Методическая разработка проведения открытого занятия (в форме квеста) по дисциплине: "Экономика"
методическая разработка на тему

Галактионова  Жанна Владимировна

Методическая разработка содержит задания квеста, критерии их оценки, ответы на задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_kvesta_ekonomika.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

               Государственное профессиональное образовательное  учреждение

Тульской области

«Алексинский химико – технологический техникум».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению  открытого   занятия

по дисциплине: «Экономика»

Разработал:                                                                                       преподаватель

                                                                                                        экономических    

                                                                                                            дисциплин

                                                                                     Галактионова Ж.В.

                                                                                                                           

                                                                             

         

                                                     г. Алексин  

                                                          2016        

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                    3
  2. План занятия                                                                                                     5                        
  3. Список участников                                                                                           6
  4. Предварительная работа                                                                                  7                              
  5. Критерии оценки конкурсов                                                                            8
  6. Вступительное слово преподавателя                                                             10                      

7. Конкурсные задания для команд                                                                     11

  1. Заключительное слово преподавателя                                                           17        

Список литературы                                                                                               18

Приложения                                                                                                           19  

  1. Пояснительная записка

        

      Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.

    Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет студентам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками,  невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей.  С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

    Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

        Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

        Различают два типа квестов:

-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия),

-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).

       В общей классификации выделяют следующие виды квестов:

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).    

       Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.  

      На  открытом уроке будет использован кратковременный линейный квест по разделу: Основные проблемы экономики». Данный раздел дисциплины «Экономика» объединяет следующие темы: «Производство и экономика»,  «Собственность как основа производственный отношений», «Рыночная экономика – как основной тип экономических систем».

      Цель квеста – собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая допустила минимальное количество ошибок (набрала больше баллов). На каждом этапе преподаватель и модераторы следят за правильностью выполнения заданий,  а также выдают (за правильное их выполнение)  подсказку, где находится  «фрагмент» ключевой фразы. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдается. Однако, следующие задание, команды, получают в любом случае. Заданий для команд всего 7 – по количеству фрагментов фраз.

     Ключевая фраза (для каждой команды) своя.

1. /«Бизнес/ – /это /искусство/ извлекать деньги/ из  кармана/ другого человека /без насилия» (М. Амстердам.)
2. /«Свободная /рыночная экономика/ – /превосходная вещь,/ но, чтобы/ она работала,/ нужно очень/ много полиции» (Н. Аксерон)

2. План урока

Учебная дисциплина: «Экономика»

Дата: «__»________2016

Группа: 1 курс, гр. 159

Темы урока: «Экономика», «Производство», «Собственность»

Форма урока: квест

Форма обучения:  работа в малых группах

Тип урока: урок контроля знаний  и умений

Цели урока:

  • привить интерес к выбранной профессии,
  • обобщить  и систематизировать пройденный  материал,
  • контроль знаний обучающихся;
  • привить интерес к занятиям по специальности,
  • развить познавательную активность студентов, их творческие и коммуникативные способности,
  • развить навыки аналитического (логического) мышления,
  • привить навык работы в группах,
  • сформировать у студентов профессионально значимые личные качества: чувство гордости и любви к избранной профессии; ответственность за порученное дело; культуру общения в коллективе; положительный взгляд на коллегиальность, взаимовыручку.

Оснащение урока:

  • презентация
  • оценочные листы членов жюри для конкурсов
  • материалы конкурсов с заданиями для команд


Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя

  1. Конкурс «Приветствие»
  2. Конкурс  “Проще простого”
  3. Конкурс «Экономические синонимы и антонимы»
  4. Конкурс «Что бы это значило »

6. Конкурс «Экономическая стройка»

  1. Конкурс «Практическое задание»
  2. Конкурс «Слова или кто больше»
  3. Подведение итогов
  4. Заключительное слово преподавателя


Время: 90 мин

Место: 211

3. Список участников

Команда 1

  1. Бекова Л.
  2. Гаврилюк В.
  3. Дружинина Д.
  4. Исаев Д.
  5. Короткова В.
  6. Шаймарданова С.

Команда 2

  1. Вовкун Е.
  2. Шатверова В.
  3. Еремеев И.
  4. Волкова И.
  5. Кахниашвили Ю.
  6. Чепрасова А.

Модераторы:

  1. Двойкина М.
  2. Николаева В..
  3. Степанова В.
  4. Герасимова В.

