Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "
методическая разработка на тему

Соловьева Светлана Викторовна

Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_lekciy_po_antichnoy_filosofii.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства»

Рассмотрено

 

На заседании П(Ц)К

Протокол №____ от «___»________20____г.

Председатель __________ М. Е. Калиганова

«_________» ________________20______г.

Утверждено


Заместитель директора по учебной работе

__________________ М.Г.Рождественская

«_________» ________________20______г.

Методическая разработка


Конспект лекций на тему: Античная философия


(Название работы)

По предмету ___Основы философии_____________________

Специальность ___230101_______________

                                                                                          Разработал преподаватель                                                                                                                                    __________(__С.В.Соловьёва_)

          (Подпись)                 (ФИО)

                                                                                                    «___05___» _сентября__200_9__г.

Содержание:

Античная философия.        

Основные философы и школы.        

1. Милетская школа.        

2. Эфесская школа.        

3. Пифагореизм.        

4. Элейская школа.        

Платон        

Аристотель        

Эллинистическая философия.        

1. Скептицизм.        

2. Стоицизм.        

3. Эпикуреизм.        

4. Кинизм.        

Выводы.        


Античная философия.

Греческая античная философия сформировалась в  VII – VI веках до н.э.. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

        В развитии античной философии можно выделить приблизительно 4 основных этапа:

досократики – от формирования греческого философского мышления до перелома 5 – 4 вв.до н.э.;

классический период – (приблизительно с половины 5 в. И существенная часть 4 в до н.э.). он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

эллинистический период – (конец 4 – 2 век до н.э.)

римский период – (1 в. до н.э. – 3 – 4 век н.э.)

Основные философы и школы.

1. Милетская школа.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Первый из ионических философов – Фалес из Милета (640 – 562гг. до н.э.). Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «Стойхеон» (Элемент, ядро, основу в логическом смысле слова), так и в смысле «Архэ» (первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей в историческом смысле слова).

Другим выдающимся философом был Анаксимандр (611 – 546 гг. до н.э.). Подобно Фалесу стихийно тяготел к материализму. Также как и Фалес ставил, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное». Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них. «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

Третьим милетским философом является Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматери и движения. Воздух как праматерия, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».


2. Эфесская школа.

Гераклит

(544 – 480 г. до н.э.)

Родился и жил в городе Эфесе. Несмотря на то, что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. Гераклит стихийный материалист и основоположник диалектики[1].

Основные труды. «О природе» - сохранилось около 130 фрагментов.

Философские воззрения. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворён, но он подчиняется мировому закону.

Диалектика. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту – это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе.

Учение о душе. Душа человека – сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и , наоборот, «душам смерть – воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум – это Огонь (Логос).

Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании Логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны.  


3. Пифагореизм.

        Пифагореизм – это философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.

Пифагор

(580 – 500 г. до н.э.)

Родился на острове Самос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, затем переехал в Великую Грецию в город Кротон, где основал свою школу  - Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество[2].

Основные труды. Не сохранились даже названия.

Философские воззрения. Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа (имеются в виду целые натуральные числа).Пропорции между числами создают мировую гармонию[3].

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка – с треугольником, четверка – с четырехугольником и т.д.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь – из тетраэдров (четырехгранных пирамид); Воздух – из октаэдров (восьмигранников), Вода – икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) – Эфире;  частицы Эфира – додекаэдры (двенадцатигранники).

Пифагорейский союз.

Периоды развития:

Период

Время

Основные представители

Ранний

VI – IV вв. до н.э.

Гиппас, Алкмеон

Средний (эллинистический)

IV – I вв. до н.э.

Филолай

Поздний (неопифагореизм)

I – III вв.н.э.

Нумений

Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно – философской школой и политическим объединением. Это была  закрытая организация, а учение его – тайным.

В него принимали только свободных людей, причём мужчин, и женщин, но только тех, кто прошёл  многолетнюю проверку и подготовку (в том числе испытание  длительным молчанием). Имущество и Пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой.

Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как первоосновы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.

На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.

