Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».
методическая разработка по теме

Урок "Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького "На дне" построен на дифференциации уровней литературного развития студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_pravdy_i_very_v_pese_m.gorkogo_na_dne.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Курс 2

Литературная тема: М.Горький. Пьеса «На дне»

Тема: Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».

Тип урока: Анализ текста

Триединая задача: образовательная: выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде и вере; побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки и Бубнова как трех основных идеологов пьесы; развивающая: формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся; воспитательная: содействовать формированию собственной точки зрения по вопросу о вере и правде как философских категориях.

Аспекты учебной деятельности

Уровни литературного развития (ЛР) учащихся

Аргументация целесообразности учебной деятельности

низкий

средний

высокий

1

методы обучения

репродуктивный, частично-поисковый

частично-поисковый, исследовательский

частично-поисковый, исследовательский

Такой выбор методов обучения позволит сделать работу на уроке разнообразной и посильной для каждой группы учащихся

2

вопросы

1. Опережающее домашнее задание.

Н: развитие умения выбирать ключевые цитаты; совершенствование умения работать со справочной литературой.

С: развитие навыков самостоятельного анализа и обобщения; самостоятельной работы с первоисточниками и справочной литературой; развитие монологической речи

В: развитие творческого воображения и навыков монологической речи

1. Подготовить презентацию (или оформить на листах для вывешивания на доску) «Герои о правде и вере», выписав цитаты из текста.

2. Подготовить карточки-информаторы с мнениями критиков и самого М.Горького о жизненных принципах Луки, Сатина и Бубнова.

Письменный анализ средств создания характеров Бубнова, Луки, Сатина (первое появление на сцене, авторские ремарки, особенности речи героя, отношение к нему остальных персонажей; возможно привлечение эскизов сценических костюмов).

Подготовить рассказ героя о себе (Лука, Сатин, Бубнов), сохраняя своеобразие речи персонажа или используя в своей речи цитаты из текста.

2. Работа на уроке. Жизненные позиции ночлежников. Понимание правды: правда идеала и правда факта.

Н: задание, ведущее к ситуации успеха

С: стимулирование активизации мышления; развитие умения обобщать

В: совершенствование умения осмыслять и систематизировать

Выступление с презентацией «Понимание героями пьесы правды и веры»

Прокомментировать жизненную философию героев, основываясь на цитатах, подготовленных в презентации.

На какие две группы можно поделить ночлежников в соответствии с их пониманием правды?

3. Работа на уроке. Лука, Сатин, Бубнов в системе персонажей

Н: задание, ведущее к ситуации успеха

С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации; развитие монологической речи

В: развитие умения делать сравнительный анализ, умения осмыслять информацию


Н: развитие зрительного восприятия

С: развитие умения анализа средств создания художественного образа

В: развитие творческих способностей

Какие оценки дают критики и М.Горький жизненным принципам Луки, Сатина, Бубнова?






Слушание и оценивание выступлений студентов по предложенной схеме.

Правы ли критики, давая такую оценку героям? Аргументируйте свою позицию.






Заслушивание нескольких письменных домашних работ.

Сопоставьте два варианта цитирования высказывания М.Горького о Луке. Почему в большинстве учебников цитата приводится не полностью? Что меняется при правильном цитировании этой мысли писателя?


Творческое выступление: рассказы о себе Луки, Сатина, Бубнова

3

повторяемый материал

Используя справочную литературу подготовить сообщение об особенностях драматургического рода литературы, драматургического конфликта и способах выражения авторской позиции в драме.

По ходу сообщения заполнить графы таблицы «Особенности драматургического рода литературы».

Задание: «Используя материал таблицы, доказать, что «На дне» - это драматургическое произведение».

По ходу сообщения заполнить графы таблицы «Особенности драматургического рода литературы».

Задание: «Можете ли вы определить, в чем состоит драматургическое новаторство М.Горького? К пьесам какого русского драматурга близка эта драма?»

Н: совершенствование умения работать со справочной литературой, развитие навыков монологической речи, создание ситуации успеха.

С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.

В: развитие умения сравнивать разные произведения, а также активизация мышления

4

внутрипредметные связи

драматургические произведения; изображение «маленького человека» в русской литературе

драматургические произведения; изображение «маленького человека» в русской литературе

драматургические произведения; изображение «маленького человека» в русской литературе; пьесы А.П.Чехова

Н: способствует повторению ранее изученного материала

С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации

В: развитие умения видеть общее в творчестве разных писателей

5

межпредметные связи

информатика (создание презентации)

театральное искусство (эскизы костюмов героев)

актерское мастерство

Н: создание ситуации успеха

С: расширение культурного кругозора

В: развитие творческих способностей

6

самостоятельная работа

Авторская позиция по отношению к Луке, Сатину и Бубнову

Н: развитие умения составлять письменный ответ

С: совершенствование умения самостоятельно работать с информацией; активизация мышления

В: формирование умения видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства; развитие устной речи

Подготовить письменный ответ. Как оценивают герои Луку после его ухода? Почему герои не реализовали своих надежд? В чем видит Лука причины несчастий героев, во что призывает верить: в себя или во внешние обстоятельства?

