Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Голландии XVII века".
методическая разработка

Серова Татьяна Александровна

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться преподавателями колледжа художественной направленности, уичтелями художественных школ и средней школы на уроках МХК и ИЗО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства»

Методическая разработка преподавателя высшей категории

Серовой Татьяны Александровны

Конспект открытого урока по дисциплине «История изобразительного искусства»

«История изобразительного искусства» для специальностей:

43.02.02 «Парикмахерское искусство»

43.02.03 «Стилистика и искусство визажа»

43.02.13 «Технология эстетических услуг»

43.02.12 «Технология парикмахерского искусства»

Москва, 2020

Конспект урока

Тема Искусство Голландии XVII века

Тип занятия Комбинированное занятие

Цель занятия: сформировать представление об особенностях творчества голландских художников XVII века

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с особенностями творчества голландских художников XVII века, таких как Питер де Хох, Франс Халс, Ян Стен, Виллем Калф, Герард Терборх, Ян Вермеер Делфтский, Рембрандт Харменс ван Рейн;

Воспитательная: воспитание нравственно – эстетического восприятия окружающего мира, потребности постоянно общаться с изобразительным искусством; воспитание гуманизма, понимания идейной основы произведения искусства.

Развивающая: развитие кругозора, эмоциональной отзывчивости,

грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе; развитие творческих способностей.

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия: репродукции картин и портретов художников.

2. Раздаточный материал: индивидуальный план урока, глоссарий, таблица для индивидуальной работы на уроке, вопросы для актуализации материала и его закрепления, методические рекомендации по выполнению домашней работы.

3.Технические средства обучения: презентация на тему: «Искусство Голландии XVII века», видеофрагменты с картинами Рембрандта, учебный фильм «Возвращение блудного сына», музыка Бетховена и Альбинони.

4. Межпредметные связи: осуществляется тесная связь с учебными дисциплинами: «История», «История прически и костюма», «Рисунок и живопись», «Основы цветоведения».

5. Внутрипредметные связи: осуществляется связь между различными этапами урока: объяснением нового материала, закреплением, практической работой студентов, работой над презентацией, устной и письменной работой, работой с текстом и наглядным материалом.

Конспект урока по теме: «Искусство Голландии XVII века»

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Повторение пройденного материала

Объяснение нового материала и первичное  его  закрепление

Практическая работа

Первичное закрепление

Объяснение нового материала

 

Подведение итогов урока

Домашнее задание

    Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока, обращение к глоссарию.

   Тема сегодняшнего урока – искусство Голландии XVII века. Цель урока: ознакомиться с особенностями творчества некоторых голландских художников XVII века.

     Почему знакомимся с их творчеством? Дело в том, что искусство Голландии в этот период переживало свой «золотой век». И достижения голландских художников были столь значительны, что оказали существенное влияние на дальнейшее развитие европейского изобразительного искусства.

     Вспомните, Нидерланды в этот период делятся на Фландрию (ее южную часть) и Голландию (северную часть). На предыдущем уроке мы говорили о Фландрии или фламандском искусстве XVII века.

    В вашем плане есть вопросы по материалу предыдущего урока.

Вопросы для повторения по теме: «Искусство Фландрии XVII века»:

