Методические рекомендации по выполнению практических работ по «Геологии и грунтоведение»
методическая разработка

Кузьмина Валентина Николаевна

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Геология и грунтоведение» (раздел 1. Геология). Для студентов специальности "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_geologiya.docx68.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор БУ «Нижневартовский

строительный колледж»

__________________ А.А. Десятов

Приказ № _____________________

«_______»_______________ 2019г.

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине: «Геология и грунтоведение» (раздел 1. Геология)

Версия №1

Дата введения _______________

Рассмотрено на заседании МО

___________________________

Протокол №_______

«___»__________________ 2019

Рассмотрено на МС

Протокол № _______

 «___»__________________ 2019

Нижневартовск

2019


Оглавление

1. Назначение и область применения        3

2. Нормативные ссылки        3

3. Термины, определения и сокращения        3

4. Общие положения        4

Практическая работа №1        5

Практическая работа №2        5

Практическая работа № 3        6

Практическая  работа № 4        7

Практическая работа № 5        8

Список литературы        10

1. Назначение и область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся  по специальности  08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

Требования процедуры обязательны к применению обучающимися по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» и всеми службами БУ «Нижневартовский строительный колледж» (далее – колледж) и работниками колледжа.

Настоящая процедура входит в состав рекомендательных (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015) документов, обеспечивающих функционирование колледжа.

2. Нормативные ссылки

Настоящие методические рекомендации  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования;
  • Федеральный государственый образовательный стандарт от 28.07.2014 N 801

среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 « Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

  • МИ СМК 4.2.3.-48-15 Инструкция по делопроизводству БУ «Нижневартовский строительный колледж».
  • Уставом Колледжа (утв. Распоряжением № 13-Р-419 от 20.03.2014г.);
  • ДП СМК 4.2.3. «Управление документацией», приказ директора №183-а от 05.09.2017г.

3. Термины, определения и сокращения

Водопонижение — это меры по осушению почвы или снижению уровня ее влажности. Сегодня для этого могут применяться различные методы, в зависимости от внешних условий, от требований по понижению влаги. Подобные меры могут понадобиться при планировании строительства, при сооружении колодцев и прочих построек на участке.

Геология-наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований - горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах, изучение которых позволяет понять, каким образом происходило развитие нашей планеты в прошлом.

Горные породы – это минеральные соединения постоянного минералогического и химического состава, образующие самостоятельные геологические тела, слагающие земную кору.

Грунтовые воды – это опасное природное явление, которое встречается очень часто. Однако с ними вполне реально бороться, используя современные технологии.

           Магматические горные породы образуются в результате застывания магмы в недрах земли или на ее поверхности. В зависимости от условий, в которых происходило формирование магматических пород.

Метаморфические горные породы – это породы, образованные в пластах земной коры вследствие процесса метаморфизма (то есть преобразования магматических и осадочных горных пород под воздействием физико-химических условий).

Минералы – это природные химические соединения (или элементы), представленные однородными по составу, строению и физическим свойствам телами, приразличных физико-химических процессах, протекающих в земной коре.

Осадочные горные породы - горные породы, возникшие путём осаждения вещества в водной среде, реже из воздуха и в результате деятельности ледников на поверхности суши, в морских и океанических бассейнах.

Уровень грунтовых вод, в геологии - уровень, ниже которого порода насыщена водой. После того, как пройдет дождь, вода через поры просачивается под землю. Уровень, на котором все поры заполнены, и есть уровень грунтовых вод.

4. Общие положения

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине «Геология и грунтоведение» для обучающихся  по 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов очной  формы обучения подготовлены в соответствии с рабочей программой.

Целью методических рекомендаций является оказание обучающимся методической помощи при выполнении практических работ по дисциплине «Геология и грунтоведение»  для обучающихся по профессии 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Методические рекомендации по учебной  дисциплине    «Геология и грунтоведение» для выполнения практических работ созданы   с целью оказания  в помощи для работы на занятиях, подготовки к практическим  работам.

Приступая к выполнению практической  работы,   внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню   подготовки в соответствии с ФГОС СПО, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической  работе    выполняются  в соответствии с инструкцией, анализируются  полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Каждая работа содержит тему и цель практической работы, пошаговую инструкцию и задания для выполнения практической работы, которые четко отражают приобретение необходимых умений и практического опыта согласно требованиям ФГОС СПО.

В ходе практических работ, как одной из форм получения систематических учебных занятий, обучающиеся приобретают необходимые умения и практический опыт.

Наличие положительной оценки по практическим работам  необходимо для получения зачета по дисциплине «Геология и грунтоведение»

Перечень практических работ соответствует тематическому плану и содержанию рабочей программы дисциплины

Практическая работа содержит тему и цель практической работы, пошаговую инструкцию и задания для выполнения практической работы, которые четко отражают приобретение необходимых умений и практического опыта согласно требованиям ФГОС СПО.


Практическая работа №1

Тема: Определение класса и свойств минералов

Цель:  приобретение знаний по определению главнейших породообразующих минералов, определяющих названия и свойства наиболее распространенных горных поро

Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии

Ход работы

В данной работе рассматриваются главнейшие свойства минералов, которые имеют наибольшее диагностическое значение при их визуальном определении. К этим свойствам относятся следующие:

• морфологические особенности – облик кристаллов, габитус, кристаллические двойники, минеральные агрегаты, штриховка на гранях;

• оптические – цвет минерала, цвет черты, блеск, люминесценция, прозрачность, двупреломление;

• механические – спайность, отдельность, излом, твёрдость, хрупкость, ковкость, гибкость, упругость; а также такие свойства , как удельный вес, магнитность  и другие.

Задание: Опишите  наиболее важные свойства  минералов учебной коллекции, заполнив соответствующую таблицу.

Таблица. Форма описания минералов

Наименование минерала

Класс

Проис-

хожде-

ние

Цвет

Цвет

черты

Твердость

(по шкале

Мооса)

Блеск

Спай

ность

Из-

лом

Прозрач

зрачность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Контрольные вопросы

1. Что такое минерал?

2. Перечислите важнейшие физические свойства минералов.

3. Что такое спайность? Назовите причины появления спайности.

4. Как оценивается спайность? Шкала спайности.

5. Какой блеск бывает у минералов?

6. Как определяется твердость минералов?

7. Перечислите минералы шкалы твердости Мооса.

8. Чем твердость отличается от спайности?

9. Каким бывает излом минералов?

 Практическая работа №2

Тема: Определение магматических горных пород

Цель: Ознакомиться с основными свойствами магматических горных пород.

Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии

Ход работы 

1.Используя сведения о магматических породах и предоставленных образцов для выполнения практической работы , заполните таблицу.

Дайте ответы  на контрольные вопросы.

Таблица.  Форма описания магматических горных пород

Наименование горных пород

Тип (по

происхождению)

Группа

по кис

лотности

Цвет

Текстура

Структура

Минеральный

состав

Спай

ность

Особые

свойств,

признаки

Формы залегания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте  и  выявите сходства и различия горных пород. Результаты работы представьте в виде таблицы.  Количество строк , столбцов, а также названия строк и столбцов определите  самостостоятельно.

Контрольные вопросы.

  1. Определение магмы.
  2. Виды магматизма.
  3. Химический состав магматических пород.
  4. Магматические процессы.
  5. Характеристика магматических пород.
  6. Строение и классификация магматических пород.
  7. Особенности магматических горных пород.

Практическая работа № 3

Тема: Определение метаморфических горных пород.

Цель: Ознакомиться с основными метаморфическими  свойствами горных пород.

Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии

Ход работы 

1. Повторив  тему «Метаморфические горные породы», дайте ответы на  вопросы теста.

1. В каком состоянии оказываются горные породы после метаморфизма?

  1. Жидкое
  2. Твердое
  3.  Плазма
  4.  Сверхтекучее

2. Какой из нижеперечисленных факторов не участвует в метаморфизме?

  1. Химически активные вещества
  2.  Давление
  3.  Температура
  4. Климат

            3. Что в переводе означает «метаморфизм»?

  1. Превращение
  2. Уменьшение
  3.  Увеличение
  4.  Усыхание

           4. Какое явление играет первостепенную роль в метаморфизме?

  1. Температура
  2. Тектонические колебания
  3.  Давление
  4.  Химические вещества

           5. Из какого минерала образуется кварцит?

  1. Глина
  2. Железная руда
  3.  Песок
  4. Известняк

2.Используя сведения о метаморфических породах, предоставленных образцов для выполнения практической работы, опишите их главные свойства в таблице  

Таблица.  Форма описания метаморфических горных пород

Наименование минерала

Группа, подгруппа)

Окрас

Текстура

Структура

Применение в строительстве

1

2

3

4

5

6

Контрольные вопросы:

1. Что такое метаморфизм?

2. Как подразделяются метаморфические горные породы?

3. Какие структуры характерны для метаморфических горных пород?

4.Метаморфические породы, их особенности.

5.Основные факторы метаморфизма.

Практическая  работа № 4

Тема:  Определение осадочных горных пород.

Цель: Освоить понятия «процентных вычислений»,  способы мониторинга основных его индикаторов, приобрести навыки решение задач на проценты. Рассчитать процент отходов, массу «Брутто», массу «Нетто» по формулам.

Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии

Ход работы

1) Визуально определить структуру и текстуру породы.

2) Установить генетическую группу породы (обломочные, хемогенные, органогенные).

3) Визуально определяются минеральный состав породы.

4) По размеру, форме и сложению обломков определяется название обломочной породы (таблица).

Виды обломочных пород

Величина обломков и зерен в мм.

Рыхлые (недиагезированные) разновидности пород

Цементированные (диагенезированные) разновидности пород

неокатанные

окатанные

неокатанные

окатанные

Крупно-обломочные породы

Более 100мм.

Глыбы

Валуны

100-10мм.

Щебень

Галечник

Брекчии

Клонгомераты

10-1.0мм.

Дресва

Гравий

Дресвяник

Гравелиты

Средне-обломочные породы

1.0-0.1 мм.

Пески

Песчаники

Мелко-обломочные породы

0.1-0.01 мм.

Алевриты

Аревролиты

Глинистые

Менее 0.01 мм.

Глины

Аргиллиты

5. Дайте  верные ответы  на следующие вопросы:

1.Из чего образуются осадочные горные породы?

  1.  Метаморфические породы
  2. Магма
  3. Магматические породы
  4.  Смесь всех горных пород

2. Какой процесс лежит в основе образования осадочных пород?

  1.  Выщелачивание
  2.  Нейтрализация
  3.  Осаждение
  4. Кристаллизация

3. Какой главный признак осадочной породы?

  1.  Цвет
  2.  Прозрачность
  3.  Плотность
  4. Слоистость

4. Как называются породы, образованные в результате разложения растительных и животных остатков?

  1.  Хемогенные
  2.  Биогенные
  3.  Биохимические
  4.  Обломочные

5. Что влияет на формы залегания осадочных пород?

  1. Атмосферные осадки
  2. Антропогенный фактор
  3. Солнечная радиация
  4. Сдвиги земной коры

Контрольные вопросы:

  1. Какие геологические процессы обусловили образование осадочных горных пород?
  2. Каково применение осадочных горных пород в разных отраслях производства?
  3. Назовите характерные признаки осадочных пород.
  4. Какие признаки положены в основу классификации осадочных пород?

Практическая работа № 5

Тема: Способы понижения уровня грунтовых вод

Цель:.Закрепить знания по изучению способов понижения грунтовых вод.

Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии

Ход работы

Проанализируйте состояние грунта, тип болот, климматические условия  и предложите способ  понижения  уровня грунтовых вод на конкретной территории. Территория - Тюменская область,  ХМАО-Югра,  Нижневартовский район,  Самотлорское месторождение.

Порядок выполнения работы:

  • Выясните,  какие грунты преобладают на данной територии.
  • В зависимости от уровня залегания грунтовых вод определите  их  тип.
  • Исходя из полученных данных опишите подходящие к данной територии способы понижения грунтовых вод.
  • Проведите  технико-экономическое сравнение подходящих способов и выберите оптимальный способ.
  • Начертите схему выбранного способа понижения уровня грунтовых вод.
  • Сделайте вывод о данной практической работе.

Контрольные вопросы:

  1. Какие варианты дренажных систем вы знаете?
  2. Как можно расчитать уровень грунтовых вод?

Опишите подробнее методы  осушения грунтовых вод?

  1. Какие главные причины могут вести к высокому уровню грунтовыхм вод?
  2. Понижение уровня при помощи иглофильтров основывается на

Список литературы

1.Платов Н.А. основы инженерной геологии. – Учебник- 3-е издание - М: ИНФА-М, 2018г.-192с.

2. 1. Ананьев, В.П. Основы геологии, минералогии и петрографии: Учеб. для вузов [текст] / В.П.Ананьев, А.Д. Потапов. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005

3.ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

        4.ГОСТ 31436-2011 ПОРОДЫ ГОРНЫЕ СКАЛЬНЫЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЩЕБНЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

   Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.)     Составитель: Л.А.Елизарова    Методи...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент...

Методическое пособие выполнения практических работ 3 курс 08.02.08

В методическое пособие включены практические работы для формирования общих и профессиональных компетенций при работе с приложениями пакета MS Office, САПр Компас-3D  и в сети Интернет. Методическ...

Методические рекомендации выполнения практических работ по предмету "Охрана труда"

Методические рекомендации выполнения практических работ предназначены для обучающихся, содержат информацию, детально описывающую последовательность и содержание выполнения каждого действия с иллюстрац...

Методические рекомендации выполнения практических работ по предмету "Охрана труда"

Методические рекомендации описывают последовательность и содержание выполнения каждого действия и операции с иллюстрациями и фото....