Методическая разработка урока производственного обучения по профессии среднего профессионального образования 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
учебно-методический материал на тему

Коваль Лариса Александровна

Тема программы: Сборка изделий из древесины и древесных материалов. Тема урока: Сборка шкафадвухстворчатого из ЛДСП. Вид урока: урок-конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konkurs_proizvodstvennogo_obucheniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока- конкурса производственного обучения

по теме: Сборка шкафа двустворчатого из ЛДСП.

Автор материала: Коваль Лариса Александровна,

мастер производственного обучения,

 высшей квалификационной категории,

ГБПОУ РХ

 «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»,

 г. Абакана, Республики Хакасия

г. Абакан, 2018 год

Урок производственного обучения

Специальность: Мастер столярного и мебельного производства

Курс: первый

Группа: ММП – 11

Т- 180

М- 12

Тема программы: Сборка изделий из древесины и древесных материалов.

Тема урока: Сборка шкафа двустворчатого из ЛДСП.

Вид- урока: урок- конкурс.

Цели урока- конкурса:

  • закрепить, проверить и оценить навыки и умения обучающихся по сборке изделий из древесных материалов;
  • развивать у обучающихся технологическое и техническое мышление, интерес к будущей профессии;
  • способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи, ответственному отношению к выполнению порученного дела.

                Материально- техническое оснащение урока- конкурса:

Оборудование, приспособления и инструменты: стол- верстак, вертикально- и горизонтально- сверлильный станок, шуруповерт, электродрель, формат- раскроечный станок, степлер, утюг, рулетка, линейка, карандаш, шаблон, сверла диаметром 5 и 7 мм, нож.

Материалы, фурнитура: ЛДСП, ДВП, торцовочная лента, наждачная бумага, евровинты, шурупы, скобы, подпятники, петли накладные, штангодержатель, штанга, ручки дверные.

Фурнитура: петли, ручки дверные, полкодержатели, подпятники.

Дидактический материал: тест, вопросы блиц- турнира, карточки- задания по охране труда, чертеж шкафа.

                                      Ход урока-конкурса:

Вводный инструктаж- 30 минут

Организационный момент: проверить наличие обучающихся и их внешнего вида, готовность к уроку.

Мотивация: Ваша будущая профессия мастер столярного и мебельного производства. Мастер – это человек, делающий своими руками вещи необходимые людям. И вы пришли в училище, чтобы стать мастерами своего дела.  Заканчивается первый год учебы, каждый из вас поднялся на первую ступеньку к мастерству.

   Нашей группе поступил заказ от администрации училища изготовить шкафы двустворчатые, для общежития. Каждому из вас, при выполнении этого заказа предоставляется возможность показать свое мастерство. Сегодня вы будете работать по звеньям и вам необходимо помнить, что от качества работы каждого зависит качество работы всего звена.

   Урок будет проходить в форме конкурса между звеньями. Каждое звено состоит из 4-х человек.

   Конкурс состоит из теоретической и практической части.

   Оценивать ваше участие в конкурсе будет жюри (состав жюри не менее 3-х человек, приглашаются обучающиеся из старших курсов ).

                                   Теоретическая часть:

1 тур конкурса: работа над тестом, в тесте 15 вопросов (Приложение 1).

Время: 15 минут.

Критерии оценок: 15 правильных ответов – 5 балов

                         14- 10 правильных ответов – 4 бала

                         9- 5 правильных ответов – 3 бала

                         4 – 1 правильный ответ – 0 балов

2 тур конкурса: блиц – турнир (Приложение 2).

Каждый правильный ответ оценивается в один бал и зачисляется на счет звена.

3 тур конкурса: работа над карточками- заданиями по охране труда (Приложение 3).

Каждый обучающийся отвечает на вопрос по технике безопасности. За каждый правильный ответ дается один бал и зачисляется на счет звена.

                        Текущий инструктаж – 135 минут  

Самостоятельная работа обучающихся по звеньям – изготовление шкафа двустворчатого для одежды.

Звено, выполнившее первым работу, получает  20 балов, вторым – 10 балов, третьими – 5 балов.  