 


4. Элейская школа.

Основателем был Парменид из Элеи.

Парменид.

(504 гг. до н.э.– дата смерти неизвесна)

Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и Пифагорейца Аминия.

        Основные труды. Поэма “О природе” – сохранилась значительная часть этого произведения.

        Философские воззрения.  Своё учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида – соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать силу истины можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) – не существует.

        Реально существующим Парменид считал только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления. Небытие не существует потому, что его невозможно “ни познать, ни в слове выразить”. Мыслить же о нём невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и её предмета) небытие, несущее получает существование, становиться бытием, сущим.

        Бытие для Парменида – сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.

        Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась.

Эмпедокл

(ок. 490-430 гг. до н.э.)

– древнегреческий философ родом из г. Акраганта (Сицилия); учился у пифагорейцев: Ксенофана и Парменида. Известен как эпический поэт, оратор, врач, инженер и философ. Многие его современники считали Эмпедокла живым богом. Желая, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана Этна.

        Основные труды. “Очищения”, “О природе” – сохранились фрагменты.

        Философские воззрения. Эмпедокл, как и большинство его предшественников, - стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания (“четыре корня вещей”). Стихии пассивны, всё происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественность и зла.

        Космогония и космология. Изменения в мире – результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила. Эти изменения происходят в четыре этапа (Схема 21).

        Происхождение органического мира. Органический мир возникает на третьей стадии космогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) Случайно сочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, так и нежизнеспособные чудовища; 3) Жизнеспособные организмы выживают, нежизнеспособные чудовища погибают (здесь заложена идея естественного отбора); 4) Животные и люди появляются путём размножения.

        Гносеология. Главный принцип – подобное познаётся подобным. Так как человек тоже состоит из четырёх стихий, то земля во внешнем мире познаётся благодаря земле в человеческом организме, вода – благодаря воде и т.п. Ощущения возникают у человека из-за того, что отделяющиеся от вещей частицы проникают в поры органов чувств. Главной средой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерно смешаны.

        Эмпедокл – сторонник теории переселения душ.

Становление мира протекает в четыре этапа.

1. Первоначально мир имеет форму шара (Сфайрос), где равномерно перемешаны все четыре стихии. Это время торжества Любви, Вражда вытеснена за пределы мира.

2. В шар проникает Вражда, начиная разъединять разнородные элементы и соединяя однородные При этом Вражда и Любовь находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Общая направленность процессов: от единства – к множеству, от блага – к злу.

4. Возвращается любовь, соединяя разнородные и разделяя однородные элементы. Вражда и Любовь находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Общая направленность процессов: от множества – к единству, от зла – к добру.

3. Вражда победила, разнородные элементы полностью разделены, а однородные - соединены

После четвёртой стадии происходит возврат к первой и т.д. до бесконечности.

Анаксагор

(ок. 500 – 428 гг. до н.э.)

 – древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по приглашению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвиняли Анаксагора в безбожии; Перикл спас его, но Анаксагору пришлось вернуться в Ионию.

        Основные труды. “О природе” – сохранились фрагменты.

        Философские воззрения. Первоначала бытия – это гомеомерии, “семена всех вещей”; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определённого качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора – “всё есть во всём”. Это значит, что любая вещь содержит в себе гомеоремии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомеомерий, определяется тем, каких гомеомерий в них больше.

        Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерий и содержит в себе гомеомерии всех качеств. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из ещё более мелких.

        Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познаёт его.

        Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерий Нус приводит в круговое движение, отделяя тёплое от холодного, светлое от тёмного и т.д. В центре собирается плотная, влажная, тяжёлая и т.п. – так образуется Земля. Тёплая светлая лёгкая и т.п. устремляется вверх, так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Землю, отхватывает от неё куски – так образуется Солнце, Луна, Звёзды (которые есть раскалённые камни).

        Гносеология. Всё познаётся противоположным себе: холодное – тёплым, сладкое – горьким и т.д. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются только умом.

        Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях оставалось “не востребованным” вплоть до XX века, когда ряд физиков, занимающихся квантовой механикой, пришёл к выводу, что элементарные частицы похоже скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.


Платон

(427 – 347 гг. до н.э.)

родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона – Аристокл, означающий «широкоплечий». Своим главным учителем Платон считал Сократа.

Основные труды: До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительно некоторых имеются сомнения. Платону приписываются одни монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных + 11 сомнительных), 13 писем (большинство подложных). К числу важнейших философских произведений относятся «Протогор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме.

Философские воззрения: Платон – основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.

Учение об идеях: вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного,  телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.

        Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия[4], как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царство идей.

        Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей – это мир только благих сущностей.

        Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм[5].

        Учение о душе.  Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.

        Особенности:

• представляет собой подвижную субстацию, которая объединяет и связывает «единое» и «ум», а также связывает между собой все вещи и все явления;

• душа может быть мировой и душой отдельного человека;

• душа человека есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

        Гносеология. Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.

        Учение о государстве. Платон создал одну из первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя.

        Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определённой работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители – философы, стражи (воины) и ремесленники с землевладельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.

        Стражи и правители не обладают никакой частной или личной собственностью, они живую все вместе в общественных помещениях, вместе питаются (за счет налогов с ремесленников и землевладельцев) и не получают никакого вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы «лучшие сходились с лучшими» - для получения лучшего потомства). Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относится ко всем детям как к родным.

Судьба учения.  Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию: в определенном смысле его учение об идеях легло в основу всей идеалистической философии. В средневековье платонизм полностью доминировал в христианской философии вплоть до XIII века, а позднее – соперничал с аристотелизмом (в виде томизма). Новый интерес к учению Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем в Новое время – особенно у Гегеля.


Аристотель

(384 - 322 гг. до н.э.)

родился во Фракии в городе Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец – придворный врач царя Аминта II. В 15 лет Аристотель остался сиротой – на попечении своего дяди, который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками. В 367 г. До н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона. После смерти учителя Аристотель покидает Афины, проводит несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и 3 – 4 году учил наследника Филиппа – Александра (Македонского).После воцарения Александра в 355 г.до н. э . 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу – Ликей (Лицей)[6]. Учеников и последователей Аристотеля называли «перипатетиками» (прогуливающимися), так как в Лике философией принято было заниматься во время прогулок по роще. Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г.до н. э.

        Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания. Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.

        Аристотель первым предложил и систему классификации наук:

Основные труды: Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам.

Философские воззрения: Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам.

.

Учение о бытии: Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия – это бесформенное неопределенно вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе Первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникающая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому понятию «идеи». Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.

Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:

• ее сущностью

• источником движения

• причиной

• целью

        Первоформа – выступает у Аристотеля в качестве высшей степени всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей и цели. Но Первоформа – это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

Гносеология: Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир. Процесс познания, по Аристотелю, состоит из 4-з стадий:

Стадии познания

Предмет познания

Чувственное восприятие:

       Отдельных вещей и их свойств

Конкретные единичные вещи

Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете

Множество конкретных единичных вещей

Искусство (технэ) – знание сущности множества вещей

То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы

Философия (наука) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика

Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего

        

Знать, по Аристотелю, - значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.

Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».

Психология. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ:

растительная – осуществляющая функции питания, роста, и умирания;

животная – осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения;

разумная – осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления.

Растения обладают только растительной душой, животные  - растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животные души не отделима от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.

        Аристотель отвергал учение о переселении душ.

        Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государство является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.

        Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека – интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.


Эллинистическая философия.

Эллинистический период античной философии охватывает сер.IV в. до н.э. и до конца античной эпохи.

В эпоху Эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и т.д.).

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Но решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.

Источники

Философское направление

Виднейшие представители

Софистика

Элеаты

Демокрит

Платон

Скептицизм

Пирон

Секст Эмпирик

Гераклит

Кинизм

Стоицизм

Зенон из Китиона

Сенека

Марк Аврелий

Демокрит

Эпикуреизм

Эпикур

Секст Эмпирик

Сократ

Кинизм

Антисфен,

Диоген Синопский,

Кратет

Пифагор

Пифагореизм,

Неопифагореизм

Филолай,

Ликон

Аристотель

Аристотелизм (перипатеизм)

Теофраст

Платон

Платонизм

Плутарх Афинский

Платонизм

Пифагореизм

Неоплатонизм

Плотин, Порфирий, Ямфлих, Прокл

Скептицизм.

        Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание».

        Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пирон; а виднейшим представителем скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик.


Пиррон

(360 – 270 до н.э.)

Родился в городе Элиде.

Пиррон настолько последовательно придерживался, характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на вопрос: «Пиррон ты умер?» - отвечал: «Не знаю».

Основные труды. Пиррон из принципа ничего не писал.

Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для её решения Пиррон считал достаточно ответить на три вопроса:

- Что есть то, что нас окружает?

- Как мы должны к этому окружающему относится?

- Что следует из должного отношения?

Ответ на первый вопрос:  Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

Отсюда следует ответ на второй вопрос: Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.

Отсюда следует ответ на третий вопрос: Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

Стоицизм.

Название Школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана около 300 года до н.э. Зеноном из Китиона.

Три периода в истории стоицизма:

Название периода

Время

Крупнейшие представители

Древняя стоя

III – II вв. до н.э.

Зенон, Клеанф, Христипп

Средняя стоя

II – I вв. до н.э.

Панетий, Посийдоний

Поздняя стоя

I – II вв. н.э.

Сенека, Марк Аврелий

Основные труды. До нас дошли только отдельные фрагменты сочинений стоиков начальных периодов. Но сохранилось большое количество работ Сенеки, важнейшая из которых – «Нравственные письма к Луцилию», и сочинение императора Марка Аврелия «Наедине с собой».

Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом.

Так, логика – это ограда сада, деревья – физика, а плоды на деревьях – этика. Логика - устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику, жить надо сообразно природе – отсюда необходимо знать физику. Этика – это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.

Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую логику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.

        Источник любого знания – ощущения. Накапливаясь в нашей памяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сходства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым обосновывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.

        Физика. Космос – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (Бог).

        Космология и космогония. Саморазвитие мира, происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнём. В начале нового цикла творческий логос-огонь, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя 4 стихии, а из них все тала в мире. Космология принимается аристотелевская.

        Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая принизывает весь мир и связывает его в единое целое.

        Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос же является и природным законом, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой, рассматриваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерминизм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляются (фатализм).

        Антропология. Человек, как и весь космос, состоит их четырех стихий: тело – из Земли и Воды, а душа – из Воздуха и Огня (пнемы). Огненная часть души – разум – есть часть мирового разума, а душа – часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного мирового пожара.

        Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец достигший добродетели и бесстастия, добровольно следующий судьбе, жизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоятельств (примером считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зала и тем самым играющим роль теодицеи[7] – оправдания Бога.

Аргументы, оправдывающие существование в мире зла.

Этический

Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли в терпении и добродетели.

Физический

Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.

Космологический

То, что для части является злом, может быть добром для целого.

Логический

Если бы не существовало зла, то не было бы и добра.

Эпикуреизм.

Эпикуреизм – философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

Эпикур

(342 – 270 до н.э.)

Родился на острове Самос. С 14 лет начал активно заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию.

В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу «Сад Эпикура». На воротах была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо - наслаждение».

Философия Эпикура  представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур отрицал влияние Демокрита на своё философское учение.

Основные труды: Эпикур написал около 300 книг, но сохранилось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция «О природе вещей».

Философские воззрения: Главная цель философии – достижение счастья.

Классификация наук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура - канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучение природы.

Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов  бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерами и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.

Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).

Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы вечны и неизменны.

Гносеология (каноника).от всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и возникают ощущения.

Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другим. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.

Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий:

Виды желаний

Примеры

Должное отношение

Естественные и необходимые

Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятие науками

Необходимо удовлетворять

Естественные, но не необходимые

Половая жизнь

Удовлетворять умеренно

Не естественные и не необходимые

Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет слава

Полный отказ

 

Кинизм.

