Внеклассное мероприятие : "Зеленого змия - в черную книгу"
методическая разработка

         Внеклассное занятие "Зеленого змия - в черную книгу!" разработано и проведено с учащимися старших классов. Подготовка заняла два месяца. было проведено анкетирование среди старшеклассников,  изучена соответствующая литература. На уроках химии познакомились с этиловым спиртом, на уроках биологии и химии изучили физиологическое воздействие алкоголя  на организм человека.. Классы выпустили тематические стенгазеты. Вся эта работа вылилась в большое мероприятие, куда были приглашены учителя и родители.. Отзывы   о проведенном вечере только положительные.

     Данная разработка поможет классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, также социальным педагогамвести работу по формировапнию .здорового образа жизни.у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие вечер на тему: «Зелёного змия - в черную книгу!» разработала и провела учитель химии и биологии Муниципального общеобразовательного учреждения Малонагаткинской средней школы МО «Цильнинский район» Удьяновской области

Илямакова Зинаида Николаевна

Зеленого змия — в черную книгу!

В нашей школе стало традицией проведение тематических биологических вечеров. «День птиц», «Все о черной кошке», «Курение — иллюзия и реальность». А один из наших вечеров назывался «Зеленого змия — в черную книгу!». Это был антиалкогольный вечер.

Что можно сказать о подготовке и проведении такого вечера? На наш взгляд, необходимо заранее создать атмосферу ожидания чего-то необыкновенного и задействовать как можно больше учащихся. Поэтому я объявляю о вечере почти за 2 месяца до его проведения и приглашаю желающих организовать инициативную группу. В нее входят будущие сценаристы, художники, оформители, чтецы, танцоры, звукорежиссеры и т. д. По классам объявляется конкурс рисунков и плакатов на антиалкогольную тему, подбираются пословицы и поговорки. Мы вместе выбираем эмблему вечера, читаем соответствующую литературу.

Ближе к вечеру учащимся предлагается анкета с 4 вопросами: 1. В каком возрасте ты впервые познакомился с вином, водкой или пивом? 2. Что ты знаешь о влиянии алкоголя на организм человека? 3. Почему начинают пить подростки? 4. Что надо сделать с твоей точки зрения для искоренения пьянства?

Анкета может быть подписана школьником или быть анонимной — в любом случае проведение анкетирования требует максимального доверия учащихся к учителю, и он не имеет права это доверие обмануть.

Материал анкет используется для бесед с учащимися. Часто беседы проходят наедине или в небольшой группе. Они возникают как бы сами собой, и мы спорим, стараясь убедить друг друга. Использую анкеты и для бесед с родителями, естественно не называя ни одной фамилии. Часть ответов на вопросы анкеты зачи-

тываем на вечере. Во время чтения в зале стоит тишина, прерываемая иногда то вздохом, то взрывом хохота, когда ответ по-детски наивен.

За два дня до вечера вывешивается красочная афиша. Она обязательно должна нести элемент неожиданности и некой таинственности.

В день проведения вечера школа и зал украшены плакатами и рисунками, на сцене — эмблема и девиз вечера, художники-оформители придирчиво осматривают свою работу, красивые и возбужденные артисты, как и полагается, находятся в состоянии творческого горения, подходят гости — учителя-биологи из других школ района, зал полон, все готово к проведению вечера. Через 5 минут начало!

Вступительное слово, как правило, делаю я. Объявляю тему вечера, представляю гостей, предлагаю избрать жюри конкурса плакатов и рисунков. Для жюри заранее ставим столик перед сценой. Объявляю о предстоящих наградах за активную работу на вечере и передаюю слово артистам.

(На сцене появляются трое учащихся, которые сменяя друг друга, ведут первую рубрику.)

Откуда взялось это пресмыкающееся

Челавек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству сравнительно молодая ошибка человечества. Перейдя на оседлый образ жизни, люди стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством и... приобщились к алкоголю. Они заметили, что достаточно оставить в закрытом сосуде раздавленные ягоды винограда или какие-либо другие плоды, как через несколько дней можно обнаружить напиток, обладающий странными и, как им казалось, чудодейственными свойствами. У людей

появлялись болтливость, хвастливость, агрессивность. Но надо сказать, что наши далекие предки пили отнюдь не для того, чтобы напиваться, а в строго определенных ситуациях с обрядами и обычаями. Только для этих редких случаев и производилось хмельное.

Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот злой и могущественный джин был выпущен из глиняного сосуда и оказался на свободе.

А как же наши предки — россияне? Вот уж наверное, заядлые были пьяницы! Ведь в кино вы неоднократно видели, как на пирах в царских боярских хоромах не рюмками, а ковшами и чашами обносит гостей виночерпий, и не однажды!

Да, подобные картины породили легенды о необыкновенном пристрастии к спиртному наших предков, но это не более чем легенды. Жизнь в то время была очень сурова и не располагала к постоянному бражничеству. Застолья были крайне редким явлением.

И что же в то время пили?

Вспомните, ни в одной русской сказке нет упоминания о водке, зато часто встречается фраза: «И я там был, мед-пиво пил!» Сброженный мед и пиво — вот те напитки, которые, возможно, пробовали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Крепость их не превышала 5—7*, а ведь только брожением нельзя получить более крепкие напитки.

Хорошо. А как же с водкой?

Водка появилась в России в XVI в., когда алхимиками был освоен способ перегонки алгольсодержащих жидкостей. Было высказано Предположение об особых, целебных свойствах спирта, и растворы его поначалу продавались в аптеках под названием «вода жизни» или «огненная вода».

В 1552 г. царь Иван Грозный устраивает первый в России большой кабак, только для опричников. Пить цареву водку — большая честь! Царевы кабаки, как приносящие большую прибыль, быстро распространяются и с конца XVI в. уже существуют во всех крупных городах.

Спаивание народа безудержным становится в конце XIX в., когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не проходят без вина.

Постепенно культ пития в России приобретает особые черты: это был культ не вина, а водки, алкоголь употребляли во всех жизненных ситуациях и в больших количествах, что связывалось с «широтой» русской души.

Способствовала пьянству и беспросветно тяжелая доля русского рабочего. Вспомните, как описывает быт рабочего А. М. Горький. (Ведущие отступают в глубь сцены. Из-за кулис появляется ученица, она читает отрывок из романа А. М. Горького «Мать». Прочитав, уходит.

Ведущие продолжают рассказывать.)

И уж совсем мало кому известно, каким серьезным и опасным врагом оказался алкоголь для Октябрьскрй революции и какую роль в ее защите сыграла трезвость.

(Появляются двое новых ведущих. Читают выдержки из документов.

Из документов. Бонч-Бруевич — Ленину: «Алкоголь показал себя решительным союзником контрреволюции. Петроград затоплен шквалом пьяных погромов».

Ленин: «Буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов».

(Уходят. Постоянные ведущие продолжают)

В Петрограде вводят осадное положение. Создается специальный комитет для борьбы с погромами, ядром которого становятся 100 абсолютно надежных членов партии. Ленину ежедневно докладываются результаты борьбы. Погромы были быстро ликвидированы.

На этот раз удалось вырвать ядовитые зубы у Зеленого змия, но полностью ликвидировать его не смогли — гад оказался живучим и ползучим!

(Трое ведущих уходят. Под музыку на сцене появляются новые ведущие. Обращаясь в зал, они предлагают зрителям ответить на вопросы. За каждый правильный и полный ответ учащимся выдается красный бумажный треугольник, а за краткий – желтый)

  1. Почему у пьяниц лицо и нос сине-багрового цвета?
  2. Почему пьяницы могут замерзнуть даже при 0 °С?

3. Кто такие «целовальники»?

4. Как понимать русскую народную пословицу: «Было ремесло, да хмелем поросло».

5. Как понимать выражение Пифагора: «Пьянство есть упражнение в безумии».

6. Объясните выражение К. Д. Ушинсного: «Пьяному и на светлой улице темно».

  1. Объясните выражение А. П. Чехова: «Водка белая, но красит нос и чернит репутацию».
  2. Почему, по выражению швейцарского ученого-невропатолога Фореля, «Алкоголь — самый заклятый враг будущности человеческого рода»?

{В зале гаснет свет. Демонстрируется небольшой фрагмент из фильма «Никотин, алкоголь. В чем опасность?» После демонстрации фильма на сцене появляются двое новых ведущих. Они объявляют следующую рубрику.)

Обвиняется зеленый змий

Почему существует человек на Земле? Ведь по всем показателям он существовать не должен!

Естественный отбор — этот безжалостный контролер — не Должен был оставить такое несовершенное, безволосое, боящееся холода существо, передвигающееся к тому же в самом неустойчивом положении — на двух ногах!

