Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий
план-конспект занятия
Цель методической разработки - раскрытие опыта преподавателя и проведение занятий по ООД.11 «ИНФОРМАТИКА» для специальности 08.01.27 Мастер общестроительных работ
Данная методическая разработка представляет собой план- конспект проведения учебного занятия по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий», включающего в себя основные этапы занятия: организационный, вводный, основной, заключительный.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 444.65 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА ООД.11
«ИНФОРМАТИКА»
Тема занятия «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий»
для специальности
Мастер общестроительных работ |
АННОТАЦИЯ
Цель методической разработки - раскрытие опыта преподавателя и проведение занятий по ООД.11 «ИНФОРМАТИКА» для специальности Мастер общестроительных работ
Данная методическая разработка представляет собой план- конспект проведения учебного занятия по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий», включающего в себя основные этапы занятия: организационный, вводный, основной, заключительный.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину.
.
Разработал: преподаватель информатики
Исимбаева Г.Б.
г. Магнитогорск, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данной методической разработке представлен урок с элементами проблемного изложения материала по теме: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий».
Целями занятия являются
изучение информационных технологий организации расчетов, построение графиков диаграмм в таблицах MS Excel
развитие информационного мышления, интеллектуальных, творческих и познавательных способностей, контролировать и оценивать результаты своих действий, воспитание культуры общения, познавательной активности, чувства ответственности за выполненную работу, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности,
применение различных видов деятельности и работы с различными информационными источниками как средство профилактики клипового мышления у студентов.
В ходе занятия студенты выполняют творческие задания на компьютерах.
Технология индивидуального обучения способна оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.
Применение активных методов обучения даёт возможность включить обучающихся в активную познавательную деятельность.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Группа | МОР-09-24-2 (1 курс) | ||||
УРОК № | 61 | ||||
Тема | Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий | ||||
Цели | Обучающая | Развивающая | Воспитывающая | Методическая | |
Изучение информационных технологий организации расчетов, построение графиков диаграмм в таблицах MS Excel | Развитие информационного мышления, интеллектуальных, творческих и познавательных способностей, контролировать и оценивать результаты своих действий | Воспитание культуры общения, познавательной активности, чувства ответственности за выполненную работу, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности | применение различных видов деятельности и работы с различными информационными источниками как средство профилактики клипового мышления у студентов | ||
Тип учебного занятия | Комбинированный урок | ||||
Вид учебного занятия | Практическое занятие | ||||
Основные понятия | MS Excel, электронные таблицы, формулы, графики и диаграммы. | ||||
Оборудование к занятию | Персональный компьютер, проектор, экран, доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал. | ||||
Литература | Для преподавателей #1050;олмыкова, Е.А. Информатика: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. - 6-е изд.. стер. - М.: Академия, 2023. - 416 с. 2 . Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ: учеб- ник для нач. и сред. проф. образования [Текст] / | Для студентов 1 . Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования [Текст] / М.С.Цветкова, Л.С. Великович. 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2021. - 352 с. | |||
М.С.Цветкова, Л.С. Великович. 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2022. - 352 с. | ||
Время проведения занятия | 45 минут | |
Ход занятия
Этапы занятия | Цель | методы | Средства | Формы | Виды деятельности | Вре мя (ми ну- ты) | |
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | ||||||
#1054;рганиза | Включение в | словес- | рассказ | фрон- | Предъявление единых педагогиче- | Приветствие, дежурный называет | 2 |
ционный | работу, про- | ный | тальная | ских требований: | отсутствующих | ||
этап | верка посе- | -приветствие; | |||||
щаемости. | -выявление отсутствующих; | ||||||
