Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
методическая разработка

Храпова Елена Алексеевна

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Храпова Елена Алексеевна

ГКПОУ МО «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»,

 г. Сергиев Посад

Методическая разработка на тему:

Научно-методические подходы к  профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально-экономического техникума

 «Новое» законодательство об образовании отразило долгожданные изменения традиционных основ образования. В пятой статье закона говорится о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сергиево-Посадский социально-экономический техникум, дает возможность инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья получить профессиональное  образование.

Я познакомлю Вас с опытом работы  в группах инклюзии.

В техникуме преподаю четыре модуля по специальности «Социальная работа». Это, прежде всего, социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, где мы с обучающимися изучаем наряду с нормативными основаниями,  технологии социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. Весь методический материал:  рабочие программы, контрольно-оценочные средства, электронный учебно-методический комплекс, дидактический материал - разрабатывается с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

В процессе обучения  применяю современные инновационные технологии, дающие наибольшую эффективность в освоении учебного материала. Это такие технологии,  как:

- уровневой дифференциации обучения,

- сотрудничества (когда ценятся командная работа, коллективная выработка решений),

- личностно-ориентированные,

- само- и взаимопомощи, дифференцированного обучения лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития и аутизма.

Обучение по модулям строится на основе адаптированных образовательных программ, главной целью которых является перестроение учебного материала таким образом, чтобы его смогли усвоить обучающиеся с различными нозологическими формами заболеваний.

Важное место в образовательном процессе с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает проектная деятельность. В работе с такой категорией детей необходим четкий алгоритм работы над проектом и пошаговый план его реализации. Поэтому каждый проект это четко продуманная и кропотливая работа, как студентов, так и преподавателей. На мой взгляд,  основная деятельность как преподавателя совершается не на занятии, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и проектировании ситуации успешности профессионального обучения студентов. Педагогу необходимо подбирать оптимальные, наиболее эффективные методы и приемы работы с обучающимися, имеющими различные нозологические ограничения в здоровье, моделируя тактику реализации запланированного урока. Поэтому стараюсь вырабатывать не только стратегии обучения и воспитания (развитие личностных ресурсов каждого студента), но и модель своего поведения на уроке: чётко и точно формулировать задание; предусматривается возможность импровизации и варьирования практического материала.

Одно из основных требований, которые я предъявляю  к  учебному занятию – это учёт слабого внимания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на занятиях применяю разные виды деятельности:

- начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использую только в середине урока;

- чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

- использую сюрпризные, игровые моменты,  моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е.  деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

В зависимости от сложности изучаемой темы, стараюсь объяснять домашнее задание индивидуально или фронтально. А его проверку проводить поочерёдно или совместно со всей группой в зависимости от сложности задания. Выполнение домашнего задания оцениваю с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – часто эмоционально уязвимые люди. Они могут нормально жить и успешно обучаться только в спокойной, доброжелательной,  стабильной, а главное предсказуемой обстановке. На занятиях стараюсь создавать атмосферу доброжелательности.

В группе, где я преподаю модуль, обучаются и дети с нормальным физическим и умственным развитием. При построении занятия я учитываю, что «обычные» студенты выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время я в «упрощенном» варианте объясняю новую тему студентам, имеющим отклонения в развитии. Далее использую закрепление материала. Потом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья  выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время я проверяю задания, выполняемые «обычными» студентами.

Главным в практической деятельности педагога считаю формирование профессиональных компетенций в рабочих ситуациях, что позволяет достичь наибольшего усвоения практического материала.

В части изучения профессионального модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами» совместно с обучающимися был реализован проект  «С добром к пожилым», приуроченный ко Дню пожилого человека. В подготовку и реализацию данного проекта были привлечены все студентов. Тем самым удалось достичь работы студентов сначала с теорией, а затем реализации ее на практике. Задания по выполнению проекта  предлагались в соответствии со способностями студентов и с учетом нозологии.

Одним из самых сложных заданий именно для студентов с ограниченными возможностями здоровья стало проведение социологического опроса. Многие из них стеснительные, не имеющие активных навыков речевого общения, и зачастую просто имеющих страх перед другими людьми. Для таких студентов мы ограничили проведение опроса среди своих родственников и обучающихся техникума совместно с одним из одногруппников. Однако, одна из студенток, попробовав провести опрос один раз, в буквальном смысле не могла остановиться и провела опрос двадцати человек. Глаза ребенка светились от счастья.

