Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий
методическая разработка по теме

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosstanovlenie_ekonomiki.doc81 КБ
Microsoft Office document icon poklonimsya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Техникум отраслевых технологий»

Мичуринский филиал

(методическая  разработка  открытого урока  по предмету «История)

Разработал:

Преподаватель

Александрова Е.Н.

с. Турмасово 2011


Тема урока: «Восстановление экономики страны в послевоенный период».

Цели урока:

Образовательная – охарактеризовать состояние советской экономики после войны, проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы; проследить ход восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства.

Развивающая - способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать,  самостоятельно находить в источниках  подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная -  поддержать интерес к истории своей страны, края, города, способствовать осознанию нравственного долга перед поколениями тех лет.

Тип урока: Изучение новой темы с использованием элементов технологии критического мышления.

Методы урока: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.

Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методическое оснащение (средства обучения):

  1. Левандовский А.А. История России. XX век: Учебное пособие для 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.,2007.
  2. Компьютерная презентация.

Оборудование: карточки с текстом, карточки с кластерами, компьютер с проектором.

План урока

  1. Мотивация.  Введение в новую тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:
  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  3. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

  1. Ход урока:  Организационный момент. (1 мин.)

Учитель.    Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем. В течение урока вы будете работать индивидуально, в парах, в группах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, активно работать.

  1. Работа по теме урока.  1 стадия – «вызов».

Вступительное слово учителя.    – Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

 – В чем же состояла эта реальность?

 – Каковы были последствия    Великой Отечественной войны  для СССР?

Отвечают ученики  (2-3 чел.)

Учитель. -  СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек, были огромные разрушения.

Столь долгожданный мир настал,  и перед страной встали новые задачи.

– Какие задачи встали  перед Советским Союзом  после окончания войны?

Отвечают ученики.  (2-3 чел.)

Учитель.  -  На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Отвечают ученики.  

На экране появляется тема урока:  «Восстановление экономики  страны в послевоенный период». Запишите в тетрадь. Предположите, какими знаниями к концу урока вы должны овладеть.

Учитель.  -  Ребята, соотнесем наши задачи.    

             Сегодня  во время урока нам  предстоит выяснить:

  1. альтернативы  восстановления экономики СССР;
  2. особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки;
  3. сельскохозяйственную политику государства в послевоенное время;
  4. итоги экономического развития к 1953 г.,
  5. источники послевоенного восстановления.

Просмотрите рабочие листы. Какие умения будем отрабатывать?

II стадия – «осмысление».

Учитель.  – К восстановлению разрушенного хозяйства  советское государство приступило еще в годы войны по мере того  как освобождались занятые врагом территории.  Однако, как  центральная задача восстановления встала перед страной  лишь после окончания войны. Так как война сумела изменить  общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в  30-е гг., после ее окончания начались дискуссии по  выбору пути дальнейшего экономического развития страны.

Перед вами карточки с историческим текстом о двух возможных альтернативах восстановления экономики СССР после войны:

1) «демократическая альтернатива» Вознесенского;

2) довоенная модель развития страны Сталина.

- Ваша задача -  самостоятельно осмысленно прочесть текст, выявить отличительные признаки этих двух моделей и в карточках заполнить кластеры.

Альтернативы восстановления экономики  СССР после войны

В августе 1945 года правительство дало поручение Н.А.Вознесенскому, стоявшему  в те годы во главе Госплана подготовить проект 4-го пятилетнего плана. Сын своего времени Вознесенский пытался внедрить  в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования. Были предложены предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Наряду с признанием приоритета государственной собственности допускать существование мелких частных хозяйств, крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Возникла идея о необходимости децентрализации экономической жизни предоставления больших прав регионам и наркоматам.

Другую точку зрения по дальнейшему пути развития страны имел Сталин, который в феврале-марте 1946 года вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что для построения материально-технической базы коммунизма нужно продолжить преимущественное развитие тяжелой промышленности, ускорить процесс преобразования сельского хозяйства в сторону все более государственных и «социалистических» форм собственности и организации труда (совхозы). Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками с текстом и заполняют бланки с кластерами.  (3-4 мин.)

Учитель.  – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала отличительные черты альтернативы Вознесенского.

Отвечают ученики.

На экране появляются слайд с кластерами.