  1. Господствующее направление в искусстве Фландрии XVII века.
  2. Какие черты характерны для фламандского барокко?
  3. Какой новый жанр утвердился во Фландрии как самостоятельный? Что для него характерно?
  4. Какого художника мы можем назвать «главой фламандской школы живописи»?
  5. В каких сферах раскрылись таланты Рубенса?
  6. Какой была тематика его произведений?
  7. Приведите примеры живописных работ Рубенса.
  8. Каков вклад Антониса ван Дейка в развитие живописи?
  9. Каково значение творчества Франса Снейдерса для развития изобразительного искусства?
  1. Как и в Италии, господствующим направлением во Фландрии стало барокко.
  2. Произведения фламандцев наполнены ощущением красочного богатства мира, стихийной мощи человека и восхищением изобилием природы. Фламандские художники развивали бытовой жанр, в котором нашла отражение жизнь нидерландского народа.
  3. Натюрморт в XVII веке окончательно утвердился как самостоятельный жанр. Фламандские натюрморты прославляют красоту окружающего мира, богатство плодов земли и моря. Полотна крупные по размерам, яркие по колориту.
  4. Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640).
  5. Рубенс был живописцем, графиком, архитектором – декоратором, оформителем театральных зрелищ, талантливым дипломатом и ученым.
  6. Рубенс пишет полотна на мифологические и библейские сюжеты, портреты, пейзажи, декоративные полотна.
  7. «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис», «Воздвижение креста», «Портрет Изабеллы Брандт», «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми», «Шубка» и т.д.)
  8. Разработанный Ван Дейком тип аристократического парадного портрета оказал значительное влияние на дальнейшее развитие английской и европейской живописи.
  9. Франс Снейдерс оказал большое влияние на развитие монументального декоративного натюрморта.)

Вступительное слово преподавателя.

       -   Интерес к Голландии и ее культуре проявился в России в начале XVIII веке, после того как Петра I посетил Амстердам. Он был восхищен трудолюбием этого народа, его экономическими и культурными достижениями. Царя интересовал передовой флот. Под чужим именем Петр работал на голландских верфях. В России началась мода на все голландское. Схожесть климата и ландшафта, обилие воды дают возможность создать на берегах Невы город - двойник Амстердама.

    В Петербурге строятся дома, набережные и корабли, похожие на голландские. Царским указом был учрежден новый российский флаг, и он тоже почти голландский, только полосы поменялись местами.

    Помимо флота Петра удивило огромное количество картин, выставленных на продажу. Для украшения дворцов Санкт – Петербурга царь привез 120 полотен.                                                

- А теперь, вы внимательно смотрите презентацию и слушаете выступление Периг Галины, которая получила опережающее задание. По ходу ее выступления вы устно отвечаете на вопросы по просмотренному материалу и заполняете таблицу (достаньте ее из плана работы). Итак, таблица состоит из четырех колонок: имя художника, его произведения, жанр (или жанры), в котором он работал, значение его творчества для дальнейшего развития изобразительного искусства. Качество заполнения таблицы будет зависеть от того, насколько внимательно вы будете слушать выступление вашей сокурсницы и смотреть презентацию. Подпишите ее, пожалуйста. Заполненную таблицу вы сдадите в конце второго урока.

       Защита презентации подготовленной студенткой.

         - Северные Нидерланды после победы над испанской монархией стали называться Голландией по имени самой большой провинции.

    Во второй половине 17 в. в архитектуре получил распространение классицизм.

    Ведущим видом искусства в этот период в Голландии была живопись. Вкусы буржуазного общества определяли пути развития голландского искусства. Художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Если талантливый художник отстаивал свою самостоятельность в вопросах творчества, то он оказывался изолированным. Безвременно погибал в нужде и одиночестве.

     Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность. Ведущее место в живописи заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт. Специализация каждого художника на определенном жанре способствовала совершенствованию его мастерства. Только самые крупные художники писали и пейзажи, и натюрморты. Работали в разных жанрах.

    В каждом жанре существовали свои излюбленные темы.  Так, например, среди пейзажистов были маринисты.  Живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или   лесные чащи, зимние пейзажи или пейзажи с лунным светом.  Возможно именно из – за такой узкой специализации или небольшого размера картин этих художников прозвали малыми голландцами.

Далее идет рассказ об особенностях творчества некоторых голландских художников и развитии бытового жанра, жанра натюрморта, реалистического портрета. (См. презентацию).

Просмотр презентации и заполнение таблицы

Имя художника

Произведения

Жанр

Значение

Значение

Питер де Хох

Франс Халс

Ян Стен

Виллем Калф

Герард Терборх

Ян Вермеер Делфтский

Вопросы для закрепления материала:

  • Какой кажется вам жизнь голландских городов?
  • Насколько (по мнению авторов фильма) изменилась жизнь голландцев?
  • В каком жанре работал Питер де Хох?
  • Назовите характерные особенности его произведений?
  • В каком жанре работал Франс Халс?
  • Назовите характерные особенности его произведений?
  • В каком жанре работал Ян Стен?
  • Назовите характерные особенности его картин?
  • Как относились голландские художники к жанру натюрморта?
  • Что означает в переводе с французского слово «натюрморт»?
  • Какой смысл вкладывают голландцы в понятие натюрморта  («stilleven»)?
  • Какой вид натюрморта получил распространение в Роттердаме? Что изображалось на подобных натюрмортах? С какой целью художники в кухонных натюрмортах изображали некоторый беспорядок?
  • Что может рассказать натюрморт о жизни человека?
  • Символом чего является на философских натюрмортах виноград?
  • В каком жанре работал Виллем Калф?
  • Что характерно для его творчества?
  • В каких жанрах работал Ян Вермеер Делфтский?
  • Что характерно для его творчества?
  • Назовите картину по фрагменту.

Проверка выполнения таблицы.

Второй урок.

Б) Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна

Вступительное слово учителя: Его имя стоит в одном ряду с такими гениями как Толстой, Рафаэль, Гюго, Бетховен. Его имя слышали все, и хоть раз каждый видел репродукции его картин. Мы с вами живем в Москве, где есть множество музеев. Один из них Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в залах которого хранится коллекция великого голландца, художника 17 века, опередившего свое время – Рембрандта Харменса ван Рейна, о нем – наш следующий рассказ…

Выступление студентки 

(Корчемагина Александра)

      Ранее детство Рембрандта проходило в городе Лейдене, где его отец держал мельницу на берегу одного из притоков Рейна. Собственно, приставка «Ван Рейн» является родовым прозвищем живописца, буквально означающим «который с Рейна».

      С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. Заказов было мало, поэтому художник без устали практиковался на самом себе, своих родственниках и близких. В это время он пишет множество автопортретов, изображая себя с различными выражениями лица: смущенным, улыбающимся, смеющимся, раздраженным. Так Рембрандт начал совершенствовать свои возможности реалистичной передачи психологических состояний своих героев. 

       Ранние гравюры Рембрандта уже отличаются большим мастерством исполнения, а также глубоким пониманием рисунка. Он предпочитал выбирать персонажей для своих произведений, из самых низов голландского общества. Его офорты, посвященные нищим, калекам и бродягам, были настолько искусны, что привлекли к его творчеству общественное внимание. У Рембрандта появилось больше заказов, к нему стали приходить ученики, художнику стали предсказывать большое будущее.

    Поскольку это художник огромного дарования – ему подвластны все жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт.

      В этом небольшом отрывке вы увидите пейзажи, натюрморт, автопортреты, портреты отца, матери художника. Видеофрагмент сопровождает музыка Бетховена «Расставание».

  • Видеофрагмент с картинами Рембранта сопровождается музыкой Бетховена «Расставание».

Выступление студентки (Селезнева Олеся)

Всего через два года своей жизни в Амстердламе, Рембрандт женится. Супругой живописца стала дочь богатых патрициев Саския ван Эйленборх. Художник очень любил супругу и часто создавал её портреты в самых разных образах.

     В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. Женщина беременна, её голова украшена венком из цветов.

       Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Рембрандт в образе жениха, одетый в нарядный костюм, держит на коленях Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. Одной рукой он нежно придерживает спутницу за талию, другой – поднимает роскошный бокал, как бы предлагая и зрителю выпить за их семейное счастье.

     Одним из самых лучших произведений является «Портрет сына Титуса за чтением». Перед нами живое воплощение юности, свежести и задора. Мальчик живет в своем мире книг, фантазий и удивительных мечтаний. По лицу увлеченно читающего Титуса бегают искрящиеся солнечные зайчики, на его губах играет улыбка. Черты лица и рыжие кудри мальчика напоминают его мать Саскию.

