Физическая культура для учащихся с ограниченными возможностями в Сысертском социально-экономическом техникуме "Родник"
статья на тему
Физическая культура с учащимися с поражениес опорно-двигательного аппарата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zhurnal.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЫСЕРТСКОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕХНИКЕ РОДНИК
Сысертский социальный экономический техникум «Родник» расположен в Сысертском районе в Свердловской области. Учащиеся получают образования по следующим специальностям бухгалтер-экономист, программист, швея. Во время обучения студенты занимаются физической культурой, ведь практика работы отечественных и зарубежных специалистов с инвалидами показывает, что наиболее действенным методом реабилитации инвалидов является реабилитация средствами физической культуры и спорта. Систематические занятия не только повышают адаптацию инвалидов к изменившимся жизненным условиям, расширяют их функциональные возможности, помогая оздоровлению организма, но и способствуют выработке координации деятельности опорно-двигательного аппарата, совершенствованию функции сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют их волю, возвращают травмированным людям чувство социальной полноценности. На уроках физического воспитания в техникуме решают следующие задачи:
- Общие: укрепление здоровья, улучшение физического развития,
совершенствование двигательных способностей, улучшение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды, формирование устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений.
- Коррекционные: нормализация двигательной деятельности заключается в восстановлении мышечной силы, предупреждение развития атрофии мышц, профилактике и лечении спастичности мышц, контрактур и деформации костно-суставного аппарата, выработке способности самостоятельного передвижения и навыков быстрого обслуживания.
- Специальные: создание стройной системы оптимальных объемов и режимов двигательной активности, способствующих развитию компенсаторных механизмов в организме инвалидов, восстановлению способности к манипулятивным действиям. Разработка нормативных требований, позволяющих оценить уровень развития двигательных способностей инвалидов, форм, методов и средств организации занятий по физической культуре. А также требовании к этим занятиям с учетом индивидуальных способностей, уровня и степени поражения опорно-двигательного аппарата.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ТЕХНИКУМЕ
Процесс физического воспитания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата состоит из 3 ступеней, характеризующих состояние двигательной сферы этих лиц. Каждая из ступеней представляет собой определенный качественный уровень двигательных способностей инвалидов:
- 1.Низкий уровень – отсутствует свободное безопорное передвижение (пользуется костылями или палкой);
- Средний уровень – передвигается свободно в медленном ритме;
- Высокий уровень – передвигается активно и уверенно.
Физическое воспитание включает в себя 3 взаимосвязанных раздела:
- Знания
- Умения и навыки
- Виды испытай и нормы
Раздел знаний состоит из 4-х тем:
- Физическая культура важнейший составной компонент жизнедеятельности человека.
- Физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов.
- Место физической культуры и спорта в решении проблемы социальной, бытовой и профессиональной реабилитации.
- Сознательное, активное отношение инвалидов к физическому воспитанию – фактор определяющий успех реабилитационных мероприятий.
Раздел умений предусматривает:
- Владение практическими навыками, применения различных средств и форм физической культуры в режиме учёбы, труда и отдыха
- Умения применять физические упражнения для коррекции двигательной сферы с целью обеспечения возможности бытовой и трудовой деятельности.
- Применение гигиенических и закаливающих процедур, средств самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых или самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Основными формами физического воспитания инвалидов являются:
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм и коррекционные упражнения с использованием методических материалов).
- Групповые занятия (уроки) физической культуры.
- Занятия в спортивных секциях по видам спорта.
- Инваспорт (организация и проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта среди инвалидов).
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится самостоятельно ежедневно до завтрака в течении 10-20 минут в зависимости от характера, степени и уровня патологии, функционального состояния и возраста инвалидов. Цель утренней зарядки – подготовка организма инвалида к переходу от состояния физиологического покоя к повседневным физическим нагрузкам, связанным с бытовыми и трудовыми видами деятельности.
