Методическая разработка к открытому занятию: Разработка знака к мультимедийному меню
методическая разработка по теме

Данилькевич Артём Владимирович

В материале рассматривается история знака и его особенности проектирования. Для специальностей Дизайн и Реклама системы СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_mmt_3.11.12.doc491.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: «Мультимедийные технологии»
специальность: 032401 «Реклама»
Преподаватель: Данилькевич А.В. 

…Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира…

(В.А. Сухомлинский)

Тема: «Разработка знака для мультимедийных проектов»

Тип урока: формирование новых знаний и умений

Учебные цели:

I уровень усвоения (восприятия)

•  познакомить студентов с товарными знаками, типами и видами товарных знаков.

II уровень усвоения (осмысления, запоминания)
•  изучить виды товарных знаков;
•  изучить цели и специфику производства товарных знаков.

III уровень усвоения (умений и навыков)
•  овладеть техникой и технологией разработки знаков;
•  отработать умения составления знаков;  
•  отработать приемы и навыки работы в программе CorelDraw;

•  использование в профессиональной деятельности схем понимания материалов: символ-слово, слово-символ и символ-смысл;

IV уровень усвоения (творческий)
•  создать знак для мультимедийных приложений;

•  использовать суггестивные представления знаков в жизни человека (плагин).

Компетенции формируемые на уроке:

•  выбор средств и принципов разработки web–документов;

•  использование графических элементов, гиперссылок;

•  построение графических изображений.

Воспитательные задачи урока
•  воспитание эстетического подхода при разработке товарных знаков;

•  воспитание культуры и этики использования товарного знака.

Развивающие задачи урока
•  развитие активности и познавательного интереса;
•  развитие умений анализировать художественные образы;
•  развитие коммуникативных умений, взаимодействия в группе;
•  развитие рефлексивных умений.

  Студент должен:
знать
•  виды рекламных материалов;
•  цели и назначения рисунков в рекламных коммуникациях;
•  изобразительные средства компьютерного монтажа;

уметь
•  редактировать изображения при помощи функций и приемов ПО;
•  составлять графические композиции с учетом цветового решения;
•  создавать художественный образ изображения.

Межпредметные связи (метапредметный урок):
•  информационные технологии в профессиональной деятельности;

•  рисунок, живопись и цветоведение;
•  реклама в СМИ;
•  проектирование рекламного продукта.
 

Средства обучения:
•  плазменный монитор;
•  интерактивный курс по CorelDraw;
•  специальная литература;
•  дидактический материал (эскизы, гравюры, разработки, и т. д.).

  ПЛАН УРОКА

  1. КРАТКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ
  2. ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
  3. ПУТИ СОЗДАНИЯ
  4. ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ
  5. РАЗРАБОТКА ЗНАКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА
  6. ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ВЫБОРА ЗНАКА

Домашнее задание: Самостоятельная работа № 6.3. Составить конспект текста по разделу «Графика», разработать эскизы знаков мультимедийного меню по индивидуальным проектам.

Таблица критериев  оценки  знаков  для мультимедийного меню.

Эскизные варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

Содержание знака

Возможность использования в средствах рекламы

Различимость

Стилистические особенности

Убедительность

Надёжность

Употребимость

Особенность дисциплины

Индивидуальность


Ход  урока


этапа

Название этапа

Время проведения

Содержание этапа

1

Организационный

5-10 мин.

Вводная дискуссия; определение целей и задач урока

2

Актуализация знаний

10-15 мин.

Материал проектирования и разработки элементов фирменного стиля, история знака

3

Формирование новых знаний

25-30 мин.

Пути создания и разработки мультимедийных знаков

4

Активизация знаний и умений

10-15 мин

Проведение тренинга ассоциации

5

Формирование новых умений

10-15 мин.

Выполнение эскизов проектных заданий по вариантам в микрогруппах

6

Подведение итогов занятия, оценивание деятельности студентов преподавателем

.

5-10 мин.

Рефлексия. Ознакомление студентов с промежуточными и обобщенными результатами их деятельности и достигнутости целей; проведение тестирования по теме:  «Разработка знака для мультимедийных проектов»; заполнение анкеты по итогам занятия.

7

Домашнее задание

1 мин.

Самостоятельная работа № 6.3. Составить конспект текста по разделу «Графика», разработать эскизы знаков мультимедийного меню по индивидуальным проектам.


