Методическая разработка викторины по русской литературе IXX – XX вв. «Литературный ринг» (в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин)
методическая разработка на тему

Колосова Светлана Викторовна

Открытое мероприятие «Литературный ринг» проводится в виде викторины по русской литературе 19 – 20 веков в рамках Недели общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Целевая аудитория – студенты трёх групп 1 курса колледжа. Формируются три команды по 6 человек. Оставшиеся учащиеся- зрители.

Цели и задачи: расширять общий кругозор и обогащать речь учащихся; развивать познавательный интерес к литературе, умение логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать культуру речи, любовь к русской литературе, популяризация знаний о писателях и поэтах, формирование у молодежи интереса и мотивации к чтению, привитие любви и уважения к своей Родине.

Методические приёмы: реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, анализ прозаического и поэтического текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_literaturnogo_ringa.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Краснозаводский колледж»

Рассмотрено и одобрено на заседании                                                Утверждаю

Комиссии общественно-гуманитарных                                           Зам. Директора по УВР

и социально-экономических дисциплин                                               _________С.В. Тринитатова

Протокол №____от «____» _____2017        г                                 «_____» _____________2017г

ПЦК ______С.В.Колосова                

Методическая разработка

 викторины по русской литературе IXX – XX вв.

«Литературный ринг»

(в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин)

Разработала:

Преподаватель русского языка

и литературы

____________С.В. Колосова

г. Краснозаводск, 2017 г.

Пояснительная записка.

Открытое мероприятие «Литературный ринг» проводится в виде викторины по русской литературе 19 – 20 веков в рамках Недели общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Целевая аудитория – студенты трёх групп 1 курса колледжа. Формируются три команды по 6 человек. Оставшиеся учащиеся- зрители.

Цели и задачи: расширять общий кругозор и обогащать речь учащихся; развивать познавательный интерес к литературе, умение логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать культуру речи, любовь к русской литературе, популяризация знаний о писателях и поэтах, формирование у молодежи интереса и мотивации к чтению, привитие любви и уважения к своей Родине.

Методические приёмы: реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, анализ прозаического и поэтического текста.

Оборудование: ПК, кинопроектор, интерактивная доска, презентация.

Эпиграф к мероприятию: 

Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека.
Луи-де Бональд

Ход мероприятия.

1.Вступление преподавателя.

Сегодня в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных дисциплин мы отмечаем день Литературы.

Литература – это хранилище духовно-нравственных ценностей. Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума

Ведущий 1. 

К.И.Чуковский писал:

Да знаете ли вы, что ЛИТЕРАТУРУ НАДО ЛЮБИТЬ ПО-УМНОМУ! Или вы не понимаете, что изучение литературы требует такой же точности и тщательности, как изучение математики, химии, физики? Да если вас ночью разбудят, вы обязаны знать это, как алфавит или таблицу умножения... И не потому, что вам за это поставят отметку в зачетную книжку. Это должно стать потребностью вашей души! Биография писателя и его творчество - неделимы. Нельзя изучать произведения, писать о них исследования и критические статьи, не зная до мельчайших подробностей жизнь писателя. Вы должны чувствовать себя в литературной среде как у себя дома! 

 Ведущий 2. Известный учёный, академик Дмитрий Лихачёв говорил:

«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми….

Ведущий 1. Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

Ведущий 2. Всё в нашей жизни начинается с литературы, поскольку «В начале было Слово…». Мы счастливы слышать слово. Слово, которому дана огромная сила. Человек всегда стремился знать больше, поэтому и слов становилось всё больше и больше. Объединившись, слова образовали строки. Так начиналась литература. На сегодняшний день литература – это огромная сила, это искусство. Это то, чем мы гордимся.

Слово преподавателя: И сегодня мы с вами проведём Литературный ринг и проверим ваши знания по русской литературе. Прошу команды занять свои места.

Далее Презентация

I тур «Русские классики»

Задание. Необходимо угадать фамилию классика русской литературы с помощью приведённых ниже фактов его биографии, творческой деятельности.