Давайте взглянем на себя критически — сконструированы мы явно без знака качества! Двуногое хождение принесло нам массу неприятностей — голеностопный сустав, несущий на себе основную тяжесть тела, часто не выдерживает нагрузок, а потому мы оступаемся при ходьбе, органы, расположенные один над другим, давят друг на друга, и возникают заболевания, не известные в мире животных, двигаемся мы медленно, бегаем неважно — нас шутя догоняет любая собачонка и даже кошка!

Может быть, мы можем похвастаться своими органами чувств? Глаза? Ну, глаза еще ничего — цветное, стереоскопическое зрение.

А все остальное? Слышим мы плохо, да еще в придачу наши ушные раковины почему-то потеряли способность двигаться, и мы не можем насторожить уши, как эго делают кошки или собаки. А обоняние — просто смех, не обоняние! Может быть, мы силой можем похвастаться? Нет, и тут нам не повезло! Маленькая обезьянка гиббон, весящая всего-то 9 кг, шутя подтягивает к решетке взрослого человека одной рукой!

Так почему же все-таки человек существует?

Одно-единственное преимущество, которое компенсирует все наши недостатки,— наша нервная система, наш головной мозг, его большие полушария. Они делают нас людьми, в них заложены колоссальные возможности к обучению, к овладению всем богатством предшествующих поколений.

Мы не можем летать, опираясь на силу своих мускулов, но человек полетел, опираясь на силу своего мышления. Мы не так сильны, как другие животные, но наш мозг создал машины, обладающие колоссальной подъемной силой, быстротой передвижения. Рука человека, а точнее, его мозг создали прекраснейшие картины, возвели красивейшие города... и та же рука впервые подняла сосуд с алкоголем, чтобы разрушить мозг, над созданием которого природа трудилась миллионы лет!

Разрушать всегда легче: миллионы лет, чтобы создать, и несколько месяцев, чтобы разрушить. Всего несколько месяцев!

(Ведущие уходят. Музыка. Появляются две ученицы. Они объявляют следующую рубрику.)

Химическая страница

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ (этанол, метилкарбинол, винный спирт) бесцветная. легкоподвижная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом; т. пл. -114,15 °С, т. кип. 78,39 °С;

смешивается во всех соотношениях с водой, спиртами, диэтиловым эфиром, глицерином, хлороформом, ацетальдегидом, бензином и др.

Химические свойства. Этиловый спирт- типичный одноатомный алифатический. спирт. С металлами образует этилаты, с неорганическими и органическими кислотами, ангидридами, - сложные эфиры

Получение. В промышленности этиловый спирт получают анаэробным брожением углеводов растительного. происхождения в присутствии дрожжей и гидратацией этилена. Перспективен способ получения этилового спирта из синтез-газа

Сырьем для производства этилового спирта служат пищевое растительное сырье, отходы деревообрабатывающей промышленностисти, сульфитные щелоки.

Применение. Этиловый спирт - растворитель в лакокрасочной и фармацевтической промышленности, в производстве кинофотоматериалов, товаров радиоэлектроники и бытовой химии и др. Сырье в производстве диэтилового эфира, хлороформа, тетраэтилсвинца, ацетальдегида, уксусной к-ты, этилацетата, этиламина, этилакрилатов, этилсиликатов и др. Этиловый спирт из пищевого. сырья часто используют для получения чистого этилена. Этиловый спирт- компонент антифриза, топливо для реактивных двигателей. В ряде стран - компонент автомобильного топлива: повышает октановое число, сокращает расход бензина, снижает содержание вредных в-в в выхлопных газах.

В медицине этиловый спирт применяется для дезинфекции, как поверхностное сосудорасширяющее средство, коагулянт белка, в т. ч. при лечении ожогов. Значит. часть этилового спирта идет на изготовление спиртных напитков.

Этиловый спирт чрезвычайно гигроскопичен, при концентрации выше 70% (по объему) прижигает кожу и слизистые оболочки; при приеме внутрь угнетает центры торможения мозга, вызывает опьянение, при многократном употреблении - алкоголизм.

Выпьешь вина - поубавится ума

Мы обвиняем зеленого змия в том, что он является помехой и тормозом в учении. В одном из исследований изучалась успеваемость различных групп детей. Среди них были те, кому совсем не давали вина, а были и такие, кому родители считали необходимым давать его в трижды в день! Среди этих, последних, не было ни одного, что имел бы хорошую успеваемость.

