Рабочая программа Инженерная геология
рабочая программа

Елена Геннадьевна Марьясова

Программа направлена на развитие навыков изучения основных механизмов платформы инженерных технологий, структуры различных объектов системы инженерных технологий, их назначение и методику использования, имеет техническую направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_inzhenernaya_geologiya.docx60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ /С. Л. Аборин/

«___» _______________ 2022 г.

Приказ №___ от «___» _______ 2022 г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

( профессиональная подготовка)

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ

(Инженерно – геологические изыскания)

Виды профессиональной деятельности:

деятельность в области инженерных технологий

Документ о квалификации:

Свидетельство

Объем: 60 часов

Саратов. 2022 г.

        Программа направлена на развитие навыков изучения основных механизмов платформы инженерных технологий, структуры различных объектов системы инженерных технологий, их назначение и методику использования, имеет техническую направленность.

Организация: ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

Составитель: Марьясова Елена Геннадьевна

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

протокол № ___ от __________ г.

Председатель _______ /_______________/

ОДОБРЕНО

методическим советом

протокол № __ от __________ г.

Председатель

 _________ /_________________ /

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Нормативные правовые основания разработки программы..................3

1.2 Общая характеристика программы....................................................................4

2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Учебный план программы..................................................................................6

2.2 Календарный учебный график программы.......................................................6

2.3 Структура и содержание программы.................................................................7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............11

5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ...................................................12

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Нормативные правовые основания разработки программы

        Нормативную основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями);

- постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

- приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;

-  Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями - разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов);

- Письмо Минобрнауки России от 30.03.2015 № АК-821/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей».

        Программа разработана с учетом профессионального стандарта 10.017 «Специалист по организации инженерных изысканий», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ   от 21 февраля 2019 № 103 н.


1.2 Общая характеристика программы

        На обучение по программе дополнительного профессионального образования принимаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование и работы на ПК.

  1.                 Формы освоения программы – очная с применением дистанционно-электронных образовательных технологий
  2.                 Цель обучения - получение навыков работы на персональном компьютере с применением программы «инженерных технологий:».

        Задачами являются:

  • формирование знаний по методологии и организации геологической деятельности организаций, его принципах и назначении в условиях современной системы налогообложения России;
  • формирование знаний принципов функционирования и сервисных возможностей программы «инженерных технологий: Геология» основных методологических приемов применительно к современным требованиям управления.

        Планируемые результаты обучения – обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности (ВД) (по соответствующему профессиональному стандарту (ПС):

ВД 1 (обобщенная трудовая функция (ОТФ) по ПС) - Ведение Геологи и геофизики в программе  инженерных технологий: Геология

Профессиональные компетенции

Знания

Умения

Практический опыт (владение)

1

2

3

4

ПК 1. Принятие к учету первичных учетных документов о хозяйственных фактах экономического субъекта

Знание принципов функционирования и сервисных возможностей программы «инженерных технологий: Геологии», основных методологических приемов применительно к современным требованиям управления

Умение формировать справочную базу, производить настройку программы   на общие параметры функционирования конкретного предприятия, формировать первичные документы в программе «инженерных технологий: Геологии»,

Практический опыт принятия рациональных решений относительно способов и методов отражения фактов хозяйственной    жизни в компьютерной бухгалтерии

ПК 15. готовность осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов

Знание принципов те­ кущей группировки фактов хозяйственной жизни в программе «инженерных технологий: Геологии»,

Умение формировать учетные регистры, журнал операций и стандартные отчеты в программе «инженерных технологий: Геологии»,

Владение практическими навыками в области формирования учетных регистров, журнала операций и стандартных отчетов с применением программы «инженерных технологий: Геологии»,

ПК 19. умение использовать знания методов проектирования полевых и камеральных геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств, при их проведении

Знание итогового обобщения фактов технической жизни в программе «инженерных технологий: Геологии»,

Умение систематизировать и обобщать информацию с целью получения необходимой совокупности данных в программе «инженерных технологий: Геологии»,

Практический опыт систематизации и обобщения информации в компьютерной инженерии

ПК 25. умение подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций

- составы, состояние и свойства грунтов, - расчетные схемы по прогнозу устойчивого состояния нефтегазовых сооружений.