Содержание и используемые материалы к уроку.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ

История знаковой символики напрямую связана с развитием цивилизации, возникновением письменного изобразительного языка, его генезисом во времени и пространстве. Поэтому достаточно трудно с известной долей вероятности, оперируя разрозненными крупицами фактов тысячелетней давности, дать безусловное определение тому или иному символу. К тому же одни и те же изображения можно наблюдать у разных народов в различных частях света. Это относится, в первую очередь, к простым геометрическим фигурам - треугольник, окружность, квадрат, крест, звезда. Нынешним археологам и историкам приходится в большей степени теоретически восстанавливать ситуацию того или иного времени, руководствуясь логикой здравого смысла и интуицией, учитывая социальную психологию поведения человека, которая практически не изменилась за последние десять тысяч лет.

Причина в том, что со временем разрушаются, превращаясь в песок, ржавчину, тлен и пепел практически все материалы, которые использовались для строитель ства жилья, изготовления одежды, украшений, оружия и домашней утвари. Изделия из драгоценных металлов, захороненные вместе с усопшими, к сожалению, во все века были объектом пристального внимания кладоискателей и большей частью расхищены.

С развитием торговли, появлением городов в Средиземноморье в 4-5 столетии до х.э. начали образовываться рынки. Применение отличительных знаков у скотоводов, земледельцев, ремесленников, работорговцев становится велением времени. Знаки идентификации становятся более употребимыми, и, видимо, с этих позиций их тоже можно называть товарными. Хорошо сохранились знаки каменотесов, найденные на стенах Помпеи, в архитектуре Палестины. Мастер обычно писал свое имя и заключал его в простую форму круга, квадрата, ромба и прямоугольника.

Таким образом в XII веке существенно расширилась область применения товарного знака и престижность его владельца.

Использование знака изготовителя во второй половине XIV века уже предусматривает ответственность за количество и качество используемого материала, за технический уровень и другие свойства, присущие конкретному изделию. Будь то часы, карета, кирпич или корабельная пушка. В 1363 году английский король Эдуард III обязал все предприятия, делающие металлические изделия, иметь свой отличительный знак. С середины XV века, когда в Европе появилась книгопечать, отмечена книга, датированная 1457 годом, со знаком издателя и выходными данными. Далее знаки издательства стали употребляться повсеместно. В России клеймение товаров становится обязательным во времена Петра I.

Вместе с развитием экономической системы многих стран товарный знак стал непременным атрибутом любого товара или услуги, предназначающихся для конкретного потребителя.

С тех самых пор, как человек стал употреблять слова, они служили для того, чтобы вызывать в умах людей образ тех предметов, которые они символизировали. С незапамятных времен имя всегда было вторым "я" человека. Знать имя человека означало обладать властью над его душой.

Исторические монограммы:

1 - Византия, Нарсес.
2 - Греция, Иисус Христос Победитель.
3 - Византия, Юстиниан.
4 - Карл Великий.
5 - Альбрехт Дюрер.
6 - Фридрих И. Барбаросса.
7 - христианская монограмма

За счет колоссального увеличения массы поступающих на рынок изделий приток новых товарных знаков образует настоящее наводнение, а поскольку большинство их состоит из слов, языки всех народов непрерывно пополняются новыми словами, выполняющими функции товарных знаков.

 Европейские монограммы

Функциональные особенности товарных знаков
Обычно считается, что товарные знаки должны выполнять следующие функции:

а) Облегчать восприятие различий или создавать различия.

Различия, существующие между товарными знаками, призваны заставить потребителей осознать, что данное конкретное изделие отличается от других, аналогичных ему. Эту функцию знаки выполняют параллельно с другими средствами идентификации товара - упаковкой, формой, цветом, весом и т.д. Без помощи товарных знаков или этикеток потребителям исключительно трудно или даже просто невозможно опознать самые обычные изделия.

б) давать товарам имена.

Потребители идентифицируют изделия по произношению слов или по словесному обозначению изображений, избранных в качестве товарных знаков. Поскольку гораздо легче заставить покупателя произнести напечатанную словесную марку, чем выразить словами изображение. Приблизительно 80% всех товарных знаков являются словесными.

"В высшей степени прибыльной услугой, которую оказывают торговые марки, служит широковещательное рекламирование организаций и предприятий, направленное на повышение их репутации в глазах публики, а в конечном счете, следовательно, на увеличение объема их продаж. Товарный знак называют "безмолвным продавцом", "витриной", но в действительности его громкий голос звучит повсюду в нашей торговой деятельности" (П. Брок).

