ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах
рабочая программа на тему

Кац Любовь Николаевна

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 120701 Землеустройство (базовой подготовки), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел «геологоразведочные и топографо-геодезические работы», приложение к постановлению Минтруда России от 17.02.2000г. №16.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области выполнение работ по рабочей профессии «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не обязателен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zu_pm.05_kats.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего

12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120701 Землеустройство (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по рабочей профессии «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Выполнять полевые геодезические работы на производственном участке

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области выполнение работ по рабочей профессии «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не обязателен.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующей профессиональной компетенцией обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:

иметь практический опыт:

- выполнения полевых топографо-геодезических работ на производственном участке (в рамках должностных обязанностей рабочего)

уметь:

  • выбирать характерные точки рельефа и контуров
  • вскрывать и закрывать центры геодезических знаков или реперов
  • устанавливать рейки на башмаках, костылях, кольях и других выбранных точках местности
  • измерять линии лентой, тросом, шнуром, рулеткой
  • выполнять вешение линий
  • изготавливать и устанавливать колья и визирные вехи
  • выполнять разметку пикетов при нивелировании
  • закреплять реперы и пикеты
  • устанавливать штативы при помощи лот-аппаратов
  • выполнять погрузку, разгрузку и транспортировку (перенос) полевого снаряжения, оборудования и приборов
  • обустраивать полевой лагерь

знать:

  • общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах
  • правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности
  • правила пользования измерительными инструментами
  • устройство штатива
  • назначение, правила использования, транспортировки, хранения и упаковки топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и оборудования
  • порядок расчистки трассы для визирок, установки вех и реек
  • правила закрепления  временных реперов и пикетов

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 120 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 28 часа;

учебной практики – 36 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по рабочей профессии «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Выполнять полевые геодезические работы на производственном участке (в рамках должностных обязанностей рабочего)

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

Професси-ональных компетен-ций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК.1. 1.

Раздел 1. Общие сведения

42

26

12

-

12

-

4

-

Раздел 2. Работа замерщика при производстве геодезических измерений

78

30

18

16

32

-

Всего:

120

56

28

-

28

-

36

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общие сведения

42

Тема 1.1. Введение

Содержание

2

1

1

Должностные обязанности замерщика в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих»;

Общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах

Тема 1.2. Техника безопасности на топографо-геодезических работах

Содержание

2

1

1

Требования безопасности при передвижении и производстве полевых работ в различных природных условиях

Организация полевой базы партии, лагеря. Санитария и гигиена труда и быта на полевых работах.

Тема 1.3. Ориентирование на местности

Содержание

2

1

1

Способы ориентирования на местности.

Ориентирование на местности при помощи топоплана (аэроснимка) и компаса.

Ориентирование на местности при помощи GPS-навигатора

Практические занятия

2

1

Ориентирование на местности при помощи топоплана (аэроснимка) и компаса

Тема 1.4. Геодезические приборы и инструменты

Содержание

8

1

1

 Измерение длин линий

Обязанности замерщика при измерении длин линий.

Факторы, влияющие на точность измерения линий; определение рабочей длины мерной ленты (компарирование).

Поправки за длину рабочей меры, рабочую температуру и наклон линии.

Абсолютная и относительная ошибки.

2

Устройство и назначение геодезических приборов:

Теодолит 3Т5,Нивелир Н-3,

Устройство и назначение геодезических инструментов:

 штатив, рейки, мерная лента, лот-аппарат.

Поверки уровней геодезических приборов

Лабораторная работа

8

1

Измерение длины линии мерной лентой с заданной относительной погрешностью

2

Упаковка геодезических приборов (мерная лента, теодолит, нивелир)

3

Изучение устройства теодолита 3Т5КП

4

Изучение устройства нивелира Н-3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к лабораторным и практическим, контрольным и зачетным работам с использованием рекомендаций преподавателя. Оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.

12

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Изучение «Правил по технике безопасности на топографо - геодезических работах (ПТБ-98)».

