Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Аверина Елена Петровна

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАОУ НПО СО «СПУ – интернат для инвалидов»

Тема: «Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                    Методист

                                                                                  Аверина Елена Петровна

2014 г.

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения, его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.

Сегодня мы  рассматриваем  одну из важнейших педагогических проблем - роль урока производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы.  Следовательно организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

      На современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах и обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формирование профессиональных компетенций учащегося начинается с организации его труда в мастерской, организации его индивидуального рабочего места с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в мастерской. Для этого с первого же дня занятий с учащимися проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже урока п/о. Мастер приучает учащегося к порядку, формируя у него необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность и дисциплину труда.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие продолжается 6 часов);

б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в) методическом, преобладающую часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся

г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим.)

Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.

Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.

     Основная цель мастера производственного обучения – доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, показать наглядно приёмы работы, при необходимости осуществить повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор- в зависимости от того каковы особенности восприятия данного показа у учащихся),а также , применяя различные технологии и методы обучения, научить учащегося самостоятельному выполнению операций, то есть сформировать у него профессиональные компетенции будущего специалиста.

     Средством достижения главной цели мастера производственного обучения служат применяемые мастером п/о в СПУ – интернате различные педагогические технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Технологии личностно-ориентированного образования

     Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект  субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.

Методической основой технологии личностно ориентированного образования является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Условия эффективности педагогической технологии: создание оптимальных условий для возможности учащихся развивать себя; накопление банка данных о формирующихся у учащихся индивидуальном опыте  в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. При разработке и проведении уроков мастер п/о  старается обеспечить права каждого учащегося  на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Личностно - ориентированные ситуации органично связаны с методами и приёмами организации познавательной деятельности. Это приёмы проблемно-поисковые, исследовательские, методы диалогического общения. Формы учебных занятий также разнообразны (наряду с обычными и нетрадиционными уроками (урок-игра, урок-театр и т.п.) вводятся учебные-занятия-поиски, занятия –исследования (уроки-мастерские), семинары, интегрированные уроки, обобщающие семинары.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие подходы в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп учащихся  на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения ( в данном случае- училище-интернат).

Индивидуальный подход — распределение учащихся  по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого учащегося, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный мастер производственного обучения, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

     Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность мастера  выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения мастер п/о - учащийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.  При подготовке и проведении личностно ориентированного урока мастер п/о  должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план учащегося, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого учащегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь наши учащиеся, как известно, разные, не только по своему общеобразовательному уровню подготовки, специфике заболевания,  но и опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность учащегося, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Игровые технологии на уроках производственного обучения

Человеческая культура возникла
и развивается в игре, как игра.
Й. Хейзинга

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Учебно-технологическая игра – это имитационная модель профессиональной деятельности,  в процессе которой технология игры адекватна технологии учебно-трудовых действий будущих специалистов.

Особенности учебно-технологических игр.

  1. Логическая связь содержания, технологии организации и проведения игры с реальным технологическим процессом производства определенного вида продукции.
  2. Разнообразие деятельности учащихся в режиме погружения в технологию производства и производственные отношения, что способствует повышению интереса к учению, формированию положительной мотивации.
  3. Обязательное наличие элементов профессионального творчества и творческой активности, что способствует развитию учащихся.
  4. Наглядность и продуктивность результатов профессиональной деятельности.

     Как результат применения игровых технологий – они способствуют запоминанию действий, усвоению навыков, точному воспроизведению действий мастера п\о и самостоятельному выполнению операций учащимся.

    Базовыми при подготовке специалистов являются следующие разновидности игр:

- Организационно - деятельностные – ориентированы на разработку и освоение принципиально новых направлений и специальностей, на решение проблем, а также на разработку программ развития;

- Деловые – ориентированные на освоение норм и правил, на решение задач в штатных ситуациях;

- Ролевые - игры, ориентированные на освоение ролевых и позиционных особенностей организационно - управленческой деятельности и развитие коммуникативности в различных ситуациях.

Отдельные игровые моменты на уроках п/о в училище-интернате стали неотъемлемой частью уроков производственного обучения. Их применяют на уроках п/о все мастера групп швейного, обувного профиля и операторы ЭВ и ВМ.

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

   Ещё древний учёный Сократ говорил «Здоровье - это не всё, но всё без здоровья – ничто».

     На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья существенное влияние оказывают факторы биологического риска,  условия окружающей среды (в том числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия обучения в училище - интернате), а также отсутствие психологических установок на здоровый образ жизни.

     Необходимость создания в училище целенаправленной работы по здоровье сберегающим технологиям стала составной частью и отличительной особенностью воспитательно – образовательного процесса в СПУ – интернате для инвалидов

     Именно благодаря этой здоровье сберегающей деятельности мы сможем решить основные проблемы.

 Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым учащийся с ограниченными возможностями  приходит в наше учреждение. А во- вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет, спиртных напитков или наркотиков.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения -

обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы здоровье сберегающих технологий.

     В своей практике мастера п/о  используют различные методы здоровье сберегающих технологий.

     Под методами здоровье сберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

  • перцептивный (рассказ, беседы, лекции, дискуссии);
  • соревновательный метод;
  • практический метод;
  • активные методы обучения;
  • методы программированного обучения;
  •  познавательная игра;
  • обучающий контроль;
  • игровой метод;
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы.

     Организация учебного процесса  в учебных мастерских при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на материально-техническом оснащении мастерских с учётом особенностей заболеваний обучаемого контингента учащихся.