                                Целевые обходы:

  • проверить правильную организацию рабочего места;
  • проверить соблюдение правил охраны труда;
  • проверить технологическую последовательность выполнения работы.

                                Заключительный инструктаж – 15 минут

 Подведение итогов конкурса (Приложение 4).

Анализ выполненных работ.

Отметка лучших работ.

Указание на типичные ошибки.

Выдать домашнее задание.  

                                                                                           Приложение 1.

Тест на тему «Технология сборки изделий из древесины»

Уровень сложности- второй.

Из предложенных трех вариантов необходимо выбрать правильный ответ

  1. Какая операция называется сборкой?

а) соединение деталей и сборочных единиц

б) изготовление деталей и сборочных единиц

в) обработка деталей и сборочных единиц

    2.  Сборочной единицей называется?

а)  изделие, составные части которого соединены между собой

б)  изделие, которое необходимо собрать

в)  изделия, из которых состоит узел

    3.  Какие виды соединений используются  при сборке изделий из древесины?

а) соединение на клею

б) шиповые соединения

в) соединение на гвоздях

    4.  Какие шиповые соединения используют при изготовлении изделий из древесины?

а) на шип «ласточкин клюв»

б) на шип открытый вставной квадратный

в) на шип открытый сквозной двойной

    5. Из каких элементов состоит открытый сквозной двойной шип?

а) шкант

б) проушина

в) шип

   6. Для угловых концевых и серединных соединений ширина шипа равна

а) а= 0.4S0 

б) а= 0.2 S0

в) а= S0   

   7.  При разметке шипового соединения используют инструмент

а) рейсмус

б) киянка

в) стамеска

   8. При разметке по сверление используют приспособление

а) тиски

б) струбцины

в) шаблон

   9.  Для получения шипа выполняют поперечное спиливание

а) по разметке

б) по удаляемой части

в) по шипу

   10. При выполнении шипового соединения используют инструмент

а) рубанок

б) мелкозубая пила

в) электродрель

   11. При выполнении сборки шипового соединения используют инструмент

а) топор

б) киянка

в) лучковая пила

   12. При изготовлении корпусной мебели из ЛДСП используют инструмент

а) шуруповерт

б) электрорубанок

в) обушковая ножовка

   13. Для зачистной операции используют приспособление

а) шпатлевку

б) наждачную бумагу

в) отбеливающий состав

   14. Для получения большего количества отверстий без разметки используют приспособление

а) струбцина

б) кондуктор

в) ручные тиски

   15. Чем производится крепление узлов корпусной мебели?

а) евровинт

б) гвоздь

в) клей

Вариант правильного ответа:

  1. а                        10- б
  2. а                            11 - б
  3. а,б,в                        12 - а
  4. в                        13- б
  5. б,в                        14- б
  6. а                        15- а
  7. а
  8. в
  9. б

                                                                     Приложение 2

                                 Блиц- турнир

1. Пиление – это операция механическая или химическая? (Механическая)

2. При подготовке пил к работе зубья затачивают наждачной бумагой или напильником? (Напильником)

3.При заточке пил нажим на пилу должен быть при движении вперед или назад? (Вперед)

4.Разметку материала производят после закрепления заготовки в верстаке или до закрепления в верстаке? (До закрепления в верстаке)

5.При поперечной распиловке материала кромка зуба пилы прорезает древесину поперек волокон или вдоль волокон? (Поперек волокон)

6.Пиление материала начинают движением пилы от себя или на себя?        (На себя)

7. Зубья пилы устанавливают на распиливаемую заготовку по ногтю большого пальца левой руки или ниже большого пальца левой руки?

