Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ.03
методическая разработка

Ольшевский Валерий Маркович

Данные методические указания предназначены для студентов специальности "Земельно - имущественные отношения" для успешного выполнения и освения навыков работы с картами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент агропромышленного комплекса ЯНАО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа


«Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Методические указания к практическим занятиям

по профессиональному модулю ПМ.03

«Геодезия с основами картографии и картографического черчения»

Составил В.М.Ольшевский,

                                                          к.г.- м.н., преподаватель I кат. ЯПАТ ЯНАО

Салехард, 2019 г.

Тема I.I. Общие вопросы картографии – 12 часов

                       Практическое занятие № 1.

     Вычерчивание картографического шрифта Т-120,

                       вычислительного шрифта.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам исполнительских работ с графическими материалами, вычерчиванию картографического шрифта Т-120, вычислительного шрифта.

 

Задачи:

  • Обучающая – научить пользоваться картографической информацией

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации Возможности, которые дает пользователю картографическая информация.

  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

Образец вычислительного шрифта ( Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, с.96)

                          Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

 

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы уроков

Цель этапа

Учащиеся

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к лекции, выполняют задание.

Личностные: 

мобилизация внимания, уважение к

окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач лекции. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели лекции, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

 

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

 

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

 

Выбирают самостоятельно варианты работы

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению   задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о способах складывания салфеток.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

 

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

                              Определить типичные ошибки и      

                               пробелы в знаниях и умениях,

                                   путем их устранения и

                                      совершенствования.

                                 

Предъявляют результаты

                                   самостоятельной работы в

                                 группах, осуществляют

                                контроль (применяются

формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

                           Организовать обсуждение

                         и запись домашнего задания

 

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на лекции.

 

Анализируют свою деятельность на уроках. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

 

                         На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу составить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см . В верхней части пишется название практической работы и ее номер. Масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы. преподавателем.

          Начертить простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки строго не выходя из рамок  КМБ по высоте и ширине 5-10 букв заглавных ( 40 мм), 5-10 прописных, 5-9 цифр арабских  ( 20 мм).

Измерительным шрифтом написать 10 цифр высотой 10 мм и 40 мм.

Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша.

                       Практическое занятие № 2.

Построение и вычерчивание рамки и сетки топографической карты м-ба 1 : 25 000

Практическое занятие  - два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов вычерчиванию рамки и сетки топографической карты м-ба 1 : 25 000

Задачи:Обучающая – научить вычерчиванию картографического шрифта Т-120, вычислительного шрифта.

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из вычерчиванию картографического шрифта Т-120, вычислительного шрифта.

  • Воспитательная – любить и ценить картографическое черчение, как  основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты  атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография. Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года                                

На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу начертить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см . В верхней части пишется название практической работы «Рамка и сетка топографической карты « и ее номер. Масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы. преподавателем.

          Начертить простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки рамку и сетку топографических карты масштаба 1 : 25 000. Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша.

Преподаватель наносит карандашом условную точку, студент должен определить для указанной точки прямоугольные и географические координаты точек на топографической карте с точностью до 0,5 мм , т.е. для прямоугольных координат до 12,5 м. А для географических координат с точностью до 1 секунды.

            Для определения географических координат долготы перпендикуляр из условной точки устанавливается к меридиану справа или слева ( при отсчете слева долгота растет, справа - долгота уменьшается) для определения географических координат широты перпендикуляр из точки опускается или поднимается к параллели ( снизу широта растет, сверху – широта уменьшается). Отсчет проводится по линиям отсчета, отградуированных через 10 секунд.

            Для определения прямоугольных координат перпендикуляр проводится к ближайшей внутренней прямоугольной сетке карты по горизонтали от ближайшей левой вертикали для координаты y  и по вертикали от нижней горизонтали для координаты х. Отсчет проводится по линейке в мм ( 1 мм – 25 м), с точностью до 12,5 м путем сложения с данными ближайшей сетки. При  отсчетах наоборот эти результаты  вычитаются.

                    Практическое занятие № 3.

Вычерчивание условных знаков топографических карт  и планов

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов работе с условными обозначениями ( легендой) к картам и планам масштаба 1 : 25 000 и других масштабов, составлять и вычерчивать условные обозначения, определять их иерархию и ценность для картосоставительских работ. Легенда – язык карты и знание его дает возможность пользователю уверенно читать карту.

.

Задачи:

  • Обучающая – научить пользоваться картографической информацией
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу начертить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см . В верхней части пишется название практической работы «Легенда карты « и ее номер. Масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы. преподавателем.

          Начертить простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки условные обозначения ( легенду) к картам и планам масштаба 1 : 25 000 и других масштабов. Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша.

            При вычерчивании условных знаков обратить внимание на иерархию их. Условные знаки делятся на масштабные и внемасштабные.

            Существуют пояснительные топографические знаки. Например, фигурка хвойного или лиственного леса внутри контура леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, в числителе их высоту, в знаменателе – толщину и рядом указывается расстояние между ближайшими деревьями.

            На изображениях рек стрелкой указано направление течения и цифрой средняя скорость.

          Графическое оформление материалов по  

        землеустройству и земельному кадастру

                       Практическое занятие № 4.

Вычерчивание и оформление плана теодолитной съемки

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов вычерчиванию и оформлению плана теодолитной съемки.

Задачи: Обучающая – научить вычерчиванию и оформлению плана теодолитной съемки.

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

            На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу начертить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см . В верхней части пишется название практической работы «Теодолитный план « и ее номер. Масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы преподавателем.

          Преподаватель наносит произвольные угловые ( поворотные ) точки каждому студенту. Студент подписывает номера точек измерительным шрифтом. Работа выполняется простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки . Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша.

Затем точки связываются линиями, образуя полигон. При помощи транспортира студент измеряет углы с точностью до 30 сек. Студент подписывает обозначения точек буквами или цифрами измерительным шрифтом и значения углов. Проводится прямоугольная сетка выбранного масштаба и определяются прямоугольные координаты угловых точек, которые выписываются в таблицу «Перечень координат теодолитного плана». Измеряются длины сторон и переводятся в метры с точностью до 0. 5 мм на чертеже. Составляется таблица перечня длин сторон и вычисляется периметр полигона.

                          Практическое занятие № 5.

        Вычерчивание и оформление фрагмента проекта        

              внутрихозяйственного землеустройства

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам исполнительских работ с графическими материалами, вычерчиванию и оформление фрагмента проекта         внутрихозяйственного землеустройства

Задачи:

  • Обучающая – научить пользоваться картографической информацией
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности  будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского  2019 года.

            На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу начертить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см . В верхней части пишется название практической работы «План землеустройства « и ее номер. Масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы. преподавателем.

          Преподаватель предлагает варианты топографической основы для землеустройства каждому студенту. Студент выбирает варианты топографической основы для землеустройства  и на ней наносит контуры земельных участков для использования в сельскохозяйственном производстве . Работа выполняется простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки . Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша.

 Проводится прямоугольная сетка выбранного масштаба и определяются прямоугольные координаты угловых точек земельных участков, которые выписываются в таблицу «Перечень координат земельных участков плана землеустройства». Измеряются длины сторон и переводятся в метры с точностью до 0. 5 мм на чертеже. Составляется таблица перечня длин сторон и вычисляется периметр земельных участков. Проводится подсчет площадей методом квадратной палетки. При этом вычисляется  в масштабе плана площадь квадратного см, а затем подсчитывается количество кв см для каждого участка. Величины площади определяются путем умножения площади 1 кв см на количество кв см на участке. Кв см переводятся в кв м и далее в га. 1 кв кв = 1 000 000 кв м = 100 га. 1 га = 10 000 кв м. эти значения подписываются измерительным шрифтом  в центре участка, Участки обозначаются видом сельскохозяйственной культуры или номером порядковым.

                Практическое занятие № 6.

Вычерчивание и оформление фрагмента плана инженерных изысканий и проекта застройки                

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам исполнительских работ с графическими материалами

Задачи: Обучающая – научить пользоваться картографической информацией

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу начертить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см. В верхней части пишется название практической работы «План застройки « и ее номер, масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы преподавателем.

          Преподаватель предлагает варианты топографической основы для застройки каждому студенту. Студент выбирает варианты топографической основы для застройки и на ней наносит контуры застройки по принципу зонирования. Работа выполняется простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки. Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша. Можно использовать черно-белый вариант с применением гашуры или цветной с применением цветных карандашей, фломастеров.

 Проводится прямоугольная сетка выбранного масштаба и определяются прямоугольные координаты угловых точек зон застройки, которые выписываются в таблицу «Перечень координат зон застройки». Измеряются длины сторон зон и переводятся в метры с точностью до 0. 5 мм на чертеже. Составляется таблица перечня длин сторон и вычисляется периметр зон. Проводится подсчет площадей методом квадратной палетки. При этом вычисляется  в масштабе плана площадь квадратного см, а затем подсчитывается количество кв см для каждого участка. Величины площади определяются путем умножения площади 1 кв см на количество кв см на участке. Кв см переводятся в кв м и далее в га. 1 кв кв = 1 000 000 кв м = 100 га. 1 га = 10 000 кв м. эти значения подписываются измерительным шрифтом  в центре зон, Зоны подписываются, обозначаются гашурой зон или цветом .

                      Практическое занятие № 7.

Вычерчивание и красочное оформление почвенной карты

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам работы с почвенными картами, почвами земельных участков, научиться делать выводы и анализировать почвенные карты. Для составления почвенных карт используются АФ и КС-снимки, анализы почв, наблюдения на местности.

Задачи: Обучающая – научить пользоваться сведениями о составе и распространении почв на земельных участках;

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из информации о почвах на земельном участке;
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Понимать особое значение почвенных карт для земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и ООПТ. Знания о почвах в окружающем пространстве -  основа  деятельности к будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип уроков: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : образцы почв, разрезы почв, почвенные карты, рН-метры,  минилаборатории для определения состава почв, инструменты для изучения почв, саперная лопатка, рулетка 3 м.

Литература и видеоматериалы: Почвоведение, Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

            На листе координатно-масштабной бумаги  (КМБ) форматом А4 провести рамку через 0,5 см от края листа. В нижнем правом углу начертить угловой штамп размером 4 см х 15 см. Штамп делится горизонтальной линией через 2 см . В верхней части пишется название практической работы «Почвенная карта « и ее номер. Масштаб картографической работы. В нижней части ФИО кто составил, кто проверил ( через 1 см) и место для росписи и оценки работы. преподавателем.

          Преподаватель предлагает варианты топографической основы для создания почвенной карты каждому студенту. Студент выбирает варианты топографической основы для создания почвенной карты и на ней наносит контуры распространения почв различного типа. Работа выполняется простым графитным карандашом средней твердости с использованием угольника или линейки. Используется линейка, угольник, ластик, точилка для карандаша. Можно использовать черно-белый вариант с применением гашуры или цветной с применением цветных карандашей, фломастеров.

 Проводится прямоугольная сетка выбранного масштаба и определяются контуры распространения почв различного типа  и их площади. Проводится подсчет площадей методом квадратной палетки. При этом вычисляется  в масштабе плана площадь квадратного см, а затем подсчитывается количество кв см для каждого участка. Величины площади определяются путем умножения площади 1 кв см на количество кв см на участке. Кв см переводятся в кв м и далее в га. 1 кв кв = 1 000 000 кв м = 100 га. 1 га = 10 000 кв м. По результатам определения площадей строится круговая диаграмма распространенности почв на данной территории.

 Описываются почвенные профили и состояние почвенного профиля по градациям норма до 5 % угнетенности почвенного покрова, риска – 15 %, кризиса – до 50 5 и бедствия – больше 50 %.

Тема 1.3. Компьютерная графика -  4 часа

                               Практическое занятие № 8.

                          Основы работы в ГИС MAPINFO.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   изучить и освоить основные инструменты конструирования графических объектов и редактирования табличных данных при формировании электронной карты в ГИС MAPINFO по растровому изображению.

Задачи: Обучающая – научить пользоваться программой ГИС MAPINFO

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из программы ГИС MAPINFO
  • Воспитательная – любить и ценить программу ГИС MAPINFO, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты ЯНАО, компьютеры

Литература и видеоматериалы: инструкция по работе с программой ГИС MAPINFO StudFiles.net>preview/1837465/

            MAPINFO Professional  - географическая информационная система (ГИС), предназначенная для сбора, хранения, отображения, редактирования и анализа пространственных данных. Для использования в ГИС данные должны быть преобразованы в подходящий цифровой формат. Процесс преобразования данных с бумажных карт в компьютерные файлы называется оцифровкой (дигитализацией). MAPINFO Professional  - это геоинформационная система, позволяющая создавать и анализировать карты различного назначения. MAPINFO позволяет решать сложные задачи географического анализа на основе реализации запросов и создания различных тематических карт, осуществлять связь с удаленными базами данных, экспортировать географические объекты и другие программные продукты. При выполнении работы студенты получают практический навык работы  с основными функциями ГИС MAPINFO на примере создания электронной карты путем цифрового преобразования картографического материала. Исходным материалом является растровое изображение карты ЯНАО. В практической работе будут описаны следующие функции ГИС MAPINFO: 1) Экспорт растрового изображения в систему; 2) Создание новых таблиц; 3) оцифровка области инструментом «Полигон»; 4) оцифровка точечных объектов инструментом «Точка»; 5) оцифровка ломаных линий инструментом «Полилиния»; 6) расстановка подписей; 7) изменение структуры таблицы; 8) обновление значений в колонке; 9) сохранение рабочего набора; 10) справочник по панели инструментов.

Работа с MAPINFO начинается с открытия ил создания одного или нескольких слоев карты, каждый из которых состоит из нескольких файлов, назначение основных из них показано в таблице 1 (Файлы проекта MAPINFO

Расширение

Назначение

.dat, .wks, .dbf, .xls

Табличные данные

.tab

Описание структуры данных таблицы

.map

Графические объекты

.id

Индексы на графических объектах

                       Практическое занятие № 9.

Создание чертежа в программе  Credo Dat Professional и AutoCAD

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам исполнительских работ с программами Credo Dat Professional и AutoCAD

Задачи:

          Обучающая – научить пользоваться программами Credo Dat Professional и AutoCAD

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из знания программ Credo Dat Professional и AutoCAD
  • Воспитательная – любить и ценить программирование, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : компьютеры,

Литература и видеоматериалы:

инструкции к программам Credo Dat Professional и AutoCAD 

Раздел 2 ПМ.03.    Изучение и освоение основных геодезических методов, приемов и технологий – 52 часа.

           Тема 2.1. Введение в геодезию - 20 часов.

                 

                      Практическое занятие № 10.

        Измерение линий на местности. Работа с лазерным

                      дальномером GLM 50 Professional.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам измерений линий на местности и планах, познакомить с приемами и приборами и инструментами для линейных измерений. Научить работе с  работ с лазерным дальномером GLM 50 Professional.

Задачи: Обучающая – научить пользоваться приемами измерения линий на местности и картах

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения измерять линии
  • Воспитательная – любить и ценить практические работы по измерению, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : «ковылек»,  лазерный дальномер GLM 50 Professional, одометр ( дорожный курвиметр), рулетки, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: инструкция к лазерному дальномеру GLM 50 Professional www.bosch-pt.com.plutongeo.ru>assets/files/manual/bosch-glm50..,, Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Как Эратосфен за 250 лет до нашей эры измерил землю верблюдами.

 (Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года).

  Косвенное измерение высоты/Простое измерение по теореме Пифагора.

Непрямое измерение высоты служит для измерения расстояний, которые невозможно измерить прямым путем, если на траектории луча существует препятствие или нет целевой поверхности, служащей в качестве отражателя. Для получения правильных результатов измерений поверхности должны находиться точно под прямым углом (теорема Пифагора).

            Следите за тем, чтобы во время измерений реперная точка ( например, задний край измерительного инструмента) находилась при всех отдельных измерениях во время операции строго на одном и том же месте.

В перерыве между отдельными измерениями лазерный луч остается включенным.

Нажимайте кнопку 3 до тех пор, пока на дисплее не появится индикатор простого измерения по теореме Пифагора. Измерьте как и при измерениях длины, расстояния 1 и 2 в указанной последовательности. Следите за тем, чтобы отрезок 1 и измеряемый отрезок х находились под прямым углом.

                Практическое занятие № 11.

Работа с ГГК, буссолью Шмалькальдера. Определение азимутов.

 Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам работ с  компасами различных типов и  приемам определения азимутов.

Задачи: Обучающая – научить пользоваться компасами различных типов и  приемам определения азимутов.

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из знания особенностей магнитного поля Земли
  • Воспитательная – любить и ценить практические измерения азимутов, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография. Кусов

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                     Практическое занятие № 12.

                  Расчет уклона, применение эклиметра.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам расчетов и полевым определениям уклонов – важнейшему элементу проектирования при трассовых изысканиях, научить работе с эклиметром и доказательству принципа эклиметра..

Задачи: Обучающая – научить расчетам и полевым определениям уклонов

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить расчеты и полевые определения уклонов, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : эклиметр, ГГК, карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                   Практическое занятие № 13.

         Геодезические планы, карты и чертежи. Масштабы

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам исполнительских работ с графическими материалами, вычерчиванию геодезических планов, карт и чертежей. 

Задачи: Обучающая – научить вычерчиванию геодезических планов, карт и чертежей. .

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения вычерчивать геодезические планы, карты и чертежи. .

  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия :, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                Практическое занятие № 14.

Мензульная съемка. Составление топографического плана с помощью мензулы

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам мензульной съемки и составлению топографического плана с помощью мензулы.

Задачи: Обучающая – научить пользоваться картографической информацией

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения составлять карты
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : планшет, мензула, кипрегель, карты транспортиры, угольники, линейки, твердые карандаши, ластики, точилка, карты и планы, АФ и КС-снимки,  презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                    Практическое занятие № 15.

Измерение ориентирных углов линий по топографической карте.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам измерения ориентирных углов линий по топографической карте.

Задачи: Обучающая – научить навыкам измерения ориентирных углов линий по топографической карте.

