Урок химии в 8 классе
план-конспект урока

Григорян Ирина Шуровна

 Урок химии в 8 классе "Химические свойства кислот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him._svoyystva_kislot_8_kl.docx61.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по химии 8 класс

«Химические свойства кислот»

Предмет: химия

 Класс: 8        

 Учебник: О.С. Габриелян, изд. Дрофа, 2023 г.

Тема урока: Химические свойства кислот

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование: пробирки, датчик кислотности, химические стаканы, салфетки.

Реактивы: соляная кислота, серная кислота; индикаторы: метилоранж, лакмус, фенолфталеин; стружки  магния, кусочек медной  проволоки, карбонат натрия, нитрат серебра, гидроксид натрия, гидроксид бария; напитки: кока-кола, сок лимона, минеральная вода, спрайт.

Цель урока: изучить химические свойства кислот через эксперимент; научиться работать со шкалой кислотности. 

Планируемые результаты:

Личностные

  • Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к химии

Метапредметные

  • Познавательные: проводить наблюдение, анализ; выдвигать гипотезы (о возможности протекания химических реакций), формулировать выводы
  • Регулятивные:  развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; осуществлять контроль и оценку своих действий
  • Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение адекватно использовать  речевые средства и символы для представления результата; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества; обмениваться  знаниями между членами группы для формулировки общих выводов, аргументировать свою позицию в решении учебных проблем.

Предметные

•        Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами

•        Уметь составлять уравнения химических реакций (отработка умения определять тип реакции, расставлять коэффициенты; определять продукты реакции по ее типу), пользоваться рядом активности металлов,  пользоваться шкалой кислотности, распознавать кислоты с помощью индикаторов

•        Развитие умений проводить химический эксперимент, фиксировать результаты

•        Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире;

•        Развивать навыки работы обучающихся с химическим оборудованием и реактивами.

Форма урока: урок-исследование

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии, используемые на уроке: проектно-исследовательская, здоровьесберегающая, критического мышления

Методы: эксперимент, наблюдение, проблемный, поисковой

Приемы: беседа по вопросам, в т.ч. проблемный вопрос, классификация; установления аналогии, обобщения, систематизации, конкретизации, обсуждение результатов наблюдений.

Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал, учебник, таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, таблица электрохимического ряда напряжений металлов, шкала кислотности.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

по развитию УУД (учебные ситуации)

Деятельность ученика

Задания к каждому этапу

1. Этап самоопределения к учебной деятельности

 3 мин

Перед началом урока на входе в кабинет стоит коробочка с цветными карточками,  ученикам  предлагается вытащить приготовленные им цветные карточки. При этом даёт инструкцию о том, что цвет карточки соответствует таблички на столе, за которым учащимся предстоит сегодня сидеть.

Учитель-директор лаборатории по изучению химических свойств кислот.

Ученики – сотрудники лаборатории

В каждой  группе (4 группы) распределяются роли:  

- Старший научный сотрудник (отвечает за работу группы, представляет результаты ее работы)

- Лаборант (отвечает за проведение эксперимента)

- Специалист по охране труда  (знакомит с техникой безопасности, следит за ее соблюдением)

-  Ассистент (помогает лаборанту)

Ученики достают цветные карточки из коробки.

Распределяют роли

На столах стоят  цветные таблички: синие, желтые, розовые и оранжевые.  Необходимо поделиться на 4  группы. Закрасить прямоугольник в маршрутном листе согласно цвету своей карточки.

В маршрутных листах подчеркивают свою роль

2.Актуализация знаний  и фиксирование затруднений

7 мин

  1. Дать полную характеристику Al
  2. Распределите  приведенные ниже вещества на группы. Назовите эти группы

СаО, Аl(ОН)3, NаСl, СuО, НСl, BaSО4,

Н2О, Сl2О7, AgCl, Fе(ОН)2, НNО3,  NаОН, Н24 , Fе( NО3)2, Н2СО3, Ba(ОН)2

Оксиды

Соли

Основа-

    ния

Кислоты

СаО

СuО  

Н2О

Сl2О7

NаСl

BaSО4

AgCl

Fе( NО3)2

Аl(ОН)3  Fе(ОН)2 NаОН Ba(ОН)2

НСl  

НNО3 Н24 Н2СО3

  1. Подчеркните

одной чертой        Основные оксиды

двумя чертами     Щелочи

тремя чертами Нерастворимые соли

   

  1. Что вы можете сказать о кислотах?

В маршрутных листах:

- Дают развернутую характеристику ХЭ  Al

- Делят вещества на группы, отвечают на вопросы.

Индивидуальный опрос, остальные -

Самопроверка

Работают у доски 4 человека

3.Целеполагание. Постановка темы урока и учебной задачи.

2 мин

И так, поиграем с вами в игру «Где логика?». Перед вами  фотографии. Назовите их одним словом! ( Слайд).

Как это слово сочетается с тем, что находится у вас на столах в лотке?

Слушает предположения учащихся.

Подводит учащихся к пониманию того, что их знаний не хватает для решения учебной проблемы.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какая цель нашего урока?

Высказывают свои предположения

В маршрутных листах пишут тему урока

4.Первичное ознакомление с материалом

2 мин

Ребята, посмотрите на свои столы, там находятся реактивы. У каждой группы свои реактивы. И я предлагаю опытным путем проверить с какими веществами могут реагировать кислоты, т.е. изучить их химические свойства. А для этого мы должны внимательно прочитать ТБ при работе с кислотами.

