«Формирование профессионально-трудовых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как обеспече-ние социальной адаптации и содействия в трудоустройстве»
статья на тему

Соловьева Марина Алексеевна

 Основной задачей профессионального образовательного учреждения является подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Получение профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_soloveva_m.a._1.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование профессионально-трудовых компетенций

 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как обеспечение социальной адаптации и содействия в трудоустройстве»

(доклад мастера п/о  ГПОУ ТО «Болоховский машиностроительный техникум» Соловьевой М.А. (Региональный круглый стол, 26.04.2018)

 Основной задачей профессионального образовательного учреждения является подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Получение профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Обеспечение доступности образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения качества образования -  важнейшая задача и нашего техникума.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучающегося не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе активнее используются инновационные педагогические технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.

На выбор педагогических технологий применяемых в обучении на каждом конкретном этапе, влияют такие факторы, как:

- приоритетность целей образования;

- специфика содержания обучения (учебного материала);

- состав обучающихся (их уровень развития и подготовленности; мотивация учебной деятельности и направленность интересов, количество обучающихся, их возраст);

- уровень развития технической оснащенности учебного процесса.

В связи с этим, от педагога требуется особое внимание к личности обучающегося, основанное на знании того, как он может повести себя в той или иной ситуации, какова будет его реакция на успех, неудачу, затруднения при выполнении задания, умения находить выход из любой затруднительной ситуации, чтобы не спровоцировать агрессивное поведение обучающихся, настроить их на учебную деятельность.

К сожалению, рычагов воздействия на таких обучающихся у нас нет, кроме педагогического опыта и такта, ведь в соответствии с ч. 5 ст. 43 «Закона об образовании в РФ» меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

        Для эффективного проведения уроков теоретического и производственного обучения мы используем ряд педагогических технологий:

       Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются педагогами нашего коллектива, как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

Данные технологии применяем на протяжении всего урока, проводя «пятиминутки» на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы, создавая комфортные условия для работы (включая спокойную музыку). Во время вводного занятия мастера п/о проводят с обучающимися комплекс упражнений для разогрева суставов и мышц. При проведении уроков чередуем умственную и практическую деятельность, преподаем материал небольшими дозами, используем интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности. Если для обучающихся с ОВЗ создан комфорт на уроках, то они ведут себя спокойно, уравновешено, адекватно.

     Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия преподавателя с другими участниками образовательного процесса. На своих уроках педагоги стараются активно использовать полученные обучающимися знания: обучающихся вовлекают в подготовку мероприятий и уроков с использованием Интернет - ресурсов.

Активно используются компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В учебно – воспитательном процессе мы используем:

- мультимедиа презентации на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях;

- тестовые технологии (презентации);

- компьютерные тренажеры;

- аудиовизуальные технологии.

При отсутствии необходимых видеоматериалов педагоги сами снимают видеоролики. Между преподавателями специальных дисциплин и информатики проводятся интегрированные (бинарные) уроки, на которых осуществляются межпредметные связи. Это является одним из важнейших условий для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков. Так же интегрированные уроки проводятся между мастерами п/о и преподавателями специальных дисциплин, так как в подготовке квалифицированных рабочих особое значение имеет связь теории и практики. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала. У обучающихся появляется заинтересованность и желание изучить данную тему, так как она связана с практической профессиональной деятельностью.

Модульная технология одна из форм проведения уроков производственного и теоретического обучения, которую используют как систему разработки отдельной темы, где учебный материал излагается блоком-модулем в простой доступной форме, и сопровождается подробными иллюстрациями, поэтому значительно облегчается изучение данной темы, развивается творческое мышление и интерес к изучению материала.

        Известно, что обучающиеся данной категории не умеют анализировать условия заданий, не понимают его значимости. Поэтому во избежание появления множества ошибок, изучаемый материал дается порционно: вначале сообщение обучающимся, для чего и почему им необходимо знать данный раздел программы, каковы его задачи и цели для овладения ими профессией, затем - объяснение темы, работа с опорными конспектами, закрепление с использованием инструкционных карт. Задания для домашней работы подбираются преподавателями таким образом, чтобы формировать навыки самообучения и самоорганизации.

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого мы включаем в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например:

• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;

• на словесно-логическое обобщение – «Какое блюдо описано, как это определили?»

• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».

На учебных занятиях в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. « - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание. - Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации обучающихся в однородные (гомогенные) группы. У преподавателя, мастера п/о появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается  уровень мотивации ученья. Педагоги тем самым взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Работа над проектом  дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. Обучающиеся  получают две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние обучающегося в процессе занятия.

Педагог должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Обучающиеся нашего техникума участвуют в чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью - Абилимпикс. Общество сейчас нацеливают на восприятие инвалидности не как изъяна, а как особенности и даже - преимущества. Привыкнуть к новой концепции непросто. Здесь потребна не только ломка стереотипов, но и реальные действия по убеждению, информации, мотивации, профориентации, образованию, трудоустройству… Собственно, это и есть задачи движения «Абилимпикс», которое меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует создание государством необходимых условий для получения доступного образования любого уровня и получение профессии и хорошей работы инвалидами.
Но самая главная проблема, которую они решили, - мотивация самих инвалидов. Они смогли показать людям с инвалидностью, что у них есть возможности и открытые дороги.

Таким образом, применение широкого спектра педагогических методов и приёмов, дает возможность нашему педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов в формировании профессионально-трудовых компетенций обучающихся  с ОВЗ, тем самым обеспечивая готовность к социальной адаптации и дальнейшему трудоустройству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Движение «Абилимпикс» в Республике Северная Осетия-Алания как средство успешной социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья

В системе профессионального образования РСО-А сейчас учится свыше ста ребят с ограниченными возможностями здоровья. Они находятся в авангарде современных новаций, ведь ежедневная борьба с самим собой ...

СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка на тему:  «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»

Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...

Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВПрограмма направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание ко...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...