Жюри:  Барышникова А., Голубская  А.

4. Предварительная работа

       Учебное занятие базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении раздела: «Общие проблемы экономики» по дисциплине «Экономика». До открытого занятия начитывается курс лекций и проводятся практические
занятия. За неделю до планируемого занятия преподаватель сообщает студентам о проведении открытого урока. Студенты по желанию объединяются в малые группы по 6 человек и получают домашнее задание.

      Домашние задание включает:

  • определение названия команды и девиза
  • оформление эмблемы (конкурс «Приветствие»)

5.  Критерии оценки конкурсов

Конкурс № 1 «Приветствие».
    В данном конкурсе оцениваются: название, эмблема и девиз команды.
Максимальная оценка  команды 5 баллов

Жюри должно обратить внимание на такие характеристика, как:

  • красочность
  • креативность
  • эстетичность
  • поэтичность
  • точность графического изображения

Конкурс № 2 «Проще простого».

   Командам задаются вопросы, на который представители команд должны быстро дать ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс № 3 «Экономические синонимы и антонимы»

        Командам из представленных экономических понятий должны найти сочетания  терминов, близких по значению или противоположные по значению. Каждая правильно подобранная пара – 1 балл.

Конкурс  № 4 «Что бы это значило»

     Командам в данном конкурсе необходимо отгадать зашифрованные экономические понятия. На первом этапе каждое правильно угаданное слово дает определенное количество  баллов в зависимости от использованных студентами подсказок. На втором этапе каждое верно отгаданное слово  - 1балл.

Конкурс № 5  «Экономическая стройка»

    Студенты должны из отдельных «нарезок» - слов или их сочетаний должны составить предложение. Каждое верно построенное предложение – 1 балл.

Конкурс № 6 «Практическое задание»

        Команды должны решить задачи. Правильно выполненное  задание приносит команде 5 баллов.

Конкурс № 7  «Слова или кто больше»

       Команды за определенное время (5 минут) должны написать максимальное количество экономических  терминов, изученных в разделе 1 по учебной дисциплине «Экономика». Каждое понятие – 1 балл.


 

  1. Вступительное слово преподавателя

         Преподаватель приветствует обучающихся и приглашенных лиц; сообщает тему занятия, подчеркивает ее актуальность;  называет цели занятия, ход квеста и правила выполнения заданий.

7. Конкурсные задания для команд

Конкурс 1.  «Приветствие (представление команд - названия, девиз, выбор капитана)».

Подсказка 1 для команды 1:  находится там, где составляют расписание  /«Бизнес/              

Подсказка 1 для команды 2:  находится там, где  проверяют студенческие билеты  /«Свободная/                        

Конкурс 2: «Разминка или Проще простого»

Вопрос - ответ

Подсказка 2 для команды 1:  находится там, где  дают звонок - /это/                  

Подсказка 2 для команды 2:   находится там, где  хранятся студенческие зачетные книжки /рыночная экономика/                      

Конкурс 3. «Экономические синонимы» и  «антонимы»

  1. Найти синонимы:

Государственная  собственность,  сложный труд,  простой труд, приватизация,  частная собственность и т.п.

Ответы: государственная собственность – национализация, сложный труд – квалифицированный труд  и т.п.,

  1. Найти антонимы:

 Биржа,  предложение, аукцион, спрос и т.п.

 

Ответы: биржа – аукцион, предложение – спрос и т.п.

Подсказка 3 для команды 1:  находится там, где  начисляют стипендию /искусство/                 

Подсказка 3 для команды 2:  находится там, где  выдают литературу /превосходная вещь,/                  

Конкурс 4 «Что бы это значило»

1этап

Термин 1

•Может быть такая политика                 (5 баллов)

•Большая, противная, жадная и кусается         (4 балла)

•Хочется, чтобы она была поменьше        (3 балла)

•Может упасть и подняться     (2 балл)

Цена

 И т.д.

2 этап:

Команда № 1http://img.fb2gratis.com/images/170/169888/99.png

Подсказка 4 для команды 1:  находится там, где  заполняют книжные формуляры / извлекать деньги/    

Подсказка 4 для команды 2:    находится там, где  рассчитывают заработную плату     /но, чтобы/                                

Конкурс 5  «Постройте предложение»

1 предложение:  

(промышленность, строительство)        аналогичные услуги        В сфере        вещественные блага        и оказываются          материального производства    создаются         (транспорт, торговля).