       В следующем небольшом отрывке вы увидите «Автопортрет с Саскией на коленях», «Флору», многочисленные портреты сына Титуса, более поздний и совершенный автопортрет художника. Видеофрагмент сопровождает  музыка Бетховена «Мелодия слез».

  • Видеофрагмент с картинами Рембранта сопровождается музыкой Бетховена «Мелодия слез». 

  • Сцены из драмы в стихах «Рембрандт» Дмитрия Кедрина. 

  • Выступают подготовленные студенты: Каштанова Анастасия, Прокопьева Елена, Корчемагина Александра, Периг Галина, Мельникова Мария, Селезнева Олеся, Шкарина Ирина, Смирнова Дарья).  

                       

-   А сейчас вы увидите сцены из драмы в стихах «Рембрандт» Дмитрия Кедрина.

(На сцене стоит мольберт, повернутый в зрительный зал. На мольберте автопортрет Рембрандта, рядом кисти и палитра…)

Рассказчик: Он создал 800 картин, 300 офортов и более 2000 рисунков. Он не писал трактатов по искусству. Однако имел много учеников, его при жизни называли «королем живописцев» и в то же время упрекали в манере неровно класть краски…

(За мольбертом работает Рембрандт, в руках его кисть и палитра)

Рембрандт (перебивая): Я не красильщик, я – художник! Я ищу в жизни не славы, а свободы.

(Выходит из – за мольберта, оставляя кисть и палитру…)

     Меня зовут Рембрандт Харменс ван Рейн. (Кланяется.) Я родился 15 июля 1606 года в голландском городе Лейдене. Я был шестым ребенком в семье мельника и дочери пекаря. Огромное колесо мельницы моего отца вращали воды могучей реки, имя которой стало и моим именем – ван Рейн значит рожденный на Рейне. Родители хотели видеть мен ученым или крупным чиновником. Это и понятно: сами они были из простого сословья. Семи лет меня отдали в латинскую школу. А в 14 лет записали в Лейденский университет, там я пробыл около года, не имея к занятиям увы никакого вкуса…

Пожилой бургомистр, опираясь на палку, произносит:

 Бургомистр. Я бургомистр города Лейден -  Ян Орлерс.

     С огромной гордостью быть земляком и современником великого художника в своих мемуарах я напишу: «Вскоре обнаружилась природная склонность мальчика к искусству живописи, так что родители вынуждены были взять его из школы и, чтобы развивать дальше его талант, отдали его учиться живописи к художнику Якобу ван Сваненбюрху. Там он оставался три года и сделал такие успехи, что всех приводили в восторг его работы. Тогда отец счел за лучшее отдать его уже известному художнику Питеру Ластману в Амстердам. Здесь он пробыл полгода, стал самостоятельным художником и вскоре – одним из величайших живописцев своего века.»

Рембрандт (работая за мольбертом, размышляет вслух). О, Амстердам! Город, где сбылась мечта моих честолюбивых родителей, здесь их сын стал знаменит, купил самый дорогой дом, наполнил его роскошными диковинками, женился на богатой красавице, и заказы текут к нему золотой рекой… Но не деньги интересовали меня в моей работе, а возможность доходчиво рассказать людям, каким я вижу наш мир. Небо, море, земля, животные, добрые и злые люди – все достойно моего интереса. Равнины, холмы, ручьи и деревья говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас.

Рассказчик: Его окружали разные люди: восторженные почитатели и желчные завистники, влюбленные женщины и бессовестные интриганы.

Флинк: Меня зовут Флинк. (Кланяется.) Я ученик Рембрандта. Скоро я покину его. Ведь у него много долгов, он совершенно безразличен к деньгам и тратит их бездумно на всякие пустяки, в результате оставаясь в убытке. К тому же он одержим своим искусством и требует того же от своих учеников. А мне не нужны его причудливые картины с безумным неземным светом, меня интересуют деньги. Но пока он мой хозяин, и я помогаю ему развешивать по стенам гипсовые слепки.

(Флинк рассматривает гипсовый слепок руки…)

Флинк:

На диво интересная рука!

Когда – то был и я ведь хиромантом.

Рембрандт: А был, так погадай – рука моя.

Флинк:

Здесь на ладони меж пересечений

Других морщин, - Знак солнца вижу я,

Тот знак гласит, что вы, учитель, - гений…

Рембрандт: Так. Дальше что?

Флинк:

Венерино кольцо,

Пересеченное глубоким шрамом.

Хе – хе! Владеющее им лицо

Весьма приятно девушкам и дамам…

Рембрандт: (в сторону)

Сейчас соврет, что мне везет в игре.

Флинк:

Вам врать, учитель, было б святотатством.

Морщинка на Меркурьевом бугре

Пророчит вам великое богатство.

Рембрандт: Ты б Винчи был, когда бы, как вранья,

Художества усвоил ты науку!

Ведь вместо собственной ладони я

Тебе подсунул каторжника руку. (смеется)

Флинк: (обиженно) Что ж, воля ваша!

Рассказчик: Судьба не щадила его. Умирает любимая жена Саския, болезнь уносит любимого сына Титуса, уходят ученики, кончаются деньги.

Служанка: 

Вот колбаса с подливкою капустной,

Здесь пирожки, тут суп со спаржей есть…

Рембрандт:

Нет… Мне сегодня почему – то грустно.

Ты помнишь, как хозяйка умерла?

И как в гробу лежала в платье бальном,

Как амстердамские  колокола

Над шествием звонили погребальным,

И как она любила этот дом

С уютным садом, с тихим бельэтажем,

Как в катафалке, под узцы ведом,

Шел черный конь, украшенный плюмажем,

Как нищие за белым гробом шли,

А в нем желтел ее наивный профиль,

И как на Зюдерзее корабли

Прощались с ней… Ты снова плачешь, Стофельс?

Служанка: 

Нет, сударь, нет!

Рембрандт:

А все же я сильней,

Чем даже смерть!

Служанка: 

Вы фантазер, мой барин.

Рембрандт: (встает)

Моя палитра властвует над ней!

Ей не свалить меня одним ударом!

Я Саскию нанес на полотно

И пусть, сбирая урожай обильный,

Смерть косит десять поколений, но

Она зубами лязгая бессильно,

Не раз минует чистый образ тот,

То полотно, что, как письмо в конверте,

К потомкам отдаленнейшим дойдет

И тронет их. Да, я сильнее смерти!

Служанка: 

Грешно так думать…

Фромантен:  Я – французский художник и писатель Эжен Фромантен. Через 200 лет я написал в книге «Старые мастера» такие слова о Рембрандте: «Умирает жена, его волокут в камеру несостоятельных должников, отнимают все, что он любит, но никто не слышит от него жалоб. Он рисует без устали, и чем сильнее удары судьбы, тем более впечатляющие произведения он создает. Его картины полны света, чувства, волнения, чего – то неясного, неопределимого, необъятного, прием светотени – естественная поэтическая атмосфера, в которой неизменно обитает гений Рембрандта».

Приказчик:  (читает)

«На основании второй главы,

А именно – параграфа шестого

Законов наших, суд и магистрат

Решили дело, в коем…

Рембрандт: Что за бредни?!

Приказчик:  

…ответчиком является Рембрандт,

А в иске просит Людвиг Дирк, посредник.

Нотариус доложил суть дела их.

Дирк, будучи Рембрандту другом близким,

Ссудил сто двадцать тысяч золотых

Последнему (предъявлена расписка)».

Рембрандт: Сто двадцать тысяч! Ты в своем уме?!

Приказчик:  

Вы мне читать мешаете!... Ответчик,

Истцом предупрежденный о тюрьме,

Сказал ему, что расплатиться нечем.

Суд порешил: в уплату иска – дом

Ответчика с усадьбой семь на десять,

А так же все, что в нем или при нем,

Отдать истцу, их тяжбу зрело взвесив. (Сворачивает указ)

Ну, вот и все! Ты понял наконец!