в) Облегчать опознание товара.

Узнаванию товарного знака весьма способствует относительно широкая известность изображаемых образов. Вот почему на них зачастую отображаются хорошо всем знакомые символы - солнце, звезды, человек, животные, растения, письменные знаки и числа.

г) Облегчать запоминание товара.

И в данном случае степень близкого знакомства с предметом, осведомленность о его свойствах, отображенных на товарном знаке, которые могут быть результатом рекламной кампании, играет весьма важную роль. Потребителю не видевшему этого знака, требуется затратить больше умственных усилий на то, чтобы идентифицировать его с конкретным товаром, когда он находится перед его глазами. Затрата подобных усилий предполагает наличие способности восстанавливать в памяти увиденные изображения. Простые товарные знаки, естественно, легче запоминаются.

Однако подобная простота относительна. Когда потребителю известен показанный на нем предмет, изображение, даже весьма сложное, - легче запоминается, чем более простое изображение незнакомого предмета.

д) Указывать на происхождение товара.

Товарные знаки не обязательно указывают на происхождение товара. Однако, выбранный в качестве такового, символ всегда уходит корнями в какую-то определенную культурную среду, а поэтому он нередко показывает, что представляемый знаком продукт происходит из той же культурной среды. Примером тому служат товарные знаки американских, японских или российских автомобилей. Но зачастую выбирают такие товарные знаки, которые ассоциируются не столько с культурой страны происхождения товара, сколько с культурными укладами стран-потребителей.

е) Сообщать информацию о товаре.

Когда предприниматель желает продемонстрировать в товарном знаке отдельные свойства своего изделия, ему приходится изыскивать образные элементы, отображающие как раз указанные свойства. Проблема состоит в том, чтобы найти такое слово или создать такое изображение, которое порождает желаемое представление об изделии.

ж) Стимулировать желание купить.

Различные факторы, тесно связанные с образом, создаваемым товарным знаком, например факторы технического свойства, факторы, относящиеся к полу покупателя или его снобистскому характеру, способны оказать стимулирующее воздействие совершить покупку.

Присущая товарному знаку функция ограничивается его способностью внушить покупателю уверенность в том, что создаваемое им представление о продукте соответствует действительности.

з) Символизировать гарантию качества.

В глазах потребителя товарные знаки могут быть символом гарантии того, что цены и качество товаров с одним и тем же знаком не будут отличаться друг от друга. Предполагается, что автомобилю модели "Жигули" присущи такие же качества, что и любому другому автомобилю, несущему на себе тот же знак.

2. ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ

Согласно действующему законодательству в соответствии со статьей I Закона РФ "0 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, правовая охрана предоставляется также и знакам обслуживания (товарный знак предприятия, предоставляющего услуги), в отношении которых применяется правовой режим, одинаковый с товарными знаками.

Регистрация и использование знаков тесно связаны с другими видами промышленных прав. В то же время они отличаются от последних. Так, товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом - фирменным наименованием. Фирменное наименование - это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется.

Товарные знаки могут быть словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и некоторые другие (звуковые - как позывные радиостанции "Маяк", световые - на машинах спецслужб и т. п.)

Словесный
товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода.

Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия.

Слова, послужившие основой для товарного знака, могут быть вымышленными и существующими в языке. Темой словесных знаков могут быть астрономические названия (Весы, Близнецы, Галактика), имена собственные (Полиграф Полиграфыч, Дина), имена исторических личностей

(Бербер, Основатель, Грущик), имена театральных героев (Санта-Барбара, Тоска). Существует также группа товарных знаков, состоящая из названий профессий (Литератор, Мастер, Доцент), географических названий (Москва, Сибирь).

В настоящее время в качестве словесных товарных знаков широко применяются так называемые искусственные слова, чаще называемые "логотип" (Logotipe - англ.): сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют семантической основы в языке.

Изобразительные
товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем: это и различные орнаменты, символы, и изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов. Изобразительные товарные знаки могут включать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками.

Комбинированные
товарные знаки содержат в себе знаки изобразительного и словесного вида. Композиция комбинированных товарных знаков может представлять собой сочетание: рисунка и слова; рисунка и букв; рисунка и цифр; слов и букв; букв и цифр и т.д. Все возможное многообразие изобразительных средств и техники исполнения можно отнести в эту немногочисленнную группу.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ

Это обозначения, наносимые на упаковку или товар, информирующие:
- о фирме (товарные знаки или знаки обслуживания);
- о соответствии товара нормативным документам (знаки соответствия, сертификационные знаки);
- о содержании отдельных компонентов;
-о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке (манипуляционные знаки);
- о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов(предуп редительные символы);
- экологические знаки.

