Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.
рабочая программа на тему

Балина Татьяна Ивановна

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_liter..doc292 КБ

Предварительный просмотр:

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Автор  - Балина Татьяна Ивановна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО (Раменский политехнический техникум).

 Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение начального    профессионального образования профессиональный лицей № 103 г. Раменское, Московской области.

 Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального

государственного учреждения  Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

            Заключение Экспертного совета № ___________________ от «_____»_________2011г.

       ©

       ©

       ©

       ©

       ©

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 страницы

1. Паспорт  рабочей  программы

     учебной дисциплины                                                                                      4

2. Структура и примерное содержание

     учебной дисциплины                                                                                      5

3. Условия реализации рабочей программы

     учебной дисциплины                                                                                      9

4. Контроль и  оценка результатов освоения

    учебной дисциплины                                                                                     10

            1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Литература

1.1. Область применения  программы.

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем профессиям НПО 260807.01

 

      Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  данная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими и   профессиональными компетенцями, включающими в себя способность:

         Знать/понимать:

*  образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19 – 20  вв.;

* основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико – литературные понятия.

           Уметь:

* воспроизводить содержание литературного произведения;

* анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь(; анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

* соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

* определять род и жанр произведения;

* сопоставлять литературные произведения;

* выявлять авторскую позицию;

* выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты); соблюдая нормы литературного произношения;

* аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

* писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.                      

           . Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

* участие в диалоге или в дискуссии;

* самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

* определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

* понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

       

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

        максимальная учебная нагрузка обучающегося – 195 часов.

         

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

Наименование разделов и тем

Кол. часов

195

         Литература 19 века.

Введение

1

Русская литература первой половины 19 в.

14

Русская литература второй половины 19 в.

74

Зарубежная литература (обзор)

1

Резерв учебного времени

5

Итого

95

           Литература 20 в.

Введение

1

Русская литература на рубеже веков

5

Поэзия начала 20 века

16

Литература 20 гг.  (обзор)

12

Литература 30 40 г.г. (обзор)

22

Литература русского Зарубежья

4

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

40

Литература 50-80 г.г. (обзор)

12

Русская литература последних лет (обзор)

1

Зарубежная литература (обзор)

1

Произведения для бесед по современной литературе

1

Резерв учебного времени

5

Итого

100

Всего

195

 2.1. Объем учебной дисциплины литература.

Тематический учебный план и содержание учебной дисциплины литература.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень усвоения

1. Введение.

Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы.

1

1

Раздел 1.

Тамма 1.1. Русская литература 1 й пол. 19 в.(Обзор).

1

1

  Тема 1.2. Биография и творческий путь

 А. С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии.

2

2

Патриотические мотивы.

1

2

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства. Образ стихии. Образ Евгения и Петра 1.

Самостоятельная работа. Анализ стихотворения.

2

1

2

3

Тема 1.3.

М. Ю. Лермонтов.

Биография и творческий путь.

1

1

Основные мотивы лирики. «Поэт»,

«Молитва», «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Выхожу один я на дорогу», «Родина», «Пророк»

1

2

Мотивы одиночества. Любовь к Родине, природе.

1

2

Развитие понятия о романтизме.

1

1

Самостоятельная работа (анализ стихотворения).

Тема 1.4. Н. В. Гоголь

Сведения из биографии.

1

1

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои.

1

1

Мотивы личного и социального разочарования.

1

2

Контрольное тестирование.

1

3

Раздел 2.

Тема 2. 1. Русская литература 2 пол. 19 в.

Культурно – историческое развитие

России сер. 19 в.

Тема 2. 2.

 А. Н. Островский.

Сведения из биографии.

1

3

Пьеса «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.

1

2

Конфликт романтической личности с укладом жизни.

1

2

Мотивы искушений, мотив своеволия.

1

2

Позиция автора и его идеал

1

2  

Роль персонажей 2 плана. Символика «Грозы».

1

2

Критика пьесы «Гроза».

1

2

Театрально – сценическое искусство А. Н. Островского.

1

1

Понятие о драме.

1

1

Сочинение по пьесе «Гроза».

2

3

Тема 2.3. Н. А. Гончаров.

Сведеиия из биографии.

1

1

Роман «Обломов». Основные герои.

1

2

Прошлое и будущее России.

1

2

Роман «Обломов» в оценке критиков.

1

2

Тема 2.4. И. С. Тургенев.

Сведения из биографии.

1

1

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа.

1

1

Особенности композиции.

1

2

Нигилизм Базарова

1

2

Авторская позиция в романе

1

Развитие понятия о родах и видах литературы.

1

Классное сочинение.

2

3

Тема 2. 5.

И. Г. Чернышевский.

Роман «Что делать?». (Обзор»).

2

1

Тема 2. 6.

Ф. И. Тютчев.

Сведения из биографии.

1

1

Философичность – основа лирики поэта. «С поляны коршун поднялся», «Полдень», «Видение», «К. Б» и др.

1

2

Лирика любви.

1

2

Тема 2. 7. А.А. Фет.

Сведения из биографии.

1

1

«Облаком волнистым…», «Осень», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…» и др. Поэзия как выражение идеала и красоты.

1

2

Гармоничность и мелодичность лирики.

1

2

Тема 2. 8.

А. К. Толстой.

Сведения из биографии. «Меня во мраке и пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.

1

2

Самостоятельная работа. (Анализ стихотворения любого поэта).

1

3

Тема 2. 9.

Н. А. Некрасов.

Сведения из биографии.

1

1

Ст –я «Родина», «Памяти Добролюбова», «Вчерашний день…», «В дороге», «Тройка».

1

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы.

1

1

Жанр, композиция, сюжет,

1

1

Многообразие крестьянских типов.

1

2

Проблема счастья.

1

2

Образ женщины.

1

2

Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни.

1

1

Самостоятельная работа. (Характеристика героя по плану).

1

3

Тема 2.10.

А. Н. Майков.,

А. А. Григорьев,

Я. П. Полонский,

К. Хетагуров

Стихотворения:

«Осень», «И город вот опять!», «Ласточка».

«Вы рождены меня терзать…», «Я ее не люблю»; «Солнце и месяц», «Колокольчик».

«Оситинская лира».

1

2

Тема 2.11. Н. С. Лесков.

Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

1

1

Особенности сюжета. Образ Флягина.

1

1

Тема 2. 1

 М. Е  Салтыков -             Щедрин

Повесть «История одного города». (Обзор)

1

1

Тема 2.13.

Ф. М. Достоевский.

Сведения из биографии.

Социальная и нравственно – философская  

проблематика романа.

2

1

1

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

1

2

Мир униженных и оскорбленных .

1

2

Сны Раскольникова.

1

2

Авторская позиция .

1

2

Страдание и очищение .

1

2

Зачет по роману.

2

3

Тема 2. 14.

 Л. Н. Толстой.

Жизнь и творческий путь.

Роман – эпопея «Война и мир». Понятие о романе – эпопее.

2

1

1

Жанровое своеобразие романа.

1

1

«Диалектика души» героев.

1

1

Символическое значение «войны» и «мира».

1

2

Духовные искания П. Безухова и А. Болконского, Наташи Ростовой.

1

1

2

2

Авторский идеал семьи.

1

2

«Мысль народная» в романе.

1

2

Война 1812 г. Народ в романе.

3

2

Патриотизм в романе.

1

2

Светское общество в романе.

1

1

Сочинение – рассуждение.

2

3

Тема 2. 15. А. П. Чехов.

Сведения из биографии.

1

1

Художественное своеобразие рассказов:

«Студент», «Ионыч», «Человек в футляре».

1

2

Комедия «Вишневый сад».

1

1

Своеобразие жанра.

1

1

Жизненная беспомощность героев пьесы.

1

2

Расширение границ исторического времени в пьесе.

