Анализ трудных вопросов ЕГЭ.
презентация к уроку
Неизменными для предмета «химия» в 2023 году останутся такие основные факты: время на выполнение работы – 210 мин (3,5 часа);
КИМ состоит из 2-х частей;
разрешенные материалы:
на экзамене разрешено использовать непрограммируемый калькулятор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_trudnyh_voprosov_ege.pptx | 750.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неизменными для предмета «химия» в 2023 году останутся такие основные факты: время на выполнение работы – 210 мин ( 3,5 часа ); КИМ состоит из 2-х частей; общее количество вопросов – 34 шт.; максимальный балл – 56 ПБ; разрешенные материалы: таблица Менделеева, таблица растворимости солей, электрохимический ряд напряжений металлов. на экзамене разрешено использовать непрограммируемый калькулятор
Изменения 2023 года Новый вариант будет отличаться от билетов 2022 года такими позициями: Задание Изменение № 9, 12, 16 уровень сложности изменен на «повышенный» № 23 вместо табличного формата представления данных в задаче на расчет концентрации веществ будет использован классический текстовый № 33 и 34 поменяли местами
Структура КИМов В экзаменационной работе выпускникам будет предложено 34 вопроса, среди которых встретятся задания различного уровня сложности: Уровень сложности Кол-во Вопросы базовый 17 шт. № 1–5, 10, 11, 13, 17–21, 25–28 повышенный 11 шт. № 6–9, 12, 14–16, 22–24 высокий 6 шт. № 29–34
КИМ разделен на I и II часть: Экзаменационная работа будет проверять знания и умения выпускника по всем темам школьного курса: теоретическая основа химии; химические реакции; органические и неорганические вещества; методы познания; уравнения реакций (расчеты по формулам). Часть Ответ Кол-во вопросов I ч краткий 28 I I ч развернутый 6
Каждое задание 1 части и каждая задача 2 части имеют свой максимальный ПБ: Макс. ПБ Задания 1 ПБ № 1 – 5, 9 – 13, 16 – 21, 25 – 28 2 ПБ № 6 – 8, 14 – 15, 22 – 24, 29 – 30 3 ПБ № 33 4 ПБ № 31, 34 5 ПБ № 32
Анализ результатов выполнения заданий с выбором ответа (часть 1) Прогнозирование возможности реакции между веществами, трудности при выполнении заданий, в которых употреблялось отрицание. Неумение выпускников устанавливать причинно-следственные связи между принадлежностью вещества к определенному классу соединений и его химическими свойствами. Плохая ориентация в принципах номенклатуры веществ и в соотнесении названия с формулой или классом соединений. Общей тенденцией можно считать низкий уровень владения участниками экзамена номенклатурой органических веществ.
Анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом (часть 1) Недостаточный уровень знаний механизмов реакций в органической химии. Традиционно сложными для выпускников остаются вопросы, связанные с устойчивостью карбокатионов . Незнание одного из основных правил – правило В.В.Марковникова , а также неумение прогнозировать результат реакции. Уровень освоения стандарта образования, связанный с химическими свойствами органических веществ, как показали результаты экзамена, низкий .
29 30 31 32 33 34 41,5 54,9 55 59 15,5 35,8 Вторая часть
5 44,8
5 44,8
7 47,0
7 47,0
8 50,3
8 50,3
12 36,3
12 36,3
13 38,5
22 50,6
28 48,3
Изменения 2023 года
2022 2023
В заданиях 32, проверяющих умения составлять уравнения химических реакций, которые отражают генетическую связь между классами органических веществ (цепочка превращений), стрелочки, соединяющие формулы или обозначения веществ, могут быть направлены в обоих направлениях. В условиях заданий 32 (схемы превращений органических веществ) могут быть использованы не только последовательные превращения органических веществ, но и «разнонаправленные» превращения одного из веществ , указанного в схеме превращений. В условиях заданий (32 и 33) могут быть использованы скелетные формулы органических веществ.
Задание 29 (составление ОВР из веществ предложенного списка) электронный баланс можно считать составленным верно в случае , если любым способом будет показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: это могут быть коэффициенты в уравнении реакции; могут быть указаны множители за вертикальной чертой; может присутствовать словесная запись о числе отданных и присоединённых электронов; может быть использован метод полуреакций ( электронно - ионный баланс); указан окислитель и восстановитель ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ; если приведено несколько вариантов ответа, то проверяется только первый из них . (Запись степени окисления «-» допустима)
Запись электронного баланса K 2 Cr 2 O 7 + KBr + H 2 SO 4 → Cr 2 (SO 4 ) 3 + Br 2 + … 2Cr +6 + 6 ē → 2Cr +3 2Br -1 - 2 ē → Br 2 или Cr +6 + 3 ē → Cr +3 Br - - ē → Br 0 или 3 1 13 Допустимы записи: 2Cr +6 + 6 ē → 2Cr +3 1 2Br - - 2 ē → 2Br 3 Количество принятых и отданных электронов может быть указано над стрелкой.
