумы, наглядно-иллюстрированные (с использованием плакатов, макетов, ОНП в цветовой гамме);
  •  практические, самостоятельные работы, тесты.

По источнику информации - словесный (актуализация опорных знаний); метод проверки умений и навыков (фронтальный и индивидуальный опрос), наглядно-демонстративный.

На занятии я вовлекаю обучающихся в трудовую деятельность, с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения и применения ими знаний в любой ситуации, провожу конкурсы профессионального мастерства.

Мною разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства по профессии «Автомеханик».

Методические рекомендации содержат следующие разделы:

  •  пояснительная записка;
  •  введение;
  •  общие положения;
  •  цели и задачи;
  •  участники конкурса;
  •  организация и проведение конкурса;
  •  подведение итогов и награждение победителей.

В разделе «Общие положения» предусматривается:        

 порядок проведения конкурсов профессионального мастерства, содержание (ход) конкурсов, требования, предъявляемые к участникам (теоретическая и практическая подготовка, творческая активность, владение профессиональными терминами и определениями, умение на практике применять полученные знания, умения, навыки.

В разделе «Цели и задачи конкурса» обозначена основная цель проведения конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства - повышение качества профессиональной подготовки молодых рабочих;

задачи конкурса, одна из которых - формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы.

В разделе «Организация и проведение конкурса» дается описание содержания и порядка проведения конкурсов.

Конкурсные задания состоят из трех этапов: 1.2- отборочные, 3 этап — финальный.

На 1 этапе предусматривается решение теоретических задач (тесты, кроссворды, ответы на поставленные вопросы).

  1.  этап - практический. Здесь предлагается учащимся выполнение практических заданий (ремонт тормозного механизма).

По итогам отборочных туров (1 и 2) для участия в 3 (заключительном) этапе конкурса членами жюри отбираются 6 человек, набравшие наибольшее количество баллов.

  1.  этап - практический с повышенным уровнем сложности. На данном этапе участникам предлагается самостоятельное выполнение тех или иных технологических операций.

Специфика практических заданий определяется профессиональной направленностью. Задания включают обязательный материал по отработке и закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках учебной практики (уроках производственного обучения).

Мы часто говорим «профессионал». И сразу возникает уважение к тому, о ком это сказано. Это словно высшая оценка независимо от того, кто он: автомеханик, столяр, сварщик, менеджер,... На профессионалах держится мир.

Проведение конкурсов - это традиция, которой Лицей следует из года в год. Конкурсы, олимпиады профессионального мастерства проводятся с целью повышения качества профессионального образования и выявления творческих и талантливых обучающихся.

На конкурсах (олимпиадах) профессионального мастерства обучающиеся учатся приобретать знания, учатся работать, учатся жить вместе (формировать в себе устойчивую систему эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, сознавать себя членом общества).

Организацией и проведением конкурсов мастера производственного обучения хотят подчеркнуть важность главного требования к работнику в любой сфере: он должен чувствовать ответственность за свое дело и уметь делать свою работу наилучшим образом.

Современному производству нужны специалисты инициативные, способные внести новые идеи.

Считаю, что методические рекомендации будут интересны        и

полезны как мастерам производственного обучения, так и преподавателям специальных дисциплин, которые решают основные задачи профессионального образования, в том числе формирование профессиональных компетенций обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

Педсовет «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного и теоретического обучения».

Педагогический процесс в учебных заведениях НПО призван обеспечить процесс развития компетентного специалиста, «владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности ...

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...