Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"
методическая разработка

Серова Татьяна Александровна

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства»

Методическая разработка преподавателя высшей категории

Серовой Татьяны Александровны

Открытый урок по дисциплине «Основы философии»

на тему: «Античная философия»

Москва, 2020

Урок-семинар по теме

"Античная философия"

Тема Античная философия

Цель занятия: сформировать представление о философских взглядах Древней Греции и Древнего Рима

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с основополагающими философскими идеями Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки и Марка Аврелия.

Воспитательная: воспитание нравственно – эстетического восприятия окружающего мира, потребности к философскому восприятию действительности; воспитание гуманизма, понимания идейной основы философских взглядов мудрецов древности.

Развивающая: развитие кругозора, эмоциональной отзывчивости,

грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе; развитие творческих способностей.

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия: репродукции картин, античные скульптурные портреты философов.

2. Раздаточный материал: индивидуальный план урока, глоссарий, таблица для индивидуальной работы на уроке, вопросы для актуализации материала и его закрепления, методические рекомендации по выполнению домашней работы.

3.Технические средства обучения: фильм – вступление «Древняя Греция», презентации на тему: «Сократ», «Платон», «Аристотель», «Эпикур», «Философия Древнего Рима»; видеофрагменты учебных фильмов о Сократе, Платоне, Аристотеле, Эпикуре.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Сценарий урока по теме: «Античная философия. Урок - семинар»

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Орг.момент

1 урок

Обобщение и закреплениематериала

2 урок

Подведение итогов урока.

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока, обращение к глоссарию.

    Фильм – вступление

Вступительное слово преподавателя.

- Древняя Греция, Эллада – родина демократии, Олимпийских игр; родина театра, философии; родина прекрасной скульптуры, воспевающей красоту человека, архитектуры и живописи. Трудно переоценить великое наследие Древней Греции и ее вклад в развитие европейской цивилизации.

- А мы с вами сегодня обратимся к философии и попробуем окунуться в особую жизнь древних мудрецов – философов. Сегодня они расскажут о себе, о своей жизни и своих идеях.

- На наш урок пришли гости. Которые тоже станут активными участниками философских споров.

- И первым расскажет о себе вдающийся и легендарный философ Сократ.

  • Защита презентации о Сократе подготовленной студенткой.

         Вопросы и задания для повторения

Сценка: Добро и зло. Сократ и умный грек. (2 студента)

1 студент: - Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

2 студент: - Да уж, дураком себя не считаю, Сократ

1 студент: - А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

2 студент: -  конечно знаю, Сократ, кто этого не знает?

1 студент: - тогда скажи, обман - это зло?

2 студент: - несомненно…

1 студент: - А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

2 студент: - Да вроде нет…

1 студент: - А убийство, конечно, зло?

2 студент: - еще бы…

1 студент: А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью - это зло?

2 студент, - не знаю. Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло. А теперь я сомневаюсь.

1 студент: - Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где - то прочитал и увидел. А сам ты, только сейчас начнешь задумываться.

 - А теперь перед вами Платон.

  • Защита презентации о Платоне подготовленной студенткой.

         Вопросы и задания для повторения.

- А теперь перед вами Аристотель.

  • Защита презентации об Аристотеле подготовленной студенткой.

         Вопросы и задания для повторения.

- Итак, Платон - ученик Сократа, Аристотель – ученик Платона. А как же следующий очень известный философ – Эпикур. Говорят, что будучи на военной службе Эпикур слушал лекции Аристотеля, но учеником его не стал. На этом обрывается преемственность поколений. Давайте посмотрим, почему. Есть ли что – то общее во взглядах Эпикура и предыдущих философов?

  • Защита презентации об Эпикуре подготовленной студенткой.

         Вопросы и задания для повторения.

- Вернемся к вопросу: Есть ли что – то общее во взглядах Эпикура и предыдущих философов? В чем отличие этих взглядов?

- А теперь представим, что все эти выдающиеся философы собрались вместе для беседы. Которая, конечно же. Не обойдется без полемики.

- Мы собрались с вами сегодня, чтобы попытаться ответить на вопросы свободных греков.

