Физическая культура для учащихся с ограниченными возможностями в Сысертском социально-экономическом техникуме "Родник"
статья на тему

Физическая культура с учащимися с поражениес опорно-двигательного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zhurnal.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЫСЕРТСКОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕХНИКЕ РОДНИК

        Сысертский социальный экономический техникум «Родник» расположен в Сысертском районе в Свердловской области. Учащиеся получают образования по следующим специальностям бухгалтер-экономист, программист, швея. Во время обучения студенты занимаются физической культурой, ведь практика работы отечественных и зарубежных специалистов с инвалидами показывает, что наиболее действенным методом реабилитации инвалидов является реабилитация средствами физической культуры и спорта. Систематические занятия не только повышают адаптацию инвалидов к изменившимся жизненным условиям, расширяют их функциональные возможности, помогая оздоровлению организма, но и способствуют выработке координации деятельности опорно-двигательного аппарата, совершенствованию функции сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют их волю, возвращают травмированным людям чувство социальной полноценности. На уроках физического воспитания в техникуме решают следующие задачи:

  1. Общие: укрепление здоровья, улучшение физического развития,

        совершенствование двигательных способностей, улучшение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды, формирование устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений.

  1. Коррекционные: нормализация двигательной деятельности  заключается в восстановлении мышечной силы, предупреждение развития атрофии мышц, профилактике и лечении спастичности мышц, контрактур и деформации костно-суставного аппарата, выработке способности самостоятельного передвижения и навыков быстрого обслуживания.
  2. Специальные: создание стройной системы оптимальных объемов и режимов двигательной активности, способствующих развитию компенсаторных механизмов в организме инвалидов, восстановлению способности к манипулятивным действиям. Разработка нормативных требований, позволяющих оценить уровень развития  двигательных способностей инвалидов, форм, методов и средств организации занятий по физической культуре. А также требовании к этим занятиям с учетом индивидуальных способностей, уровня и степени поражения опорно-двигательного аппарата.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ТЕХНИКУМЕ

        Процесс физического воспитания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата состоит из 3 ступеней, характеризующих состояние двигательной сферы этих лиц. Каждая из ступеней представляет собой определенный качественный уровень двигательных способностей инвалидов:

  1. 1.Низкий уровень – отсутствует свободное безопорное передвижение (пользуется костылями или палкой);
  2. Средний уровень – передвигается свободно в медленном ритме;
  3. Высокий уровень – передвигается активно и уверенно.

Физическое воспитание включает в себя 3 взаимосвязанных раздела:

  1. Знания
  2. Умения и навыки
  3. Виды испытай и нормы

Раздел знаний состоит из 4-х тем:

 - Физическая культура важнейший составной компонент жизнедеятельности человека.

- Физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов.

- Место физической культуры и спорта в решении проблемы социальной, бытовой и профессиональной реабилитации.

- Сознательное, активное отношение инвалидов к физическому воспитанию – фактор определяющий успех реабилитационных мероприятий.

Раздел умений предусматривает:

 - Владение практическими навыками, применения различных средств и форм физической культуры в режиме учёбы, труда и отдыха

- Умения применять физические упражнения для коррекции двигательной сферы с целью обеспечения возможности бытовой и трудовой деятельности.

- Применение гигиенических и закаливающих процедур, средств самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых или самостоятельных занятий физическими упражнениями.

        Основными формами физического воспитания инвалидов являются:

  1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм и коррекционные упражнения с использованием методических материалов).
  2. Групповые занятия (уроки) физической культуры.
  3. Занятия в спортивных секциях по видам спорта.
  4. Инваспорт (организация и проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта среди инвалидов).

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится самостоятельно ежедневно до завтрака в течении 10-20 минут в зависимости от характера, степени и уровня патологии, функционального состояния и возраста инвалидов. Цель утренней зарядки – подготовка организма инвалида к переходу от состояния физиологического покоя к повседневным физическим нагрузкам, связанным с бытовыми и трудовыми видами деятельности.

Комплексы утренней гигиенической гимнастики состоят обычно из 8-10 упражнений, выполняемых по схеме:

  1. Потягивание, дыхательные упражнения
  2. Для улучшения мозгового кровообращения
  3. Для мышц рук верхнего плечевого пояса
  4. Для мышц туловища и спины
  5. Для мышц ног
  6. На точность и координацию движения
  7. Дыхательные

Дозировка упражнений зависит от пола, возраста, уровня и степени поражения опорно-двигательного аппарата, функционального состояния организма и от уровня физической подготовки.