Порядок присвоения и правила нанесения информационных знаков устанавливаются стандартами или другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, свет, форма изделия или его упаковка.

ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ СТАНДАРТАМ

В мировой и отечественной практике известны многие процедуры и различные методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Особое место среди них занимает сертификация, которая отличается тем, что выполняется третьей - независимой от изготовителей и потребителей - стороной, что создает предпосылки высокой объективности ее результатов. А одним из основных методов указания соответствия продукции требованиям нормативных документов при положительных результатах сертификации является ее маркирование знаком соответствия.

Общие сведения, касающиеся определения и использования знака соответствия, изложены в специальных совместных руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссии (МЭК).

Под знаком соответствия (в области сертификации) понимается защищенный знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, для подтверждения соответствия стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия наносится на продукцию, ее упаковку и (или) сопроводительную документацию. По своей правовой природе знаки соответствия и товарные знаки не идентичны.

Различают национальные и транснациональные знаки.

Национальные знаки

Национальные знаки соответствия стандартам регистрируются национальными органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством. Фирмы производители любой страны могут подать заявку в национальный орган стандартизации и сертификации на получение лицензии на ис пользование знака соответствия. Без лицензии применение знака соответствия не допускается. Согласно общим требованиям национальных органов стандартизации и сертификации для получения лицензии изготовитель должен доказать, что обладает достаточными техническими средствами и возможностью обеспечить контроль продукции и ее стабильное качество

Транснациональные знаки

Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за требований национальной сертификации, обусловили активную деятельность многих международных и региональных организаций, направленную на создание условий для преодоления этих барьеров: возникли новые, специально для этого созданные организации по сертификации, которые разработали международные системы сертификации отдельных видов продукции и знаки соответствия к ним. Таким образом, транснациональные знаки соответствия стандартам применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов.

Европейский комитет по стандартизации (СЕМ), в который входят страны Европейского экономического сообщества и Европейская ассоциация свободной торговли, а также Испания, разработал две системы сертификации продукции. Согласно одной из mix (система маркировки CENGER) для удостоверения соответствия продукции евростандартам CEN присваивается знак "CEN" (рис. 14). В этом случае знак "CEN" признается другими странами-участницами.

ЗНАКИ-СИМВОЛЫ ПО УХОДУ

При использовании некоторых непродовольственных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания на товаре и (или) упаковке помещают графические символы, указывающие те или иные операции, соблюдение которых обеспечит сохранение качества товара. Так, на этикетках текстильных изделий проставляют международные символы, регламентирующие режимы стирки, отбеливания, глаженья, химической чистки, сушки в электрической сушилке для белья.

МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ

К манипуляционным знакам относят изображения, указывающие на способы

обращения с грузом. Если с товарами необходимо обращаться по-особому при погрузочно-разгрузочных работах, непосредственной транспортировке и хранении, то на тару или упаковку наносят специальную маркировку, указывающую специфические свойства товара и способы обращения с ним.

Изображение, наименование, назначение, размеры, правила размещения манипуляционных знаков на таре регламентируется.

ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". В ГОСТе предусмотрено 20 манипуляционных знаков. Пояснения к некоторым знакам даны на рис. 22-27.

ЗНАКИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ

Эти знаки наносят на упаковки в целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей среды.

Их условно можно разделить на две группы. 1-я группа - знаки, отражающие безвредность для экологии изделий в целом или их отдельных свойств.

Наиболее известные в этой группе знаки "Голубой ангел" (рис. 17), "Белый лебедь" в скандинавских странах (рис. 15), "Эко-знак" Японской ассоциации по охране окружающей среды (рис. 16). Знак "Голубой ангел" появился в 1978 г. в Германии, которая, пожалуй, занимает первое место в ряду ревнителей чистоты. Центральная фигура этого знака заимствована из эмблемы Программы ООН по окружающей среде.

Советом ЕС в 1992 г. разработаны основные подходы к системе экс-маркировки. Введение единой экс-маркировки в Европе должно способствовать разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла, и направлению на обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого продукта. Настоящая система экс-маркировки не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты.

Экс-маркировка должна включать знак, изображенный на рис. 21, который может быть нанесен черным цветом на белый (или наоборот) или сочетанием двух цветов (зеленого и голубого).

Решение о присвоении эко-этикетки принимается компетентными органами стран-членов ЕС, которые предварительно проводят оценку экологичности изделия-кандидата. Расходы, связанные с процедурами оценки и специальный сбор за использование эко-маркировки в случае положительного решения должна оплачивать сторона-соискатель эко-маркировки.

2-я группа эко-знаков призывает к охране окружающей среды или применяется для обозначения предметов, поддающихся вторичной переработке, или обозначения продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья.


3. ПУТИ СОЗДАНИЯ

Прежде чем приступать к проектированию товарного знака, необходимо получить от заказчика исчерпывающую информацию по следующим направлениям:

А. Описание текущего состояния дел и направлений деятельности организации в будущем;
Б. Виды поверхностей, предметов и материалов, на которые будет наноситься знак;
В. Использование товарного знака в различных средствах рекламы и предполагаемое изменение его размеров;
Г. Территориальные рамки использования товарного знака;
Д. Похожесть проектируемого знака на уже используемые фирмой или родственными организациями;
Е. Сроки проектирования и количество представляемых эскизных вариантов знака.

После полученного задания на проектирование начинается этап предпроектного исследования. Как правило, это сбор информации по теме проекта, по текущему состоянию графической моды. Источниками сведений в первую очередь служат публикации в журналах, книгах, каталогах промышленных фирм и выставок, патентные материалы и, конечно же, повседневная творческая практика. Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок, ксерокопий, вырезок и т.п.

Проектирование может существенно упроститься, если дизайнер точно выберет одну из характеристик изделия или услуги, производимых организацией, и графически обыграет это свойство для создания необходимой ассоциации в восприятии товарного знака.

1. Источник происхождения
а) Производитель.
а.а. Обозначение производителя.
а.б. Обозначение предприятия.
а.в. Обозначение отрасли.
б) Географические, административно-политические, этнические источники. б.а. Место нахождения предприятия.
б.б. Страна происхождения.
б.в. Национальная культура производителя.

в) Дополнительные источники.
в.а.Происхождение сырья и материалов.

г) Используемая технология производства.

д) Способ доставки к месту продажи.

2. Функции изделия
а) Применение.
б) Назначение.

3. Состав изделия и его упаковка

а) Сырье.
б) Состав.
в) Ингредиенты.
г) Упаковка.

4. Физические свойства
а) Форма.
б) Цвет.
в) Вес.
г) Структура.
д) Вкус.
е) Эластичность
ж) Прочность.
з) Внешний вид.
и) Температура.
к) Точность.
л) Фактура.

5. Эксплуатационные и потребительские свойства
а) Качество.
б) Безопасность и надежность.
в) Скорость.
г) Комфортность.
д) Способ приготовления.
е) Долговечность.
ж) Способ потребления.
з) Целебные свойства.

6. Психологические свойства
а) Престижность.
б) Ценность как предмета роскоши.
в) Чувственное восприятие.
г) Сексуальные ассоциации.
д) Привлекательность.
е) Таинственность.

7. Экономические факторы
а) Цена.
б) Доступность.
в) Родство с аналогичными продуктами.

8. Результаты использования.
а) Результаты.
б) Полезность.

РЕАЛЬНЫЕ ОБЬЕКТЫ И СИМВОЛЫ

1) Астральные символы
а. Солнце, луна.
б. Земля.
в. Звезды.
г. Созвездия.
д. Зодиакальные знаки.

2) Изображения человека
а. Женские, мужские фигуры.
б. Части тела.
в. Органы. сердце. легкие.
г. Скелет и его составные части.

3) Животный мир
а. Млекопитающие.
б. Птицы.
в. Рыбы.
г. Насекомые.

4) Растения
а. Плоды.
б. Корни.
в. Листья.

5) Объекты культуры и их фрагменты
а. Архитектура.
б. Искусства.

6) Техника
а. Машины и механизмы.
б. Технологические процессы.

7) Предметная среда

АБСТРАКТНЫЕ МОТИВЫ
1) Символика.
2) Шрифтовые и числовые знаки, каллиграфия.
3) Произвольные формы.

Результаты зскизного проектирования сводят в таблицу. Выбираются варианты (как правило, не более трех), набравшие наибольшее число баллов по списку необходимых свойств.


4. ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ

Точка

Линия

Фигура (плоская форма)

Тон

Цвет

Текстура

Форма

Связь

Ударение


При построении графической фразы необходимо прежде всего знать, какие конструктивные элементы имеются в нашем распоряжении, каковы их возможности и ограничения. Уже самый общий анализ показывет, что форма характеризуется пятью основными элементами: точкой, линией, плоской формой, цветом и текстурой. Эти элементы составляют словарь форм для графической подачи информации. Если чертежник для создания технических чертежей в основном использует линию, то иллюстратор (график), не связанный в такой степени условностями или прикладными целями, вовсе не обязан ограничиваться одними лишь линиями для создания образов. Дизайнер-график, который хотел бы ограничить свой словарь только линиями, имел бы на то не больше оснований, чем человек, который захотел бы ограничить свою речь десятью словами. Такое произвольное ограничение может только выхолостить форму графического образа. Конструирование образа должно совершаться с полным осознанием всех ресурсов формы, которые могут быть использованы для достижения максимальной выразительности. В первых набросках искомой формы обычно пользуются карандашом, оставляя более сложные изобразительные средства для исполнительной стадии. Однако при первичном эскизировании, как и при окончательном выполнении, эффективное графическое "высказывание" требует наличия всего словаря форм.

Эпам. Конец IV тысячелетия до н.э.

ТОЧКА
- безразмерная графическая форма, указывает место, расположение или положение. Существует только в сознании человека и зависит прежде всего от расстояния до рассматриваемого обьекта. Как изобразительный элемент она характеризуется концентрацией форм в некотором центре, который привлекает и фиксирует зрительный фокус.

В графической практике точка может иметь различные размеры, форму и цветовой тон. Она может выступать в качестве символа, изображающего какой-то специфический объект или идею. Точке может быть придана сложная форма, и она может быть увеличена, чтобы облегчить ее обнаружение или усилить впечатление. Как зрительный центр точка может быть изображена в виде кружка или как пересечение линий, не будучи фактически представлена никаким физическим объектом. Буквы и цифры как части графического изображения часто воспринимаются как точки.

Превращение формы в точку с уменьшением ее геометрического размера или удалением от наблюдателя

Точка может выступать как центр формы, как фокус схождения линий или как исчезающий предел линии горизонта при построении перспективы, определяющей направление удаляющихся поверхностей.

ЛИНИЯ
есть одномерное образование, указывающее направление, протяженность или движение. Как элемент формы линия наиболее точно передает характер очертаний. Может применяться также для изображения траектории, маршрута, для обозначения границ или делений. Поэтому она является основным формообразующим элементом.

Линий (резко отличающихся одна от другой) всего три вида:
прямые - вертикальные, горизонтальные, наклонные;
кривые с постоянным радиусом кривизны - окружности или их дуги;
кривые с переменным радиусом кривизны - параболы, гиперболы и их отрезки.

Линейная форма может варьироваться по толщине, длине, структуре, характеру, насыщенности и направлению. Главное свойство линии - способность указывать направление. В этой роли она может обозначить, например, движение. Линии могут быть точечными или прерывистыми. Совокупность отрезков или точек такой линии воспринимается глазом как единая линейная форма. Линия может иметь какой-то символический смысл. Изменяясь по толщине, линия может указывать на изменение обозначаемой ею величины. Слова и предложения, как визуальные элементы, также могут образовывать линии. Примером чему служит этот текст, воспринимаемый с некоторого расстояния, как форма, смоделированная из горизонтально расположенных линий.

Как структурный элемент линия может использоваться для создания конструктивных осей при изображении других форм, для вычерчивания контура плоской фигуры или для указания границ перспективного объемного изображения.

ФИГУРА (ПЛОСКАЯ ФОРМА)

- двухмерное образование. Занимаемое ею пространство совпадает с плоскостью рисунка. Фигура используется для обозначения контура, площади, очертания, обрамления или краев.

Фигуры характеризуются строением своих краев, различаются по размерам, по распределению насыщенности их частей, по положению в окружающем пространстве, а также по правильности (или неправильности) очертаний. Плоская форма может быть сплошной, например закрашенной в черный цвет, или иметь только контур. Ограниченное фигурой пространство может образовывать с окружающей средой еще одну, так называемую контрформу, которая возникает, когда цвет формы и фона меняются местами, превращаясь в "негатив". В проектировании товарного знака это достаточно важно, так как негативная форма может полностью исказить смысл его восприятия. Сочетания слов и чисел могут восприниматься как плоские формы. При наличии ассоциативных признаков плоские формы воспринимаются и как символы. Несколько фигур могут, сочетаясь в группу, вызвать представление о большой простой фигуре.