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения измерения ориентирных углов линий по топографической карте.

  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : транспортиры, угольники, линейки, твердые карандаши, ластики, точилка, карты и планы, карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2015, Берлянт. Картография. Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                   Практическое занятие № 16.

Съемка экером и лентой, измерение азимутов и румбов буссолью, составление плана буссольной съемки

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам съемки экером и лентой, измерение азимутов и румбов буссолью, составление плана буссольной съемки

Задачи: Обучающая – научить пользоваться картографической информацией

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты ( в древнем Риме использовались грома, прототип экера и дионтра - грома, снабженная водяным уровнем)

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года. Работа с экером. Изготовление простейшего экера.

                        Практическое занятие № 17.

             Рельеф местности и способы их изображения

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам исполнительских работ с графическими материалами, вычерчиванию гипсометрической карты

Задачи:

  • Обучающая – научить пользоваться картографической информацией
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

            Для составления гипсометрической карты используются карандаши ТМ, чертежные принадлежности, масштабно-координатная бумага формата 400 х 600 мм. Масштабно-координатная бумага размещается вертикально. В правом нижнем углу составляется угловой штамп длиной 150 и шириной 40 мм.

 На верхней строке шириной 20 мм указывается полное название учебного заведения : «ГБОУ СПО  ЯНАО Ямальский полярный агроэкономический техникум». Шрифт прямой чертежный, высота букв заглавных 10 мм, прописных 5 мм. На второй строке наносится название чертежа : «Гипсометрическая карта» и ее масштаб 1 : 25 000. На третьей строке указывается автор работы и его подпись. На четвертой строке подписывается ФИО преподавателя, проверившего работу и оценившего ее, его подпись. На пятой строке  приводится магнитной склонение, составляющее в  районе Салехарда 22°.

Затем к линии профиля Все чертежи исполняются простым карандашом. На чертеже через 50 мм наносятся произвольные значения абсолютных отметок над уровнем моря ( в балтийской системе) от – 500 м до + 1000 м. Выбираются следующие уровни горизонталей :- 500, - 400, -300, -200, -100, 0, 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

      Затем по принципу интерполяции начинается построение горизонталей. Для этого сначала получают общее значение длины интервала превышений между точками. Если абсолютные значения превышений различного знака, то они складываются. Если абсолютные значения превышений одного знака, то из больших по абсолютной величине значений вычитают меньшие величины. Следующий этап состоит в определении градиента превышения на данном интервале ( то есть сколько метров превышения приходится на 1 мм проложения карты ). При этом длина интервала превышений в м делится на 50 мм, если точки расположены под прямым углом. Если расчет ведется между точками по диагонали, то делитель равен 70 мм. При этом получают значение величины градиента в м превышений на один мм карты. Затем рассчитывают значение длины по карте в мм до ближайшей горизонтали расчетной. Например, в одной точке значение превышения – 95 м, в следующей точке вправо через 50 мм значение абсолютной отметки составляет 345 м. Общая величина интервала превышений составляет 345+95 м =440 м. Градиент превышения в м на один мм составляет 440 : 40 =8,8 м/мм. Теперь определяем величину расстояния в мм для интервала превышения в 100 м. Для этого 100 м делим на величину градиента 8, 8 м/мм и получаем 11,36 мм. Эту величину и откладываем в сторону возрастания превышений по направлению от нулевой точки или от точки  300 м. Для этого определяем в скольких мм отстоит  точка 300 м от точки 345 м. Для этого делим 45 м на 8, 8 м/мм. Получаем 5, 11 мм. Это расстояние откладываем от точки 345 м по направлению к точке – 95 м. а от нее уже откладываем искомый интервал в 100 м. Следующие интервалы можно откладывать  циркулем-измерителем.

            Можно предложить студентам изготовить макет рельефа ( по примеру музея Академии Наук Армении) как наложение друг на друга пластин ( из пенополистирола), вырезанных по изолиниям. Толщина пластин соответствует сечению рельефа в масштабе макета. Познакомить студентов с основами чтения карт.

Рельеф местности – совокупность неровностей физической поверхности земли. Подразделяется на равнинную, всхолмленную и гористую. Для изображения рельефа местности пользуются различными способами: перспективным изображением, штриховкой, отмывкой и горизонталями. Горизонтали изображаются коричневым цветом. Понижение скатов показывается берг-штрихами. Для большей выразительности рельефа, пятая, а иногда десятая горизонталь утолщается.

                     Практическое занятие № 18.

                    Построение профиля местности

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов построению профиля к гипсометрической карте.

Задачи: обучающая – научить студентов построению профиля к гипсометрической карте.

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация, секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года.