Поверки уровней геодезических приборов

Учебная практика

Виды работ:

  • Создание плановой съемочной геодезической сети
  • Создание высотной съемочной геодезической сети

4

Раздел 2. Работа замерщика при производстве геодезических измерений

78

Тема 2.1. Геодезические знаки, центры. реперы

Содержание

2

1

1

Геодезические пункты (точки): назначение, устройство, требования к положению (закладке).

Нивелирные реперы: назначение, устройство, требования к положению (закладке).

Стенные знаки и реперы: особенности устройства, закладки и использования; преимущества в сравнении с грунтовыми центрами и реперами.

Правила вскрытия и закрывания центров геодезических знаков или реперов.

Тема 2.2. Работа замерщика при создании плановых геодезических сетей

Содержание

8

1

1

Измерение длин линий

Обязанности замерщика при измерении длин линий.

Факторы, влияющие на точность измерения линий; определение рабочей длины мерной ленты (компарирование).

Поправки за длину рабочей меры, рабочую температуру и наклон линии.

Абсолютная и относительная ошибки.

2

Измерение горизонтальных и вертикальных углов

Обязанности замерщика при измерении угловых величин

Приведение угломерных инструментов в рабочее положение.

Установка штативов при помощи лот-аппаратов

Изготовление и установка визирных вех.

Порядок расчистки трассы для визирок, установки вех.

Практические занятия

8

1

Поверки уровней геодезических приборов

2

Приведение угломерных инструментов в рабочее положение

3

Установка штативов при помощи лот-аппаратов

Тема 2.3. Работа замерщика при создании высотных геодезических сетей

Содержание

2

1

1

Обязанности реечника при проложении нивелирных ходов

Правила установки рейки на башмаках, костылях, кольях.

Измерение линии (плеча) тросом, шнуром.

Выполнение разметки пикетов при нивелировании.

Правила закрепления временных реперов и пикетов.

Практические занятия

2

1

Установка на башмак рейки с уровнем и без уровня (при определении пяточной разности)

Тема 2.4. Работа замерщика при проведении съемочных геодезических работ

Содержание

2

1

1

Правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности

Правила установки рейки на выбранных точках местности

Измерение линии рулеткой при производстве крупномасштабных съемок

Практические занятия

8

1

Выполнение глазомерной съемки местности

2

Выбор характерных точек рельефа и контуров при производстве тахеометрической съемки

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к лабораторным и практическим, контрольным и зачетным работам с использованием рекомендаций преподавателя. Оформление лабораторных и практических работ, подготовка к их защите.

16

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Геодезические знаки, центры, реперы (графическая работа)
  2. Правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности
  3. Приведение угломерных инструментов в рабочее положение

Учебная практика

Виды работ:

  • Создание плановой съемочной геодезической сети
  • Создание высотной съемочной геодезической сети
  • Выполнение тахеометрической съемки (1:500)
  • Выполнение горизонтальной съемки (1:500)

32

Итого:

120

 


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории «Геодезии с основами картографии»

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся,
  • рабочее место преподавателя,
  • комплект учебно-наглядных пособий «Геодезические приборы и их поверки», плакаты,
  • набор топографических карт и планов различных масштабов.

Технические средства обучения:

  • компас,буссоль;
  • землемерные ленты;
  • теодолиты типа Т-5;
  • нивелиры типа Н-3;
  • штативы;
  • нивелирные шашечные рейки
  • отвесы;
  • лот-аппараты.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Учебные издания