Другой зарубежный исследователь поставит жестокий эксперимент на собственных детях: он давал им ежедневно во время обеда по 100 г легкого виноградного вина. Сразу же после приема дети становились оживленными, задорными, очень бойкими, но довольно скоро их

охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них портился, становился неуклюжим. При вычислении они до
пускали множество ошибок. Поведение становилось все более беспечным. Им было сложно
заучивать тексты и еще сложнее своими словами пересказать прочитанное. В школе поведение их ухудшилось, а успеваемость неуклонно снижалась.

Привыкание к алкоголю в детском и подросковом возрасте происходит очень быстро, а последствия — катастрофические! Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно! Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло — всё перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учете врача психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

(Помощники выносят стол, два стула. Ведущие надевают белые халаты, садятся и читают.)

Из истории болезни: «Сережа вдвоем с матерью живет уже много лет. До IV класса жалоб на учебу и поведение не было. Учась в 5 классе, попал в компанию взрослых подростков, где приобщился к вину. Через полгода пил уже ежедневно. Стал подозрительным, недоброжелательным, бросил спорт. Ничем кроме выпивок, не интересуется, полностью утратил представление о добре и зле, категорически отказывается учиться в школе».

«Андрей — единственный сын в семье. До VI класса учился нормально. В 13 лет попал в компанию взрослых ребят, собиравшихся по вечерам в беседке во дворе. Подростки играли на гитарах, курили, играли в карты, потихоньку выпивали. Пил и Андрей, через силу, но пил. Через полгода пил уже ежедневно. Стал злобным, жестоким, избивал мать, украл у нее деньги. Школу бросил».

«Ученье — свет, а неученье — тьма» — говорит народная мудрость. В данном случае — пьяная тьма!

(Музыки. Ведущие уходят, появляются новые, которые продолжают рассказ)

Мы обвиняем Зеленого змия в том, что он

требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство. Он накладывает свою поганую лапу и отравляет зловонным дыханием еще не родившееся поколение! Подумайте! Еще не родились, а уже принесены ему в жертву!

Факты, только факты

На чердака сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей

Инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелись

лишь 78 цыплят! Причем 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами! Зародыши были отравлены парами спирта и эфирных масел.

Животных легко сделать пьяницами, если вводить им в пищу алкоголь. Так становятся любителями выпить кошки и поросята, крысы и кролики. У таких животных потомство часто появляется мертворожденным, а оставшиеся в живых имеют различные отклонения в строении и поведении.

Все вышесказанное полностью относится и к человеку. В пьющих семьях 38,6% детей оказываются недоразвитыми и больными. В таких семьях в 2 раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей.

Советские ученые Балаян и Казьмин установили, что 90 % умственно отсталых детей, которые занимаются во вспомогательных школах и интернатах, - дети или пьющих родителей, или алкоголиков.

(Ведущие продолжают рассказ).

Факты, только факты!

Мы обвиняем Зеленого змия в том, что он является соучастником многих преступлений.

В состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% всех нападений. А сколько совершается хулиганств!

(На сцену выносят стол, на котором стол, на котором лежит милицейская фуражка. Один из ведущих садится за стол - теперь он дежурный по отделению милиции. Второй ведущий из-за кулис выводит задержанного)

Дежурный Рассказывайте

Задержанный 21 октября я и Саша выпили. Мы были со своими девушками: Леной и Ольгой. Саша поссорился с Леной, и мы с танцплощадки пошли на станцию. По дороге догнали какого-то мужчину. Мы ударили его палкой по голове, и он упал. Пинали его ногами. Взяли часы

именные, деньги. Если бы я не был пьян, я бы никогда этого не сделал..

Дежурный Распишитесь вот здесь. (Задержанного уводят. Из-за кулис в сопровождении второго ведущего появляется новый «хулиган»). Что-то много их сегодня!

Второй ведущий. Пятница!. Да и зарплату выдают в колхозе.

Дежурный задержанному Рассказывайте

Задержанный Сегодня с утра я выпил и решил пойти на танцплощадку, где была моя девушка. Но она идти танцевать со мной отказалась. Потому что я был пьян. Подошёл мой приятель. Я решил, что это он хочет идти танцевать с моей девушкой, и ударил его ножом. Если бы я был не пьян, я бы никогда этого не сделал. (Задержанного уводят.)