Практико-ориентированный подход в инклюзивном профессиональном образовании выступает  одним из ключевых в подготовке будущих специалистов.  В этой связи не могла не наложить своего отпечатка на студентов поездка в комплексный центр социального обслуживания населения, где ребята воочию познакомились с профессией социального работника, его функционалом при работе с лицами пожилого возраста в условиях дневного пребывания в центре. Теоретическая отработка технологий и методов работы с пожилыми людьми в условиях учреждений дневного пребывания, как нельзя лучше нашла себя на практике при посещении Центра. Обучающиеся с удовольствие приняли участие вместе с пожилыми клиентами дневного отделения Центра в  занятиях по трудотерапии.

Оценка деятельности студентов также имеет большое значение, особенно для ощущения и понимания обучающимися с ограниченными возможностями здоровья своего успеха. Содержательно она может относиться не только результата в целом, а к каким-то отдельным элементам успешности обучения, эмоциональным переживаниям. Мониторинг результативности обучения студентов инклюзивной группы осуществляется через отслеживание средних баллов по практическим работам, выполнению тестов, умению правильно решить ситуационную задачу. Не могу не сказать о том, что большим достижением у студентов с ограниченными возможностями здоровья стало умение моделирования таких ситуационных задач с их последующим решением согласно разработанному алгоритму. Это позволило осуществить диагностирование сформированности профессиональных компетенций обучающихся на начальном этапе.  

Кроме того,  отслеживание развития общекультурных компетенций студентов с ограниченными возможностями здоровья позволяет создать полную картину развития обучающегося и оказать действенную помощь ему в обучении и  преодолении психологических проблем при изучении профессионального модуля.

С педагогической  точки зрения,  важной в инклюзивном профессиональном образовании является  применение технологий само- и взаимопомощи. На каждом учебном занятии у студентов формируются профессиональные компетенции по социальному сопровождению и оказанию социальной помощи людям,  Студенты с ОВЗ  сами подчас являются клиентами социальных служб в силу своих ограничений жизнедеятельности. И их профессиональные знания, умения, навыки  не могут не формироваться без само- и взаимопомощи. 

Так, студентка с расстройством психических свойств, по итогам второго курса успешно прошла производственную практику на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Руководитель практики отметила умение найти подход к «трудным» детям и организовать их деятельности. Студентка с нарушением опорно-двигательного аппарата в учебное время с удовольствием    оказывает помощь обучающимся со стойким нарушением психических свойств организма, начиная с элементарного сопровождения к медицинскому работнику и до помощи в обучении. Мне , как педагогу,  с профессиональной точки зрения, интересен этот феномен. Видя возможности каждого ребенка с ограничениями здоровья, в  начале изучения профессионального модуля,  и, понимая,  чего он смог достичь спустя месяцы, отмечу, что это колоссальные достижения, которые помогают ему шаг за шагом приблизиться к жизни в обществе и в профессии.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья реализация  принципов инклюзивного профессионального образования означает создание безбарьерной  образовательной среды. Без знания, понимания и применения  научно-методических подходов к инклюзивному профессиональном образовании не возможно  выстраивать гуманную модель образования, воспитывать молодое поколение будущих специалистов, формировать профессиональную культуру.

Завершу свое выступление  словами Петра Алексеевича Кропоткина,  который утверждал, что «люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так ещё до возникновения государства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

Методическая разработка викторины по русской литературе IXX – XX вв. «Литературный ринг» (в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин)

Открытое мероприятие «Литературный ринг» проводится в виде викторины по русской литературе 19 – 20 веков в рамках Недели общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин....

«Формирование профессионально-трудовых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как обеспече-ние социальной адаптации и содействия в трудоустройстве»

Основной задачей профессионального образовательного учреждения является подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувс...

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка на тему:  «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая разработка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для уроков практической подготовке (учебная практика) по теме: "Ознакомление со столовой посудой на предприятиях питания"

Методическая разработка содержит виды посуды, используемой на предприятии питания, требования, предъявляемые к столовой посуде, классификация посуды по материалу....

Методическая разработка для уроков практической подготовки (учебная практика) по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по теме "Безопасное использование моющих средств в пищевой промышленности.

Методическая разработка разработана для уроков практической подготовки (учебная практика) по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная...