Методическая разработка к занятию "Оборудование,используемое при ГРП"
методическая разработка

Скобелев Сергей Александрович

Вид занятий (тип урока): комбинированное занятие.

Комплексное методическое оснащение занятия: методическая разработка занятия, презентация, календарно-тематический план.

Учебно-материальное оснащение занятия:

компьютер,  мультимедийное оборудование.

Методы: словесные (лекция); наглядные (иллюстрации, демонстрации); решение задачи.

Литература: Лекция по теме занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oz_mdk._04.02_krs_skobelev.doc815 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 26

Тема 1.3: Методы увеличения производительности скважин

Гидравлический разрыв пласта – 2 ч.

Цели: Образовательные:    

Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе знаний о технологии гидравлического разрыва пласта; 

Воспитательные:

Формирование самостоятельности, внимательности, ответственности, аккуратности, повышение уровня профессиональной компетенции

 Развивающие:          

Развитие умения анализировать полученную информацию, развитие познавательной активности в рассматриваемой теме, самостоятельности

                                               

Формируемые компетенции: ПК 4.2. Участвовать в технологическом процессе капитального ремонта скважин.  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Знать: виды инструментов, применяемых при подземном ремонте скважин, и правила пользования ими.

Уметь: устанавливать и крепить передвижные агрегаты и сооружения. 

Вид занятий (тип урока): комбинированное занятие.

Комплексное методическое оснащение занятия: методическая разработка занятия, презентация, календарно-тематический план.

Учебно-материальное оснащение занятия:

компьютер,  мультимедийное оборудование.

Методы: словесные (лекция); наглядные (иллюстрации, демонстрации); решение задачи.

Литература: Лекция по теме занятия.

Группа: 3БС___.

№ этапа

Этапы

занятия

Элементы занятия

Способ обратной связи

Время, мин

1

Орг. момент

Приветствие обучающихся

Проверка присутствующих

5

2

Постановка цели

Преподаватель озвучивает тему и цели занятия

10

3

Актуализация знаний  

Беседа. Вопросы. Задания.

Отвечая на поставленные вопросы, участвуют в составлении логической цепочки занятия

15

4

Изучение нового материала  

Изучение технологического процесса гидравлического разрыва пласта

– записывают в тетрадь технологические операции по ГРП

35

5

Закрепление изученного материала (повторение пройденного материала)

Вопросы по теме занятия

Ответы обучающихся

15

6

Итоги занятия

Краткий итог занятия

Выставление оценок

Совместно с преподавателем подводят итог.

Выставляются оценки в журнал

5

7

Определение домашнего задания

Конспект: Выполнение работ при расстановке техники на кустовой площадке

Записывают в тетрадь условия выполнения домашнего задания

5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 27, 28

Тема 1.3: Методы увеличения производительности скважин

Оборудование, используемое при ГРП – 4 ч.

Цели: Образовательные:    

Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе знаний о технологии гидравлического разрыва пласта; 

Воспитательные:

Формирование самостоятельности, внимательности, ответственности, аккуратности, повышение уровня профессиональной компетенции

 Развивающие:          

Развитие умения анализировать полученную информацию, развитие познавательной активности в рассматриваемой теме, самостоятельности

                                               

Формируемые компетенции: ПК 4.2. Участвовать в технологическом процессе капитального ремонта скважин.  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Знать: виды инструментов, применяемых при подземном ремонте скважин, и правила пользования ими.

Уметь: устанавливать и крепить передвижные агрегаты и сооружения. 

Вид занятий (тип урока): комбинированное занятие.

Комплексное методическое оснащение занятия: методическая разработка занятия, презентация, календарно-тематический план.

Учебно-материальное оснащение занятия:

компьютер,  мультимедийное оборудование.

Методы: словесные (лекция); наглядные (иллюстрации, демонстрации); решение задачи.

Литература: Лекция по теме занятия.

№ этапа

Этапы

занятия

Элементы занятия

Способ обратной связи

Время, мин

1

Орг. момент

Приветствие обучающихся

Проверка присутствующих

5

2

Постановка цели

Преподаватель озвучивает тему и цели занятия

10

3

Актуализация знаний  

Беседа. Вопросы. Задания.

Отвечая на поставленные вопросы, участвуют в составлении логической цепочки занятия

15

4

Изучение нового материала  

Изучение оборудования для производства гидравлического разрыва пласта

– записывают в тетрадь номенклатуру оборудования для ГРП, его назначение и основные технические характеристики

35

5

Закрепление изученного материала (повторение пройденного материала)

Работа в малых группах (4 чел.)

Объяснение решения задачи

Решение задачи

15

6

Итоги занятия

Краткий итог занятия

Выставление оценок

Совместно с преподавателем подводят итог.

Выставляются оценки в журнал

5

7

Определение домашнего задания

Конспект: Выполнение работ при расстановке техники на кустовой площадке

Записывают в тетрадь условия выполнения домашнего задания

5

Проверка знаний (п.3 плана):

1. Перечислите операции, выполняемые при подготовке скважины к ГРП:

• глушение скважины;

• монтаж подъемного агрегата и расстановка бригадного оборудования;

• подъем подземного оборудования;

• спуск и посадка пакера;

• оборудование устья скважины специальной арматурой, опрессовка устья;

• демонтаж подъемного агрегата.

2. Установите правильную последовательность выполнения работ по гидравлическому разрыву пласта. В столбце ответов поставьте соответствующие буквы:

Ответ

1

Г.

А.  Окончательная промывка скважины и ввод ее в действие.

2

Б.

Б.  После появления трещин в колонну НКТ начинают закачивать жидкость-песконоситель.

3

Д.

В.  После закачки продавочной жидкости устье скважины закрывают до тех пор, пока давление в колонне НКТ не уменьшится до атмосферного или близкого к нему.

4

В.

Г.  Насосным агрегатом закачивают в скважину жидкость разрыва. Расход жидкости, закачиваемой в пласт, ступенчато увеличивают до тех пор, пока не произойдет скачкообразного увеличения поглощения жидкости и некоторого уменьшения давления нагнетания, что свидетельствует об образовании трещин в пласте.

5

А.

Д.  После окончания закачки жидкости-песконосителя без прекращения подачи жидкости и снижения давления начинают закачивать в скважину продавочную жидкость, объем которой должен быть на 1,5 - 2 м3 больше объема насосно-компрессорных труб, на которых спущен пакер, и зумпфа.

3. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Гидравлический разрыв пласта (ГРП) – это метод образования в продуктивном пласте новых или расширения существующих трещин под действием высокого давления нагнетаемой в скважину жидкости с последующим заполнением трещин зернистым материалом высокой прочности.

Материалы, используемые для ГРП, включают технологические жидкости и закрепляющие сыпучие материалы.

Технологические жидкости по выполняемой функции делятся на жидкости разрыва, жидкости песконосители и продавочные жидкости.

4. Какой материал вы видите на рисунке?

Пропант - гранулообразный материал, который используется для закрепления (предупреждения смыкания под действием горного давления) трещин, создаваемых в ходе ГРП.

Что такое ГРП - гидравлический разрыв пласта?

5. Что обозначают позиции на схеме:

4 –

I –

II –

III –

Рис. 1. – Схема проведения гидравлического разрыва пласта

а - установка пакера; б - создание трещин; в - закрепление трещин;

1 - эксплуатационная колонна; 2 - колонна насосно-компрессорных труб; 3 - продуктивный пласт; 4 – пакер;

I – жидкость разрыва; II – жидкость-песконостель; III – продавочная жидкость.

Лекция:

Мобильный комплекс ГРП включает следующие позиции:

1)    Станция контроля и управления СКУ-10.

Автомобиль с кузовом-фургоном на шасси MA3-5336A5-320. В фургоне комфортно размещаются 4 сотрудника, управляющих процессом ГРП + 3 представителя заказчика. Внутри станции размещен единый пульт управления для 4 насосных установок и все необходимое для комфортной работы.

На компьютерах СКУ установлено ПО  автоматического управления насосными и смесительной установками, производящее полный контроль, фиксацию и архивирование параметров и режимов работы комплекса.

Полная эксплуатационная масса станции не более 12000 кг.

2) Насосные установки УН-2250.

Силовая установка - два газотурбинных двигателя с обслуживающими системами в моноблочном исполнении.

Два газотурбинных двигателя весят в 3 раза меньше, чем дизельный двигатель соизмеримой мощности.

Трансмиссия механическая с электрогидравлическим переключением передач, включает две планетарные коробки передач и шестеренный суммирующий редуктор.

Для соединения с насосом используется муфта, а не карданный вал, что позволяет уменьшить длину насосного агрегата на 1,5 метра.

Полная масса установки на шасси МАЗ - не более 29600 кг

Максимальная мощность каждого из 2-х двигателей - 1250 л.с.

Максимальная производительность одной насосной установки - 2,5 м3/мин

Максимальное давление рабочей жидкости - 105 МПа  

3)    Смесительная установка УС-10.

Смесительная установка имеет автоматическую систему управления производительностью, концентрацией проппанта в смеси, вводом жидких и сухих добавок. Конструкция и комплектация УС-10 соответствует действующим регламентам по обеспечению качества при проведении ГРП ведущих добывающих компаний.

Мощность дизельного привода - 650 л.с.

Максимальная производительность - 10 м3/мин.

Максимальная концентрация проппанта  - 1800 кг/ м3 

Наличие системы автоматического управления.

Шасси - полуприцеп-тяжеловоз.

4)    Гельные ёмкости для рабочей жидкости.

5)    Бункер для проппанта или саморазгружающийся проппантовоз.

6)    Машина манифольдов типа ММ105М с блоком манифольдов (7) типа БМ105.

7)    Обвязки устья скважины при проведении гидравлического разрыва пласта.

Схема размещения оборудования

Задание: зарисовать схему (рис. 1).

На территории куста бригады КРС подготавливается рабочая площадка размерами 50х50м, с которой убираются посторонние предметы и производится планировка. В зимнее время площадка очищается от льда и снега.

Площадка для расстановки техники и емкостного парка при ГРП должна отвечать следующим требованиям:

  1. На площадке должна разместиться техника ГРП и емкостной парк (3 емкости по 40м3).
  2. Площадка должна иметь свободный подъезд к скважине.
  3. Площадка должна иметь поверхность, способную выдержать технику весом до 60 тонн.

Рис. 1. – Схема размещения оборудования при проведении гидроразрыва пласта

1 – хвостовик; 2 – пакер; 3 – якорь; 4 – труба насосно-компрессорная; 5 – реперный патрубок; 6 – колонна НКТ; 7 – обсадная колонна; 8 – превентор; 9 – арматура устья; 10 – нагнетательная линия высокого давления; 11 – фильтр; 12 – блок манифольда; 13 – насосные агрегаты высокого давления; 14 – пескосмесительная машина; 15 – дренажная линия; 16 – насосные агрегаты низкого давления; 17 – ёмкость для технологических жидкостей.

Задание для п.5 плана

После рассмотрения примера решения задачи обучающиеся (по 4 человека) получают повариантные задания.

1 участник: общий координатор

2 участник: записывает решение в тетради

3 участник: производит расчеты на калькуляторе

4 участник: озвучивает итоговый результат выбора оборудования

Все участник группы принимают участие в выборе оборудования.

Обучающиеся знакомятся с условием задачи. Когда с заданием ознакомились все, приступают к решению. Во время работы групп преподаватель ходит по аудитории, останавливается то у одной, то у другой группы и следит за их работой. Он пытается установить:

· нашла ли группа самый рациональный путь решения;

· не остались ли какие-либо ошибки неисправленными;

· какие типичные ошибки допущены членами той или иной группы.

Если какая-либо группа испытывает трудности, преподаватель включается в ее работу и руководит обсуждением. Таким образом, преподаватель может больше внимания уделить обучающимся, нуждающимся в помощи.

За групповой работой следует фронтальная. Преподаватель просит представителей групп озвучить условия задачи и результаты выбора.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...