Комплексы утренней гигиенической гимнастики состоят обычно из 8-10 упражнений, выполняемых по схеме:
- Потягивание, дыхательные упражнения
- Для улучшения мозгового кровообращения
- Для мышц рук верхнего плечевого пояса
- Для мышц туловища и спины
- Для мышц ног
- На точность и координацию движения
- Дыхательные
Дозировка упражнений зависит от пола, возраста, уровня и степени поражения опорно-двигательного аппарата, функционального состояния организма и от уровня физической подготовки.
Уроки физической культуры – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов.
Основные принципы проведения уроков физической культуры:
1.Четкая дифференция целей и задач урока (учитываются возможности, обеспечивающие восстановление мышечной силы и координации движений, выработку самостоятельного передвижения, развитие способности к манипулятивным действиям, совершенствование навыков бытового самообслуживания, нормализацию дыхания, приобретение и развитие новых двигательных навыков).
2. Дифференциация методики с применением гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.
3. Предлагаемые физические упражнения должны учитывать поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение мышечного тонуса, состоянием координации движений.
Особенно важными являются упражнения по восстановлению функции конечностей, развивающие способность к манипулятивным действиям.
4. Упражнения прикладного типа должны включать в себя систему обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения
а) с применением укороченных костылей
б) с использованием страхующих подвесов и резиновых бинтов
в) ходьба между параллельными брусьями
г) передвижение с помощью костылей, палочек
д) ходьба по лестнице, перешагивание через скамеечки, различной высоты, падение и вставание с использованием гимнастических матов.
ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ ПО ВИДАМ СПОРТА
Дают возможность инвалидам совершенствоваться в избранном виде спорта, позволяют расширять диапазон двигательной активности.
На занятиях изучается методика тренировки в данном виде спорта, техника выполнения упражнений, изучаются правила соревнований, добиваясь улучшения общей физической подготовки.
Инваспорт (организация и проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта).
Проведение соревнований на первенство УПЦ с учетом уровня подвижности:
- Кросс 300-500 м; 500-1000 м
- Прыжки в длину с места и с разбега
- Метания:
а) мяча
б) гранаты
в) копья
- Настольный теннис
- Бадминтон
- Шахматы
- Шашки
- Дартс (метание дротиков в мишень)
- Лыжи
- Весёлые старты
- Пионербол
- Сидячий волейбол
- Гиревой спорт
Учащиеся не только сами выступают в соревнованиях, но и привлекают в помощь руководителя физического воспитания для проведения соревнований. Они помогают готовить места проведения соревнований и обслуживают соревнования в качестве судей и секретарей.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ I-ой СТУПЕНИ
Легкая атлетика: у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, страдает походка. В процессе урока вырабатываются режимы ходьбы. На костылях – основной упор на кисти рук. Обучать попеременному разноименному шагу (двухопорная ходьба).
На протезе – научить выносить ногу вперед кратчайшим путём при минимальном перекосе тела.
ДЦП - дефекты:
- Фаза отталкивания совершается с недостаточной силой
- Отсутствует перекат стопы
- Нарушается равновесие в одноопорном положении
- Ходьба неритмичная, движения рук скованы
Вначале учащиеся учатся переносить центр тяжести с одной ноги на другую. Вводятся упражнения для улучшения равновесия(удержание корпуса при уменьшении площади опоры, фигурная ходьба, обучение плавным и внезапным поворотам во время ходьбы).
Ходьба с применение зрительного и слухового анализаторов: ходьба по следам, по черте, под счет.
Бег в свободном и среднем темпе или в сочетании с ходьбой на дистанции от 60 до 800 м. Техника высокого старта. Техника передачи эстафетной палочки. Прыжок в длину с места. Метание мяча в цель и на дальность. Техника метания гранаты, копья, Работа на тренажере «Бегущая дорожка».
Н/теннис: Знакомство с правилами игры. Техника держания ракетки. Подачи. Обучение ударам по мячу: короткий накат, длинный накат, накат открытой ракеткой справа и слева, подрезки. Двухсторонняя игра на результат.