- выполнять расчеты физико-механических свойств грунтов, - прогнозировать изменения инженерно -геологических условий в процессе обустройства и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.

- навыками проектирования полевых и камеральных инженерно-геологических работ при обустройстве и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.

ПК-30. Итоговое обобщение фактов гео- инженерных изысканий

  1.                 Объем часов по курсу 60 часов, в т.ч. лекций 37 час., практических занятий - 60 час., итогового контроля - 2 часа.
  2.                 При изучении теоретического курса программы предусмотрена очная форма с применением дистанционно-электронных образовательных
  3.  технологий.

        Практические занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением. Занятия проводятся уроками по 45 минут. Между уроками перерыв 5 минут.

                При освоении учебных курса предусматривается проведение промежуточной аттестации в форме практических работ. После завершения освоения программы итоговая аттестация проводится в форме выполнения итоговой экзаменационной работе за счет времени учебного курса. Основанием для прохождения итоговой аттестации является положительный результат выполнения практических работ. Система оценок – пятибалльная.

        Срок обучения курса «инженерной геологии» - 7 недель с режимом занятий по 3 часа в день, 15 часов в неделю при 5-дневной рабочей неделе.


2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Учебный план программы профессиональной подготовки

Наименование разделов

Учебная нагрузка обучающего (час.)

Формы промежуточной аттестации

максимальная

Обязательная аудиторная

самостоятельная работа

всего занятий

в т. ч. практических занятий

1. Геологическое строение и возраст горных пород.

Практическая работа

14

14

1

-

2. Грунтоведение.

Практическая работа

20

20

3

-

3. Геоморфология.

Практическая работа

12

12

1

-

4. Инженерно-геологические изыскания.

Практическая работа

18

18

4

Итоговая аттестация

Итоговая контрольная работа

2

2

2

-

Всего

60

60

-

        2.2 Календарный учебный график программы

Наименование разделов

Вид учебной нагрузки

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

1.Геологическое строение и возраст горных пород.

Теоретические занятия

3

3

3

3

3

2

2

Практические занятия

1

1

2.Грунтоведение.

Теоретические занятия

3

3

3

3

3

2

2

Практические занятия

1

1

1

1

3.Геоморфология.

Теоретические занятия

3

3

3

3

2

2

2

Практические занятия

1

1

4.Инженерно-геологические изыскания.

Теоретические занятия

2

1

1

1

1

1

1

Практические занятия

1

1

1

1

Итоговая контрольная работа

Всего часов неделю


2.3 Структура и содержание программы

2

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Геология, как наука.  Общее понятие о геологии и смежных с ней дисциплин.

2

Раздел 1.

Инженерно- геологические исследования

Раздел 1

Геологическое строение и возраст горных пород.

Содержание учебного материала

2

Геология, как наука и учебная дисциплина, ее взаимосвязь с другими науками. Общее понятие о геологии. Геологические знания как важнейшее условие существования человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития геологических знаний Солнечная система, её образование и строение.

2

2

Внутренние и внешние составляющие планеты. Гипотезы происхождения планеты.

Абсолютный и относительный возраст горных пород.

Условия залегания горных пород. Виды дислокаций горных пород.

2

2

Форма Земли. Эллипсоид вращения. Сфероид. Геоид. Размеры, возраст, свойства Земли

Температурный режим Земли. Внешнее и внутреннее тепло. Пояс постоянных температур. Геотермическая ступень и геотермический градиент. Понятие о геологической карте и разрезе. Значениепредставленийовозрастегорныхпородприинженерно-геологических работах.

2

2

  • Задачи и методы геологии. Разделы геологии. Роль дисциплины в подготовке специалистов землеустройства и кадастров. Связь между геологией, почвоведением, сельским хозяйством и землеустройством.

2

2

Классификация свойств грунтов. Характеристика химических и физических свойств грунтов.

Физико-механические свойства грунтов

Диагностические признаки.

Классификация грунтов. Характеристика скальных, дисперсных и мѐрзлых природных и антропогенных грунтов.

Внешние геосферы (атмосфера и её составляющие, гидросфера и биосфера). Внутренние геосферы (земная кора, мантия и ядро). Линия Мохоровича.

  • Химический состав Земли и её свойства. Магнитность и гравитация.

2

2

Строение земной коры (литосферы). Вещественный состав земной коры. Роль минералов и горных пород в формировании литосферы. Осадочный слой и особенности его формирования. Гранитный и базальтовый слои. Типы земной коры: океанический и континентальный. 

Практическое занятие № 1.  Классификация горных пород по происхождению. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение, классификация, основные свойства.

Инженерная геодинамика

2

2

Раздел 2

Грунтоведение.

Раздел 2

Грунтоведение.

Строительная классификация грунтов. Физико–механические свойства, лабораторные и полевые методы их определения.

2

2

Устойчивость фундамента против сдвига по подошве не обеспечена. Увеличение размеров подошвы фундамента практически не даст эффекта, поэтому целесообразнее устройство фундамента с наклонной подошвой.

4

4

Практическое занятие №1 Построение линейного разреза с помощью стратиграфической шкалы

4

4

Практическое занятие № 2. Определение ориентирных углов линий планирования на локации.

2

2

Практическое занятие № 3. Расчеты по возведению конструктивных элементов здания или сооружения.

4

4

Работа обучающихся –

Возведение конструктивных элементов здания или сооружения, в соответствии от этажности с учетом грунтового слоя.

4

4

Раздел 3

Геоморфология.

Раздел 3

Геоморфология.

Значение геоморфологии для градостроительства. Типы рельефа. Геоморфологические элементы, форма и особенности рельефа

Виды вод в грунтах. Водные свойства грунтов. Классификация, режим и движение подземных вод. Химический состав подземных вод и его влияние на сооружения. Гидрогеологические карты. Приток воды к водозаборам.

4

4

Особенности проектирования зданий из

монолитного железобетона, металлических

и комбинированных конструкций.

Конструкции опалубочных систем.

Особенности армирования.

4

4

Практическое занятие № 4. Создание гео-карт для проектирования зданий и сооружений

4

4

Раздел 4

Инженерно-геологические изыскания.

Раздел 4

Инженерно-геологические изыскания.

Задачи и стадийность инженерно – геологическихизысканий для обоснования проектирования градостроительства. Методы, состав и объем инженерно-геологических работ.

2

2

Практическое занятие № 4. Определение диагностических признаков минералов Определение магматических, осадочных, метаморфических горных пород по образцам

4

4

Практическое занятие № 5.  Построение геоморфологического и геологического разрезов.

2

2

Практическое занятие № 5.  Построение карты гидр изогипс по данным геологоразведки.

3

3

Практическое занятие № 6.   Определения нагрузки, сдвига и устойчивости пород.

3

3

Всего по учебной дисциплине:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для реализации программы дополнительного профессионального образования должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

        Кабинеты "геологического - стратиграфического и морфологического наполнения и аудита", оснащенные оборудованием:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Карты, планы, абрисы;

Доска для мела и/или интерактивная;

Печатная литература для индивидуального использования в процессе выполнения практического задания;

Методические пособия по выполнению практических работ;

Геологические образцы (минералы);

Химические реагенты (Химические реагенты, используемые во вспомогательных процессах: Соляная кислота (НС1) с добавками ингибиторов).

        Технические средства обучения:

Компьютер с выходом в интернет;

Мультимедийный проектор;

Ноутбук, стационарный ПК;

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.

        Нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ от 30.10.1994 № 51-ФЗ (в действующей редакции): [принят Государственной Думой 21 октября 1994 года].
  2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в действующей редакции): [принят Государственной Думой 16 июля 1998 года].
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в действующей редакции): [принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года].
  4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (действующая редакция).
  5. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (действующая редакция) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
  6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (действующая редакция).