Ведущий – дежурный (Обращается в зал) Водка распускает руки и развязывает языки – говорит народная мудрость. Практика подтверждает эту гениальную истину!

Факты, только факты!

#1042; США у автогонщиков изучали скорость перевода ноги на тормоз. В трезвом состоянии на это требовалось всего 0,406с! После приёма 40 г виски скорость падала на 25%

#1054;дна рюмка водки снижает работоспособность машинистки и наборщика на 20%, число ошибок увеличивается на 30%.

#1040;лкоголь отрицательно сказывается на меткости стрельбы. Спортсмен стабильно выбивает 96 очков из 100. После приёма 50 г. алкоголя его результат плачевным. 26 и 100!.

#1053;е пьет и не курит чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров!

#1042;едущий телевизионного цикла «Если хочешь быть здоров» предложил свою формулу здоровья, которая расшифровывается так: «Здоровье прямо пропорционально эмоциональной устойчивости, движению, закаливанию, умеренности в еде, и обратно пропорционально лени, пристрастию к спиртному, курению!»

(Музыка. Меняются ведущие. 2 ученицы продолжают рассказ)

Кто же становится пленником зелёного змия в первую очередь!

#1069;то отвратительное пресмыкающееся избирает себе в жертвы не всех подряд. Есть у него любимчики, которых он прибирает под зелёное крыло в первую очередь. Сначала он избирает жертву: кружит змий над школьными подъездами, высматривает, выискивает и находит. Как правило, это молодой человек в возрасте 14-15 лет, не очень стремящийся к знаниям, а потому имеющий массу свободного времени.

Как и подобает пресмыкающемуся, змий тут же сбрасывает свою отвратительную зелёную кожу и прикидывается добрым другом. «У тебя неприятности – говорит он – Я тебя утешу!», «Тебе холодно – нашептывает он. - Я тебя согрею!», «Отведай, и ты из робкого станешь смелым».

#1048; хотя морщится весь организм, выворачивается порой наизнанку, но пробуют, глотают и попадают к змию в зависимость. И вот уже идут во всю ширину тротуара, болтливые, развязные, крикливые пленники-поклонники, и вот уже с криком: «Ты меня не уважаешь!» и вздымаются кулаки, составляются милицейские протоколы. Вот уже брошены школы и пролиты первые слёзы родителей.

- Кто же становится пленником змия в первую очередь? 75,5% тех, кого облюбовал Зелёный змий, имели неудовлетворительную успеваемость, 22,9% учились посредственно.

- Половина из них затрачивала на приготовлеие уроков менее одного часа, другая половина – уроков не учила вообще! Чем же они занимаются в свободное время? Любимые занятия: многочасовая пустая болтовня, прокручивание дисков, глядение всего подряд по телевизору, праздное шатание по улицам.

- Что же они читают? 20% из них вообще ничего не читают, остальные предпочитают детективные романы или разглядывание картин в журналах.

Любимы игры: домино или карты.

(Голос из зала) « Да бросьте вы, ребята! ТО говорят : не кури!, сейчас: «Не – пей!» А что взамен?»

Ведущий Спорт, спорт, спорт!

(На сцене показательные выступления школьных спортсменов. По окончании их все ведущие выходят на сцену и вместе читают отрывок из стихотворения В.Маяковского

Пусть с фронта борьбы поступают сводки,

Что вышли победителями из боя злого

Не выпито ни единого стакана водки,

Не сказано ни единого бранного слова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Внеклассное мероприятие "Из истории книг"

Как возникли книги на Руси. Роль Кирилла и Мефодия в распространении грамотности у славян. Как появились первые библиотеки на Руси. Об этом презентация для внеклассных мероприятий, клубных и классных ...

Черная книга РФ

В моей работе представлен  список  исчезнувших  животных РФ,которые занесены в черную книгу РФ....

Сценарий внеклассного мероприятия, представленный в рамках городского конкурса мультимедийных презентаций книг о войне «Читаем сердцем».

Внекласссное мероприятие  было представлена в городском конкурсе мультимедийных презентация.Студенты 1 курса сумели передать   весь трагизм происходящего, описанный в повести Мустая Кар...

Внеклассное мероприятие "Зеленый дом"

Популяризация математических задач и связь математики с проблемами экологии....