Оценка. Если команда даст правильный ответ после первого вопроса, на её счёт поступает 5 баллов, за правильный ответ после второго вопроса — 4 балла, после третьего — 3 балла, четвёртого — 2 балла.

№ 1.

1. Волосы этого поэта были тёмно-каштановыми, почти чёрными, но посредине темени была прядь светлых волос, поэтому некоторые считали его блондином.

2. О нашем герое его убийца отзывался следующим образом: “умственное развитие его было настолько выше других, что и параллели между ними провести невозможно... Тогда как другие только всматривались в жизнь, он уже изучил её со всех сторон”.

3. Судьбу нашего героя решил выпавший “решёткой” вверх полтинник, который он бросил по дороге из Ставрополя в крепость Георгиевскую.

4. Дантес уверял, что если бы он в 1837 году находился на свободе, то непременно вызвал бы нашего героя на дуэль.

Ответ: М.Ю. Лермонтов.

№ 2.

  1. Эфиопия является, вероятно, родиной предков этого поэта. В столице этой африканской страны — Аддис-Абеба в 2002 г. Ему был установлен памятник. На мраморном постаменте слова: «Нашему поэту». Там еще в 17 веке жил его прадед.
  2. Уже в 8 лет этот поэт пробовал сочинять на французском языке небольшие комедии и эпиграммы. Однако, сам поэт говорил, что начал писать с тринадцати лет.
  3. Он был инициатором 15 дуэлей, четыре из которых состоялись. Остальных не произошло в результате примирения сторон, как правило, стараниями друзей нашего вспыльчивого «светила».
  4. Он был инициатором 15 дуэлей, четыре из которых состоялись. Остальных не произошло в результате примирения сторон, как правило, стараниями друзей нашего вспыльчивого «светила».

Ответ: А.С.Пушкин

№ 3.

1.  Он изучал философию Гегеля в Берлинском университете, с Герценом он был очевидцем французской революции 1848 года, а с Гюго в 1878 году руководил работой международного литературного конгресса в Париже.

2. Он был первым русским писателем - либералом, который позволил себе подняться над своими убеждениями и исторически правдоподобно в своём романе изобразить чуждого себе идейного противника – революционера-демократа

3. В составе Министерства внутренних дел он изучал вопрос о возможности освобождения крестьян.

4. Он был арестован за статью, посвящённую памяти Н.В. Гоголя.

Ответ: И.С. Тургенев.

№ 4.

1. Он лично принимал участие в сражении под Севастополем во время войны с Турцией

2. “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги” — ставшая пословицей фраза принадлежит этому писателю и является частью стихотворения, написанного во время Крымской войны в форме солдатской песни.

3. «Азбуку», написанную им, продавали на вес и гонорар присылали за каждый проданный пуд.

4. Он является автором романа-эпопеи, рассказывающей о событиях 200-летней давности.

Ответ: Л.Н. Толстой.

№ 5.

1. Этот активный сотрудник журнала «Москвитянин», один из основателей «Литературного фонда» и «Артистического кружка», несмотря на признание, всю жизнь жил в бедности и вынужден был, помимо литературной деятельности, работать в Московском совестном и коммерческом судах.

2. Его прозвали «Колумбом Замоскворечья» за то, что он открыл свои читателям Мир купечества.

3. Он написал более 50 пьес, названия которых часто напоминают пословицы и поговорки.

4.Он справедливо считается основоположником русского национального театра. Памятник ему установлен в Москве у Малого театра.

Ответ: А.Н. Островский.

№ 6.

1.У него была природная склонность к острословию, он любил и умел создавать фразы, западающие в память. Многие из них вошли в наш язык настолько прочно, что уже воспринимаются как "народная мудрость". "Краткость - сестра таланта" или знаменитое "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" еще хранят печать автора. 2. Этот поэт в 1917 году занимал должность секретаря Чрезвычайной следственной комиссии по делам о преступлениях старого режима.

2. "Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать", - писал Чехов своему брату в 1889 году. Детство Чехова, отец которого, Павел Егорович, держал торговую лавку, было подчинено поистине каторжному режиму. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре, организованном Павлом Егоровичем. Кроме того, все дети учились ремеслу, Антоша - портняжному.