  1. Поклад Г.Г, Гриднев С.П. Геодезия: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический проект; Парадигма, 2011.-538 с.
  2. Ямбаев Х.К. Геодезическое инструментоведение: Учебник для вузов. -М.: Академический проект; Гаудеамус, 2011.-583 с.
  3. Куштин Е.Ф. Геодезия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  4. Усова Н.В. Геодезия. – М.: Архитектура-С, 2006.
  5. Курошев Г.Д. и др. Геодезия и топография. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  6. Антонович К.М., Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии . Том 1 и Том 2 ., М . , ФГУП Картгеоцентр , 2005 г. и 2006г.;
  1. Нормативно-техническая литература:
  1. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000,1:500. – М.: Недра, 1982.
  2. Инструкция по нивелированию I, II, III, и IVклассов. – М.: ЦНИИГАиК, 2004.
  3. Инструкция по проведению технологической поверки геодезических приборов. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1999.
  4. Руководство по применению стенных знаков в полигонометрических и теодолитных ходах.- М.: Недра, 1972.
  5. Правила по технике безопасности на топографо геодезических работах (ПТБ-98). - М.: Недра, 1991.
  1. Справочники:
  1. Хинкис Г.Л. и др. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности. – М.: Проспект, 2006.
  2. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности, Москва, «Проспект», 2006 г, 200 с

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего» является освоение теоретической части модуля.

Обязательным условием допуска к экзамену (квалификационному) является освоение теоретического курса, а также освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов профессионального модуля, а также общепрофессиональной дисциплины «Основы геодезии и картографии».


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Выполнять полевые геодезические работы на производственном участке

  • выбор характерных точек рельефа и контуров
  • вскрытие и закрывание центров геодезических знаков или реперов
  • установка реек на башмаках, костылях, кольях и других выбранных точках местности
  • измерение линии лентой, тросом, шнуром, рулеткой
  • выполнение вешения линий
  • изготовление и установка кольев и визирных вех
  • выполнение разметки пикетов при нивелировании
  • закрепление реперов и пикетов
  • установка штативов при помощи лот-аппаратов
  • выполнение погрузки, разгрузки и транспортировки (перенос) полевого снаряжения, оборудования и приборов
  • обустройство полевого лагеря

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам ПМ.

Промежуточный контроль:

-Зачет по учебной практике.

-Комплексный экзамен по модулю.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • аргументирование выбора профессиональной деятельности
  • представление профессиональных навыков работы на различных конкурсах и при прохождении практик;
  • -собирание сведений о современных методах и способах производства работ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • рациональное планирование и организация деятельности по выполнению расчётно – графических задач;
  • аргументирование выбора методов и способов решения профессиональных задач;
  • своевременные сроки сдачи работ, отчётов

ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- развитие психологических и коммуникативных качеств личности;

- создание микроклимата для членов бригады и коллектива;

- планирование вариантов решения проблем с коллегами

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • составление плана развития и совершенствования личности;
  • планирование пути решения для реализации поставленных целей и задач;
  • систематизирование профессионального опыта выполнения геодезических работ

ОК10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

  • рациональное применение психологических, физических и профессиональных качеств личности на конкурсах и спортивных соревнованиях


Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 120701 Землеустройство (базовой подготовки), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел «геологоразведочные и топографо-геодезические работы», приложение к постановлению Минтруда России от 17.02.2000г. №16.

Организация-разработчик: КГБОУ СПО «Дальневосточный техникум геодезии и картографии (ДВТГиК)».

        

Разработчики:

Кац Л.Н.

преподаватель, КГБОУ СПО «Дальневосточный техникум геодезии и

картографии (ДВТГиК)

Рассмотрено предметной (цикловой) комиссией «Картография»  

Протокол № ____ от ____________ 2013 г.

Председатель комиссии _________________ Теличкина И.П.

Утверждено методическим советом техникума

Протокол №         от  _________ 2013 г.

Зам директора по УР  _________________ Н.М. Труфакина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Выполнение работ по рабочей профессии кассира"

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики по профессиональному модулю ПМ05. Выполнение работ по профессии замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной практикипо профессиональному модулюПМ05. Выполнение работ по профессии замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах...

Рабочая программа ПМ 05 Выполнение работ по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

Рабочая программа ПМ 05 Выполнение работ по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах...

Календарно-тематический план ПМ 05 Выполнение работ по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

Календарно-тематический план ПМ 05 Выполнение работ по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  автомобилей....

Методические указания по выполнению контрольных работ по профессиональному модулюПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей. заочной формы обучения.

Методические указания по выполнению контрольных работпо профессиональному модулюПМ.03 Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  автомобил...

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарная безопасность

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарна...