Анализ трудных вопросов ЕГЭ.
презентация к уроку

Желтырёв Виталий Владиславович

Неизменными для предмета «химия» в 2023 году останутся такие основные факты: время на выполнение работы – 210 мин (3,5 часа);

 

КИМ состоит из 2-х частей;

•общее количество вопросов – 34 шт.;
•максимальный балл – 56 ПБ;

 

разрешенные материалы:

•таблица Менделеева, таблица растворимости солей,
•электрохимический ряд напряжений металлов.

 

на экзамене разрешено использовать непрограммируемый калькулятор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_trudnyh_voprosov_ege.pptx750.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАЛИЗ ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ ЕГЭ по химии 2023 год

Слайд 2

Неизменными для предмета «химия» в 2023 году останутся такие основные факты: время на выполнение работы – 210 мин ( 3,5 часа ); КИМ состоит из 2-х частей; общее количество вопросов – 34 шт.; максимальный балл – 56 ПБ; разрешенные материалы: таблица Менделеева, таблица растворимости солей, электрохимический ряд напряжений металлов. на экзамене разрешено использовать непрограммируемый калькулятор

Слайд 3

Изменения 2023 года Новый вариант будет отличаться от билетов 2022 года такими позициями: Задание Изменение № 9, 12, 16 уровень сложности изменен на «повышенный» № 23 вместо табличного формата представления данных в задаче на расчет концентрации веществ будет использован классический текстовый № 33 и 34 поменяли местами

Слайд 4

Структура КИМов В экзаменационной работе выпускникам будет предложено 34 вопроса, среди которых встретятся задания различного уровня сложности: Уровень сложности Кол-во Вопросы базовый 17 шт. № 1–5, 10, 11, 13, 17–21, 25–28 повышенный 11 шт. № 6–9, 12, 14–16, 22–24 высокий 6 шт. № 29–34

Слайд 5

КИМ разделен на I и II часть: Экзаменационная работа будет проверять знания и умения выпускника по всем темам школьного курса: теоретическая основа химии; химические реакции; органические и неорганические вещества; методы познания; уравнения реакций (расчеты по формулам). Часть Ответ Кол-во вопросов I ч краткий 28 I I ч развернутый 6

Слайд 6

Каждое задание 1 части и каждая задача 2 части имеют свой максимальный ПБ: Макс. ПБ Задания 1 ПБ № 1 – 5, 9 – 13, 16 – 21, 25 – 28 2 ПБ № 6 – 8, 14 – 15, 22 – 24, 29 – 30 3 ПБ № 33 4 ПБ № 31, 34 5 ПБ № 32

Слайд 7

Анализ результатов выполнения заданий с выбором ответа (часть 1) Прогнозирование возможности реакции между веществами, трудности при выполнении заданий, в которых употреблялось отрицание. Неумение выпускников устанавливать причинно-следственные связи между принадлежностью вещества к определенному классу соединений и его химическими свойствами. Плохая ориентация в принципах номенклатуры веществ и в соотнесении названия с формулой или классом соединений. Общей тенденцией можно считать низкий уровень владения участниками экзамена номенклатурой органических веществ.

Слайд 8

Анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом (часть 1) Недостаточный уровень знаний механизмов реакций в органической химии. Традиционно сложными для выпускников остаются вопросы, связанные с устойчивостью карбокатионов . Незнание одного из основных правил – правило В.В.Марковникова , а также неумение прогнозировать результат реакции. Уровень освоения стандарта образования, связанный с химическими свойствами органических веществ, как показали результаты экзамена, низкий .