3. В представлении многих – это невысокий хрупкий человек, с негромким хрипловатым от болезни голосом. На самом же деле он был высоким, настоящим «русским богатырем». В отпускном билете, выданном в 1879 году Таганрогской мещанской управой, обозначен его рост: 2 аршина 9 вершков (выше 180 сантиметров.4. Этот поэт один из основоположников символизма в России.

4. В 1890 году он совершил тяжелейшую поездку по Сахалину - «каторжному острову», месту ссылки заключенных. Он предпринимает путешествие по Сибири с целью изучения быта каторжников... Это первый из русских писателей, который едет в Сибирь и обратно".

Ответ: А.П.Чехов

II тур «Узнай произведение»

Задание. Необходимо правильно определить произведение, о котором рассказано в вопросе.

Оценка. 2 балла за каждое правильно названное произведение.

1 команде.

1. «В декабре начну роман…помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту…»

2. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С. Переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К. мосту»

3. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.»

3. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.»

Ответ: «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский)

2 команде.

  1. В этом произведении показано разоряющееся дворянство,
    бездумно проживающее своё состояние. Автор показывает во что превратились владельцы дворянских гнёзд к началу 20 века.
  2. «Ваш брат, вот Леонид Андреевич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную... больше, чем родную.»
  3. «Ведь я родилась здесь, - здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»
  4. Автор сказал об этом произведении так: «Моя пьеса будет окончена скоро... Пьесу назову комедией.»

Ответ: «Вишневый сад» А.П.Чехов

3 команде.

  1. Выйдя впервые в «Русском вестнике», этот роман имел огромный успех у читателей, и уже вскоре последовало несколько переизданий. Критики по-разному восприняли и откликнулись на произведение. Первый отзыв дал военный историк Лачинов в журнале «Русский инвалид» – в целом, он отметил точность в передаче фактов. Многие другие возражали против трактовки автором исторических событий. Так или иначе, роман остается гениальным произведением в том плане, что реалистичное изображение действительности в то же время пронизано идеей, воплощением основного замысла.
  2. Замысел романа возник у писателя еще в самом начале 1860-х гг. Тогда он работал над романом «Декабристы», где хотел изобразить возвращающегося из сибирской ссылки старика – участника восстания 1825 г. Этот роман так и остался незаконченным, но работа над ним возбудила интерес писателя к Отечественной войне 1812 г., осмысление итогов которой передовой частью русского общества и дала начало декабризму. В окончательном варианте действие отодвинулось к 1805 г. – времени поражения России в Аустерлицкой кампании против Наполеона
  3. Высказывается мнение, что сам автор невысоко ценил это свое детище. При этом ссылаются на его письмо к Фету от 1871 г., в котором он называет свой роман «многословной дребеденью», или на запись в дневнике от 1908 г., где им употреблено слово «пустяк». Тем не менее, он по-прежнему любил и придавал большое значение роману, что явствует, например, из его разговора с одним японским писателем.
  4. Исследователи насчитали в произведении 559 персонажей – главных и второстепенных. Из них около 200 – реальные исторические лица: Кутузов, Наполеон, Александр I, Багратион, Аракчеев, Сперанский. Другие – такие, как старый князь Болконский, Василий Денисов, Дорохов, Друбецкой, – имели свои реальные прототипы, легко узнававшиеся читателями, но значительно переработанные писателем, вписавшиеся в ткань романа. Вымышленные персонажи – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – тем не менее, жизненны и реалистичны, именно им уделено главное внимание, именно их переживания и поступки вызывают наибольший интерес и сочувствие читателя.

Ответ: «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

III тур «Назовите героя и произведение»

  1. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»

 (Родион Раскольников, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

  1.         «Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить»

(Наполеон, Л.Н.Толстой «Война и мир»)

  1. «Полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять шутит он или говорит серьезно»

(Иван Петрович Туркин, А.П.Чехов, «Ионыч»)

  1. «…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…»

(Пьер Безухов, Л.Н.Толстой «Война и мир»)

  1.  «Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»

(Соня Мармеладова, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

  1. Помещица, пять лет прожила за границей, шесть лет назад умер муж, потом утонул сын. В Париже жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег.

