«Использование ресурсов Точки роста для формирования исследовательских навыков учащихся».
статья
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ресурсов Точки роста для формирования исследовательских навыков учащихся».
Сикорская Ю.И.
МОУ СОШ №12
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Изменения, которые происходят в современном обществе, диктуют повышенные требования к выпускнику общеобразовательной школы, который должен быть мотивирован на познавательную деятельность. Это позволит школьникам легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире и применять свои знания в нестандартных ситуациях. Поэтому развитие у школьников общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
К общим исследовательским умениям и навыкам следует отнести: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, работать с текстом, проводить классификацию, обладать умениями и навыками наблюдения и проведения эксперимента, определять методику эксперимента, планировать и проводить исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Для формирования у ребенка основ культуры исследовательского мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приёмы, методики и технологии. Но когда речь идет об исследовательской деятельности учащихся, то в первую очередь такой вид деятельности подразумевается вне урока.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- преподавание курсов по выбору;
- преподавание факультативов;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы; интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах.
По своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой в особом аналитико-прогностическом режиме сочетания «проб и ошибок», с личностными открытиями. И «втиснуть» такой вид деятельности в рамки обычного урока порой очень сложно. Необходимо выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии и обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности и организовать систематическую работу.
Работа должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время; целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально; ученикам должна быть
предоставлена возможность реализации собственных идей; данная работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии; используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, интегрированные уроки, ИКТ), создаются условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности; ученики учатся отстаивать свою точку зрения при защите исследовательских работ, делать выводы из полученных результатов работы.
Внедрение оборудования цифровой лаборатории центра «Точка роста» позволяет изменить процесс обучения. Количественные эксперименты помогают получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных ученики самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, выявляют закономерности.
Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не позволяет решить задачи современного обучения, так как оборудование не позволяет проводить многие количественные исследования, длительность проведения химических исследований не всегда согласуется с длительностью учебных занятий и т.д. Цифровая лаборатория помогает решить эти проблемы.
Новые знания лучше воспринимаются, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ним задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Интерес повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Реализация естественно – научных предметов на базе «Точки роста» предусматривает использование «старого» оборудования и реактивов наряду с новым оборудованием. Благодаря этому открывается больше возможностей для популяризации химии среди обучающихся, повышения эффективности учебного процесса и результатов во внеурочной деятельности. Активизации познавательной активности способствуют фронтальные опыты, уроки – исследования (факты, гипотеза, эксперимент, теория), лабораторные работы, химический эксперимент, демонстрационный опыт, домашние опыты, эксперименты и творческие задания.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат.
Таким образом, ресурсы Точки роста открывают новые возможности урочной и внеурочной деятельности, расширяют поле взаимодействия ученика и учителя, повышают интерес и мотивацию к изучению химии и т.д.
В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно представить без высококлассных профессионалов своего дела. Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями. В условиях сельской школы каждый педагог полифункционален. Это и учитель - предметник, ведущий несколько учебных предметов, и классный руководитель, и педагог дополнительного образования. Это одна из проблем сельской и не только сельской школы: не каждый учитель может выдержать этот колоссальный объем работы.
На базе Точки роста можно заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Использование исследовательского метода дает возможность не только успевающим, но и слабым ученикам реализовать свои сильные стороны.
Приведу лишь некоторые примеры лабораторных и практических работ при использовании оборудования «Точки роста»
1. Применение на уроках 8-9 класса:
Лаб. опыт №2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и
Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»
Лаб. опыт № 11 «Определение кислотности почвы»
Тема Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов.
Лаб. опыт № 4 «Определение рН водопроводной и дистиллированной воды»
Лаб. опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»
Практ. работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей»
Лаб. опыт № 9 «Определение рН различных сред»
Прошло немногим больше года с открытия «Точки роста». У педагогического коллектива впереди много работы и много открытий. Но о первых результатах можно судить уже сейчас – ребята демонстрируют свои успехи.
- Участие в краевой акции «Дни открытых лабораторий» (октябрь 2022)
- Проектная олимпиада по химии (октябрь 2022)
- Всероссийский конкурс по агротехнике «Иннагрика» (октябрь 2022)
- Участие в финале Проекта "Всероссийский атлас микроорганизмов, как основа для поиска новых противомикробных продуктов и ферментов с уникальными свойствами"
- Всероссийский конкурс-фестиваль экологических проектно-исследовательских и творческих работ «ТЭКО-СТАРТ» (октябрь 2022)
- Региональный эколого-просветительский проекта Каспийского Трубопроводного Консорциума «Сохраним природу вместе» (январь 2023)
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева (март 2023)
- Всероссийский форум сетевых проектов в рамках программы «Подготовка наставников научно-исследовательских проектов»
- Участие в финале проекта "Фитохимия" Участие в конференции сетевых научно-исследовательский проектов в ноябре г. Новосибирск
- Муниципальный этап научной конференции школьников «Шаги в науку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских навыков на уроках биологии с использованием цифровой лаборатории «Архимед»
Дети по своей природе исследователи, с радостью и увлечением открывающие для себя окружающий мир. им интересно все. поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать разви...

Использование современного сварочного оборудования при формировании профессиональных компетенций учащихся
Использование современного сварочного оборудования, при формировании профессиональных компетенций учащихся...

"Формирование исследовательских компетенций учащихся как необходимого компонента экологического образования".
В проекте представлены эффективные пути включения учащихся в экологически обусловленную проектную деятельность в урочное и внеурочное время, определено место методов, приемов и основных функций педаго...

Формирование у обучающихся технологической компетентности в условиях мотивирующей интерактивной образовательной среды на базе цифрового и гуманитарного образовательного центра «Точка роста»
quot;Практика без теории ценнее, чем теория без практики"-Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор....
Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность
Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии с использованием оборудования "Точка роста"
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Химический калейдоскоп" с использованием оборудования "Точка роста"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии с использованием оборудования "Точка роста"
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог" с использованием оборудования "Точка роста"...
- Мне нравится (1)