     При этом учитывая специфику обучаемых в швейных мастерских практически у всех швейных машин регулируется высота крепления крышки стола (это удобно для обучения лиц разного роста с различными заболеваниями). Стул учащегося также регулируется по высоте сидения.

 

     При заболеваниях рук (ДЦП и другие болезни) и невозможности учащемуся вручную регулировать прижимную лапку швейной машины, на всех швейных машинах предусмотрен механизм ножного подъёма лапки. При это положение педали также может быть отрегулировано по высоте под конкретного учащегося.

Таким образом, в училище – интернате для инвалидов основными направлениями здоровье сберегающих технологий являются:

  • формирование знаний о здоровье
  • формирование мотивации на здоровый образ жизни

  • формирование и обучение различным формам и методам здорового образа жизни через предметы основного цикла, уроки производственного обучения и внеурочные формы деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья АВТОР РАБОТЫ : Аверина Е.П.

Слайд 2

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ П/О ЗАКЛЮЧЕНА В СЛЕДУЮЩИХ ФАКТОРАХ :

Слайд 3

- ВРЕМЕННОЙ (занятие длится 6 часов) - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ (в процессе ведения урока производятся материальные ценности - конечный практический результат урока) - МЕТОДИЧЕСКИЙ (специфичность проведения мастером занятий с каждым учащимся при общем руководстве деятельностью учебной группы) - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (необходимо создание условий, обеспечивающих работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим.)

Слайд 4

Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы мастера п/о как с сильными, так и со слабыми учащими ся

Слайд 5

ЦЕЛИ УРОКА П/О: На основе полученных теоретических знаний освоить движения, приёмы и способы выполнения действий и операций, необходимых для последующего формирования у учащегося навыков и умений для дальнейшего самостоятельного выполнения производственных работ по своей профессии

Слайд 6

Основная цель учащегося- не запоминание информации, а умение переработать её и применить на практике

Слайд 7

Основная цель мастера производственного обучения - Доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, показать наглядно приёмы работы, при необходимости осуществить повтор показа приёмов работы , а также применяя различные технологии обучения, научить учащегося самостоятельному выполнению операций, то есть, сформировать у него профессиональные компетенции будущего специалиста

Слайд 8

Средством достижения данной цели служат применяемые ма стерами п/о в СПУ – интернате для инвалидов на уроках производственного обучения различные педагогические технологии

Слайд 9

Технология личностно – ориентированного образования

Слайд 10

1.1. Разноуровневый подход 1.2. Дифференцированный подход 1.3. Индивидуальный подход 1.4. Субъектно-личностный подход

Слайд 11

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 12

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ Логическая связь содержания игры с реальным производственным процессом Формирование положительной мотивации у учащихся как результат разнообразия деятельности на уроке Наличие элементов профессионального творчества Повышение творческой активности учащихся , что способствует их развитию Наглядность результатов профессиональной деятельности Продуктивность результатов профессиональной деятельности ЗАПОМИНАНИЕ ДЕЙСТВИЙ УСВОЕНИЕ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Слайд 13

Базовыми при подготовке специалистов на уроках п/о являются игры: 1.Организационно-деятельностные 2.Деловые 3.Ролевые

Слайд 14

Игровые моменты на уроках п/о – неотъемлемая часть урока при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 15

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ на уроках п/о

Слайд 16

«Здоровье-это не всё, но всё без здоровья - ничто». /СОКРАТ/

Слайд 17

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания навыки в реальной жизни.

Слайд 18

МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Слайд 19

Перцептивный - (рассказ, беседы, лекции, дискуссии); Соревновательный метод; практический метод; активные методы обучения; методы программированного обучения ; познавательная игра ; обучающий контроль ; игровой метод; воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Слайд 21

Организация учебного процесса базируется на материально –техническом оснащении мастерских . При этом с учётом специфики обучаемого контингента в швейных мастерских у всех швейных машин регулируется высота крепления крышки стола( удобно для лиц разного роста с различными заболеваниями). Стул учащегося также регулируется по высоте сидения.

Слайд 22

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАСТЕРСКИХ СПУ - ИНТЕРНАТА

Слайд 23

При заболеваниях рук и (ДЦП и др. болезни) и невозможности учащемуся вручную регулировать прижимную лапку швейной машины на всех швейных машинах предусмотрен ножной подъём прижимной лапки. При этом педаль также может быть отрегулирована по высоте для конкретного учащегося.

Слайд 25

Основные направления здоровье сберегающих технологий в СПУ-интернате: формирование знаний о здоровье; формирование мотивации на здоровый образ жизни,; формирование и обучение различным формам и методам технологий здорового образа жизни через предметы основного цикла, уроки производственного обучения и внеурочные формы деятельности.

Слайд 26

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сценарий урока производственного обучения Профессия 19727 Штукатур для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)

Тема программы: Освоение приемов штукатурных работ.Тема урока: Нанесение основного слоя штукатурки (грунта) с разравниванием.Цель урока:Обучающая: Научиться  наносить основной слоя штукатурки (гр...

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

«Формирование профессионально-трудовых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как обеспече-ние социальной адаптации и содействия в трудоустройстве»

Основной задачей профессионального образовательного учреждения является подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувс...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

hellip;Человечество победит раньше или позже и слепоту иглухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победитих в социальном и педагогическом плане, чем в планемедицинском и биологическом.Л. С. Выготск...

Отзыв ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Краткий отзыв о посещенном вебинаре "Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" В данном отзыве рассказывается о профессиоанль...