Так выметайся! Нечего коситься!

Рембрандт:

Позвольте, сударь. Если вы – писец,

То следственно, супруга ваша – псица.

Уж где тут помнить совесть или честь!

Но суть е в этом… Я теряю разум…

Где ж справедливость? Может это месть?!

Кто подписался под таким указом?!

Рассказчик:  Выходец из простонародья, он никогда не старался стать аристократом, приблизиться к сильным мира сего. С его картин смотрят на нас лица людей, такие узнаваемые, будто смотрим мы в зеркало. «Мужицкий реализм», - скажут эстеты, «Правда жизни», - скажем мы.

Рембрандт Я умер 4 октября 1669 года в самом дешевом номере грязной гостиницы на окраине Амстердама. На моих похоронах не гремел траурный оркестр, не рыдали родные. На долгое время мое имя было забыто.

Делакруа. Я Эжен Делакруа, французский художник, почти через 200 лет после смерти Рембрандта я напишу в своем дневнике: «Может быть когда -  нибудь откроют, что Рембрандт гораздо более великий художник, чем Рафаэль. Я пишу это богохульство, от которого у всех представителей Академии волосы встанут дыбом, не принимая окончательного решения, но только чувствуя, по мере того, как продвигаюсь по жизненному пути, что правда в его творчестве – самое прекрасное и редкое качество».

Рассказчик

Он – живописец нищих, наш талант!

Пусть надорвался он, но злу не внемля,

Он на плечах широких, как атлант,

Намного выше поднял нашу Землю.

Участники выходят на поклон.

  • В заключении демонстрируется видеофрагмент сют картинами Рембранта. Он сопровождается  музыкой Альбинони «Адажио». 

                                                                                                                     

В) - А сейчас вашему вниманию предлагается небольшой фильм о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Демонстрируется фильм

Вопросы:

  1. Почему картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» называют исповедью художника, эпилогом его творчества?
  2. Сколько раз обращался художник к этой теме? Как он рассматривал встречу отца и сына в многочисленных набросках 1636 года? Как  впоследствии изменились замыслы художника?
  3. Соответствует ли сложившейся традиции «Возвращение блудного сына» Рембрандта? Чем отличается полотно Рембрандта от традиционной трактовки библейской притчи?
  4. Каким образом строится композиция картины?
  5. Рембрандт был непревзойденным мастером работы со светом и тенью. Каким образом свет в картине помогает передать идейные замыслы художника?
  6. Что символизирует алое одеяние отца?
  7. Чему учит нас это произведение?

Ответы устные. Затем письменные. Вопросы не пишем. Получаем небольшое эссе.

                                                                                                     

Примерные ответы:

  1. Картину «Возвращение блудного сына» называют гимном любви, надежды и прощения. По простоте и глубине содержания – это редкое художественное произведение. Тема искушения и блуждания человека с целью познания мира и самого себя красной нитью проходит через его творчество. Весь свой жизненный опыт Рембрандт вкладывает в эту картину.  Художник видит себя таким же блудным сыном, который, пережив и славу, и забвение, приходит к Богу за прощением.
  2. Художник обращался к этой теме неоднократно. В многочисленных набросках 1636 года мастер изображает бурное раскаяние сына при встрече с отцом. Впоследствии он пишет нечаянную встречу. И лишь через тридцать лет создает монументальное трагическое полотно, в котором оборванный нищий с бритой головой каторжника стоит на коленях перед обессилевшим стариком, у которого даже нет сил обнять сына. Отец лишь осторожно прикасается к нему руками, все еще не веря в его возвращение.
  3. В традиционной трактовке изображалась радостная встреча, за которой следовал пир. На картине Рембрандта мы не видим радости, не видим счастливых слез. Художник пренебрег сложившейся традицией и создал трагическое полотно.
  4. Действие разворачивается на небольшой площадке перед домом отца. На переднем плане картины мы видим сына, преклонившего колени перед отцом. Освещенного светом человека (старшего сына – участника происходящего). В глубине картины подразумеваются очертания дома. Невольные свидетели этой сцены (на втором плане картины справа) застыли, потрясенные ее величием.  
  5. Центральные персонажи в луче света. Однако источник света не ясен. Персонажи как бы светятся изнутри. Светом залиты чело и руки отца, а изображение сына как бы залито этим отраженным светом, показывая тем самым исходящую от отца любовь и прощение, которое так трепетно согревает заблудшего сына.

