Возможности динамических (электронных) таблиц
методическая разработка

Авдиенко Виктория Валерьевна

Методическая разработка

Преподаватель: Авдиенко Виктория Валерьевна

Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.

Цели урока:

образовательные:

  • практическое применение изученного материала;
  • закрепление знаний общих принципов работы табличного процессора и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;
  • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, оформить ее и распечатать на принтере;
  • формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развитие умения применять знания для решения задач различного рода;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: лекция, практическая работа

Место проведения урока: кабинет информатики.

Материально-техническое оснащение урока: презентация,  раздаточный материал

Оборудование:  ПК, ОС Windows XP, мультимедиапроектор

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_dinamicheskih_elektronnyh_tablits.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Преподаватель: Авдиенко Виктория Валерьевна

Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.

Цели урока:

образовательные:

  • практическое применение изученного материала;
  • закрепление знаний общих принципов работы табличного процессора и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;
  • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, оформить ее и распечатать на принтере;
  • формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развитие умения применять знания для решения задач различного рода;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: лекция, практическая работа

Место проведения урока: кабинет информатики.

Материально-техническое оснащение урока: презентация,  раздаточный материал

Оборудование:  ПК, ОС Windows XP, мультимедиапроектор

Ход урока

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный  момент.

Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.

Мы приступили к  изучению  раздела «Технологии создания и преобразования информационных объектов».

Многие из вас слышали известное высказывание Уинстона Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Не менее важно уметь ее анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать, прогнозировать, использовать и передавать.

Сегодня на занятии мы должны определить, что не только созданные грамотно по форме тексты  являются информационным объектом, но и Электронные таблицы.

Итак, тема нашего урока «Возможности динамических (электронных) таблиц» 

Вопрос студентам-

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Еще раз взгляните на тему урока и предположите чему мы должны сегодня научиться, какие вопросы разобрать и на какие получить ответы?

1 слайд

- Хорошо. Итак, мы определили  то, к чему мы будем стремиться на уроке, (т. е определили цель урока).

Давайте уточним, правильно ли мы обозначили цель (открыть слайд). Все верно.

-чтобы достичь поставленной цели,  что нам необходимо выполнить?

Как вы думаете, где мы можем использовать электронные таблицы в профессиональной деятельности  специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"? Затрудняетесь? В конце урока вы обязательно найдете ответ на этот вопрос.

Готовятся к уроку

Воспринимают разъяснения  педагога.

студенты проговаривают цель урока

ответы студентов

2.    Актуализация и проверка пройденного материала

Педагог раздает листы с вопросами

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним изученный ранее материал школьной программы и ответим на вопросы

1. Ввод формулы начинается со знака   =.

2.Адрес ячейки вводят с клавиатуры, только  латинскими буквами.

3.Завершается ввод формулы нажатием ENTER

4.Какая разница между относительными и абсолютными ссылками?

5.Как вставить диаграмму?

Относительная ссылка:

  • Относительная ссылка – автоматически изменяющаяся при копировании формулы ссылка.
  • Относительная ссылка используется в формуле в том случае, когда она должна измениться после копирования.

Абсолютная ссылка:

  • Абсолютная ссылка – не изменяющаяся при копировании формулы ссылка.

         Это указывается с  помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки.

Осмысление, ответы на вопросы в письменно виде

3. Теоретическая часть

Презентация, изложение нового материала.

Электронные таблицы – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных.

На сегодняшний день Excel является самой мощной программой, предназначенной для работы с электронными таблицами. Она обладает множеством функций, которые окажут вам существенную помощь в повседневной работе. Следует сказать, что в мире существуют и другие табличные редакторы – например, российский Лексикон-XL.

Одним из важнейших особенностей электронных таблиц является способность связывать ячейки друг с другом с помощью формул, причем, программа позволяет работать с разными форматами отображения чисел – денежными, целыми, датой, временем, процентами и многими другими. 

Ячейка — место пересечения столбца и строки. Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес.

    Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: Al, B5, E7. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

Обратите внимание на элементы электронной таблицы:

Это строка, активная ячейка, столбец, ячейка Е6. С2 и Е6 – имеют адрес ячеек.

Элементами Excel являются КНИГИ И РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, которые можно переименовывать.

При работе будем активно использовать СТРОКУ ОСНОВНОГО МЕНЮ, ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ, СТРОКУ ФОРМУЛ и другие.

Важно уметь использовать ДИАПАЗОН ЯЧЕЕК, в столбце, строке, прямоугольный

Назвате диапазоны, изображенные на рисунке слайда.

Основными типами данных электронной таблицы являются-

Числа: целые, дробные, процентные, экспоненциальные.

Которые принимают  специальный вид: дата, время, денежный.

Также можно использовать Буквы, цифры, пробелы, различные символы

        Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними.

Вопросы студентам

Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?

Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2.

 Посмотреть формулу можно в Строке формул.

В формулу можно внести значение, например В2* на 4 и получим результат в ячейке С3 после нажатия ЕНТЕР.

Отличие ЭТ от таблиц на бумаге в том, что результат мы получаем автоматически, при малейшем изменении данных в ячейке. Напимер мы изменили ячейку…

Перед вами виды ссылок  на адреса ячеек.

Ссылка Excel - это адреса ячеек в формуле, которые нужно посчитать. Бывает относительная ссылка Excelабсолютная или смешанная. Указывая адрес ячейки в формуле, мы даем компьютеру ссылку на ячейку, которую нужно сложить, умножить, т.д. Автоматически при написании формулы ставятся относительные ссылки.

