Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Испании XVII - XIX веков»
презентация урока для интерактивной доски

Серова Татьяна Александровна

Данная презентация может использоваться как на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Испании XVII - XIX веков»

Слайд 2

Золотой век испанской живописи XVII век был «золотым веком» испанской живописи. Уже в первые десятилетия века здесь преобладала реалистическая тенденция, чему способствовало распространение «караваджизма» и приток произведений искусства из Италии. В эту эпоху творили такие замечательные мастера, как Хусепе Рибера, Франциско Сурбаран, Диего Веласкес.

Слайд 3

Хусепе де Рибера Одним из первых представителей реалистической школы был Хусепе де Рибера (1591 – 1652), живописец график, последователь Караваджо. Автопортрет.

Слайд 4

Казнь святого Филиппа В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью и драматизмом.

Слайд 5

Хромоножка Есть у него «Хромоножка» - большой, в рост, портрет нищего мальчика – калеки с изуродованными, вывернутыми ногами и руками. Его хромоножка не просит жалости, хотя и просит подаяния: смотрит с вызовом, стоит выпрямившись и смеется. Вот истинная испанская народная гордость, веселая гордость человека в лохмотьях.

Слайд 6

Философ Диоген Художник обращался также к мифологическим сюжетам, писал портреты, воплощая в них национально – самобытные черты испанцев. Художник с упорным постоянством писал бедных людей и нарекал их именами евангельских апостолов, святых или древних мудрецов: «Апостол Иаков Старший», «Апостол Варфоломей», «Философ Диоген».

Слайд 7

Святая Инесса Лучшая картина Риберы – «Святая Инесса». Это легенда о юной христианской мученице, которую бросили в тюрьму обнаженной; ей нечем было прикрыть наготу, кроме длинных волос, но ангел окутал Инессу покрывалом. Рибера писал Инессу со своей дочери. Это воплощенная красота невинности, отроческого целомудрия.

Слайд 8

Франциско Сурбаран Художественные идеалы Испании 17 века нашли свое отражение в творчестве Франциско Сурбарана (1598 – 1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Он родился в крестьянской семье в сельской местности, а образование получил в Севилье. Предполагаемый автопортрет.

Слайд 9

Святой Лаврентий Величие Сурбарана – это величие простоты. В монументальных циклах из жизни монахов, мучеников, святых Сурбаран показал их душевное благородство, способность к сильным чувствам. Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить «Св. Лаврентий», огромное полотно, написанное в 1636 для монастыря Сан Хосе в Севилье. Фигура святого юноши в великолепном вышитом золотом дьяконском облачении, высится на фоне пейзажа, он держит железную решетку, на которой был сожжен заживо. В 1626 г. художник создал цикл из 21 картины, изображающий историю св. Доминика , который принес ему широкую известность.

Слайд 10

Отрочество Марии Он с воодушевлением писал растроганные лица молящихся, сумрачные взоры гордых андалузских красавиц. Как свойственно чистым и бесхитростным людям, очень любил детей: у него есть обаятельные детские портреты, например «Отрочество Марии» - портрет милой, скромной девочки, вероятно дочери художника.

Слайд 11

Натюрморт с апельсинами и лимонами В натюрмортах Сурбаран применял строгие упорядоченные композиции, изображал простые и изящные вещи. Особое очарование живописи его натюрмортов придают тонкая игра светотени, контрастный колорит, точная передача натуры («Натюрморт с апельсинами и лимонами»).

Слайд 12

Памятник Сурбарану в Севильи

Слайд 13

Диего Веласкес Непревзойденным гением живописи был Диего Веласкес (1599 – 1660). «Совсем как живое! Где же картина?» - сказал один из современников, увидев «Менины» Веласкеса. Крамской говорил: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает он творит, так вот просто берет какую – то массу и месит, и, как у господа бога, - шевелится, смотрит, мигает, и в голову не приходят ни рельеф, ни даже краски, ничего».

Слайд 14

Венера с зеркалом У Веласкеса есть картины на мифологическую тему.