Составить исторический комментарий к словам Луки о лечебницах для больных алкоголизмом, о развитии Сибири.

Почему драма кончается гибелью именно Актера?



В чем состоит гуманизм Луки Сатина и Бубнова? Чей гуманизм можно назвать ложным, а чей – истинным? Аргументируйте свой ответ.






Анализ монолога Сатина

Прочитайте монолог Сатина о человеке. В чем состоит правда Сатина и чем она отличается от правды Луки и Бубнова? Какими представляются Сатину взаимоотношения человека и обстоятельств, человека и мира? Найдите в монологе прямые переклички с высказываниями Луки. Как Сатин на самом деле относится к человеку (приведите примеры его отношения к соседям по ночлежке)? Как призывает относиться к человеку Лука (приведите конкретные примеры из пьесы)?

Подготовить сообщение «Богоискательство М.Горького» по материалу, предложенному преподавателем.

Как меняется поведение Бубнова в 4-м действии? Что нового мы узнаем о нем? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя? Какие мысли он высказывает о Луке? Что не приемлет в нем? Сделайте обобщение о понимании правды и веры Бубновым.

Почему М.Горький доверил Сатину, а не Бубнову и не Луке высказать свое понимание о правде и вере?

Н: развитие элементарных навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

С: развитие умения анализировать и обобщать

В: развитие умения самостоятельно осмыслять информацию, развитие умения прокомментировать авторскую позицию

7

контроль и обратная связь

письменные и устные высказывания на уроке

письменные и устные высказывания на уроке

письменные и устные высказывания на уроке

вовлечение в работу всей учебной группы студентов; акцентирование ключевых выводов урока

8

планируемые результаты

умение определять родо-жанровые особенности и основную проблематику произведений; умение строить монологический ответ; умение работать с текстом, позволяющее развивать навыки аналитической деятельности; умение аргументировать свое мнение о произведении; умение письменно ответить на проблемный вопрос

умение применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного; умение определять взаимосвязи героев, умение аргументировать свое мнение о произведении;

умение выявить авторскую позицию и доказать свое мнение; умение осмысливать форму на уровне детали, определять концепцию произведения в целом; умение письменно ответить на проблемный вопрос; умение аргументировать свое мнение о произведении;

намеченные результаты могут быть достигнуты в результате выполнения студентами запланированных видов учебной деятельности:

9

формы организации учебной деятельности

фронтальный опрос, устные сообщения, аналитическое чтение, групповая работа

фронтальный опрос, устные сообщения, аналитическое чтение, групповая работа

фронтальный опрос, устные сообщения, аналитическое чтение, групповая работа; письменный ответ на проблемный вопрос

Н: создание ситуации успеха и посильная работа для каждого участника группы

С: развитие умений работать самостоятельно, в группе; совершенствование сфер литературного развития

В: совершенствование сфер литературного развития

10

домашнее задание

написать сочинение «Моё отношение к образу Луки»

написать сочинение «Чье понимание правды мне близко? (по пьесе М.Горького «На дне»)»

написать сочинение «Мог ли быть другой финал в пьесе «На дне»?»

Н: проверка запоминания и воспроизведения ключевых выводов урока

С: обобщение фактов и развитие умения создать литературно-критическое произведение

В: развитие умения создать литературно-критическое произведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "М.Горький"

Задания по жизни и творчеству М.Горького....

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....

Правда или ложь — не вопрос морали

Правда или ложь — не вопрос морали     Когда наши дети начинают нам врать, для большинства взрослых это сигнал к наступлению в борьбе за правду и честность. Совравший нам реб...

Горькая правда о сладком лимонаде!

внеклассное мероприятие по теме: "Горькая правда о сладком лимонаде". Адресовано ученикам 8-9 классов....

Электронная викторина "Верю-не верю"

Электронная викторина "Верю-не верю" предназначена для использования в дополнение к основному конспекту занятия ознакомительного занятия по картингу для детей 1 года обучения, а так же для п...

Любить - значит верить. Иван Бунин и Вера Муромцева

Материал к проведению внеклассного мероприятия...