-организация учебного места | |||||||
#1052;отивац | Обеспечение | словес- | рассказ | фрон- | Сообщение темы и целей занятия, | Слушают обоснование значимо- | 2 |
ия и целе- | положительно- | ный | тальная | введение в учебный материал че- | сти темы. | ||
полагание | го настроя и | рез мотивацию | |||||
интереса. | |||||||
Обеспечение | |||||||
мотивации и | |||||||
принятия сту- | |||||||
дентами цели | |||||||
занятия | |||||||
3. Актуа- лизация опорных знаний | Подготовка к изучению но- вого материала через повторе- ние | практи- чес- кий(твор ческий) | Выполне- ние зада- ния | Группо- вая | Предлагает студентам ответить на вопросы по пройденному мате- риалу
| выполняют задания. | 6 |
#1059;своение новых зна- ний | Формирование у студентов знаний и пер- воначальных навыков при выполнении заданий | Словес- ный – нагляд- но- деятель- ностный | Демонст- рацион- ная пре- зентация, упражне- ния | фрон- тальная | Объясняет новый материал, реша- ет задачи вместе со студентами | Выполняют задания | 18 |
#1055;ервичн ое осмыс- ление и закрепле- ние мате- риала | Проверка по- нимания изу- ченного мате- риала | Обсуж- дение, анализ | Демонст- рацион- ная пре- зентация, выполне- ние зада- ния | Группо- вая, фрон- тальная |
| 2.Самостоятельно решают полу- ченные задания | 10 |
#1055;одведе ние итогов занятия | Соотнесение поставленных задач с достиг- нутым резуль- татом | рефлек- сия | фрон- тальная | Подводит итоги занятия, отмечает достижение результатов студен- тов, выставляет оценки. | Слушают резюме преподавателя | 3 | |
7. Рефлек- сия | Оценка эмо- ционального состояния сту- дентов | Метод оцени- вания | индиви- дуаль- ная | Общий итог о проделанной работе | Студенты слушают, обсуждают и делают выводы | 4 |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Практическое занятие
«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий»
Задание 1. Создать таблицу «Расчет удельного веса документально проверен- ных организаций», построить и отформатировать круговую диаграмму по резуль- татам расчетов.
Исходные данные представлены на Рисунок 1, результаты работы – на Рисунок 4
Рисунок 1 Исходные данные для задания 3
Порядок работы:
- Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной уста- новке MS Office выполните Пуск/Программы/ Microsoft Excel).
- Переименуйте ярлычок Лист1, присвоив ему имя «Удельный вес».
- На листе «Удельный вес» создайте таблицу «Расчет удельного веса докумен- тально проверенных организаций по образцу как на Рисунок 1.
П р и м е ч а н и е . При вводе текстовых данных, начинающихся со знака тире или другого математического знака, сначала нажмите клавишу Пробел – признак текстовых данных, а затем тире и текст (- государственных, - муниципальных и т.д.)
- Произведите расчеты в таблице. Формула для расчета:
Удельный вес = Число проверенных организаций/Общее число плательщиков
В колонке «Удельный вес» задайте процентный формат чисел (Глав- ная/Выравнивание/Формат ячеек/вкладка Число/формат процентный), при этом програм- ма умножит данные на 100 и добавит знак процента.
Рисунок 2 Выбор диаграммы
Рисунок 3 Задание подписей категорий при построении диаграммы
- Постройте диаграмму (круговую) по результатам расчетов с использованием мастера диаграмм. Для этого выделите интервал ячеек Е7:Е11 с данными расчета резуль- татов и выберите команду Вставка/Диаграмма.
- На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы – Круго- вая (Объемный вариант разрезанной круговой диаграммы) (Рисунок 2).
- На втором шаге в меню Работа с диаграммами/Конструктор/Данные/Выбрать данные (или правой кнопкой мыши, вызывая диалоговое окно) в окошке Подписи горизон- тальной оси (категории) нажатием на кнопку Изменить укажите интервал
=Лист1!$В$7:$В$11 (Рисунок 3).
- Третий шаг мастера диаграмм. Введите название диаграммы «Расчет удельного веса» для этого вызовите меню Работа с диаграммой/Макет/Подписи/ Название диа- граммы/Над диаграммой; укажите подписи значений на вкладке Подписи данных в этом же меню.
- Четвертый шаг мастера диаграмм. Поместите Диаграмму на имеющемся листе. Конечный вид диаграммы приведен на рис 4.
Рисунок 4 Диаграмма расчета удельного веса
- Сделайте диаграмму активной щелчком мыши по ней, при этом появятся мар- керы по углам диаграммы и серединам сторон.
- Мышью переместите диаграмму под таблицу и измените размеры диаграммы за маркеры.
- Выполните заливку фона диаграммы, для этого в меню Работа с диаграмма- ми/Макет/Формат выделенного объекта, в открывшемся окне Формат области диа- граммы (Рисунок 5) выберите в Градиентной заливке название заготовки – спокойная во- да, тип – прямоугольный, после чего дважды нажмите кнопку ОК.