Реорганизация колхозов

Смягчить нажим в управлении экономикой

Демократическая альтернатива Вознесенского

Существование мелких частных хозяйств и кустарей

Децентрализация

экономики

Предоставление больших прав регионам и наркоматам

Учитель: А теперь  отличительные черты довоенной модели развития Сталина.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд с кластером.

Преобразование сельского хозяйства в государственные хозяйства (совхозы)

Сверхцентрализация в управлении экономикой

Довоенная модель  развития страны Сталина

Развитие тяжелой промышленности

Существование  единственной государственной социалисти-ческой собственности

Слайд 11.

Учитель.  –  Как вы думаете, по какой модели стала восстанавливаться страна? И почему?       (Отвечают учащиеся).

Учитель.  -  Вот таким образом СССР вернулся к  довоенной модели развития экономики.

В параграфе ваших учебников рассказывается о послевоенном развитии промышленности и сельского хозяйства.

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Первая группа читает о развитии промышленности, 2-ая – о развитии сельского хозяйства.

Ваша задача – внимательно прочитать текст учебника и, обсудив его всей группой, совместно заполнить и ответить на вопросы, указанные  в рабочей карте.

Учащиеся самостоятельно работают в группах, отвечают на вопросы, указанные  в рабочем листе, делают необходимые записи  в течение 5 мин.

А. Развитие промышленности.

1.Когда закончился восстановительный период?

2.Подтвердите фактами восстановление промышленности.

3.Назовите источники быстрого восстановления народного хозяйства.

4. Каким отраслям отдается предпочтение?

5. Сделайте выводы. 

Б. Сельское хозяйство после войны.

1. Расскажите о положение в деревне.

2. Документ №2. Из письма колхозницы с. Чернушки Молотовской (Пермской) области в  Совет по делам колхозов при правительстве СССР.

    Многие колхозы в тяжелом положении. Выполнив поставки, уплатив в МТС, остались почти без хлеба многие селения. Питание картофельное, иногда с молоком. В деревне Копытовой хлеб пекут так: сотрут ведро картофеля, положат горсть муки для склеивания. Хлеб этот почти без белка, необходимого для организма. Что касается молока, то очень много коров сдано на мясопоставки, на бойню.

    Скот идет под нож для уплаты, но уничтожение коров дело бедственное, так как молоко заменяет хлеб – в нем есть белок.    

    Называют следующие места, где плохо с хлебом: Копытово, Большой Есаул, Малый Есаул, Крещенское, Грун, Бизяр и др.    Каждый базар, т. е. в среду, субботу и воскресенье, являются много спекулянтов, которые скупают муку и везут домой в Ревду, Дружинино, Свердловск, Серги, где продают ее в два раза дороже.

Учитель. – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала выслушаем по развитию промышленности.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд.

Учитель. – А теперь выслушаем другую группу, работавшую с текстом о послевоенном развитии сельского хозяйства.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд.

Политика советского руководства в отношении деревни

Началось укрупне-ние колхозов

Колхозникам «рекомендо-вано» продать государству мелкий скот

Крестьянское хозяйство обязано сдавать натуральный налог

Повышение налогов с доходов от продаж на рынке

Урезание размеров крестьянских приусадеб-ных участков

Послевоенное сельское хозяйство  

Угроза снабжения продовольствием городов и армии

Небывалый кризис в сельском хозяйстве

Обнищание селян

Массовый забой мелкого скота

Лишение стимулов в работе, дезоргани-зация сельхозработ

Дезорганизация сельхозработ

Результаты  аграрной политики государства

III стадия – «рефлексия».

Обсуждение проблемных заданий. 

Учитель. -  Итак, ребята, мы сегодня с вами изучили послевоенное восстановление экономики нашей страны. Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время?

Обсуждение проблемных заданий. 

Каковы итоги экономического развития страны к 1953 г.?

Отвечают ученики. (Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился  подъем военной и тяжелой промышленности, хотя отставали легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис).

Учитель.  – Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли?

Отвечают ученики.   (Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, чрезвычайщина, жесткий сталинский режим).

- Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период?

Отвечают ученики.  (Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой  и пищевой промышленности  в тяжелую, а также средств из деревни в город).

        Вывод.   

Учитель.  - Таким образом, после войны СССР вернулся к довоенной модели экономического развития, которая впоследствии привела к господству дефицитной экономики: нехватке продовольствия, жилья, тяжелейшему положению  в деревнях и селах. Но в то же время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей.

У кого-то из вас есть бабушки и дедушки, родственники, знакомые, которые жили и работали в тот тяжелый период. Расспросите их, как они жили тогда, как трудились, и напишите об этом краткое сообщение.

Это будет домашним заданием. Дополнительно к этому написать эссе

 «Преимущества и недостатки довоенной модели развития страны Сталина».

Учитель.  – Сегодня мы с вами плодотворно работали на уроке. Давайте каждый из вас ответит на вопросы «памятки рефлексии».

Отвечают учащиеся – происходит самооценка.

Наш  урок  подошёл  к концу, и я хочу сказать:

  1.  Мне больше всего удалось ...
  2. Я  могу себя похвалить за…
  3. Я  могу похвалить одногруппников за...
  4. Меня удивило…
  5. Для меня было открытием то, что ...
  6. На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  7. На будущее я учту…                                                



Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 37

(ГОУНПО ПУ № 37)

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ

ГОДАМ...

(методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню победы)

Разработал и провел:

Преподаватель

Александрова Е.Н.

с. Турмасово 2009

Ведущий 1. Добрый день, дорогие коллеги и ребята! Мы рады встречи с вами в преддверии Дня Победы. 64 года прошло с той победной поры, с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах народа.

Ведущий 2. День Победы - праздник торжественный, когда радость переплетается с горем, смех со слезами. И всех нас объединяет память...

Ведущий 1. Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным. Тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941г. у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя всю дорогу войны, добил врага там, откуда война началась, в поверженном Берлине.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»

Ведущий 2. 64 года отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о капитуляции. Закончилась Победой небывалая по своим масштабам, ожесточённости и человеческим потерям война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле - без малого 4 года - 1418 дней. Неимоверным напряжением всех сил - душевных и физических, она была выиграна в основном Советским Союзом.

Ведущий 1. Для молодого поколения нашей страны - нынешних ребят, это событие - далёкая история. Им, живущим в совсем ином мире и другой стране, при другом общественном строе, где жизненные приоритеты составляют иные ценности, где господствует современная техника, пронизывающая все стороны бытия, трудно, почти невозможно представить, какими были для нашего народа годы великой битвы и КАКОЙ ЦЕНОЙ была завоёвана Победа над врагом.

Ведущий 2. Победа означала спасение человечества от порабощения фашизмом, а многих народов - от полного уничтожения, она несла свободу и независимость нашей Родине, возможность её людям вернуться к мирной жизни: работать, сеять хлеб, растить детей, учиться, ходить в кино, радоваться, строить планы на будущее.

Ведущий 1. В тот год, от всей души удивлены, Тому, что уцелели почему-то,

Мы возвращались к Жизни от Войны,

Дрожит земля от бешеного гуда,

На сорок верст ворочается гром,

А он спорхнул и с вышины, оттуда,

Рассыпался звенящим серебром.  

Свистели бомбы.

Тявкали зенитки.

Протяжный гул, невероятный вой...

А он висел на золотистой нитке

Между разбитым небом и землёй.

Как будто бы пронизывает тело

Животворящей радости волна.

Моя земля травинкой каждой пела,

Таинственного трепета полна.

И раненый смотрел на клубы дыма,

Прислушиваясь к пенью не дыша,

Здесь смерть была, как жизнь необходима,

И жизнь была, как песня хороша.

По сей день славится цветущая курская земля своими соловьями. Весной их песни бередят сердца и души.

Звучит песня «Соловьи».

2-ая девушка. России, как ни одной другой стране, судьба преподавала жестокие уроки, которые, может быть, кому-то и хотелось бы забыть. Но ведь воспоминание о пережитых испытаниях, бедах и победах, давшихся страшной ценой, - это не просто дань прошлому. .. Это именно то, что умудряет нас и учит не повторять ошибок. «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его заново». Лично я не хочу повторения войны... А вы?

Сценка.

1-ый юноша. Эх, братцы, хорошо-то как! 2ой юноша. Да.. .перекусить бы не мешало.

1-ый юноша. Пойду погляжу, может полевая кухня нас догнала. {Возвращается). Ребята, артисты приехали!

2-ой юноша, {громко). Выступает ефрейтор Ксеничка!

{вполголоса) Прекрати, Ксеня!

Ксеничка. Что прекрати?

1-ый юноша. Улыбаться прекрати!

Ксеничка. А если я их видеть рада?

2-ой юноша. Концерт срываешь! Приказываю, как старший по званию, прекратить улыбки, ефрейтор!