Работаем в группах. После проведения опытов вам предстоит выйти и в каждой группе Старшему научному сотруднику представить отчёт о проделанной работе.

Рассматривают реактивы на столах.

Фронтальный опрос по ТБ

Работают с инструкционными картами

5.Изучение нового материала.

Практическая деятельность

13 мин

Учитель предлагает каждой группе выполнить опыт:

1 группа - "Действие кислот на индикаторы" согласно выданной инструкции.

2 группа - "Взаимодействие кислот с Ме" согласно выданной инструкции.

3 группа - "Взаимодействие кислот с щелочами" согласно выданной инструкции.

4 группа - "Взаимодействие кислот с солями" согласно выданной инструкции.

Знакомятся с инструкцией, работают в группах, выполняют опыт с соблюдением ТБ. Анализируют  результаты.

1 группа: делают предположение, что индикаторы - это вещества, которые изменяют (или не все изменяют)  свою окраску при попадании в кислоту; что для распознавания кислот можно использовать такие индикатор как метилоранж и лакмус; фенолфталеин не меняет свою окраску, попадая  кислоты, поэтому его нельзя использовать для распознавания кислот.

2 группа:  делают предположение, что металлы, стоящие до знака водорода, вытесняют водород из кислот.

Высказывают предположение на основе полученных ранее знаний.

Делают окончательный вывод, что с кислотами взаимодействуют не все металлы, а только стоящие в ряду активности до знака Н.

3 группа:  делают предположение, что кислоты  реагируют с основаниями, при этом выделяется теплота. Делают окончательный вывод, что с кислотами взаимодействуют все основания.

4 группа:  делают предположение, что возможно кислоты не реагируют с солями. Делают окончательный вывод, что с кислотами взаимодействуют все соли.

Формируют отчет о проделанной работе в маршрутном листе

5.Первичное закрепление новых знаний.

7 мин

Представление каждой группы своих отчетов по проделанной работе.

Каждый ученик  записывает в маршрутный лист с какими веществами реагируют кислоты (по ходу отчетов групп):

1.Кислоты изменяют окраску индикаторов.

2. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до знака Н.

3. Кислоты взаимодействуют с основаниями.

3. Кислоты взаимодействуют с солями.

Работают в маршрутных листах

Систематизация, применение знаний

7 мин

С целью отработки и применения знаний  предлагает для обсуждения в группах проблемный вопрос:

1) Вы все любите пить напитки:  Кока-кола, фанта, чай, минеральная вода

Как определить, содержится ли в нем кислота?

Предлагаю сейчас поработать с  датчиком  кислотности лаборатории Архимед и шкалой Ph

Обсуждают ответы в группе, сообщают классу.

Работа с  датчиком  кислотности лаборатории Архимед и шкалой Ph

1 группа – Кока-Кола

2 группа – Спрайт

3 группа – Сок лимона

4 группа – Минеральная вода

Вывод сообщают классу, озвучивают рН каждого напитка, следовательно среда…

Формируют устный отчет о проделанной работе

Обобщение,

обратная связь

3 мин

Помогает обобщить   приобретенные знания путем ответа на вопрос

Игра «Да-Нет».

Инструкция: если утверждение верное – Да, если не верное -  Нет:

  1. Кислоты, это вещества, у которых на первом месте стоит Н?
  2. Кислоты реагируют с солями?
  3. Основные оксиды - это вещества, у которых на первом месте стоит неМе?
  4. Кислоты могут реагировать со всеми Ме?
  5. Для того, чтобы узнать, что в пробирке находится кислота, необходимо добавить метилоранж?
  6. Коэффициенты не влияют на протекание реакции?

Играют в игру « Да-Нет»

Устраняют пробелы в знаниях

Рефлексия

Я довольна сегодня вашей работой, вы показали, как можете активно работать на уроке, показали высокий темп работы. Скажите, а как вам такая активная форма работы?

В движении мы познаем гораздо больше, учимся, нарабатываем практические навыки!

Поэтому я вам желаю движения только вперед!

Отметьте на мишени точками в каждом секторе оценку своего достижения  на уроке

https://topuch.com/sportivnij-kazahstan/714925_html_4580a9209c719951.png

Беседа учителя с обучающимися Работа обучающихся с диаграммой

Домашнее задание

 Учитель формулирует и комментирует домашнее задание

§28 – выучить. Практическое задание: установить рН кислотность фруктов (по выбору) с помощью универсальной индикаторной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Взаимосвязь химии и физики. Химия 7 класс. Вводный курс.

Данная презентация показывает взаимосвязь химии и физики....

Программа по химии 11 класс к уроку

Рабочая программа по химии составлена на основе: Закон РФ «Об образовании; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования «Пр...

урок по химии 11 класс, тема "Растворы. Растворение как физико - химический процесс"

Урок химии в 11 классе по теме:«Растворы. Растворение как физика – химический процесс»Урок предназначен для 11 класса базоваго уровня изучения химии. Урок создает условия для высоког...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...

Конспект урока в 8 классе по химии на тему "Составление химических формул бинарных соединений по валентности" по учебнику авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Данный урок имеет творческий подход в рассмотрении понятия валентность по химии в 8 классе, легко запоминать и главное понимать образование химических связей между элементами....