Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья.
статья

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Программа направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание комплексной помощи в освоении образовательной программы. Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая носит название "сопровождение". Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.12.2018 г. № 804н/299/1154 "Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве"

Программа направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание комплексной помощи в освоении образовательной программы. Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая носит название "сопровождение". Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности студентов посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

 

Цель: организация коррекционно-образовательного процесса для студентов колледжа экономики и финансов, испытывающих трудности в учебной деятельности.

Задачи программы

— своевременное выявление подростков с трудностями адаптации;

— определение особых образовательных потребностей студентов, испытывающих трудности в обучении;

— создание условий, способствующих освоению подростками, испытывающими трудность в обучении образовательной программы;

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов;  организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся;

— создание условий развития потенциала учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Основные направления работы:

диагностическое направление: выявление студентов, испытывающих трудности в обучении;

коррекционно-развивающее направление: специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков подростков, испытывающих трудности в обучении;

консультативное направление: специальное сопровождение подростков, испытывающих трудности в обучении, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительское направление: разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление подростков, нуждающихся в специализированной помощи;

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— выявление психологических особенностей подростка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации подростка испытывающего трудности в обучении и в общении;

— разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом возрастных особенностей;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития подростка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность студента в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.

Информационно-просветительская работа предусматривает: 

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий подростков.

 

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

I этап (сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития подростков, определения специфики и их особых образовательных потребностей; решение педагогического совета о необходимости формирования психолого-педагогической комиссии для определения индивидуальной траектории обучения;

II этап (октябрь – март.) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении.

III этап (апрель.) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям подростка.

IV этап (май). Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения студентов, испытывающих трудности в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия – психологическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации программы – организация индивидуальной траектории обучения:

1. Индивидуальное обучение по адаптационному учебному плану;

2. Внеурочная индивидуальная или работа в группах с целью ликвидации пробелов знаний.

Рекомендуются следующие варианты реализации адаптированных образовательных программ:

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей;

- обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей;

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае возможно освоение им образовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин, предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей.

Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется колледжем экономики и финансов в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации.

Требования к условиям реализации программы 

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей студента; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровье сберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы педагога-психолога.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.

Информационное обеспечение:

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения подростков, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Система комплексного сопровождения студентов, испытывающих трудности в обучении.

 

Диагностическое направление

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития подростков, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогического сопровождения с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития.

 

Коррекционно-развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере подростков с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 

 Консультативное направление

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

 

Информационно – просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам доступности образования со всеми участниками образовательного процесса

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания массажа в педиатрической практике у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

  В статье описаны основные особенности преподавания массажа в педиатрической практике и даны краткие рекомендации для успешного освоения профессионального модуля....

СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка на тему:  «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...

Презентация на тему "Работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью"

Сообщение на ПМО "Информатика и ВТ" о методах работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) адаптированная «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья).Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработа...

Доклад "Адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе"

Понятие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья....

Преподавание английского языка студентам с ограниченными возможностями здоровья

В статье будут рассмотрены различные стратегии обучения, приспособления и ресурсы, которые могут быть использованы для эффективного преподавания английского языка учащимся с проблемами со здоровьем. О...