Ксеничка. Есть прекратить улыбки! {Делает комически серьёзное

лицо.)

1-ый юноша. Улыбайся!

Благословляя каждую минуту. -

так писала юная фронтовичка и поэтесса Юлия Друнина.

Тема истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. неисчерпаема.

Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой отечественной войны и вспомним, как всё это было...

Страница 1. «Идёт война народная, священная война».

Страница 2. «Сатирой по врагу». Страница

3. «Вместо эпилога».

Страница 1. «Идёт война народная, священная война».

Чтец. Товарищ, ты видишь: над краем родимым Распластанной свастики тень. Товарищ, ты слышишь - сквозь гул орудийный Надорванный стон деревень. Смотри - под фашистской пятою кровавой Томятся, как узник в цепях, И наши луга, и леса, и дубравы, И наш урожай на полях.

Ведущий 2. В   первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам: Вставай, страна огромная, Вставай, на смертный бой...

И народ в едином порыве встал, встал по велению сердца, движимый зовом своей любви к Родине, чувством долга, позабыв о многих невзгодах. Он поднялся на защиту/Жизни и Своей Страны.

Звучит мелодия к песне «Священная война»

Ведущий1.От бескрайней равнины сибирской
(чтец)         До полесских лесов и болот

         Поднимался народ богатырский,

         Наш великий советский народ

         Выходил он свободный и правый,

         Отвечая войной на войну,

          Постоять за родную державу,

          За могучую нашу страну!

Ведущий 1. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней советских людей она унесла. Потоками крови и

слёз омыта за эти 4 года наша многострадальная земля. Но эхо этой войны до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени есть память...

Ведущий 2. Я считаю, что в войне нет ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из памяти. Каждый день был подвигом для миллионов.

Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.

Листаем учебник нашей истории, Меняются даты, меняются лица. Бушует событий бумажное море И прошлое бродит на каждой странице.

Девушки. А помните?

Все. Помните?

Ведущий 1. Фашистские генералы разработали план, получивший название «Барбаросса». Адольф Гитлер не сомневался в победе и рассчитывал быстро закончить войну. Прежде всего планировалось нанести мощный удар по Красной Армии и в короткий срок уничтожить Москву.

Демонстрация видеокадров из документального фильма «Великая Отечественная война. Начало войны».

Ведущий 2. Вот страница: июнь 41-й.

                     Новый день начинала страна.

                     Словно молотом тяжким по нервам

                     Бьёт безжалостно слово «война».

Ведущий 1. Началась жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Развивая наступление, фашистские войска 27 июня ворвались в Минск. Начался страшный период оккупации Белоруссии, длившийся 3 года. С 11 июля по 19 сентября шла героическая оборона Киева. Одновременно ожесточённые сражения шли и на юге Украины. 8 сентября был блокирован Ленинград. Противник стремился захватить Одессу. 16 октября 1941 года последние корабли с советскими войсками покинули город, взяв курс на Севастополь. Фашисты штурмовали его 8 месяцев - с 30 октября 1941г. по 3 июля 1942г. Следом за Севастополем 16 июля пал Смоленск. Но Брестская крепость оставалась неприступным бастионом, отрезанная от всего мира. Навеки останется в народной памяти подвиг её защитников.

Ведущий 2. Не раз, не второй и не сотый

От крепости немец отбит

Уже как пчелиные соты,

Всё стены, а крепость стоит.

Ну что там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И доты, а стяг не шатался,

А стяг не окутала мгла.

Убьёт знаменосца осколком,

Но стяг поднимает другой.

Полотнище алого шёлка

Пылает над Бугом-рекой.

Звучит песня «Там птицы не поют».

1-й юноша. А что такое мужество?

2-й юноша. Мужество - это когда невыносимо трудно, а ты продолжаешь путь.

1-й юноша. Мужество - принять правду, какой бы горькой она не была.

2-й юноша. Мужество - это ещё и очень тяжёлая кладь, которую нужно
нести, чего бы это ни стоило. 41-йгод... Брестская крепость... Он потерял
счёт дням, но жил и боролся. И у него не было сил даже на то, чтобы
вспомнить, какое сегодня число.

Ведущий 2. А в свои права вступала русская зима. Наша метель мела, заметая черные немецкие следы - их трупы и технику. Враг, рвавшийся к Москве, выдохся в своей злобе. Наши воины, отчаянно поднимая роты, погнали его на Запад.

Демонстрация видеокадров из документального фильма «Великая Отечественная война. Битва под Москвой».

Ведущий 1. Велика Россия, а отступать некуда. Эти слова принадлежат политруку Клочкову, под чьим командованием 28 панфиловцев ценой своей жизни остановили немецкие танки у подмосковной деревни Дубосеково. В декабре 1941г. наша страна вышла из тяжелейшего кризиса и показала всему

 миру, что способна добиться победы. Так закончилась одна из крупнейших битв той войны - битва под Москвой.

Чтец. Держась, как за личное счастье,

          За каждую прядь земли,-

           Мы под Москвой

           Встали насмерть                

Ведущий 2. Но Германия не сдавалась. Предстояла Сталинградская битва. Местом самых ожесточенных боёв в этой битве стал Мамаев курган. Удержать его было вопросом жизни или смерти. Фашисты стремились, невзирая на потери, захватить его.

Демонстрация видеокадров из документального фильма «Великая Отечественная война. Сталинградская битва».

Ведущий 1. Нашим бойцам приходилось каждую пядь земли заслонять своим сердцем. История битв ещё не знала такого порыва и единодушия. Горело всё, плавился камень, но дух защитников Отечества оставался непоколебимым. Они выдержали и победили.

«За Родину!» - с этими словами шли в бой защитники Сталинграда.

«Родина-мать зовёт!» - кричала русская женщина с плаката.

Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности...

Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Звучит песня «В землянке».

Девушка читает стихотворение К.Симонова «Жди меня».

1-ая девушка. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

2-ая девушка. Фронтовые письма... В коротких и простых фразах выражены любовь и ненависть, вера в будущее и жажда жизни. В них звучит голос бессмертия.

1-ая девушка. Жди меня, и я вернусь. Не жалей добра

                          Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.

2-ая девушка. Как мне дороги эти исписанные и уже пожелтевшие листочки. Сколько в них непрочитанных человеческих судеб, надежды, любви и терпения.

1-ая девушка. Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: Повезло. -

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

2-ая девушка. На войне, как на войне. Письмо - глоток воды для солдата.

Демонстрация видеокадров из документального фильма «Великая Отечественная война. Курская битва».

Ведущий 1. Что следовало за Сталинградом? Величайшая танковая битва под Курском. Курская битва приняла грандиозные размеры.

Утром 12 июля произошло самое грандиозное в истории войн танковое сражение. В районе Прохоровки в смертельной схватке сошлись 1200 танков!

Гитлер сказал после этой битвы, что если бы он знал, что у русских такие превосходные танки, то он, может быть, и не начал войны. Стойкость и мужество наших солдат были поразительны. Каждый шаг по родной земле нашим солдатам давался дорогой ценой.

Чтец.  Под сапогами оползает глина.

И вот опять встает перед тобой

Снарядами разрытая равнина,

Где третьи сутки колобродит бой.

Ксеничка. Ну, вот! То улыбайся, то не улыбайся! Я совсем запуталась! Лучше я спою! (Ксеничка поёт песню «Катюша». На втором куплете на музыку накладывается свист летящего снаряда. Музыка обрывается.)

2-ой юноша. Лейтенант Макаров! .Отошли фашисту наш подарок, чтоб не мешал Ксеничке петь! (Слышны ответный свист и взрыв.)

1-ый юноша. Всё в порядке! Накормили фашиста - умолк!

Звучит вальс П.И. Чайковского.

Ксеничка. А после войны, интересно, какая будет музыка?

2-ой юноша. А песни?

1-ый юноша. Другие будут песни...

Диктор. Внимание! От Советского информбюро! Советскими войсками 27 июля 1944г. ценой кровопролитных боёв освобожден город Львов!

Все. Ура-а-а!

Ведущий 2. В этот день 27 июля 1944г. по всей стране прозвучали 4 победных салюта, и первый - в честь освобождения Львова.

Демонстрация видеокадров из документального фильма «Великая Отечественная война. На Берлин».

Ведущий 2. Завершающий этап войны - взятие Берлина. 8 мая 1945г. представители фашистской Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции.

Необычайная тишина вползала в изуродованный и разрушенный город, одетый в белые флаги. Ошеломлённые и подавленные жители Берлина сначала робко, а затем всё смелее и смелее начали заполнять улицы города...

Чтец. Еще невнятна тишина,

Ещё в патронниках патроны

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись к батальону

Ещё косится автомат

На окнах черные провалы

Ещё «цивильные» дрожат

И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясён,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

Ведущий 1. Бесславно рухнули германская военная машина и нацистское государство. Советский народ ликовал. И зазвенела на берлинских улицах русская гармошка! И весёлой трелью полилась частушка.

А гармонь зовет куда-то,

Далеко, легко ведет...

Нет, какой вы все ребята,

Удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь

Все, что может быть на свете Хоть бы что - гудит гармонь.

А.Т.Твардовский. «Василий Теркин»

Страница 2. «Сатирой по врагу».

Ведущий 1. Отмечая очередную годовщину Великой Победы, хочется вспомнить не только о потерях и жертвах Великой Отечественной войны -безусловно, самой жестокой в истории человечества, но и о том, как в те лихие годы шутка помогала советскому солдату выжить, сохранить бодрость духа и бороться за Победу.

Ведущий 2. Это только на первый взгляд кажется парадоксальным, что в нескончаемом грохоте сражений могло найтись место искромётной шутке, язвительной частушке.

Ведущий 1. В каждой такой шутке звучит победоносная нота. Советский воин шёл в бой, убежденный в неизбежности нашей Победы.

Под музыку выходят двое солдат.

1-й солдат. Пригласить сейчас вас рады На солдатскую эстраду.

2-й солдат. Точно по цели! Не выстрела мимо!

1-й солдат. Рушить врага чем угодно - не грех!

2-й солдат. Бей по фашистам, неукротимый,

Снайперский, грозный «гвардии смех»!

Солдаты поют частушки.

Из колодца вода льется,

Вода - чистый леденец.

Наша армия дерется, Значит, Гитлеру - конец.

Гитлер с Геббельсом ругались, Фюрер назван был свиньёй. Свиньи очень возмущались За сравнение с собой.

Партизанская тропа Не бывает узкой. Сколько Гитлер не воюй, А победа - русская.

Растерял фашист портянки, Удирая во всю прыть. Мы сегодня без махорки Дали немцам прикурить.

Мы частушки вам пропели, Пусть они достигнут цели -И врага от этих строк Пусть согнет в бараний рог.

Ведущий 1. Метко, остроумно и зло издевались советские солдаты над фашистскими вояками и их главарями.

Ведущий 2. Досталось и немецкой технике. Самолет «Хейнкель-126» за неуклюжесть советские бойцы прозвали «козлом» и придумали о нем массу сатирических стихотворений.

Ученик читает Стихотворение «Козел в огороле».

Жил-был у фюрера козлик-урод,

Лез этот козлик не в свой огород.

Вздумалось козлику к нам заглянуть,

Всё поразведать - назад улизнуть.

Вот он над нами, кривой и горбатый,

Гостя наводчик поймал в коллиматор,

Выжал педаль - и, как будто стрела,

Трасса от пушки к мотору прошла.

Вмиг кувыркнулся подбитый козел,

Книзу, горя и брыкаясь, пошел.

Жил-был у фюрера козлик горбатый...

«Был, да весь вышел, - смеются ребята, -

Шёл да споткнулся на нашей дорожке,

Остались от козлика рожки да ножки».

На сцену выходят солдаты,  читают  отрывки  из «Василия Теркина» А. Т. Твардовского.

1-й солдат.    Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой. 2-й солдат. Не прожить, как без махорки, От бомбежки до другой Без хорошей поговорки

Или присказки какой...

Под музыку солдаты говорят пословицы.

1-й солдат.        Русский говорит «Гут!», когда немцы бегут.

2-й солдат.        Хорошо, когда немец бит; еще лучше, когда убит.

1-й солдат.        Зайди к немцу с тыла, и он убежит с фронта.

2-й солдат.        И короткими очередями можно вести длинный счёт.

1-й солдат.        Немец до тех пор нахал, пока в плен к нам не попал.

2-й солдат.        Когда на смерть идут - поют,

А перед этим можно плакать, Ведь самый страшный час в бою -Час ожидания атаки. (Отрывок из стихотворения Семена Гузенко «Перед атакой», 1942г.)

1 -й солдат.    Есть на свете имена -Галина да Марфуша.

                       А нам ближе наша Русская Катюша.

Солист поет на мелодию песни «Катюша».

Разлетелись головы и туши,

Дрожь берет фашистов за рекой,

Это наша русская «Катюша»

Немчуре поет за упокой.

Ты лети, лети, как говорится,

На кулички к черту на обед

И в аду таким же дохлым фрицам

От «Катюши» передай привет.

        Ведущий 1. Празднуя очередную годовщину Великой Победы, мы воздаем должное силе духа советского солдата, преодолевшего все испытания войны.

Ведущий 2. Свидетельством этой силы духа останется острое народное слово - оружие тех, на чьей стороне правда и добро.

Страница 3. «Вместо эпилога».

Звучит песня «День Победы».

Чтец. Такого ещё не бывало и встарь -

Пусть радость вовсю гремит не смолкая: Праздником мира вошел в календарь

Праздник Победы - Девятое Мая!

Ведущий 1. 1941-1945. Две цифры, две даты. Великая Отечественная война. От которой больше всего пострадала наша Родина! Интерес к истории не исчезает с годами. Он передаётся от поколения к поколению. Все, независимо от возраста, не вправе забывать то страшное время. Ведь войны священные страницы навеки остались в памяти людей! Чтец. Так вот он - Победы торжественный час, Конец положивший огненным бурям, Ради которого каждый из вас Грудь открывал осколкам и пулям.

Чтец. Десятки лет, как кончилась война. Её не знает наше поколенье. Как будто бы грехов во искупленье Стоит над полем брани тишина.

На этом поле лучше помолчать. Здесь тишина звонит порой набатом. По павшим за Отечество солдатам, Которых мы не вправе забывать.

Ведущий 1. Почтим память героев, не пришедших с войны, минутой молчания (зал встает. Минута молчания)

Чтец. Не надо слёз, страданий, унижений, Не допусти же это, Человек! Пусть светит солнце, в радости мгновений Победный май останется навек!

Звучит песня «Майский вальс».

Ведущий 1. Сейчас, по прошествии 64 лет с момента окончания войны, это событие и сама война лучше видятся с далёкого расстояния, о них много написано, многое осмыслено.

Думается: справедливо считать, что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945г., славил подвиг всех людей страны - тех,

кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны;

кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки и самолёты, кто делал оружие Победы;

кто, не жалея сил, день и ночь трудился в тылу на благо фронта;

кто создавал вооружение - учёных, конструкторов, исследователей, деятелей техники. Это благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полёту творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, и совершенствовалась техника, уже имевшаяся.

Страна салютовала:

- всем своим гражданам: ведь это их неимоверными усилиями была завоёвана великая Победа.

Она салютовала нравственному подвигу народа, выстоявшему в жесточайшей длительной борьбе и вышедшему из неё победителем.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».

Ведущий 1. Поклонимся великим тем годам.

Преклоним голову перед павшими и живыми.

 Каждый участник. Всё, что было не со мной, помню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к открытому внеклассному мероприятию, посвящённому 100-летию революции «Петроградское небо мутилось дождем»

Открытое внеклассное мероприятие подготовлено в рамках цикла мероприятий, посвящённых 100-летию Октябрьской революции в России и нацелено на учащихся колледжа. В форме историко-литературной композиции...

Методическая разработка военно-спортивного внеклассного мероприятия "Армейский калейдоскоп"

Цели: Воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к Родине. Задачи:- формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.- при...

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по информатике "Информационные бои"

Аннотация Методическая разработка внеурочного мероприятия предназначена для проведения внеурочного мероприятия «Информационные бои» по предмету «Информатика», на первых ку...

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по математике "Самые смышленые"

Аннотация Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по математике«Самые смышленые» включает в себя:- аннотацию;- пояснительную записку;- тему, цель, задачи, вступ...

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия "Моя профессия - бухгалтер"

Данное мероприятие посвящено знакомству студентов с аспектами будущей профессии бухгалтера, историей данной профессии, ее привлекательности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конкурса во внеклассном мероприятии «Решение производственных ситуационных задач» по ПМ 02. МДК. 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. МДК. 02.02

Свою главную  цель преподаватели видят  в совершенствовании управления процессами познания и развития студентов, в отборе учебного материала в соответствии с имеющейся моделью специалиста, в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конкурса во внеклассном мероприятии «Решение производственных ситуационных задач» по ПМ. 02 МДК. 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

Разработка предназначена для проведения  конкурса, во внеклассной работе  по ПМ. 02. МДК. 02.02 Учет и контроль  технологических процессов и является одной из составных частей учебной р...