Риторические фигуры
статья по теме

Полищук Вера Николаевна

Небольшая подборка материала по стилистическим фигурам,применяемым для усиления экспрессивности высказываний. Примеры взяты из разных источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Стилистические обороты речи.

Риторические фигуры, экспрессивные  стилистические обороты ,исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально – императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических. В узком смысле название « Риторические фигуры» применяют к 3 – м стилистическим фигурам: риторическому восклицанию, риторическому обращению и риторическому вопросу ( утверждение в форме вопроса).

Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности ( выразительности) высказывания

(например, анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм,

 умолчание и т.д.).

Иногда к стилистическим фигурам относятся тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы ( например, солецизм).

Анафора – повторение начальных частей ( звуков, слов, синтакс.  или  ритмич. построений), смежных отрезков речи ( слов, строк, строф, фраз).

« Город пышный, город бедный…»    Пушкин.

Эпифора – противоположная анафоре: повторение конечных частей ( звуков, слов, грамматич.  форм) смежных отрезков речи ( строк, фраз). Вид эпифоры – рифма.

Симплока ( сплетение) – стил.  фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце.

« И я сижу, печали полный,

Один сижу на берегу».    Часто совпадает с параллелизмом.

Эллипс ( выпадение) – пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

« Не тут – то (было). Море не горит.»   Крылов.

Амплификация ( расширение) – нагнетание в тексте синонимичных тропов или повторяющихся однородных конструкций ( слов).

« Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал».    Лермонтов.

Антитеза (противоположение) – противопоставление конкретных понятий, положений, образов.

« Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!»       Державин.

Оксиморон, оксюморон ( остроумно -глупое) – сочетание противоположных по значению слов.

« Живой труп».  Толстой.       « Жар холодных числ»  Блок.

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием письменного  лит. языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

« И снова.  Гулливер.  Стоит. Сутулясь.»   Антокольский.

Параллелизм – в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях  текста,  которые, соотносясь, создают единый поэтический образ.

« В синем море волны плещут

В синем небе звезды блещут».      Пушкин.

Градация – последовательное  нагнетение  или, наоборот, послабление силы однородных выразительных  средств  художественной речи.

« Не жалею, не зову, не плачу…»      Есенин.

Инверсия (перестановка) – изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составл. предложение; используется для выделения того или иного элемента предложения или для придания ему особого смысла.

Бессоюзие – простые предложения в составе сложного соединяются без союзов.

Многосоюзие ( полисиндетон) – такое построение предложений, когда все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом.

Хиазм (крестообразное расположение в виде буквы Z) – расположение двух параллельных членов в обратном порядке.

« Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».

Тропы ( поворот, оборот речи) – употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному.

На соотношении прямого и переносного значений слова строятся 3 типа троп:

а) соотношение по сходству  ( метафора),

б) по контрасту  ( оксиморон),

в) по смежности ( метонимия).

Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления. Виды троп:  метафора, метонимия, синекдоха, гипербола,  литота,  эпитет и т.д.

Метафора – перенос названия с одного на другой на основе сходства их признаков: иголка (шейная) – иголка (хвойная), зеленая ( шаль) – зеленая (тоска).

Метонимия – замена одного названия другим на основе смежности двух понятий: аудитория ( просторная), аудитория (подготовленная), стихи Пушкина, читать Пушкина.

Синекдоха – перенос названия целого на его часть и наоборот, ед.ч.  вместо  мн.ч., род вместо вида…

« Все спит – и человек, и зверь, и птица».     Гоголь.

« Мы все глядим в Наполеоны».        Пушкин.

Гипербола ( преувеличение) – намеренное преувеличение.  « Реки крови…»

Литота ( простота) – троп, противоположный гиперболе, намеренное преуменьшение.

« Мужичок с ноготок».

Эпитет – определение, дающее дополнительную худ.  Характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения. « Чисто поле», « парус одинокий.

Солецизм – неправильный яз. оборот , не нарушающий смысла высказывания

« Сколько время?» используется  для создания  стилистического эффекта.                            ,

 



Предварительный просмотр:

         Из истории славянской письменности.

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах празднуют и торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия- создателей славянской письменности. В нашем колледже это событие было отмечено одновременно проведенными диспутами в отделениях «Лосиноостровское» и «Алексеевское» преподавателями Бадяевой И,В. и Полищук В.Н.

Ирина Викторовна Бадяева подготовила к этому мероприятию презентацию,посвященную великим просветителям.

Преподаватели цикловой комиссии гуманитарных дисциплин примут участие в экскурсионно-просветительной поездке на о. Валаам в рамках программы Дней славянской письменности и культуры, а также в итоговых мероприятиях

Кирилло- Мефодиевского творческого конкурса.

Очень радует то, что наши учащиеся проявляют большой интерес к истории

языка, к возникновению славянской письменности, к славянской культуре.

Попробуем ответить на вопрос, что же послужило возникновению славянской письменности?

Потребность в своей письменности возникла  у  славян в период формирования ранних славянских государств. Особенно острой она стала в пору перехода славян от язычества к христианству. Можно отметить несколько причин, побудивших господствующий класс к смене религии. Во-первых, новая религия более успешно, чем язычество, соответствовала отношениям развитого классового общества. Принятие христианства было завершающим актом в создании идеологической надстройки феодального общества у славян. Во-вторых, принятие христианства укрепляло международное положение ранее языческой страны, позволяло ее правящей верхушке на равных правах войти в круг феодальной знати соседних "христианских" государств Европы. Таким образом, принятие христианства приносило определенные выгоды славянской знати. Первой осознала это Великая Моравия.