(По ногтю большого пальца)

8. Во время заточки ножа рубанка нож смачивают водой или маслом? (Водой)

9. Для выборки галтелей используют горбач или галтели? (Галтели)

10. Чистовое строгание выполняют фуганком или рубанком? (Фуганком)

11. Как называется мебель, основной частью которой является корпус? (Корпусная)

12. Как называется мебель имеющая специальную конструкцию, которая позволяет изменить назначение изделия? (Трансформируемая)

13. Какие используют материалы для изготовления корпусной мебели? (Древесина, ДСП, фанера, ЛДСП)

14. Чем отличается ДВП от ДСП? (ДВП- толщина 2-6 мм, ДСП – до 26 мм)

                                                                Приложение 3

Карточка-задание №1        (Продолжить высказывание)

Перед началом работы с электроинструментами необходимо проверить заземление и исправность электродвигателя, исправность проводки.

Карточка-задание №2

Каждый рабочий может быть допущен к работе лишь после проведения вводного инструктажа по технике безопасности, инструктажа по безопасным приемам работы на рабочем месте.

Карточка-задание №3

Для предупреждения пожаров необходимо повседневно убирать рабочие места, курить в строго отведенном месте, не бросать зажженные спички и окурки в мусорные баки, а бросать в бочки с водой или ящички с песком; систематически проверять исправность электропроводки и устранять неполадки.

Карточка-задание №4

В начале пиления при установке зубьев на обрабатываемую заготовку по большому пальцу левой руки нужно держать ноготь или сустав пальца выше руки.

Карточка-задание №5

При заточке ножей рубанков на шлифовальном круге защитный экран заточного станка должен быть закрыт, нож необходимо периодически смачивать водой.

Карточка -задание № 6

Перед работой необходимо проверить все инструменты: инструменты должны быть все в исправном состоянии; ручки инструментов должны быть закреплены и не иметь зазубрин и трещин; инструмент должен быть хорошо заточен и подготовлен к работе.

Карточка- задание №7

При обнаружении неисправности на электроинструменте и оборудовании немедленно сообщить мастеру, самостоятельно не выполнять ремонт.

Карточка- задание №8

После пиления и строгания опилки и стружки сметать необходимо щеткой- сметкой, нельзя убирать рукой или сдувать.

Карточка- задание №9

При работе электродрелью необходимо проверить, чтобы не было оголенного провода, вилка и розетка должны быть в исправном состоянии, сверло должно быть хорошо зажато и заточено.

Карточка- задание №10

Остроту ножа рубанка и зубьев пилы проверяют на древесине, нельзя проверять пальцем.

Карточка- задание №11

По окончании работы необходимо убрать рабочее место, инструменты  и материал сложить в отведенные места 

Карточка- задание №12

При работе в деревообрабатывающих цехах необходимо соблюдать правила производственной санитарии: работать только в спецодежде, пить воду из отведенных для питья кранов или баков, мыть руки перед обедом и по окончании работы.

                        

Спецификация

Наимено- вание

Материал

Коли- чество

Ширина

мм

Длина

мм

Толщина

мм

1

Боковая стенка

ЛДСП

2

550

2100

16

2

Верх- низ

ЛДСП

2

550

748

16

3

Перегородка

ЛДСП

1

550

1350

16

4

Полка

ЛДСП

2

550

748

16

5

Дверь

ЛДСП

2

389

2000

16

6

Задняя стенка

ДВП

1

780

2000

4

  Фурнитура

Наименование

Количество,

1

Кромка меламиновая «Вишня Оксфорд»

25 м

2

Евровинт 7 * 50

24 шт.

3

Шуруп 4 * 16

38 шт.

4

Подпятник пластмассовый

4 шт.

5

Петля накладная 35 мм

8 шт.

6

Штангодержатель

2 шт.

7

Штанга

0.8 м

8

Ручка скоба «Вишня Оксфорд»

2 шт.

9

Скоба для степлера

80 шт.

10

Гвоздь 2.5 8 20

8 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"

методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Официант"

Методическая разработка урока по теме "Предварительная сервировка стола к завтраку". Основной акцент сделан  на проведение вводного инструктажа. Для актуализации опорных знаний представлена презе...

Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ», квалификация: штукатур

Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования» на тему «Введение в профессию «Оператор швейного оборудования»»

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 курса средних профессиональных образовательных учреждений с ОВЗ 8 вида (умственная отсталость) по профессии «Оператор швейного оборудо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ для профессии среднего профессионального образования 15.01.31. Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31. «Мастер к...