Уроки физической культуры – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов.

Основные принципы проведения уроков физической культуры:

1.Четкая дифференция целей и задач урока (учитываются возможности, обеспечивающие восстановление мышечной силы и координации движений, выработку самостоятельного передвижения, развитие способности к манипулятивным действиям, совершенствование навыков бытового самообслуживания, нормализацию дыхания, приобретение и развитие новых двигательных навыков).

2. Дифференциация методики с применением гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.

3. Предлагаемые физические упражнения должны учитывать поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение мышечного тонуса, состоянием координации движений.

Особенно важными являются упражнения по восстановлению функции конечностей, развивающие способность к манипулятивным действиям.

4. Упражнения прикладного типа должны включать в себя систему обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения

а) с применением укороченных костылей

б) с использованием страхующих подвесов и резиновых бинтов

в) ходьба между параллельными брусьями

г) передвижение с помощью костылей, палочек

д) ходьба по лестнице, перешагивание через скамеечки, различной высоты, падение и вставание с использованием гимнастических матов.

ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ ПО ВИДАМ СПОРТА

Дают возможность инвалидам совершенствоваться в избранном виде спорта, позволяют расширять диапазон двигательной активности.

На занятиях изучается методика тренировки в данном виде спорта, техника выполнения упражнений, изучаются правила соревнований, добиваясь улучшения общей физической подготовки.

Инваспорт (организация и проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта).

Проведение соревнований на первенство УПЦ с учетом уровня подвижности:

  1. Кросс 300-500 м; 500-1000 м
  2. Прыжки в длину с места и с разбега
  3. Метания:

а) мяча

б) гранаты

в) копья

  1. Настольный теннис
  2. Бадминтон
  3. Шахматы
  4. Шашки
  5. Дартс (метание дротиков в мишень)
  6. Лыжи
  7.  Весёлые старты
  8.  Пионербол
  9. Сидячий волейбол
  10. Гиревой спорт

Учащиеся не только сами выступают в соревнованиях, но и привлекают в помощь руководителя физического воспитания для проведения соревнований. Они помогают готовить места проведения соревнований и обслуживают соревнования в качестве судей и секретарей.

 ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ I-ой СТУПЕНИ

        Легкая атлетика: у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, страдает походка. В процессе урока вырабатываются режимы ходьбы. На костылях – основной упор на кисти рук. Обучать попеременному разноименному шагу (двухопорная ходьба).

        На протезе – научить выносить ногу вперед кратчайшим путём при минимальном перекосе тела.

        ДЦП - дефекты:

  1. Фаза отталкивания совершается с недостаточной силой
  2. Отсутствует перекат стопы
  3. Нарушается равновесие в одноопорном положении
  4. Ходьба неритмичная, движения рук скованы

Вначале учащиеся учатся переносить центр тяжести с одной ноги на другую. Вводятся упражнения для улучшения равновесия(удержание корпуса при уменьшении площади опоры, фигурная ходьба, обучение плавным и внезапным поворотам во время ходьбы).

Ходьба с применение зрительного и слухового анализаторов: ходьба по следам, по черте, под счет.

        Бег в свободном и среднем темпе или в сочетании с ходьбой на дистанции от 60 до 800 м. Техника высокого старта. Техника передачи эстафетной палочки. Прыжок в длину с места. Метание мяча в цель и на дальность. Техника метания гранаты, копья, Работа на тренажере «Бегущая дорожка».

        Н/теннис: Знакомство с правилами игры. Техника держания ракетки. Подачи. Обучение ударам по мячу: короткий накат, длинный накат, накат открытой ракеткой справа и слева, подрезки. Двухсторонняя игра на результат.

        Бадминтон: Краткие сведения об игре. Обучение держанию ракетки и волан. Подача снизу и сверху, слева и справа. Игра в парах. Участие в соревнованиях по упрощенным правилам.

        Лыжи: Основные сведения по подбору лыж и палок. Уход, хранение и смазка лыж. Двухшажный попеременный ход. Одношажный одновременный ход. Подъём в гору «елочкой». Спуск с горы в «высокой» и «средней» стойке. Прохождение дистанции от 1 до 3 км. по средне пересеченной местности в свободном темпе.

        Атлетическая гимнастика: (юноши) Выполнение комплекса общеразвивающих упражнении с гантелями (вес 2-4 кг) на все группы мышц.

Выполнение комплекса упражнений на универсальном силовом тренажере для проработки мышц спины, живота и верхнего плечевого пояса.

Штанга: (вес 25-35 кг).Тяги, наклоны, повороты, жимы лёжа.

Велотренажёр: работа по заданию на пульсе 120, 130, 140 ударов.

 С постепенным увеличение длительности подходов.

        Выполнение комплексов вольных упражнений способствующих развитию гибкости, подвижности в суставах, координации движений ловкости.

Гимнастика девушки: Выполнение комплексов упражнений способствующих развитию гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений.

        Комплексы упражнений с гимнастическими палками, обручами, скакалками, мячами.

Велотренажёр: работа по заданию на пульсе 120, 130, 140 ударов

 с постепенным увеличение длительности подходов.

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА I СТУПЕНИ
С ПОДА

Ступень: «Низкий уровень»  

Знания:

1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья.

2. Физические упражнения как одно из   основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов.

3. Двигательные навыки и умения – функциональная основа формирования бытовых и производственных двигательных действий инвалидов.

      Умения:

1. Выполнять комплексы утренней гигиенической гимнастики, дыхательные упражнения, элементы корректирующей гимнастики.

2. Выполнять манипуляционные прикладные упражнения, направленные на овладение навыками самообслуживания и самостоятельного передвижения.

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ

Виды испытаний

нормы

юноши

девушки

1.Сгибание и разгибание рук лёжа на бёдрах
2. Поднимание туловища из положения, лёжа, руки на поясе, ноги закреплены
3. Метание набивного мяча I кг двумя руками из-за головы
4. Подтягивание на низкой перекладине, ноги на полу
5. Метание теннисного мяча в цель
6. Манипуляции руками (способность к самообслуживанию) (по 5 бальной системе)

6-8 раз

10-12


4

8-10

2-5

3-4

5 раз

8


3

6

2-3

3-4

Ступень: «Средний уровень»

Знания:

1. Физические упражнения как одно из   основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов.

2. Выбор форм и средств для коррекции отстающих компонентов двигательной сферы.

3. Наиболее приемлемые виды физических упражнений для овладения навыками самообслуживания и профессиональной деятельности.

4. Знание состояния своей физической подготовленности и стремление к повышению её.

Умения:

  1. Использовать методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
  2. Выполнять основные приёмы самомассажа.
  3. Выполнять комплексы коррекционной и утренней гимнастики.
  4. Активизировать и дифференцировать тренировочные нагрузки на определённые функции и весь организм за счёт увеличения объёма и интенсивности физических упражнений.

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ

Виды испытаний

нормы

юноши

девушки

1. Подтягивание на низкой перекладине
2. Сгибание и разгибание рук  в упоре лёжа
3. Поднимание туловища из положения, лёжа, руки на поясе, ноги закреплены
4. Наклоны туловища вперёд из положения, сидя
5. Метание набивного мяча Iкг из положения, стоя из-за головы
6. Жим штанги от груди из положения, лёжа (30-40 кг)
7. Бег в сочетании с ходьбой (без учёта времени)
8. Передвижение на лыжах (без учёта времени)

10 раз

8-10

12-14


6-8

5

4-6

500 м

1,5 км

8 раз

6

10


8

4

-

300 м

1 км

Ступень: Высокий уровень

Знания:

  1. Основы методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, такими как вводная гимнастика, физкультурные упражнения в режиме рабочего дня.
  2. Пульсовый режим, дозирование нагрузки при занятиях физическими упражнениями в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся.
  3. Структура, содержания и формы организации секционных занятий по доступным видам спорта, а также правила соревнований по этим видам спорта.

Умения:

  1. Выполнять комплексы производственной гимнастики.
  2. Выполнять основные приёмы самомассажа, гигиенических, оздоровительных и закаливающих мероприятий.
  3. Принимать участие в соревнованиях по доступным видам спорта, помогать в проведении судейства соревнований.
  4. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
  5. Совершенствовать приобретённые навыки бытовой и производственной деятельности.

        

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ

Виды испытаний

нормы

юноши

девушки

1. Подтягивание на низкой перекладине
2. Поднимание туловища из положения, лёжа, руки на поясе, ноги закреплены
3. Жим штанги от груди из положения, лёжа (45-50 кг)
4. Наклоны туловища вперёд из положения, сидя
5. Метание гранаты 500 гр с разбега
6.  Бег в сочетании с ходьбой (без учёта времени)
7. Передвижение на лыжах (без учёта времени)

8. Метание теннисного мяча

14-16 раз

14-16


4-6

8-10

18-21

800м

2 км

-

10 раз

12


-

10

-

500м

1,50км

15раз

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
II ступени (2 год обучения)

Легкая атлетика: Бег в свободном и среднем темпе, а также в сочетании с ходьбой на дистанции от 60 до 1000 м. Совершенствование техники высокого старта, передачи эстафетной палочки, прыжок в длину с места. Прыжковые упражнения для развития скоростно-силовой подготовки. Метание гранаты на дальность. Метание копья с разбега. Работа на тренажере «Бегущая дорожка». Игры «Весёлые старты».

Н/теннис: Совершенствование техники игры. Подачи, короткий и длинный накаты. Накат открытой и закрытой ракетками слева и справа, подрезки. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

Лыжи: Уметь подготовить лыжный инвентарь к уроку. Совершенствование попеременного и одновременного ходов. Совершенствование техники спуска с гор и подъема в гору. Прохождение дистанции: юноши 1500 м, девушки 1000м, дистанции с ускорением по 200-300 м.

Атлетическая гимнастика (юноши): Уметь составить комплекс общеразвивающих упражнении с гантелями (вес 2-4 кг) на все группы мышц. Выполнение комплексов упражнений на силовом тренажере для проработки мышц спины, живота и верхнего плечевого пояса. Работа со штангой (25-40 кг), тяги, наклоны, повороты, жимы лежа. Гири – жимы и рывки (вес 16-20 кг)

        Велотренажёр: Работа по заданию на пульс 130-150 ударов с постепенным увеличение длительности подходов.

Гимнастика (девушки): Уметь составить и выполнить комплексы упражнений, способствующие развитию гибкости подвижности в суставах, ловкости, координации движений. Составить и выполнить комплексы упражнений с гимнастическими палками, обручами, скакалками.

Разучить простейший комплекс из 10 упражнений ритмической гимнастики. Работа на силовом тренажере для проработки мышц спины, живота, верхнего плечевого пояса. Вес отягощений 5-10-15 кг.

Сидячий волейбол: Ознакомление с правилами игры. Обучение технике игры. Верхняя подача. Приём – передача мяча руки сверху, руки снизу – передача мяча в зонах:

6-3-4/2 через сетку

5-3-4  через сетку

1-3-2 через сетку

Учебная игра с заданиями: играть в 3 касания, мяч направлять в заданные зоны. Навыки судейства.

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ.

Ступень: «Низкий уровень»

Знания: Физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов. Знать правила соревнований по изученным видам спорта.

Умения:

  1. Составлять комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы дыхательных упражнении. Элементы корректирующей гимнастики.
  2. Выполнять манипуляционно-прикладные упражнения направленные на овладения навыками самообслуживания.

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ

Виды испытаний

нормы

юноши

девушки

1.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на бёдрах
2. Жим штанги от груди из положения, лежа (25-30 кг)
3. Поднимание туловища из положения, лёжа, руки на поясе, ноги закреплены
4. Метание набивного мяча I кг из положения, сидя
5. Подтягивание на низкой перекладине
6. Метание теннисного мяча в цель

10-12

2-4

14-16


5

12-14

300ч

6


10


4

8

2-3

Ступень: «Средний  уровень»

Знания: Выбор форм и средств для коррекции отстающих компонентов двигательной сферы.

Подбор одежды, обуви, приспособлений и инвентаря для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Знать правила соревнований по изученным видам спорта.

Умения: Выполнять комплексы коррекционной и утренней гимнастики.

Уметь показать технику выполнения упражнений по изученным видам спорта.

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ

Виды испытаний

нормы

юноши

девушки

1. Подтягивание на низкой перекладине
2. Сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамейки
3. Поднимание туловища из положения, лёжа, руки на поясе, ноги закреплены
4. Наклоны туловища вперёд из положения, сидя
5. Метание набивного мяча Iкг из положения, стоя из-за головы
6.  Жим штанги от груди,  лёжа (30-40 кг)
7. Бег в сочетании с ходьбой (юноши 800м), (девушки 500м)
8. Передвижение на лыжах (юноши -2км), (девушки -1,5км)

14-16

12-14



16-18

8-10

6

6-8

10

8



12

10

5

-

Высокий уровень.

Знания: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, изучаемых видов спорта.

Знать правила совревнований по изученным видам спорта.

Умения: Принимать участие в соревнованиях по доступным видам спорта, помогать в проведении судейства этих соревнований.

Оказать первую помощь при травмах. Уметь показать технику выполнения упражнений по изученным видам спорта.

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ

Виды испытаний

нормы

юноши

девушки

1. Подтягивание на низкой перекладине
2. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки на поясе
3. Жим штанги от груди,  лёжа
4. Наклоны туловища вперёд из положения, сидя
5. Метание гранаты 500 г с разбега
6.  Прыжок в длину с места
7. Бег в сочетании с ходьбой
8. Передвижение на лыжах

9. Метание теннисного мяча

16-18

12-14


6-8

10-12

21-24

120-140

1000м

1500м

-

12

8


-

12

-

100-130

500м

1000м

18м

Все учащиеся подлежат регулярному медицинскому осмотру. Работа по физическому воспитанию должна проводиться в тесном контакте с врачами, которые должны давать преподавателю физического воспитания рекомендации об индивидуальных особенностях учащихся и о возможных противопоказаниях к занятиям тем или иным упражнениям. Учитывая, что в техникуме проводится занятия с группой учащихся, имеющие различные характер заболеваний, необходимо знать некоторые наиболее типичные противопоказания.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗКУЛЬТУРОЙ

  1. Длительное пребывание учащихся, в положении сидя, т.к. это наиболее выгодное положение для позвоночника и нижних конечностей (более невыгодное, чем лёжа или сидя).
  2. Избегать упражнений и исходных положений растягивающих длительное время ослабленные мышцы, если такие упражнения имеют место то они должны чередоваться с упражнениями, укрепляющими эти мышцы.
  3. Использование упражнений, влияющих на подвижность и растягивание позвоночника при его искривлениях всех степеней и форм.
  4. Не допускать длительной задержки дыхания при выполнении всех видов упражнений.
  5. Избегать упражнений с длительным статическим напряжением.
  6. Не допускать упоры и висы для учащихся, страдающих нарушение опорно-двигательного аппарата с локализацией в верхнем плечевом поясе.
  7. При артрозах и артродезах  суставов противопоказаны упражнения, развивающие подвижность в этих суставах.
  8. После фиксации позвоночника наклоны или повороты туловища с большей амплитудой.
  9. Не допускается на уроках физического воспитания занятия без ортопедической обуви и аппарата в случаях, когда назначено их ношение.

При подборе физических упражнений учитываются индивидуальные особенности  физического развития учащихся. Недопустимо переутомление учащихся во избежание чего контролируется пульс и дыхание. Индивидуальный подход должен быть при дозировке нагрузки на уровне. Широко использовать все способы регулирования физической нагрузки на уроке изменением:

  1. Исходного положения.
  2. Количеством повторений упражнений.
  3. Темпа выполнения упражнений
  4. Дыхательных упражнений
  5. Амплитуды
  6. Эмоциональности.

Обучение надо начинать с самых простых упражнений, учитывая возраст и состояние физического развития учащегося и постепенно усложнить эти упражнения. Необходимо выполнять все требования в построении урока.

Задачами вводно-подготовительной части являются: мобилизация внимания – упражнения на внимание, укрепление мышц, их расслабление, улучшение координации и равновесия.

Задачами основной части урока являются: выполнение упражнений развивающих общую подвижность, закрепление ранее приобретенных и формирование новых двигательных навыков, и обучение их использование в быту.

В заключительной части следует постепенно снизить общую нагрузку, снять нервно-мышечную напряжение, сохранив бодрое настроение.

Спортивные достижения учащихся  

- многократные чемпионы первенства Свердловской области по легкой атлетике, пауэрлифтингу, настольному теннису.

- чемпионы России по пауэрлифтингу, сидячему волейболу.

- участники и призеры Олимпийских игр в Сиднее, Пекине, Лондоне по пауэрлифтингу и сидячему волейболу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

Программа по физической культуре для учащихся I курса по специальности мед.сестра

Инновационная программа по физической культуре для учащихся I курса по специальности мед.сестра...

«Фрагмент индивидуальной образовательной программы по физической культуре для учащегося с ОВЗ 8 класса по разделу "Волейбол»

В данном материале вы найдете небольшой фрагмент оформления индивидуальной программы для детей с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.

Адаптированная  рабочая программа  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для  9 класса. Программа по литературе для 9 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) адаптированная «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья).Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработа...

Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.4 класс.

Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями  по состоянию здоровья предназначена для индивидуального обучения на дому. В программе заложены способы , направле...

Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В данной статье рассмотрим некоторые методы и подходы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с овз...