1

1

Зачет по творчеству.

1

3

Тема 2. 16. Зарубежная литература. (Обзор).

В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо».

1

1

95 ч.

                             

Раздел 3.

Литература 20 века.

Тема  3.

Введение

Общая характеристика культурно – исторического процесса рубежа 19 – 20 в. Неповторимость развития русской культуры. Новаторство литературы нач. 20 века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм).

1

1

Тема 4.

Русская литература на рубеже веков.

Тема 4.1.

И. А. Бунин.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!...», «Мы встретились случайно на углу».

1

1

Философичность лирики.Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание»

1

3

Тема 4. 2. А. И. Куприн.

Сведения из биографии.. Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет». Смысл названия повестей, спор о сильной, бескорыстной любви.

2

1

Трагический смысл произведений.

1

2

Символическое и поэтическое в творчестве Куприна.

1

1

Раздел 4. Символизм.

Поэзия 20 века.

Тема 4.

В. Я. Брюсов.

В. Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

1

2

Основные темы и мотивы поэзии.

1

1

Тема 4. 2. К. Д. Бальмонт, А. Белый.

Сведения из биографий. Стихотворения.

1

2

Раздел 5. Акмеизм.

Тема 5.1.

Н. С. Гумилев.

Истоки акмеизма, Программа акмеизма.

Н. С. Гумилев. Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

1

2

Раздел 6.

Футуризм.

Манифест футуризма, их пафос и проблематика. И. Северянин,

 В. Маяковский.

2

1

Тема 6.1.

И. Северянин, В. Хлебников,

Н. Клюев. Сведения из биографий.

Стихотворения.

1

3

Контрольный анализ стихотворений.

1

3

Тема 6.2.

М. Горький.

Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль»

2

1

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе. Спор о назначении человека.

4

1

2

Авторская позиция и способы ее выражения.

1

1

Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ.

1

1

Тема 6.3.

А. А. Блок.

Сведения из биографии. Стихотворения:

«Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет…»

1

1

Тема Родины, тревога за судьбу России.

1

2

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции.

1

2

Сюжет поэмы и ее герои. Образ Христа в поэме.Развитие понятия о поэме.

1

2

Зачет по творчеству Горького и Блока.

1

3

Раздел 7.

Литература 20 гг.

Тема 7.1.

Обзор литературы 20 гг.(А. Серафимоыич «Железный поток», В. Иванов «Бронепоезд 14-69», М. Шолохов «Тихий Дон», И. Бабель «Конармия» и др.)

1

1

Поиски нового гнроя. (Фурманов «Чапаев», А. Фадеев «Разгром»). Интеллигенция и революция в литературе 20 гг.(«Хождение по мукам» а. Толстого, В. Вересаев «В тупике».) Становление жанра романа – антиутопии – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

1

1

Альтернативная публицистика («Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина. И др.)

Тема 7.2.

В. В. Маяковский

Сведения из биографии.

Стихотворения «А вы могли бы?»,

«Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко верно…»,

1

1

«Прозаседавшиеся», «Во весь голос», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это».

Обличение мещанства в пьесах «Клоп», «Баня».

1

2

Тема 7.3.

С. А. Есенин.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль». Равнина дорогая»…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь советская», «Шагане, ты моя, Шаганэ…»,

1

2

Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.

2

1

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Сочинение по поэзии нач. 20 в.

1

2

1

3

Тема 7.4. А. Фадеев.

«Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции.

1

1

Психологическая глубина изображения характеров. Теория литературы: проблема положительного героя в литературе.

2

2

Раздел 8.

Литература 30 – нач. 40 гг.

Становление новой культуры. Единство и многообразие русской литературы. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, М. Шагинян, В. Катаева и др. Развитие жанра антиутопии в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Перов, М. Булгаков). Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий.

2

1

Тема 8.1.

 М. И. Цветаева.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из пены…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 1812 г.».

3

1

2

Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

1

2

Тема 8.2. О. Э. Мандельштам

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др.

1

2  

Тема 8.3.