Основные источники:

  1. Ананьев В.П. Специальная инженерная геология: Учебник / В.П. Ананьев, А.Д. Потапов, Н.А. Филькин. — М.: Инфра-М, 2017. — 320 c.
  2. Ананьев В.П. Специальная инженерная геология. / В.П. Ананьев, В.Д. Потапов. — М.: Высшая школа, 2008. — 263 c.
  3. Арбузов В. Н. Геология. Технология добычи нефти и газа. Практикум. — М.: Юрайт, 2020. — 68 c.
  4. Басарыгин, М.Ю. Строительство и эксплуатация морских нефтяных и газовых скважин. В 4. т. Т. 4 кн. 3 / М.Ю. Басарыгин. — М.: Краснодар: Просвещение Юг, 2017. — 342 c.
  5. Болысов С. И. Геоморфология с основами геологии. Практикум. — М.: Юрайт, 2020. — 139 c.
  6. Бухаленко Е.И. Справочник по нефтепромысловому оборудованию / Е.И. Бухаленко. — М.: Недра, 2016. — 399 c.
  7. Владимирская А.Р. Почвоведение и инженерная геология: Учебное пособие / А.Р. Владимирская. — СПб.: Лань, 2016. — 258 c.
  8. Георгиевский Б. В. Управление геологическими рисками и стратегия геологоразведочных работ. — М.: ВНИИОЭНГ, 2019. — 176 c.
  9. Губкин И. М. Геология нефти и газа. Избранные сочинения. — М.: Юрайт, 2020. — 406 c.
  10. Гудымович С. С. Геология: учебные практики. — М.: Юрайт, 2020. — 154 c.

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
  2. geo – book.ru – учебные пособия и книги.

Методические разработки:

  1. Методическое пособие по проведению практических работ по дисциплине «Инженерная геология», 2008 г.
  2.  Методическое пособие с примерами по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Инженерная геология», 2006 г.
  3. Учебно-методические пособия по усвоению теоретического материала по дисциплине «Инженерная геология», 2006 г.
  4. Тестовые задания текущего контроля знаний по дисциплине «Инженерная геология», 2008 г.
  5. Тестовые задания для Итоговой Государственной аттестации очной и заочной формы обучения по дисциплине «Геодезия», «Инженерная геология», 2009 г.

 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного профессионального образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий. 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Форма аттестации

ПК 15. готовность осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов

Полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой

Правильность алгоритма выполнения задания

Правильность оформления документов, учетных регистров, стандартных отчетов и пр.

Обоснованность выбора инструментальных средств прикладной программы для выполнения задания Грамотность обоснования выполняемых действий

Правильность ответа на дополнительные вопросы

Практические работы

Итоговая контрольная работа

ПК 19. умение использовать знания методов проектирования полевых и камеральных геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств, при их проведении

ПК 25. умение подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций

ПК-30. Итоговое обобщение фактов гео- инженерных изысканий

5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

                Итоговая аттестация является обязательной для обучающихся, завершающих обучение по программе инженерная геология Оценка качества освоения программы при итоговой аттестации проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

                Итоговая аттестация проводится в форме выполнения итоговой работы. Критерии оценки.

Оценка «отлично» за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором учащийся легко ориентируется, владение понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа без наводящих вопросов, качественное оформление.

Оценка «хорошо» за знание и понимание основных положений учебного материала, но допущенное при этом в значительной части, его не полное, непоследовательное изложение и имеющиеся неточности в определении основных понятий. Для доказательного обоснования своих суждений обучающийся нуждается в 6-8 наводящих вопросах. Затрудняется в применении знаний для решения практических задач.

Оценка «удовлетворительно» за знание и понимание основных положений учебного материала, но допущенное при этом в значительной части, его не полное, непоследовательное изложение и имеющиеся неточности в определении основных понятий. Для доказательного обоснования своих суждений обучающийся нуждается в 6-8 наводящих вопросах. Затрудняется в применении знаний для решения практических задач.

Оценка «неудовлетворительно» за разрозненные, бессистемные знания, не владение материалом без наводящих вопросов, не умение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их слоги, беспорядочное и не уверенное изложение материала, неумение применять знания для решения практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Инженерная графика" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 190613 Техническое об...

ОПД.01 Рабочая программа "Инженерная графика" (2013)

Для специальности "Авиационные приборы и комплексы"...

Рабочая программа Инженерная графика 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации подготовки специалистов среднего звена, разработана на основе Федерального ...