Слайд 9

29 30 31 32 33 34 41,5 54,9 55 59 15,5 35,8 Вторая часть

Слайд 10

5 44,8

Слайд 11

5 44,8

Слайд 12

7 47,0

Слайд 13

7 47,0

Слайд 14

8 50,3

Слайд 15

8 50,3

Слайд 16

12 36,3

Слайд 17

12 36,3

Слайд 18

13 38,5

Слайд 19

22 50,6

Слайд 20

28 48,3

Слайд 21

Изменения 2023 года

Слайд 22

2022 2023

Слайд 23

В заданиях 32, проверяющих умения составлять уравнения химических реакций, которые отражают генетическую связь между классами органических веществ (цепочка превращений), стрелочки, соединяющие формулы или обозначения веществ, могут быть направлены в обоих направлениях. В условиях заданий 32 (схемы превращений органических веществ) могут быть использованы не только последовательные превращения органических веществ, но и «разнонаправленные» превращения одного из веществ , указанного в схеме превращений. В условиях заданий (32 и 33) могут быть использованы скелетные формулы органических веществ.

Слайд 25

Задание 29 (составление ОВР из веществ предложенного списка) электронный баланс можно считать составленным верно в случае , если любым способом будет показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: это могут быть коэффициенты в уравнении реакции; могут быть указаны множители за вертикальной чертой; может присутствовать словесная запись о числе отданных и присоединённых электронов; может быть использован метод полуреакций ( электронно - ионный баланс); указан окислитель и восстановитель ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ; если приведено несколько вариантов ответа, то проверяется только первый из них . (Запись степени окисления «-» допустима)

Слайд 26

Запись электронного баланса K 2 Cr 2 O 7 + KBr + H 2 SO 4 → Cr 2 (SO 4 ) 3 + Br 2 + … 2Cr +6 + 6 ē → 2Cr +3 2Br -1 - 2 ē → Br 2 или Cr +6 + 3 ē → Cr +3 Br - - ē → Br 0 или 3 1 13 Допустимы записи: 2Cr +6 + 6 ē → 2Cr +3 1 2Br - - 2 ē → 2Br 3 Количество принятых и отданных электронов может быть указано над стрелкой.

Слайд 27

Такие обозначения степеней окисления как N 5+ и N 4+ (сначала цифра, затем знак) считаются неверными . Исключение : у ионов металлов степень окисления равна заряду иона, поэтому такую как запись как Mg 2+ + 2e = Mg 0 следует считать верной (можно рассматривать как элемент электронно-ионного баланса) Обозначение степени окисления степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым; если степень окисления не указана, то считать её равной 0; считать верными записи, подобные следующим «Cl -1 », «Cl - » , «2Cr 3+ », «Cr +6 », которые экзаменуемый использовал при указании степени окисления; считать неверными записи, подобные следующим «N 2 3– », «Cr 2 6+ »

Слайд 28

Ионные уравнения реакций отражают суть тех изменений, которые происходят при взаимодействии веществ − электролитов Реакции в растворах электролитов идут практически до конца в том случае , если происходит связывание исходных ионов с образованием: слабого электролита, осадка малорастворимого вещества, газообразного продукта. В ионном уравнении реакции хорошо растворимые сильные электролиты записывают в виде соответствующих ионов, а слабые электролиты, нерастворимые вещества и газы − в молекулярном виде. В сокращённом ионном уравнении дробные или удвоенные коэффициенты не допускаются . Задание 30 (составление РИО из веществ предложенного списка)

Слайд 29

Степень диссоциации слабых электролитов в разбавленных водных растворах не превышает, как правило, 10-20%, например: Слабый электролит α, % (С = 0,1М) H 2 SO 3 20 HF 8 HNO 2 4 NH 3 ·H 2 O 1,4 CH 3 COOH 1,4 H 2 CO 3 0.2 H 2 S 0,07 Задание 30

Слайд 30

Реакции образования гидроксокомплексов при взаимодействии растворов щелочей и растворимых солей цинка и алюминия также можно отнести к реакциям ионного обмена: ZnSO 4 + 4NaOH = Na 2 [Zn(OH) 4 ] + Na 2 SO 4 Zn 2+ + SO 4 2- + 4N a + + 4OH - = 2Na + + [Zn(OH) 4 ] 2- + 2Na + + SO 4 2- Zn 2+ + 4OH - = [Zn(OH) 4 ] 2- В качестве исходных веществ должны быть выбраны растворимые в воде соли (исключение – взаимодействие нерастворимых карбонатов с кислотами).