Такие обозначения степеней окисления как N 5+ и N 4+ (сначала цифра, затем знак) считаются неверными . Исключение : у ионов металлов степень окисления равна заряду иона, поэтому такую как запись как Mg 2+ + 2e = Mg 0 следует считать верной (можно рассматривать как элемент электронно-ионного баланса) Обозначение степени окисления степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым; если степень окисления не указана, то считать её равной 0; считать верными записи, подобные следующим «Cl -1 », «Cl - » , «2Cr 3+ », «Cr +6 », которые экзаменуемый использовал при указании степени окисления; считать неверными записи, подобные следующим «N 2 3– », «Cr 2 6+ »
Ионные уравнения реакций отражают суть тех изменений, которые происходят при взаимодействии веществ − электролитов Реакции в растворах электролитов идут практически до конца в том случае , если происходит связывание исходных ионов с образованием: слабого электролита, осадка малорастворимого вещества, газообразного продукта. В ионном уравнении реакции хорошо растворимые сильные электролиты записывают в виде соответствующих ионов, а слабые электролиты, нерастворимые вещества и газы − в молекулярном виде. В сокращённом ионном уравнении дробные или удвоенные коэффициенты не допускаются . Задание 30 (составление РИО из веществ предложенного списка)
Степень диссоциации слабых электролитов в разбавленных водных растворах не превышает, как правило, 10-20%, например: Слабый электролит α, % (С = 0,1М) H 2 SO 3 20 HF 8 HNO 2 4 NH 3 ·H 2 O 1,4 CH 3 COOH 1,4 H 2 CO 3 0.2 H 2 S 0,07 Задание 30
Реакции образования гидроксокомплексов при взаимодействии растворов щелочей и растворимых солей цинка и алюминия также можно отнести к реакциям ионного обмена: ZnSO 4 + 4NaOH = Na 2 [Zn(OH) 4 ] + Na 2 SO 4 Zn 2+ + SO 4 2- + 4N a + + 4OH - = 2Na + + [Zn(OH) 4 ] 2- + 2Na + + SO 4 2- Zn 2+ + 4OH - = [Zn(OH) 4 ] 2- В качестве исходных веществ должны быть выбраны растворимые в воде соли (исключение – взаимодействие нерастворимых карбонатов с кислотами).
Некоторые особые случаи Кислые соли диссоциируют ступенчато, например: NaHSO 3 → Na + + HSO 3 − (первая ступень ) 3 3 HSO − ⇆ H + + SO 2− (вторая ступень). ! В случае H 2 SO 4 возможны записи , как 2H + + SO 4 2- , так и H + и HSO 4 - ! В случае H 3 PO 4 возможны записи , как H + + H 2 PO 4 - , так и H 3 PO 4 В ионном уравнении используется записи типа Na + + HSO 3 − ! В случае гидросульфатов возможны записи типа как Na + + H + + SO 4 2 , так и Na + и HSO 4 - ! При взаимодействии солей аммония со щелочами допустимы записи NH 3 ∙H 2 O, NH 3 + H 2 O (нежелательно NH 4 OH)
Каждый из четырёх элементов ответа считать верным если: правильно записаны все формулы веществ − участников реакции; указаны все коэффициенты (допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов); Примечание . При составлении уравнения реакции экзаменуемый может: не указывать условие ее проведения (прокаливание, катализатор), так как они указаны в условии задания; - не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑» Задание 31 составлять уравнения реакций отражающих взаимосвязь веществ различных классов неорганических веществ по описанию изменений, происходящих с ними
Каждый из пяти элементов ответа считать верным если : правильно записаны все формулы веществ − участников реакции; указаны все коэффициенты ( допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов ); В ответе экзаменуемого допустимо использование структурных формул разного вида ( развёрнутой, сокращённой, скелетной ), однозначно отражающих порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества. Развёрнутая структурная Сокращённая структурная CH 3 –CH 2 –OH С к е л е т н а я С т ерео х и м и ч е с к и е взаимосвязь органических соединений различных классов в соответствии со схемой превращений Задание 32
Допустимо использование молекулярных формул для простейших представителей гомологических рядов: CH 4 , C 2 H 2 , C 6 H 6 , C 2 H 5 OH, CH 2 O, С 6 Н 12 О 6 и др. Допустимо использование формул, однозначно отражающих строение вещества: CН 3 СНО, CН 3 СО 2 H, CH 3 CH(OH)CH 3 , С 6 Н 5 –СООН Недопустимо: CH 3 –C 6 H 4 –COOH или C 6 H 4 (NO 2 )OH, C 6 H 5 C 2 H 4 Cl При записи уравнения химической реакции экзаменуемый может: не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»; не указывать условие её проведения (прокаливание, катализатор), так как условием задания это не предусмотрено. Элемент ответа считать ошибочным в случае если в ответе учащегося указаны условия проведения конкретной реакции, которые не соответствуют протеканию данной реакции с образованием записанных продуктов
Задание 33 Установление молекулярной и структурной формулы вещества При условии, если структурная формула органического вещества не записана как отдельный элемент ответа, а присутствует лишь в уравнении реакции (в последнем элементе ответа) и составлена правильно, то этот элемент ответа считается выполненным и выставляется 1 балл за «структурную формулу». Задание 34 Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке. Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов) если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»
Рекомендации по взаимодействию с "трудными подростками"...
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ СЛУХОВОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Слуховой анализ в курсе сольфеджио музыкальной школы...
Вопросы к зачету ПМ 04 МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Вопросы к зачету ПМ 04 МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности...
Избранные вопросы математического анализа
Эта работа представляет собой курс лекций, которые содержат теоретический материал и практические примеры по темам: «Последовательности», «Производная», «Первообразная и интеграл».Данный материа...
ОУД.03.Математика: алгебра и начала анализа; геометрия. Вопросы диф.зачёта для специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03. МАТЕМАТИКАспециальность 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» за 1 полугодие, содержит критерии ответа на вопрос....
Анализ стихотворения «Загадочный вопрос»
Анализ стихотворения «Загадочный вопрос»...
Вопросы для подготовки экзамену по дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности д
Вопросы для подготовки к экзамену...