А. П. Платонов.

Сведения из биографии.

Повесть «Котлован».

2

2

Тема 8. 4.

И. Э. Бабель.

Сведения из биографии. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль»,

1

1

Изображение гражданской войны в сборнике рассказов «Конармия».

1

1

Тема 8. 5.М. А.

Булгаков.

Сведения из биографии.

Роман Мастер и Маргарита»

4

1

2

Тема 8.6.А. Н. Толстой.

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый».

2

2

Тема 8.7. М. А. Шолохов.

М. А. Шолохов.. Сведения из биографии.

«Донские рассказы», роман «Тихий Дон».

(Обзор).

2

1

Раздел 9.

Литература русского зарубежья.

Тема 9.1.В. В. Набоков.

Роман «Машенька».

1

1

Зачет по литературе 30 – 40 гг. (Рефераты).

2

3

Раздел 10.

Литература Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

1

1

Тема 10.1. Обзор литературы периода В. О. в.

Живопись: А. Дейнеки, А. Пластов. Песни: С. Соловьев – Седов, В. Лебедев – Кумач, И. Дунаевский.

Поэты: О. Берггольц, К. Симонов, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль.

Публицистика: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Проза: Л. Соболев, В. Кожевников, К. Паустовский,

Повести и романы: Б. Горбатов, А. Бек, А. Фадеев, Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчук.

Повести: Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаев.

1

1

Тема 10.2.А. А. Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Нес теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество» «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

3

2

Тема 10. 3.

 Б. Л. Пастернак.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне , «Лейтенант Шмидт».

2

2

Тема 10.4. А. Т. Твардовский.

Сведения из биографии.

Стихотворение: «Вся суть в одном – единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты дура, смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти». .

2

1

Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.

Раздел 11.

Литература 50 – 80 годов(обзор).П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»,

В. Дудинцев «Не хлебом единым…»

Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Богомолов «Момент истины», «В. Кондратьев «Сашка», В. Быков «Сотников», Б. Окуджава «Будь здоров, школяр».

Поэзия 60гг. : Б. Ахмадуллина, Е. Винокуров, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, И. Бродский, Р. Гамзатов.

«Городская проза»: В. Аксенов, Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Дудинцев.

«Деревенская проза»: Ф. Абрамов, М. Алексеев, С. Белов, В. Крупин, П.Проскурин, Б. Можаев, В. Шукшин.

Драматургия: А. Володин «Пять вечеров», А. Арбузор «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розов «В добрый час»Ю «Гнездо глухаря», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота».

Исторические: В. Распутин «Прощание с матерой», Ч. Айтматов «Буранный полустанок», Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана»

В. Быков «Знак беды», Ю. Трифонов «Старик», Ю. Бондарев «Берег».

1

1

Журналы: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя».

Фантастика: А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев.

Авторская песня: А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий.

1

1

Тема 11.1. А. И. Солженицын.

Сведения из биографии.

«Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

4

1

2

Тема 11.2. В. Т. Шаламов.

Сведения из биографии.

«Колымские рассказы»(2)

2

1

Тема 11.3. В. М. Шукшин.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием».

2

2

                 

Тема 11.4. Н. М. Рубцов.

Сведения из биографии.

«Видения на холме» и др.

2

1

Тема 11.5.Расул Гамзатов.

Сведения из биографии.

«Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…» и др.

2

1

Тема 11.6. А. В. Вампилов.

Сведения из биографии.

Пьесы: «Провинциальные анекдоты» или др.

3

2

Повторение – обобщение.

2

2

Раздел 12.

Русская литература последних лет(обзор).

2

1

Тема 12.1.

Итоговое сочинение

4

3

Тема 12.2.

Анализ сочинений.

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1

Тема 12.3.

Обзор зарубежной литературы.

И. В. «Гете», Э. Хемингуэй «Старик и море», «Три товарища» Э. М. Ремарк.

1

1

195

                     

                 Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

                   Оборудование учебного кабинета:

                            - посадочные места по количеству обучающихся;

                      - рабочее место преподавателя;

                      - комплект учебно-наглядных пособий.

                      - учебные фильмы

     3.2. Информационное обеспечение обучения.

             Основные

         Ю. В. Лебедев. Русская литература 19 века (2 части), 10 класс. Москва, «Просвещение», 2002 г. 

         В. П. Журавлев. Русская литература 20 века (2 части), 11 класс. Москва, «Просвещение», 2002г.

 Дополнительные

   4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

     Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса учащихся, проведения контрольной работы, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

       -создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участие в диалоге или дискуссии, самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определение своего круга чтения и оценки литературных произведений, понимание и оценка иноязычной литературы, формирование межнациональных отношений.

- устная и письменная проверка;

- тестовый контроль;

- письменная проверка;

- оценка результатов лабораторной работы

Знания:

 

-содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19 – 20 веков;

основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико – литературные понятия.

- тестовые задания;

- устная проверка;

- письменная проверка;

- проведение анализа    докладов

- оценка реферата;

- устная проверка;

- фронтальный опрос;

- письменная проверка

 

Рабочая программа по русскому языку.

Наименование

разделов и тем

                    Содержание учебного материала.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Тема 1.1.

   Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Входной контрольный диктант.

2

1

Раздел 2.

Язык и речь, функциональные стили речи.

10

1

Тема 2.1.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

1

Тема 2.2.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

Официально – деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально – делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно – выразительных средств.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового  членения текста..

Функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвистический анализ текста.

Контрольный проект.

2

1

2

2

2

1

1

1

1

2

3

Раздел 3.

Лексика и фразеология.

6

Тема 3.1.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова.. Прямое и переносное значение слова.

Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, вомонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.                        

Контрольная работа                                          2

1

1

2

2

2

2

3

Раздел 4.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

6

Тема 4.1.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова..

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Употребление букв Ъ/Ь. Правописание о/е после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-_/С- после приставок. Правописание И – Ы после приставок.

Промежуточный контрольный диктант.

1

1

1

2

2

1

2

3

Раздел 5.

Морфемика, словообразование, орфография.

4

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Повторение чередующихся гласных в корнях слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ ПРЕ -. Правописание сложных слов.

Самостоятельная работа.                                    1                                                                                                                                      

1

2

2

2

3

Раздел 6.

Морфология и орфография.

16

Тема 6.1.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

1

Тема 6.2.

Имя существительное. Лексико – грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

Тема 6.3.

Имя прилагательное. Лексико – грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи..

2

Тема 6.4.

Имя числительное. Лексико – грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных ОБА, ОБЕ, ДВОЕ, ТРОЕ др. с существительными разного рода.

Самостоятельная работа.

2

2

3

Тема 6.5.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико – грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

Тема 6.6.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание  НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2

Тема 6. 7.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание –Н – и –НН – в причастиях и отглагольных прилагательных.

Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах различных стилей. Синонимия причастий.

2

Тема 6.8..

Деепричастие как особая форма глагола.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

Тема 6.9.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов – омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребления наречия в речи. Синонимия наречий при характеристики признаков действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния от слов – омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Контрольная работа.

2

2

3

Раздел 7.

Служебные части речи.

8

Тема 7.1.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие, и др.) от слов – омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО и др.

2

Тема 7.2.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, зато от слов – омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союз как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 7.3.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

2

Тема 7. 4.

Междометие и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Самостоятельная работа.

2

2

3

Раздел 8.

Синтаксис и пунктуация.

10

Тема 8.1.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

1

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний

2

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов – сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Самостоятельная работа.

2

2

3

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставные и неполные предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных

Типах и стилях речи.

2

2

2

Тема 8.2.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов – омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое развитие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

                                 

2

2

2

2

2

2

Тема 8.3.

Сложное предложение.

4

2

Контрольный диктант.

1

2

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...