2 предложение:

между людьми     труда.    по поводу         это система        Собственность

средств        объективных отношений       присвоения         и  результатов            

 и т.д.

Ответы:

  1. В сфере материального производства создаются вещественные блага (промышленность, строительство) и оказываются аналогичные услуги (транспорт, торговля).
  2. Собственность – это система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов труда.

Подсказка 5 для команды 1:    находится   «в главном документе в аудитории»   /из  кармана/

Подсказка 5 для команды 2:    «вся в мелу лежу, на вас гляжу»  /она работала,/                  

Конкурс 6. «Практический расчет»

Задача 1: В стране Экономия  выпускается два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены в таблице:

Вариант

Тостеры, тыс. шт.

Компьютеры, тыс. шт.

А

100

0

Б

90

10

В

70

20

Г

40

30

Д

0

40

Что означают точки:

  1. Е (80 тыс. шт. тостеров и 20 тыс. шт. компьютеров),
  2. Ж (50 тыс. шт. тостеров и 22 тыс. шт. компьютеров).

Ответ: необходимо построить КПВ, затем отложить заданные  точки на графике. Точка Е лежит за пределами КПВ, а это  означает, что производство не возможно. Точка Ж  находится внутри КПВ, а это  означает, что производство  возможно, но  неэффективно.

и т.д.

Подсказка 6 для команды 1:  « на стене вишу, на тебя гляжу»  / другого человека/  

Подсказка 6 для команды 2:  « на главном столе лежу, на тебя гляжу»  /нужно очень/                    

Конкурс 7. «Слова или кто больше»

Задание: написать  максимальное количество слов, связанных с содержанием тем квеста.

Подсказка 7 для команды 1:   находится  у того, кто вам всех ближе и роднее в учебном заведении   /без насилия»

Подсказка 7 для команды 2:   находится  у   того,   кто в вашей группе главнее старосты /много полиции»

«Бизнес – это искусство извлекать деньги из  кармана другого человека без насилия» (М. Амстердам.)
»Свободная рыночная экономика – превосходная вещь, но, чтобы она работала, нужно очень много полиции» (Н. Аксерон)

8. Заключительное слово преподавателя

    Преподаватель подводит итоги занятия, называет победителей, благодарит участников и приглашенных лиц.

9.Список литературы

  1. Носова С. С. Основы экономики: учебник. – М.: КНОРУС, 2012, - 321с.

  1. Слагода В.Г.  Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005 – 368с.;
  2. Пушкарева В. М. Экономика: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 256с.;
  3. Черник В. З. Сборник задач по экономике. – М.: издательство «Экзамен», 2011. – 318с.
  4. Янова В. В. Экономика: учебник. – М.: издательство «Экзамен», 2007. – 382с.

Приложения

                                                                                               

Приложение 1: Итоги викторины

Команда

Конкурс

1

Конкурс 2

Конкурс 3

Конкурс 4

Конкурс 5

Конкурс 6

Конкурс 7

 Итоги

Команда 1

Команда 2

Приложение 2: Отзывы

Приложение 3: Фото отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеклассного открытого мероприятия в форме экономического турнира "Угадай слово"

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеклассных мероприятий в целях повышения мотивации к изучению дисциплин экономич...

Методическая разработка проведения открытого практического занятия

Аннотация Методическая разработка основывает методику проведения практического занятия по ПМ. 04 «Основы ведения личного подсобного хозяйства» с применением элементов мультимедийной технологии и ...

Методическая разработка проведения открытого занятия по «Информатике и ИКТ» 1 курс По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»

Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уве...

Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры по МДК 01.01 .Практические основы бухгалтерского учета активов организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры  по МДК 01.01      .Практические основы бухгалтерского учета активов  организации  ...

Методическая разработка "Проведение открытого занятия "Изготовление паруса"

Задачи:Развитие умений и навыков в изготовлении паруса;Изучение морской терминологии, расширение знаний в области истории, мореплавания и морских войн;Воспитание интереса к морскому делу,  трудол...

методическая разработка проведения открытого занятия

Данная методическая разработка нацелена на распространение приобретенного профессионального опыта проведения уроков теоретического обучения по учебной дисциплине общепрофессионального цикла с использо...