В качестве структурных элементов плоские формы можно сочетать друг с другом для изображения объемов, в особенности в изображениях линейной и нелинейной перспективы. Классическим примером тому служит построение живописных композиций из плоскостных фигур в древнерусской живописи.

ТОН, или ЦВЕТ, - качество, которое относится к степени его насыщенности или светлоты. При отсутствии цвета (красного, желтого, синего или другого) тон становится просто оттенком серого. В графике впечатление серого создается растром, разбивающим изображение на мелкие точки или линии.

В качестве фона для групп связанных элементов или для деталей фигуры полезно использовать очень светлые оттенки. Они более четко выявляют площадь или структуру, на которую наносятся черным цветом значимые формы. Светло-средние оттенки достаточно весомы для описания деталей формы и в то же время достаточно светлы, чтобы на них можно было нанести темныеформообразую щие элементы. Средние оттенки можно использовать для выявления тонких особенностей формы или для показа крупных, "обращенных", т.е. имеющих обратный контраст, форм (светлая форма на темном фоне).

Темно-средние оттенки, используемые для фона, обеспечивают достаточный контраст для восприятия малых светлых или второстепенных черных форм. Темные и очень темные оттенки исполь зуются в сочетании сдругими, когда для дифференциации деталей требуется ши рокая градация оттенков.

Как структурный элемент тон является полезным средством для описания обьемной формы с помощью светотеней. Это достигается либо применением сплошных плоскостей различного тона, либо градацией тонов.

ТЕКСТУРА является качеством поверхностной структуры рисунка. Она передает физическое строение поверхности объекта, но ощущается глазом, а не рукой. Текстура образуется скоплением малых частичек в определенную систему, визуальный характер которой зависит от всего этого скопления в целом.

Характер текстуры изменяется в зависимости от строения ее отдельных элементов и промежутков между ними. Зависит текстура и от того, каков закон распределения этих элементов - случайный или регулярный.

Текстуры бывают абстрактные, символические или описательные. Как и другие элементы формы, текстуры могут отличаться друг от друга по цвету, тону, насыщенности.

Как элемент структуры текстура может быть использована для отображения качества физических поверхностей. В этой роли она обычно используется в сочетании с другими элементами формы, особенно с цветом.

ФОРМА 
- это характеристика пространственной организации элементов рисунка, ассоциирующаяся с реальным или абстрактным образом.

Самые изящные технические приемы и искусная пространственная организация окажутся бесполезными, если графическое изображение не передаст того, что оно по замыслу должно передать. Недостаточность элементов формы, их излишек или выбор неподходящего элемента формы могут отрицательно повлиять на ее коммуникативные возможности. Кроме того, не менее важным, чем набор подходящих элементов, является учет их взаимодействия. Сходство в характере и положении элементов формы, соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений может налаживать между ними определенную визуальную связь и создавать ощущение покоя, равновесия, устойчивости статики. Наоборот, различия и разобщенность элементов могут порождать визуальную дифференциацию в рисунке по их значению, вызывая ощущение напряженности, движения - динамики. Таким образом, можно подразделить все формы на статические - основанные на принципах симметрии, одинаковости, и динамические - на принципе асимметрии, неодинаковости, противопоставления. При употреблении выразительного элемента формы в сочетании с другими, на него не похожими более слабыми элементами наблюдается эффект контраста, т.е. повышения смыслового значения выделенного элемента. Средней нормой, характеризующей неодинаковость, контраст между двумя величинами, ясно различимый глазом, является золотое сечение (1/0,618=0,618/0,32=1,61). 

Целостность композиции формы и ясность ее восприятия тесно связана с законом соподчинения, - выделения в композиции главного элемента и подчинения ему других второстепенных Использование же в построении форм двух противоположных принципов неизбежно вносит в нее вялость и неопределенность, заставляет раздваиваться зрительное впечатление.

При построении визуального образа по законам гармонии и красоты важным моментом является знание закона трехкомпонентности. Смысл его заключается в следующем: для убедительного выражения сложного и разнообразного образа необходимо и достаточно показать в композиции три состояния (три фазы, три разных размера, три разных расстояния между элементами).