Выделено светом и лицо старшего сына. Художник показывает тем самым, что старший сын является участником событий.

  1. Алое одеяние отца символизирует надежду, любовь, страдание и прощение. Это человек наделенный властью и святостью.
  2. Картина учит нас милосердию, прощению, любви; наполняет наши сердца надеждой и верой.

Зачитываем несколько работ.

 - Сегодня мы с вами проделали большую работу. Благодаря тем студентам, которые приняли активное участие в подготовке этого урока занятие получилось содержательным и интересным.

(Далее анализируется вклад каждого студента в учебное занятие)

Выполнить презентацию по одной из картин Рембрандта.

      Методические рекомендации по выполнению презентации

1.        Выбрать картину для презентации.

2.        Познакомиться с историей создания этой картины.

3.        Познакомиться с материалом, который лег в основу данного произведения (например, евангельская притча).

4.        Описать средства художественной выразительности данного произведения (композиция, колорит, освещение, техника письма).

5.        Определить идейный замысел художника.

6. Отразить все вышеперечисленные пункты в презентации.

7.        Подобрать иллюстративный материал для презентации (это могут быть фрагменты картины, картина в целом, объекты, связанные с историей создания и содержанием произведения).

9.        Рассчитать необходимое количество слайдов.

10.        Подготовить на отдельных листах текстовую информацию к слайдам для защиты презентации.

11.        Оформить презентацию: стиль оформления слайдов, режим ручной или автоматической смены слайдов, наличие эффектов анимации объектов и текста.

12.         Подготовиться к защите презентации.

13.        Оформить презентацию для сдачи преподавателю: титульный лист, вводная часть, содержательная часть (презентация и текстовая информация), список  используемой литературы или интернет ресурсов.

14.        Время защиты - 5 – 7 мин.

3 мин.

У каждого студента есть раздаточный материал, в который входит план учебного занятия, вопросы для повторения и первичного закрепления материала, таблицы, глоссарий, методические рекомендации для выполнения домашней работы.

3 - 4  мин.

1 мин.

1 мин.

Презентация прилагается

Презентация содержит фрагменты фильма «Эрмитаж. Малые голландцы» (5 частей: 1 – 2 мин.21, 2 – 1мин.48, 3 – 1 мин.16, 4 – 1минн.42, 5 – 2 мин.40; итого: 9 мин.)

Вопросы для закрепления сопровождают презентацию.

Этап объяснения первой части нового материала со всеми видами работ занимает примерно

25 мин.

1 мин.

2 мин.

Видеофрагмент

1мин. 38 сек.

2 мин.

Видеофрагмент

1мин. 03 сек.                        

10 – 12 мин.

Гипсовый слепок студенты делали самостоятельно

Видеофрагмент

2мин. 20 сек.                        

Фильм

(6 мин. 30 сек).

15 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А.по дисциплине "История изобразительного искусства" по теме "Виды и жанры искусства".

Данная методическая разработка может использоваться, как преподавателями "Истории изобразительного искусства" в колледжах художественной направленности, так и в школах на занятиях изобразите...

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А.по дисциплине "История изобразительного искусства".

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. к зачетному занятию по дисциплине "История изобразительного искусства" может использоваться преподавателями колледжей художест...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Голландии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться, как на занятиях по "Истории изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, а также в художе...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Испании XVII - XIX веков»

Данная презентация может использоваться как на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Классическая живопись Франции XVII века»

Презенатация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", а также на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....