Название школы произошло от названия холма в Афинах.

Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368 гг. до н.э.), который сначала учился у софиста Горгия, а затем  - у Сократа.

Самый знаменитый киник – Диоген Синопский (400 – 323 гг. до н.э.) – ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.

Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них.

Школа киников:

Горгий

Сократ                Антисфен                Диоген Синопский                Кратет

                                            Онесикрит                Метрокл

                                                                            Гиппархия

                                                                     Бион Борисфенский

Философские воззрения. Киники не стремились к построению и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сомнительно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости от мира и других людей.

Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием.

Отношение к Богам. Киники не отрицали существование Богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.

Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение к материальным благам и образ жизни киников способствовал становлению христианских идеалов аскетизма.


Выводы.

        Подводя итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии.

 


Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму и плюрализму была строгой, что хорошо видно из следующей схемы. Тем не менее, в силу традиции многое философы безоговорочно причисляются к определенному направлению.

Материальные первоначала                                                        Идеальные первоначала

Фалес

Анаксимен

Гераклит                                                        Эмпедокл

Ксенофан

Анаксимандр

                                                                                           Пифагор

                                        Анаксагор                                                                                                                                

                                                                        

                                                                                        

                                                                                

Парменид

                                                                                Зенон

Левкипп

Демокрит

                                                                  Платон

                                        Аристотель

Схема. Виды первоначал в древнегреческой философии.

Этика

Физика

Логика

Эпоха Античности

«Наивный» идеализм:

Пифагор

Парменид

Зенон

«Наивный», или стихийный материализм:

Фалес

Анаксимен

Гераклит

Ксенофан

Эмпедокл

Объективный идеализм:

Сократ (?)

Платон

Новое время

Декарт

Кант

Шеллинг

Гегель

Дидро

Фейербах

Маркс

Дуализм:

Анаксагор

Аристотель

Материализм:

Левкипп

Демокрит

Вода

Воздух

Любовь

Огонь

Вражда

Земля

Айперон

Числа

Гомеомерии

Нус (Ум)

Бытие = Мышление

Атомы и пустота

Идеи

Ум-Демиург

Материя (Хора)

Материя

Форма


[1] В данном случае термин «диалектика» используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.

[2]2          Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии.

        От периода эллинизма до нас дошёл ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его одновременно видели в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса.

[3]         Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».

[4] Понятие – это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяет группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов.

[5] «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология – философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все исходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.

[6] Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Апполону Ликейскому (Волчьему).

[7] Сам термин «теодицея» был введен в философию Лейбницем в XVIII веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Античная философия

Основные философские течения и школы Древней Греции и Древнего Рима....

Учебное пособие-конспект лекций по ПМ.01 тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии

Учебное пособие содержит полный курс лекций по ПМ.01 т.4.2. Защита газопроводов от коррозии, в пособии приведены современные схемы защиты газопроводов от коррозии с описанием их работы....

Конспект-лекций по БЖД по теме "Защита от аварий ( катастроф) на производственных об\'єктах "

Конспект -лекций предназначен для проведения  лекций, классно-групповых и практических занятий со студентами СПО по учебной дисциплине " Безопасность жизнедеятельность", а также для сам...

Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....

Конспекты лекций По дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии Раздел 1 Великие философы мира

Данное методическое пособие представляет собой курс лекций по основным темам Раздела 1 Великие философы мира, раскрывающий основные направления развития философской мысли и взгляды их представителей. ...

Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 2 Философия - как учение о мире и бытии

Данное методическое пособие представляет собой курс лекций по основным темам Раздела 2 Философия - как учение о мире и бытии. Содержание лекционного материала раскрывает основные философские проблемы ...

Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 3 Человек - как главная философская проблема

Данное учебно-методическое пособие представляет собой курс лекций по дисциплине ОГСЭ,01 Основы философии по основным темам Раздела 3 Человек - как главная философская проблема. Содержание лекционного ...