Именно к трехкомпонентности подсознательно стремится человек, когда он хочет объяснить многообразие окружающих его явлений. Поэтому число три является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Например, пространство и объемная форма характеризуются длиной, высотой и шириной; положение линии может быть вертикальным, горизонтальным или наклонным; для характеристики освещенности существуют три градации - свет, тень и полутень и т. п.

При построении сложной композиции из многих элементов можно добиться ясности и лаконизма в их расположении и движении, если дать их в трех различных четко различаемых размерах, расположить в трех разных поворотах, на трех разных расстояниях одного от другого.

Сфера действия закона трехкомпонетности распространяется на все самые сложные изобразительные формы.

Наличие в элементах формы противоположных качеств и свойств открывает широкие возможности для их взаимодействия, выявляет и подчеркивает их индивидуальные особенности.

Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные качества, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества - так в самом общем виде формулируется закон контраста.

Из закона контраста следут правило связи. Дифференциация и ударение служат главным средством визуального воздействия. Они являются главными способами, с помощью которых элементы образа действуют, создавая ясную визуальную форму.

СВЯЗЬ
(родство) элементов рисунка относится к графическим средствам, с помощью которых элементы подобные по размеру, форме, цвету и близкие по расположению, визуально ассоциируются друг с другом так, что воспринимаются родственными, по смыслу объединяясь в одно целое. Поскольку визуально связанная фигура легче воспринимается как единая мысль, следует стараться отыскать структуру, которая соединяла бы воедино отдельные элементы. Рисунок может наводить на мысль о такой структуре, либо она может действительно присутствовать в рисунке. В пределах одной фигуры взаимозависимые и сходные элементы могут связываться более специфическими графическими средствами, к которым относятся:

1. Физическое сходство в основной структуре формы, перевешивающее различия в деталях.
2. Сходство
по цветовому тону, связывающее между собой элементы рисунка, как сходные, так и различные по структуре.

3. Организационное обьединение путем выстраивания элементов в ряд.

4. Количественное сходство связанных по массе или размеру.

5. Сходство, выявляемое пространственной непрерывностью в смысле размещения элементов в одной плоскости.

6. Обьединение путем использования сходных текстур.

7. Связывание различных элементов путем обрамления их общей внешней формой.

8. Выявление связи через функциональное соединение элементов с помощью вторичных элементов.

УДАРЕНИЕ
относится к графическим средствам, с помощью которых элементам форм придается доминирующая или подчиненная роль, и таким образом, отражается их относительная важность, а не только их различие. Хотя ударение не всегда существенно для c труктуры рисунка, оно часто может помочь сфокусировать его содержание и придать ему больший вес.

Имеются различные способы выделения наиболее значимых элементов графической формы:
1. Физическая доминантность путем сочетания массы и единства (средняя из трех форм на рисунке).
2. Доминантность цветового тона (средняя из трех форм).
3. Фокальная доминантность центра в отношении круговой формы.
4. Привлечение внимания количественным превосходством.
5. Пространственная близость фронтальной плоскости фигуры при перспективе.
6. Более четкое выражение текстуры (центральная часть).
7. Выделение важных элементов путем обрамления.
8. Функциональное ударение через символическое действие форм; на рисунке слева при помощи движущейся формы подчеркивается значение ее конечного элемента.


Приложения

 

 

 

 

 

 


5. РАЗРАБОТКА ЗНАКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА

1. Выполнение лабораторной работы в программе CorelDraw. По разработке товарного знака.

2. Выполнение эскизов товарных знаков в микрогруппах по следующим направлениям:

В1: Электронное учебное пособие по дисциплине: Мультимедийные технологии

В2: Электронное учебное пособие по дисциплине: Фотореклама

В3: Электронное учебное пособие по дисциплине: Проектирование рекламного продукта

В4: Электронное учебное пособие по дисциплине: Цветоведение

В5: Электронное учебное пособие по дисциплине: Реклама в СМИ

В6: Электронное учебное пособие по дисциплине: Мировая художественная культура

В7: Электронное учебное пособие по дисциплине: Видеореклама

В8: Электронное учебное пособие по дисциплине: Рекламная деятельность

В9: Электронное учебное пособие по дисциплине: Компьютерная графика

В10: Электронное учебное пособие по дисциплине: Материаловедение

  1. ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ВЫБОРА ЗНАКА

Эскизные варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

Содержание знака

Возможность использования в средствах рекламы

Различимость

Стилистические особенности

Убедительность

Надёжность

Употребимость

Особенность дисциплины

Индивидуальность