  • Что такое любовь?

Сократ. Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более опасный, что он приятен.

Платон. Любимое часто ослепляет любящего.

Аристотель. Самому любить лучше, чем быть любимым: любить — это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности.

...Тем не менее люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.

Эпикур. Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

  • А следует ли жениться?

Сократ. Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом… Я то знаю…

Платон. Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному… Но я предпочитаю не жениться. Главное не чувственное влечение и страсть, а духовное развитие; любить в человеке нужно душу.

Аристотель. Я, как человек женатый, считаю, что нужно жениться. Но у людей живущих вместе должны быть общие интересы. Моя жена Пифиада, например, занимается биологией. У нас есть дочь.

Эпикур. Я предпочитаю любви дружбу.

  • Что делать со сварливой женой?

Сократ. Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу её нрав, то смогу выдержать всякие характеры… Поверьте мне, терпение никогда не смешно… Я приучил себя ко всему этому шуму.

Аристотель. Ее право ругаться, мое право-не слушать!

Эпикур. Да, поэтому я предпочитаю любви дружбу.

Платон. Да, семейная жизнь далека от идеальной.

Сократ. Брак должен быть союзом двух любящих сердец.

Сценка. Рассуждения о счастье

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни?

Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них сказал:

— Самое главное в жизни — это здоровье.

Другой сказал:

— Самое главное — это иметь хорошо сложенное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.

Третий сказал:

— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.

После того, как высказались все, они спросили у Сократа:

— А ты что думаешь об этом?

Сократ сказал:

— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди сказали:

— Нет, Сократ, это не обязательно.

— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?

— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.

— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?

— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. — Такие люди часто бывают одинокими.

—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтете врача, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

  • Что такое счастье?

Сократ. Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Платон. Стараясь о счастье других мы находим свое собственное.

Аристотель. Счастье — это довольство собою.

Эпикур. Счастье в удовольствии.

Сократ. Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.

Эпикур. Счастье в отсутствии страданий, занятии любимым делом, дружбе. Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

- А сейчас, пусть каждый из вас напишет, что же по - вашему представляет собой счастье?

(читаем ответы)

- Да, философия хороша тем, что заставляет человека задуматься над своей жизнью. Спасибо за ваши искренние ответы на такой глобальный философский вопрос.

- Но вернемся к античной философии. Вам предлагается небольшая заключительная викторина.

Викторина по теме «Античная философия».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Составить глоссарий по теме «Средневековая философия»

(теология, догматы, схоластика, патристика).

3 мин.

1мин.32.

13 мин.

Фрагменты учебного фильма (по частям). В целом около 7 минут. В каждой презентации

12 мин.

12 мин.

Вопросы для закрепления сопровождают презентации

10 мин.

Фрагменты учебного фильма. В целом около 3 минут.

(в шапке или коробке лежат вопросы, философы достают их и отвечают)

7 мин.

.

3 мин.

2 мин.

15 мин.

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А.по дисциплине "История изобразительного искусства" по теме "Виды и жанры искусства".

Данная методическая разработка может использоваться, как преподавателями "Истории изобразительного искусства" в колледжах художественной направленности, так и в школах на занятиях изобразите...

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А.по дисциплине "История изобразительного искусства".

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. к зачетному занятию по дисциплине "История изобразительного искусства" может использоваться преподавателями колледжей художест...

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Голландии XVII века".

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться преподавателями колледжа художественной направленности, уичтелями художественных школ и средней школы на уроках МХК и ИЗО...

Методическая разработка контрольной работы преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История прически и костюма".

Данная методическая разработка может использоваться на зачетном занятии и в качестве текущего контроля по дисциплине "История прически и костюма"....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы цветоведения" на тему "Цветовая композиция" для студентов специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Данная презентация преподавателя Серовой Т.А. может использованться на занятиях в колледже по дисциплинам, связанным с художественным творчеством, а также в художественных школах....

Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюмы населения Франции XVI века"преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А.

Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюма населения Франции XVI века", выполненный преподавателем ГБПОУ СКиСиГ Серовой Т.А....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...