Слайд 31

Некоторые особые случаи Кислые соли диссоциируют ступенчато, например: NaHSO 3 → Na + + HSO 3 − (первая ступень ) 3 3 HSO − ⇆ H + + SO 2− (вторая ступень). ! В случае H 2 SO 4 возможны записи , как 2H + + SO 4 2- , так и H + и HSO 4 - ! В случае H 3 PO 4 возможны записи , как H + + H 2 PO 4 - , так и H 3 PO 4 В ионном уравнении используется записи типа Na + + HSO 3 − ! В случае гидросульфатов возможны записи типа как Na + + H + + SO 4 2 , так и Na + и HSO 4 - ! При взаимодействии солей аммония со щелочами допустимы записи NH 3 ∙H 2 O, NH 3 + H 2 O (нежелательно NH 4 OH)

Слайд 32

Каждый из четырёх элементов ответа считать верным если: правильно записаны все формулы веществ − участников реакции; указаны все коэффициенты (допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов); Примечание . При составлении уравнения реакции экзаменуемый может: не указывать условие ее проведения (прокаливание, катализатор), так как они указаны в условии задания; - не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑» Задание 31 составлять уравнения реакций отражающих взаимосвязь веществ различных классов неорганических веществ по описанию изменений, происходящих с ними

Слайд 33

Каждый из пяти элементов ответа считать верным если : правильно записаны все формулы веществ − участников реакции; указаны все коэффициенты ( допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов ); В ответе экзаменуемого допустимо использование структурных формул разного вида ( развёрнутой, сокращённой, скелетной ), однозначно отражающих порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества. Развёрнутая структурная Сокращённая структурная CH 3 –CH 2 –OH С к е л е т н а я С т ерео х и м и ч е с к и е взаимосвязь органических соединений различных классов в соответствии со схемой превращений Задание 32

Слайд 34

Допустимо использование молекулярных формул для простейших представителей гомологических рядов: CH 4 , C 2 H 2 , C 6 H 6 , C 2 H 5 OH, CH 2 O, С 6 Н 12 О 6 и др. Допустимо использование формул, однозначно отражающих строение вещества: CН 3 СНО, CН 3 СО 2 H, CH 3 CH(OH)CH 3 , С 6 Н 5 –СООН Недопустимо: CH 3 –C 6 H 4 –COOH или C 6 H 4 (NO 2 )OH, C 6 H 5 C 2 H 4 Cl При записи уравнения химической реакции экзаменуемый может: не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»; не указывать условие её проведения (прокаливание, катализатор), так как условием задания это не предусмотрено. Элемент ответа считать ошибочным в случае если в ответе учащегося указаны условия проведения конкретной реакции, которые не соответствуют протеканию данной реакции с образованием записанных продуктов

Слайд 35

Задание 33 Установление молекулярной и структурной формулы вещества При условии, если структурная формула органического вещества не записана как отдельный элемент ответа, а присутствует лишь в уравнении реакции (в последнем элементе ответа) и составлена правильно, то этот элемент ответа считается выполненным и выставляется 1 балл за «структурную формулу». Задание 34 Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке. Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов) если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Рекомендации по взаимодействию с "трудными подростками"...

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ СЛУХОВОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Слуховой анализ в курсе сольфеджио музыкальной школы...

Вопросы к зачету ПМ 04 МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности

Вопросы к зачету ПМ 04 МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности...

Избранные вопросы математического анализа

Эта  работа представляет собой курс лекций, которые содержат теоретический материал и практические примеры по темам: «Последовательности», «Производная», «Первообразная и интеграл».Данный материа...

ОУД.03.Математика: алгебра и начала анализа; геометрия. Вопросы диф.зачёта для специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03. МАТЕМАТИКАспециальность 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» за 1 полугодие, содержит критерии ответа на вопрос....

Анализ стихотворения «Загадочный вопрос»

Анализ стихотворения «Загадочный вопрос»...