            Для составления профиля к гипсометрической карте используются карандаши ТМ, чертежные принадлежности, масштабно-координатная бумага формата 400 х 600 мм. Масштабно-координатная бумага размещается горизонтально. В правом нижнем углу составляется угловой штамп длиной 150 и шириной 40 мм.

             На верхней строке шириной 20 мм указывается полное название учебного заведения : «ГБОУ СПО  ЯНАО Ямальский полярный агроэкономический техникум». Шрифт прямой чертежный, высота букв заглавных 10 мм, прописных 5 мм. На второй строке наносится название чертежа : « Профиль к гипсометрической карте» и его масштабы горизонтальный 1 : 25 000 и вертикальный 1 : 10 000. На третьей строке указывается автор работы и его подпись. На четвертой строке подписывается ФИО преподавателя, проверившего работу и оценившего ее, его подпись. На пятой строке  приводится магнитной склонение, составляющее в  районе Салехарда 22°.

            Для построения профиля выбирается направление профиля, пересекающее наиболее выразительные части рельефа гипсометрической карты, либо профиль строится по направлению трассовых изысканий или из других соображений. Выбранное направление закрепляется карандашной линией и точками начала и конца профиля, обозначенными поперечными штрихами на концах линии профиля и буквами русскими или латинскими заглавными.

            Затем к линии профиля прикладывается полоска координатно-масштабной бумаги, на которую выносятся значения абсолютных отметок в точках пересечения горизонталей с линией профиля. Затем полоска прикладывается к линии профиля, перенесенной на чертеж, и отстраивается профиль в масштабе 1: 10 000. Точки связываются линией, образующей линию профиля.  

                          Практическое занятие № 19.

Определение отметок точек, превышение между ними.

Определение  крутизны скатов по заданному направлению

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов определению отметок точек, превышению между ними, определению крутизны скатов по заданному направлению

Задачи: Обучающая – научить пользоваться картографической информацией

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация секстант, «ковылек», посох Якова, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                  ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

            Для определения отметок точек, превышений между ними, определения крутизны скатов по заданному направлению используются карандаши ТМ, чертежные принадлежности, масштабно-координатная бумага формата 400 х 600 мм. Масштабно-координатная бумага размещается горизонтально. В правом нижнем углу составляется угловой штамп длиной 150 и шириной 40 мм.

             На верхней строке шириной 20 мм указывается полное название учебного заведения: «ГБОУ СПО  ЯНАО Ямальский полярный агроэкономический техникум». Шрифт прямой чертежный, высота букв заглавных 10 мм, прописных 5 мм. На второй строке наносится название чертежа: «Определение превышений (нивелирование)» и его масштаб  вертикальный 1 : 10 000. На третьей строке указывается автор работы и его подпись. На четвертой строке подписывается ФИО преподавателя, проверившего работу и оценившего ее, его подпись. На пятой строке  приводится магнитной склонение, составляющее в  районе Салехарда 22°.

             На листе масштабно-координатной бумаги формата А4 начертить карандашом склон и разместить на нем две нивелирные рейки в верхней части склона и в нижней. Между ними схематическое изображение нивелира на штативе. Указываются две позиции измерений с одной станции и порядок расчетов. Например, в нижней точке абсолютная отметка 300 м над уровнем Балтийского моря, визирная линия нивелира отмечает высоту 3,0 м по нивелирной рейке от подошвы рейки. Вторая рейка по визирной линии дает отметку в 1,0 м. Таким образом, относительное превышение верхней точки над нижней точкой склона составит 3,0 м – 1, 0 м = 2,0 м. Абсолютное превышение составит 300,0 м + 2,0 м = 302,0 м.

Крутизна склона определяется построением по определенной линии, направленной перпендикулярно или ориентированно по профилю.

                        Практическое занятие № 20.

            Принцип измерения углов. Определения  осей

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам измерения углов.

Задачи:

  • Обучающая – научить измерять углы;
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения измерять углы;
  • Воспитательная – любить и ценить практические измерения как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : презентация, секстант, «ковылек», посох Якова, угломерные геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                      Практическое занятие № 21.

     Изучение теодолита, выполнение поверок и юстировок.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам работы с теодолитом, выполнению поверок и юстировок.

Задачи:

  • Обучающая – научить пользоваться теодолитом;
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения пользоваться теодолитом;
  • Воспитательная – любить и ценить геодезические приборы, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : презентация, тахеометр  Фокус -2, геодезические приборы и инструменты и дополнительное оборудование.

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года.

                  Практическое занятие № 22.