Бадминтон: Краткие сведения об игре. Обучение держанию ракетки и волан. Подача снизу и сверху, слева и справа. Игра в парах. Участие в соревнованиях по упрощенным правилам.
Лыжи: Основные сведения по подбору лыж и палок. Уход, хранение и смазка лыж. Двухшажный попеременный ход. Одношажный одновременный ход. Подъём в гору «елочкой». Спуск с горы в «высокой» и «средней» стойке. Прохождение дистанции от 1 до 3 км. по средне пересеченной местности в свободном темпе.
Атлетическая гимнастика: (юноши) Выполнение комплекса общеразвивающих упражнении с гантелями (вес 2-4 кг) на все группы мышц.
Выполнение комплекса упражнений на универсальном силовом тренажере для проработки мышц спины, живота и верхнего плечевого пояса.
Штанга: (вес 25-35 кг).Тяги, наклоны, повороты, жимы лёжа.
Велотренажёр: работа по заданию на пульсе 120, 130, 140 ударов.
С постепенным увеличение длительности подходов.
Выполнение комплексов вольных упражнений способствующих развитию гибкости, подвижности в суставах, координации движений ловкости.
Гимнастика девушки: Выполнение комплексов упражнений способствующих развитию гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, обручами, скакалками, мячами.
Велотренажёр: работа по заданию на пульсе 120, 130, 140 ударов
с постепенным увеличение длительности подходов.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА I СТУПЕНИ
С ПОДА
Ступень: «Низкий уровень»
Знания:
1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья.
2. Физические упражнения как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов.
3. Двигательные навыки и умения – функциональная основа формирования бытовых и производственных двигательных действий инвалидов.
Умения:
1. Выполнять комплексы утренней гигиенической гимнастики, дыхательные упражнения, элементы корректирующей гимнастики.
2. Выполнять манипуляционные прикладные упражнения, направленные на овладение навыками самообслуживания и самостоятельного передвижения.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
Виды испытаний | нормы | |
юноши | девушки | |
1.Сгибание и разгибание рук лёжа на бёдрах | 6-8 раз 10-12 4 8-10 2-5 3-4 | 5 раз 8 3 6 2-3 3-4 |
Ступень: «Средний уровень»
Знания:
1. Физические упражнения как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов.
2. Выбор форм и средств для коррекции отстающих компонентов двигательной сферы.
3. Наиболее приемлемые виды физических упражнений для овладения навыками самообслуживания и профессиональной деятельности.
4. Знание состояния своей физической подготовленности и стремление к повышению её.
Умения:
- Использовать методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
- Выполнять основные приёмы самомассажа.
- Выполнять комплексы коррекционной и утренней гимнастики.
- Активизировать и дифференцировать тренировочные нагрузки на определённые функции и весь организм за счёт увеличения объёма и интенсивности физических упражнений.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
Виды испытаний | нормы | |
юноши | девушки | |
1. Подтягивание на низкой перекладине | 10 раз 8-10 12-14 6-8 5 4-6 500 м 1,5 км | 8 раз 6 10 8 4 - 300 м 1 км |
Ступень: Высокий уровень
Знания:
- Основы методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, такими как вводная гимнастика, физкультурные упражнения в режиме рабочего дня.
- Пульсовый режим, дозирование нагрузки при занятиях физическими упражнениями в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся.
- Структура, содержания и формы организации секционных занятий по доступным видам спорта, а также правила соревнований по этим видам спорта.
Умения:
- Выполнять комплексы производственной гимнастики.
- Выполнять основные приёмы самомассажа, гигиенических, оздоровительных и закаливающих мероприятий.
- Принимать участие в соревнованиях по доступным видам спорта, помогать в проведении судейства соревнований.
- Оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
- Совершенствовать приобретённые навыки бытовой и производственной деятельности.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
Виды испытаний | нормы | |
юноши | девушки | |
1. Подтягивание на низкой перекладине 8. Метание теннисного мяча | 14-16 раз 14-16 4-6 8-10 18-21 800м 2 км - | 10 раз 12 - 10 - 500м 1,50км 15раз |
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
II ступени (2 год обучения)
Легкая атлетика: Бег в свободном и среднем темпе, а также в сочетании с ходьбой на дистанции от 60 до 1000 м. Совершенствование техники высокого старта, передачи эстафетной палочки, прыжок в длину с места. Прыжковые упражнения для развития скоростно-силовой подготовки. Метание гранаты на дальность. Метание копья с разбега. Работа на тренажере «Бегущая дорожка». Игры «Весёлые старты».
Н/теннис: Совершенствование техники игры. Подачи, короткий и длинный накаты. Накат открытой и закрытой ракетками слева и справа, подрезки. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Лыжи: Уметь подготовить лыжный инвентарь к уроку. Совершенствование попеременного и одновременного ходов. Совершенствование техники спуска с гор и подъема в гору. Прохождение дистанции: юноши 1500 м, девушки 1000м, дистанции с ускорением по 200-300 м.
Атлетическая гимнастика (юноши): Уметь составить комплекс общеразвивающих упражнении с гантелями (вес 2-4 кг) на все группы мышц. Выполнение комплексов упражнений на силовом тренажере для проработки мышц спины, живота и верхнего плечевого пояса. Работа со штангой (25-40 кг), тяги, наклоны, повороты, жимы лежа. Гири – жимы и рывки (вес 16-20 кг)
Велотренажёр: Работа по заданию на пульс 130-150 ударов с постепенным увеличение длительности подходов.
Гимнастика (девушки): Уметь составить и выполнить комплексы упражнений, способствующие развитию гибкости подвижности в суставах, ловкости, координации движений. Составить и выполнить комплексы упражнений с гимнастическими палками, обручами, скакалками.
Разучить простейший комплекс из 10 упражнений ритмической гимнастики. Работа на силовом тренажере для проработки мышц спины, живота, верхнего плечевого пояса. Вес отягощений 5-10-15 кг.
Сидячий волейбол: Ознакомление с правилами игры. Обучение технике игры. Верхняя подача. Приём – передача мяча руки сверху, руки снизу – передача мяча в зонах:
6-3-4/2 через сетку
5-3-4 через сетку
1-3-2 через сетку
Учебная игра с заданиями: играть в 3 касания, мяч направлять в заданные зоны. Навыки судейства.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ.
Ступень: «Низкий уровень»
Знания: Физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов. Знать правила соревнований по изученным видам спорта.
Умения:
- Составлять комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы дыхательных упражнении. Элементы корректирующей гимнастики.
- Выполнять манипуляционно-прикладные упражнения направленные на овладения навыками самообслуживания.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
Виды испытаний | нормы | |
юноши | девушки | |
1.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на бёдрах | 10-12 2-4 14-16 5 12-14 300ч | 6 10 4 8 2-3 |
Ступень: «Средний уровень»
Знания: Выбор форм и средств для коррекции отстающих компонентов двигательной сферы.
Подбор одежды, обуви, приспособлений и инвентаря для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Знать правила соревнований по изученным видам спорта.
Умения: Выполнять комплексы коррекционной и утренней гимнастики.
Уметь показать технику выполнения упражнений по изученным видам спорта.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
Виды испытаний | нормы | |
юноши | девушки | |
1. Подтягивание на низкой перекладине | 14-16 12-14 16-18 8-10 6 6-8 | 10 8 12 10 5 - |
Высокий уровень.
Знания: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, изучаемых видов спорта.
Знать правила совревнований по изученным видам спорта.
Умения: Принимать участие в соревнованиях по доступным видам спорта, помогать в проведении судейства этих соревнований.
Оказать первую помощь при травмах. Уметь показать технику выполнения упражнений по изученным видам спорта.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
Виды испытаний | нормы | |
юноши | девушки | |
1. Подтягивание на низкой перекладине 9. Метание теннисного мяча | 16-18 12-14 6-8 10-12 21-24 120-140 1000м 1500м - | 12 8 - 12 - 100-130 500м 1000м 18м |
Все учащиеся подлежат регулярному медицинскому осмотру. Работа по физическому воспитанию должна проводиться в тесном контакте с врачами, которые должны давать преподавателю физического воспитания рекомендации об индивидуальных особенностях учащихся и о возможных противопоказаниях к занятиям тем или иным упражнениям. Учитывая, что в техникуме проводится занятия с группой учащихся, имеющие различные характер заболеваний, необходимо знать некоторые наиболее типичные противопоказания.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗКУЛЬТУРОЙ
- Длительное пребывание учащихся, в положении сидя, т.к. это наиболее выгодное положение для позвоночника и нижних конечностей (более невыгодное, чем лёжа или сидя).
- Избегать упражнений и исходных положений растягивающих длительное время ослабленные мышцы, если такие упражнения имеют место то они должны чередоваться с упражнениями, укрепляющими эти мышцы.
- Использование упражнений, влияющих на подвижность и растягивание позвоночника при его искривлениях всех степеней и форм.
- Не допускать длительной задержки дыхания при выполнении всех видов упражнений.
- Избегать упражнений с длительным статическим напряжением.
- Не допускать упоры и висы для учащихся, страдающих нарушение опорно-двигательного аппарата с локализацией в верхнем плечевом поясе.
- При артрозах и артродезах суставов противопоказаны упражнения, развивающие подвижность в этих суставах.
- После фиксации позвоночника наклоны или повороты туловища с большей амплитудой.
- Не допускается на уроках физического воспитания занятия без ортопедической обуви и аппарата в случаях, когда назначено их ношение.
При подборе физических упражнений учитываются индивидуальные особенности физического развития учащихся. Недопустимо переутомление учащихся во избежание чего контролируется пульс и дыхание. Индивидуальный подход должен быть при дозировке нагрузки на уровне. Широко использовать все способы регулирования физической нагрузки на уроке изменением:
- Исходного положения.
- Количеством повторений упражнений.
- Темпа выполнения упражнений
- Дыхательных упражнений
- Амплитуды
- Эмоциональности.
Обучение надо начинать с самых простых упражнений, учитывая возраст и состояние физического развития учащегося и постепенно усложнить эти упражнения. Необходимо выполнять все требования в построении урока.
Задачами вводно-подготовительной части являются: мобилизация внимания – упражнения на внимание, укрепление мышц, их расслабление, улучшение координации и равновесия.
Задачами основной части урока являются: выполнение упражнений развивающих общую подвижность, закрепление ранее приобретенных и формирование новых двигательных навыков, и обучение их использование в быту.
В заключительной части следует постепенно снизить общую нагрузку, снять нервно-мышечную напряжение, сохранив бодрое настроение.
Спортивные достижения учащихся
- многократные чемпионы первенства Свердловской области по легкой атлетике, пауэрлифтингу, настольному теннису.
- чемпионы России по пауэрлифтингу, сидячему волейболу.
- участники и призеры Олимпийских игр в Сиднее, Пекине, Лондоне по пауэрлифтингу и сидячему волейболу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...
Программа по физической культуре для учащихся I курса по специальности мед.сестра
Инновационная программа по физической культуре для учащихся I курса по специальности мед.сестра...
«Фрагмент индивидуальной образовательной программы по физической культуре для учащегося с ОВЗ 8 класса по разделу "Волейбол»
В данном материале вы найдете небольшой фрагмент оформления индивидуальной программы для детей с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса. Программа по литературе для 9 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) адаптированная «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья).Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработа...
Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.4 класс.
Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья предназначена для индивидуального обучения на дому. В программе заложены способы , направле...
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В данной статье рассмотрим некоторые методы и подходы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с овз...