Рисунок 5 Диалоговое окно Формат области диаграммы
- Отформатируйте легенду диаграммы (окошко в правой части диаграммы). Щелчком мыши сделайте область легенды активной, правым щелчком мыши вызовите окно Формат легенды. На вкладке Заливка нажмите на кнопку Рисунок и текстура, выбе- рите вкладку Текстура, укажите вид текстуры Букет и нажмите кнопку ОК (Рисунок 6).
Рисунок 6 Задание текстуры фона легенды
- Проведите форматирование подписей данных (значений 34 %, 8 % и т.д.). Для этого выполните двойной щелчок мыши по одному из перечисленных значений подписей данных и в открывшемся окне Формат подписей данных на вкладке Шрифт установите: полужирный курсив - 14 ПТ., гарнитура шрифта Calibri (Основной текст).
- Увеличьте область диаграммы. Для этого форматирования выполните левым щелчком мыши в центр «слоеного пирога» диаграммы, что приведет к активизации об- ласти построения диаграммы. Измените размеры области построения диаграммы мышью за угловые маркеры.
Конечный вид диаграммы приведен на Рисунок 7
- Скопируйте созданную диаграмму (после выделения диаграммы используйте команды Правка/ Копировать, Правка/ Вставить).
- Измените вид диаграммы на гистограмму. Для этого сделайте диаграмму ак- тивной щелчком мыши, далее щелчком правой кнопкой мыши по области диаграммы вы- зовите меню Изменить тип диаграммы, и укажите тип Гистограмма. Обратите внимание на произошедшие изменения в диаграмме.
- Выполните сохранение файла в своей папке.
Рисунок 7 Конечный вид круговой диаграммы
Задание 2. Создать таблицу «Объем продаж по месяцам года», построить диа- грамму по данным таблицы.
Порядок работы:
- Откройте новый лист в рабочей таблицы, переименуйте ярлычок Лист2,
присвоив ему имя: «Объем продаж».
- Заполните таблицу по образцу (рис 8).
Рисунок 8 Таблица «Объем продаж по месяцам года» для задания 2
- По исходным данным о продаже товаров по месяцам, приведенным на Рисунок 8, выполнить построение кольцевой диаграммы по месяцам для каждого вида товара (см. Рисунок 9);
Рисунок 9 Вид кольцевой диаграммы по месяцам для каждого вида товара
- По исходным данным о продаже товаров по месяцам, приведенным на Рисунок 8, выполнить построение кольцевой диаграммы по товарам в каждом месяце (см. Рисунок 10);
Рисунок 10 Вид кольцевой диаграммы по товарам в каждом месяце
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- «Информатика 6-е издание» Е.А. Колмыкова И.А.Кумскова Мо- сква Издательский центр «Академия» 2022
- «Информатика. Теория и практика» В.А. Острейковский, И.В. Полякова Москва Оникс 2021
- «Информатика и ИКТ» 2-е издание А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман «Просвещение» ОАО «Московский учебник» Мо- сква 2021
- «Информатика и ИКТ» 8-е издание И.Г. Семакин Е.К. Хеннер Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2022
- «Практикум по информатике» 6-е издание Е.В. Михеева Москва Издательский центр «Академия» 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных»
Дисциплина: «Информатика» Тема урока: «Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных» Цели: 1....
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий
Дисциплина «Информатика» Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» Цели урока:Образовательные: - практическое п...

Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №77-78. Выполнение учебных заданий из различных предметных областей с использованием различных возможностей динамических таблиц
Изучение информационной технологии выполнения создания электронной таблицы, выполнения форматирования, проведения необходимых вычислений, построения диаграмм с применением знаний о способах обработки ...

Возможности динамических (электронных) таблиц
Методическая разработкаПреподаватель: Авдиенко Виктория ВалерьевнаСпециальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаТема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.Це...

Динамические (электронные) таблицы
Предназначение, структура и возможности электронных таблиц. Практическое использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Создание, редактиро...

Конспект урока "Возможности динамических (электронных) таблиц"
Конспект урокаДисциплина: «Информатика» Тема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.Цели урока:образовательные: практическое применение изученного материала;закрепление ...

Лекция Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Лекция по учебной дисциплине ИнформатикаИспользование системы управления базами данных для выполнения учебныхзаданий из различных предметных областей....