Слайд 15

Сдача Бреды Есть у Веласкеса одно историческое полотно «Сдача Бреды» (эпизод войны Испании с Нидерландами).

Слайд 16

Портрет Филиппа IV Веласкес в течение почти сорока лет был придворным живописцем короля Филиппа IV , писал портреты самого короля, его детей, приближенных, карликов, шутов. Как и его приближенные, Филипп IV был слишком упоен своим гонором, чтобы заметить, что кисть Веласкеса просвечивает его насквозь. Король не видел в своих изображениях того, что теперь нам так ясно видно: слабодушного заурядного человека с закрученными жидкими усами («Портрет Филиппа 4»).

Слайд 17

Портрет Иннокентия X И только папа Иннокентий X , человек подозрительный, коварный, но умный и проницательный, при виде своего портрета не мог удержаться от восклицания: «чересчур правдиво!».

Слайд 18

Шут короля Когда Веласкес писал уродов – шутов короля, он показывал сквозь жалкую внешность поруганное человеческое достоинство, тайные муки.

Слайд 19

Портрет инфанты Маргариты Когда он писал юных инфант – за искусственностью нарядов показывал печаль детей, лишенных детства. Как говорит о Веласкесе один критик, «по внешнему своему положению являясь почти рабом, внутренне он был совершенно свободен».

Слайд 20

Менины Инфанту Маргариту Веласкес писал очень часто и однажды сделал ее центром композиции «Менины» (менины – фрейлины, придворные дамы). Там эта бедняжка стоит так же оцепенело, скованная своим кринолином, посреди большой комнаты; вокруг нее услужливо вьются фрейлины, тут же карлики и большая собака. Композиция построена своеобразно. В глубине, на задней стене – просвет: открытая дверь на лестницу, там стоит какой – то придворный. Свет проникает и из этой двери и справа из окна. Рядом с дверью висит зеркало, и в нем видны отражения короля и королевы – подразумевается, что они стоят за пределами картины. И наконец, в картине Веласкес изобразил самого себя за мольбертом – пишущим, очевидно, портрет короля и королевы. Сложная пространственная композиция решена художником блестяще.

Слайд 21

Пряхи Веласкес любил простые лица и всячески искал случая их написать, отдыхая от чопорных придворных. Он написал картину «Пряхи», которая, как и «Менины», представляет собой решение трудной пространственной и световой задачи. Было принято писать задние планы затененными, а передние освещать; Веласкес делает обратное – он сплошь заливает солнечным светом глубину, где висит вытканный ткачихами гобелен и стоят, рассматривая его придворные дамы, а первый план, где мастерицы трудятся с веретенами и ткацкими станками, погружает в тень с более слабым светом из бокового окна. В отличие от скованных принцесс и фрейлин, фигуры и движения работающих девушек полны чудесной непринужденности. «Менины» и «Пряхи» были созданы в последние годы жизни художника.

Слайд 22

Фрагмент картины «Менины» Жизнь Веласкеса была сосредоточенным подвигом служения истине искусства. Он был придворным, а кроме того, исполнял различные деловые должности, вроде заведующего дворцовыми помещениями, которые были ему в тягость. Он был скромен и небогат. Один из его биографов говорит: «Этот приближенный испанского двора более близок к нищете Рембрандта, чем к буржуазной роскоши Рубенса». Он умер около шестидесяти лет. На его памятнике высечены слова: «Живописцу истины».

Слайд 23

Франциско Гойя 18 век был далеко не лучшим временем испанского искусства. Только в конце 18 и начале 19 века мы встречаемся с новой вспышкой испанского гения в творчестве Франциско Гойи . Долгая жизнь Гойи похожа на увлекательный роман. В его первых главах – приключения и опасные шалости пылкого молодого испанца: дуэли, нескончаемые любовные интриги, бродячая жизнь в странствующей труппе матадоров. В заключительной главе – уединенный «Дом Глухого», куда никого не впускают, где его хозяин, угрюмых глухой старик, в одиночестве покрывает стены черными фресками, образами привидений и смерти…

Слайд 24

Памятник Франциско Гойи в Сарагосе А посередине – годы громкой славы, успехов, жизнь при мадридском дворе и сопричастность его «тайнам», благоволение простоватого короля Карлоса IV , роман с экстравагантной красавицей герцогиней Альба, счастливое избавление от суда инквизиции. Потом – оккупация страны Наполеоном – события потрясшие душу Гойи, волна реакций, казней, репрессий, опала Гойи, уединение в «Доме глухого», а совсем незадолго до смерти – переезд во Францию. А параллельно жизненному роману разворачивался еще более сложный роман – роман его искусства.

Слайд 25

Семья Карла IV Он был первым живописцем двора Карлоса IV , но изображал семью короля со злой насмешливостью.

Слайд 26

Расстрел Он числился придворным художником при Жозефе Бонапарте – ставленнике Наполеона, но создал серию гравюр о сопротивлении оккупантам и потрясающую картину «Расстрел». Он клеймил инквизицию, жестоко издевался над суевериями, но сам едва ли не верил в приведения и в реальность страшных снов.

Слайд 27

Маха и незнакомцы В первую половину жизни Гойя был превосходным живописцем, стремившемся идти по стопам Веласкеса, блистательным колористом. Он любил огненные тона, как бы сквозящие сквозь дымчатый налет или черную вуаль. Первую известность ему принесли картоны для шпалер . Он брал для них разнообразные сюжеты: тут были и нищие, и стражники, и контрабандисты, и веселящиеся поселяне. Дух спектакля и маскарада (свойственный рококо), отличал эти очень красивые по цвету работы («Маха и незнакомцы»).

Слайд 28

Антониа Зарате Став после шпалер знаменитым и модным придворным живописцем, Гойя писал несметное множество портретов. В портретах тема маскарада продолжается: одна маркиза предстает в виде грациозной пастушки, другая – в виде музы с лирой в руках; король – охотником и т.д. Замечательны портреты личных друзей художника.

Слайд 29

Аллегория Испании Примерно с середины 90 – х годов он делал серию рисунков (затем гравюр), которую назвал «Капричос», то есть капризы, фантазии. При всей своей странности и фантастичности эта серия из 80 листов дает правдивый образ разложившегося испанского государства. В «Капричос» отражена тема борьбы со злом, причем зло торжествует.

Слайд 30

Сон разума порождает чудовищ Нечистая сила олицетворяет человеческие пороки и духовное уродство («Сон разума порождает чудовищ», «Когда рассветет, мы уйдем»).

Слайд 31

Голод Листы «Капричос» были обнародованы только в 1803 году: чудом ему удалось избежать суда инквизиции. Следующая серия гравюр называется «Дезастрес» - «Бедствия». Она отражает героизм народной войны против французов.

Слайд 32

Гравюра из серии «Тавромахия» - «Ловкость и смелость». Затем Гойя создает серию «Тавромахия», посвященную бою быков, а затем серию «Безумства».

Слайд 33

Юпитер, пожирающий своих сыновей. Страшными картинами расписывает Гойя стены «Дома глухого». Но он не был безумен, в этих картинах накопилась горечь перед безумием жизни и влечение к неизведанному.

Слайд 34

Автопортрет Художник, теряющий не только слух, но и зрение, продолжает работать – пишет портреты окружающих его людей. Творчество Гойи оказало огромное влияние на европейское изобразительное искусство вплоть до 20 века.

Слайд 35

Вопросы для повторения Расскажите о творчестве Хусепе де Рибера. Какой вклад в развитие живописи внёс Франциско Сурбаран? Почему Диего Веласкеса назвали «живописцем истины»? Расскажите о творчестве Диего Веласкеса. Дайте анализ одного из произведений художника. Какой вклад в развитие изобразительного искусства внёс Франциско Гойя. Расскажите о творчестве Франциско Гойи.

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Голландии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться, как на занятиях по "Истории изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, а также в художе...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Творчество Эль Греко»

Данная методическая разработка может использоваться как на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства" в колледжах художественной направленности", так и на уроках МХК и ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Классическая живопись Франции XVII века»

Презенатация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", а также на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Английская живопись XVIII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", а также на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....