Изучение устройства технического электронного тахеометра Фокус-2, порядок работы с ним

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам работ с тахеометром

Задачи: - Обучающая – научить пользоваться тахеометром;

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения пользоваться тахеометром;
  • Воспитательная – любить и ценить геодезические приборы, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : тахеометр Фокус-2 и инструкция к нему, геодезические приборы и инструменты, дополнительное оборудование.

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                  Практическое занятие № 23.

Вычисление поправок за компарирование и за наклон линии. Вычисление относительной погрешности измерений.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов  вычислению поправок за компарирование и за наклон линии, вычислению относительной погрешности измерений.

Задачи: - Обучающая – научить студентов  вычислению поправок за компарирование и за наклон линии, вычислению относительной погрешности измерений.

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения  вычислять поправки за компарирование и за наклон линии, вычислять относительную погрешность измерений.

  • Воспитательная – любить и ценить практические геодезические вычисления, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия  геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

              Тема 2.3: Нивелирование -12 часов

                     Практическое занятие № 24.

     Испытание и поверка нивелира, исследование реек,   отсчитывание по рейкам, решение задач с горизонталями

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов проводить испытание и поверку нивелира, исследование реек, отсчитывание по рейкам, решение задач с горизонталями, определение превышения с помощью оптического и лазерных нивелиров

Задачи: - Обучающая – научить нивелированию студентов;

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения нивелирования;
  • Воспитательная – любить и ценить нивелирование, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : оптический и лазерный нивелиры, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                        Практическое занятие № 25.

       Нивелирование трассы, поверхности. Инженерно-

-гидрогеологические изыскания  и расчет гидроизогипс.

Практическое занятие - два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить нивелированию трассы, поверхности, инженерно-гидрогеологическим изысканиям и расчету гидроизогипс.

Задачи:-  Обучающая – научить нивелированию трассы, поверхности, инженерно-гидрогеологических изысканий и расчета гидроизогипс.

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из практического умения нивелирования трасс;

Воспитательная – любить и ценить практические измерения, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : оптический и лазерный нивелиры, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Презентация «Путешествие в картографию» 2019 года

                     Гидроизогипсы и запрет на строительство

Составление плана гидроизогипс и выявление опасных по подтоплению участков.

                           Практическое занятие № 26.

        Ведение журналов продольного нивелирования и его обработка, составление профиля, нанесение проектных линий и вычисление проектных отметок

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам ведению журналов продольного нивелирования и его обработки, составлению профиля, нанесение проектных линий и вычислению проектных отметок

Задачи:

  • Обучающая – научить ведению журналов продольного нивелирования;
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения вести журналы продольного нивелирования;
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям;

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                  Практическое занятие № 27.

Обработка результатов нивелирования поверхности с составлением плана с горизонталями.

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов обработке результатов нивелирования поверхности с составлением плана с горизонталями;

Задачи: - Обучающая – научить студентов обработке результатов нивелирования поверхности с составлением плана с горизонталями;

Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения обрабатывать результаты нивелирования поверхности с составлением плана с горизонталями;

  • Воспитательная – любить и ценить практические измерения, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                      Практическое занятие № 28.

Определение уклонов, высот точек, лежащих между горизонталями

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам определения уклонов, высот точек, лежащих между горизонталями

Задачи:

Обучающая – научить студентов навыкам определения уклонов, высот точек, лежащих между горизонталями

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения определять уклоны
  • Воспитательная – любить и ценить практические измерения, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018,  Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

                     Практическое занятие № 29.

     Проложение на плане трассы с заданными уклонами.

Практическое занятие - два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам проложения на плане трассы с заданными уклонами;

Задачи:- Обучающая – научить прокладывать трассу с заданными наклонами;

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения прокладывать трассу
  • Воспитательная – любить и ценить практические измерения, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018.

                Проложение на плане трассы с заданными уклонами.

            Нарисуйте участок склона с горизонталями 0, 100, 200, 300, 400, 500 м, проведя их через 2 см. Составьте профиль в масштабе 1:10 000 по перпендикуляру к горизонталям. Определите уклон рельефа и составьте профиль с уклоном 12 % .длина ската одинакова в обоих случаях. Однако при меньшем уклоне заложение увеличивается. Этот увеличенный участок раствором циркуля выводится между горизонталями по новому направлению.

Тема 2.5  Крупномасштабные топографические и специальные съемки – 4 часа

                     Практическое занятие № 30.