(Любовь Андреевна Раневская, А.П.Чехов «Вишнёвый сад»)

  1. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки»

(Семён Мармеладов, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

  1. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек»

(Андрей Болконский, Л.Н.Толстой, «Война и мир»)

  1. «Это был человек лет тридцати пяти… полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого…»

(Порфирий Петрович, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

  1. «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там. Он одинок. Живется ему скучно, ничего его не интересует»

(Дмитрий Ионович Старцев, А.П.Чехов, «Ионыч»)

  1. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»

(Наташа Ростова, Л.Н.Толстой «Война и мир»)

  1. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Её волосы жирно были смазаны маслом. Её тонкая и длинная шея была похожа на куриную ногу. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела»

(Алёна Ивановна, старуха-процентщица, Ф.М.Достоевский, «Война и мир»

IV тур «Найдите соответствие»

Установите соответствие «произведение - автор».

 

1. «Мастер и Маргарита»

1.А.П.Чехов

2. «Отцы и дети»

2. М Горький

3. «Преступление и наказание»

3. А.С.Пушкин

4. «Гранатовый браслет»

4.Ф.М.Достоевский

5. «На дне»

5.А.Н.Островский

6. «Евгений Онегин»

6.А.А.Ахматова

7. «Война и мир»

7.Н.А.Некрасов

8. «Кому на Руси жить хорошо»»

8.А.Куприн

9. «Ионыч»

9. И.А.Бунин

10. «Господин из Сан-Франциско»

10. Л.Н.Толстой

11. «В этом прекрасном яростном мире»

11. М.А.Булгаков

12. «Чёрный человек»

12.С.А.Есенин

13. «Гроза»

13. Н.В.Гоголь

14. «Портрет»

14. И.С.Тургенев

15. «Реквием»

15.А.П.Платонов

V тур  «Литературные герои»

Перед вами литературные герои, объедините их по принципу «герои, созданные одним писателем». Укажите писателя.

Например, Онегин - Пушкин

    1) Свидригайлов

    2) Ионыч

    3) Разумихин

    4) Кабаниха

    5) Аркадий Кирсанов

    6) Евгений Базаров

    7) Марья Болконская

    8) Лопахин

    9) Родион Раскольников

   10) Анна Одинцова

   11) Катерина

   12) Платон Каратаев

   13) Наташа Ростова

   14) Тихон

   15) Раневская

Слово преподавателя. А пока жюри подводит итоги мы с Вами посмотрим небольшую презентацию «Литература в нашей жизни»

 Команда_____________________________

Перед вами литературные герои, объедините их по принципу «герои, созданные одним писателем» Укажите писателя.

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

Команда_________________

1 раунд.

Установите соответствие

«произведение - автор»

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

Команда_________________

1 раунд.

Установите соответствие

«произведение - автор»

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

Команда_________________

1 раунд.

Установите соответствие

«произведение - автор»

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Викторина по охране труда»

Викторина по дисциплинам СПД проводится в рамках недели специальности....

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВИКТОРИНЫ «Своя игра по дисциплине Экология»

Методические рекомендации разработаны для проведения  теоретического занятия в рамках профессионального модуля  МДК 01.01 Управление территориями и недвижимым имуществом для студентов 2 курс...

Открытый Брейн-ринг в рамках недели специальности, посвященной Дню Энергетика

Открытый Брейн-ринг в рамках недели специальности, посвященной Дню Энергетика...

Методическая разработка викторины по общеобразовательной дисциплине ОУД.07 история «Историей Отечества горжусь!»

Викторина включает в себя вопросы исторического характера, служит для формирования интереса обучающихся к учебной дисциплине и истории Отечества....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе: Литературный турнир «Знатоки литературы»

Литературный турнир "Знатоки литературы" это познавательное и развивающее соревнование обучающихся 9,10 классов в литературных знаниях и начитанности. Турнир разделен на несколько туров, где...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...