Относительная ссылка Excel - когда при копировании и переносе формул в другое место, в формулах меняется адрес ячеек относительно нового места.

Относительные ссылки в формулах удобны тем, что, где необходимо ввести много однотипных формул при составлении таблицы, это ускоряет работу, скопировав эту формулу.

Но, иногда нужно, чтобы ссылки в скопированных ячейках оставались неизменными, адрес ячейки не менялся. Тогда приходит на помощь абсолютная ссылка Excel. Для этого перед названием столбца и названием строки в формуле ставим знак «$». Например: относительная ссылка «A1» , а абсолютная ссылка «$A$1». Теперь при копировании этой ячейки с абсолютной ссылкой в другое место таблицы, адрес ячейки не изменится. Это нужно когда, например, добавили строки, столбцы в таблицу.

Смешанная ссылка в Excel – это когда что-то одно (или адрес столбца, или адрес строки) не меняются при переносе формулы. Например: $A1 (абсолютная ссылка на столбец "А" и относительная ссылка на строку "1") или A$1 (относительная ссылка на столбец и абсолютная ссылка на строку).

В электронных таблицах есть группы встроенных функций:

математические, статистические, финансовые, дата и время.

Среди математических: суммирование, степенная функция, квадратный корень.

Можно использовать функцию суммирования: используя кнопку Автосумма.        Формулу можно корректировать мышью или введением адресов ячеек с клавиатуры

Excel предоставляет возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, но и в виде диаграммы, которая отображает данные нагляднее, облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Диаграмма - это графическое представление данных рабочего листа.

Диаграммы Microsoft Excel группируются по нескольким основным типам: с областями, линейчатая, гистограмма, график, круговая, объемная с областями, объемная линейчатая, объемная гистограмма, объемный график, объемная круговая, объемная поверхностная и т.д. Каждый тип диаграммы имеет, по крайней мере, один подтип, являющийся вариацией какого-то исходного

Документом Microsoft Excel является файл с произвольным именем и расширением ...

xls

Пользователи отмечают огромный набор возможностей и широкие области применения  табличного процессора Microsoft Excel, особенного когда требуется выявление статистических данных, результатов лабораторных работ в обработка больших объемов данных. 

 

Итак, давайте обобщим пройденный материал?

Что это (показ на слайдах)

1 –строка основного меню

2-3 –панель инструментов

4-стока формул

5-столбец

6-строка

7-строка состояния

8- диапазон

Восприятие информации, запись основных определений

Устная работа: 

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

 4. Закрепление пройденного материала

Ну, а сейчас вам предстоит решить Онлайн – тест на Сайте LearningApps.org

Включают компьютеры, переходят на сайт, отвечают на вопросы теста

5.Практическая работа

(Инструктаж по выполнению практической работы). Обучающимся раздаются рабочие листы с заданиями.

Вы справились с тестом, ответили на все вопросы, приступаем к выполнению практической работы.

-Перед вами работе листы, внимательно прочитайте задания, у вас их 4.

Задание 1. Рассчитать протяжённость тормозного пути транспортного средства при 60 км/ч при всех состояниях покрытия дороги.

Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4.  

Запустите программу Excel.

Оформите таблицу как представлено на (Рис1.)

Рассчитать тормозной путь транспортного средства, используя формулу расчета тормозного пути транспортного средства

Используйте автозаполнение ячейки D2:D5

Задание 2.По полученным данным таблицы строим график путей торможения.

Задание 3. Определите тормозного путь транспортного средства

Для определения скорости машины воспользуйтесь специальным онлайн-калькуляторами. Найдите онлайн-калькулятор в поисковой системе.

Выполните задание по предлагаемой ссылке

http://old.bezdtp.ru/campaigns/pritormozi/calculator.php

Задание 4. По полученным таблицы данным строим линейчатую диаграмму тормозного пути при всех состояниях покрытия дороги.

На выполнение  практической работы вам отведено 25 минут.

6. Итог урока

Анализ деятельность обучающихся на уроке. Выставление оценки. Проведение анализа  ошибок, допущенных студентами, для повторного закрепления знаний полученных в процессе занятия.

Сообщение студентам оценки, выставленные в журнал по итогам занятия.

Слушают и проводят самоанализ  ( как усвоили?, что доработать?, какие затруднения?)

7. Домашнее задание

Домашнее задание : составить таблицу в Excel

Слушают, записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назначение и возможности электронных таблиц

Современный уровень требований к подготовке квалифицированных специалистов требует умения работать с электронными таблицами, использовать их для расчетов различной сложности и анализа данных. Материал...

«Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных»

Дисциплина: «Информатика» Тема урока: «Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных» Цели: 1....

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий

Дисциплина «Информатика»  Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» Цели урока:Образовательные: - практическое п...

Презентация к уроку по теме "Использование возможностей электронных таблиц Excel для решения задач профессиональной направленности»

Подборка задач по физике и электротехники, используемые для расчетов в Excel  на уроках дисциплины ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности ...

Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №77-78. Выполнение учебных заданий из различных предметных областей с использованием различных возможностей динамических таблиц

Изучение информационной технологии выполнения создания электронной таблицы, выполнения форматирования, проведения необходимых вычислений, построения диаграмм с применением знаний о способах обработки ...

Динамические (электронные) таблицы

Предназначение, структура и возможности электронных таблиц. Практическое использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Создание, редактиро...