Тахеометр Leica Viva TS 16 A  с  полевым программным обеспечением Leica Captivate

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов работе с тахеометром Leica Viva TS 16 A  с  полевым программным обеспечением Leica Captivate

Задачи: - Обучающая – научить работе с тахеометром Leica Viva TS 16 A  с  ППО Leica Captivate

Развивающая – знать, что можно извлечь из умения работе с тахеометром Leica Viva TS 16 A  с  ППО Leica Captivate

  •  Воспитательная –ценить геодезические приборы, как основу ориентирования в пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : тахеометром Leica Viva TS 16 A  с  полевым программным обеспечением Leica Captivate

Литература и видеоматериалы: инструкция по работе с тахеометром Leica Viva TS 16 A  с  полевым программным обеспечением Leica Captivate

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                  Практическое занятие № 31.

Расчет координат с учетом гравиметрических коэффициентов

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов расчетам координат с учетом гравиметрических коэффициентов;

Задачи: - Обучающая – научить расчетам координат с учетом гравиметрических коэффициентов;

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения учитывать гравиметрические коэффициенты;
  • Воспитательная – любить и ценить гравиметрию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы,  геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев .М.И., Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Кусов.Геодезия  с основами АФГ, 2011

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года,

Тема 2.6  Картографо – геодезические работы -8 часов

                    Практическое занятие № 32.

Составление топографического плана с помощью дешифрирования аэрофото- и космоснимков

Практическое занятие - два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить составлению топографического плана с помощью дешифрирования аэрофото- и космоснимков

Задачи: Обучающая – научить составлению топографического плана с помощью дешифрирования аэрофото- и космоснимков

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить аэрофотогеодезию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Презентация «Путешествие в картографию» В.М.Ольшевского 2019 года

                       Практическое занятие № 33.

Расчеты объемов перемещаемых горных масс с помощью роботизированного тахеометра Leica Viva TS 16 A

Практическое занятие - два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить расчетам объемов перемещаемых горных масс с помощью роботизированного тахеометра Leica Viva TS 16 A

Задачи:

Обучающая – научить пользоваться тахеометром Leica Viva TS 16 A

  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения пользоваться тахеометром Leica Viva TS 16 A
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки,  геодезические приборы и инструменты, тахеометр Leica Viva TS 16 A

Литература и видеоматериалы: инструкция по работе с Leica Viva TS 16 A

                      Практическое занятие № 34.

Решение задач на вычисление площадей земельных участков

Практическое занятие - два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам решения задач на вычисление площадей земельных участков

Задачи:

  • Обучающая – научить пользоваться картографической информацией
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из картографической информации
  • Воспитательная – любить и ценить картографию, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности как будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, презентация, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы: Юнусов А.Г. и др. Геодезия, 2011, Киселев М.И.,, Михелев Д.Ш., Геодезия, 2018, Берлянт. Картография.

Графический способ определения площадей. Определение площадей ЗУ методом палеток , Юнусов, с. 73-74, рис. 4.11.

Определение площади на прямоугольной координатной сетке через определение координат и географических координат и функцию Area calculation в навигаторах.

                   Практическое занятие № 35.

Навигатор GPS 72H GARMIN, ГНСС приемник S – Max GEO в работе с GPS, ГЛОНАСС, GNSS-2, GALILEO

Практическое занятие продолжается два урока по 45 минут с перерывом в 5 минут.

Цель практического занятия:   научить студентов навыкам работы с навигатором GPS 72H GARMIN, ГНСС приемником S – Max GEO с GPS, ГЛОНАСС, GNSS-2, GALILEO 

Задачи:

  • Обучающая – научить работе с GPS 72H GARMIN, ГНСС S – Max GEO
  • Развивающая – знать, что можно извлечь полезного из умения работы с GPS 72H GARMIN, ГНСС S – Max GEO
  • Воспитательная – любить и ценить геодезические приборы, как основу ориентирования в пространстве, как основу представления о своей стране, Земле и окружающем пространстве, как основу своей деятельности будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям

Тип практического занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование, наглядные пособия : карты, АФ и КС-снимки, атласы, глобусы, геодезические приборы и инструменты

Литература и видеоматериалы:  инструкции GPS 72H GARMIN, ГНСС приемником S – Max GEO с GPS, ГЛОНАСС, GNSS-2, GALILEO 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация"

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация" состоят из содержания, введения, целей практических заняти...

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация"

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация" состоят из содержания, введения, целей практических заняти...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство» состоят из  введения, ...

Методические указания по выполнению практических занятий по междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»

Методические указания по выполнению практических занятийпо междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуата...

Методические указания по выполнению практических занятий

Методические указания по выполнениюпрактических занятий для специальности:09.02.03 Программирование в компьютерных системах09.02.04  Информационные системы (по отраслям)базовой подготовки...

Методические указания к выполнению практических занятий

Методические указания к выполнению практических занятий...

Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.» По специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомо

Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ  ПМ.03 «Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  авто...