Возникшее в середине 1Х в. Великоморавское княжество, объединившее чешские и моравские племена, стремится укрепить свою независимость и противостоять все возрастающему влиянию немецких феодалов, распространяющих свою власть на славянские земли с помощью католического духовенства. Великоморавский князь Ростислав решает обратиться за поддержкой к тогда еще могущественной Византии. Он согласился принять христианство вместо язычества в его восточной, византийской разновидности (православие), которое разрешало совершать религиозные обряды на родном языке народа. В 863 году в Константинополь прибывает посольство, возглавляемое племянником Ростислава Святополком, и просит императора Михаила прислать в Моравию проповедников, которые приобщали бы славян к христианскому вероучению на понятном для них языке. Византия, заинтересованная в распространении своего влияния, направляет в Моравию двух миссионеров - братьев Константина и Мефодия. Выбор именно этих людей для такого важного дела объясняется тем, что Константин (младший брат) был известен как высокообразованный человек своего времени, умевший блестяще защищать христианское вероучение в диспутах с иноверцами (Жития сообщают о победе Константина в споре с сарацинскими мудрецами). К моменту приезда великоморавского посольства Константин служил библиотекарем (хранителем) знаменитой патриаршей библиотеки и одновременно преподавал философию в одном из Константинопольских лицеев. Античные источники называют его обычно Константином Философом. Старший брат Константина Мефодий какое-то время был правителем одной из византийских провинций и, следовательно, имел опыт административной деятельности. К тому же братья были родом из греческого города Солуни, расположенного в окружении славянских племен. Глубокая начитанность, свободное владение греческим и славянским языком, знакомство с древнееврейской и коптской письменностью позволили Константину и Мефодию успешно выполнить поставленную перед ними задачу - перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Для письменной фиксации текстов нужна была упорядоченная, стабильная азбука. Ее создание - величайшая заслуга Константина (в монашестве он принял имя Кирилла), прославившая его на века: одна из существующих в мире азбук, лежащая в основе русской, болгарской, сербской и др. графики, называется кириллицей.

 

Древние славянские памятники, дошедшие до наших дней, написаны двумя азбуками - кириллицей и глаголицей. Внимательное изучение этих азбук, сопоставление их с другими с истемами письма позволили  установить, что в основе глаголицы (от "глаголати" - говорить) лежит греческое скорописное письмо VIII-IХ вв. с дополнением некоторых знаков из восточных азбук (точка зрения языковедов В.Ягича и Ф.Миклошича). Конфигурация глаголических букв весьма необычна: буквы вычурные, петлеобразные (см. таблицу). Первая буква глаголицы "аз" по форме напоминает крест. Предполагают, что такая форма начальной буквы славянского алфавита была сознательно использована автором глаголицы, чтобы указать, что изучение азбуки - богоугодное дело и поэтому должно начинаться с крестного знамения. Всего в глаголице 40 букв, каждая из которых имела свое звуковое значение и свое название, а также (первые 28 букв) употреблялась для обозначения чисел, вместо цифр, которых славяне еще не знали.

Кириллица содержала 43 буквы, форма которых была геометрически четкой и удобной для письма. Установлено, что из 43 букв кириллицы 24 были заимствованы из византийского устава, использовавшегося в качестве торжественного письма ("греческий унциал"), а остальные 19 построены самостоятельно, но с соблюдением единого стиля кирилловской азбуки.        

Несмотря на различие в начертаниях и в количестве букв, кириллица и глаголица имеют между собой много общего: 1) в них близки по начертанию буквы, обозначающие чисто славянские звуки [ж], [ш], [ч], [ц], [шт]; 3) почти одинаков порядок расположения букв в азбуках; 3) одинаковы названия букв; 4) наблюдается общее в способах и принципе обозначения звуков: и в одной и в другой азбуке имеются три буквы для передачи звука [и], две - для [о], лигатуры (сложные буквы) использованы для передачи звуков [у] и [ы] (См. таблицы азбук в учебных пособиях).

Какая же из азбук - кириллица или глаголица - создана Константином? Была ли у славян письменность до Кирилла? К сожалению, на эти вопросы нет точного, не вызывающего никаких возражений ответа, поскольку самые старшие письменные источники, дошедшие до нашего времени, относятся к послекирилловской эпохе, к Х веку. Однако науке известны довольно убедительные свидетельства того, что у славян дохристианского времени существовало письмо, но оно было неупорядоченным и несовершенным. Поэтому Константину пришлось заняться составлением азбуки, с помощью которой он мог бы передать на письме переведенные им богослужебные тексты. Этот факт был воспринят современниками и потомками Константина как событие исключительной важности, и имена первых славянских просветителей и "первоучителей" Константина (Кирилла) и Мефодия остались в памяти людей навечно.

Сопоставительный анализ кириллицы и глаголицы, глубокое изучение текстов, написанных этими азбуками, позволили установить, что более древней системой славянского письма является глаголическая. Именно глаголица связана с деятельностью Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии: все сохранившиеся глаголические тексты отражают особенности языка, распространенного на моравской территории. Напротив, наиболее древние памятники кириллического письма обнаружены там, где деятельность Константина и Мефодия не регистрировалась историческими данными - на востоке Балканского полуострова. Глаголические памятники, как правило, более архаичны в языковом отношении. Наконец, сам факт, что кириллица имеет 43 буквы, а глаголица - 40, свидетельствует о более древнем происхождении глаголицы. О том же говорит и наличие так называемых палимпсестов, древних свитков, на лицевой стороне которых кириллические письмена пишутся по стертой или полустертой глаголице.

         Все это дало возможность высказать поддерживаемую большинством современных исследователей гипотезу о том, что азбукой Константина является глаголица. Создание же кириллицы ученые связывают с именем одного из учеников Константина - Климента, который в новых политических условиях, когда книги "первоучителей" подвергались запрету и уничтожению, приспособил греческую азбуку для записи славянской речи. Эта азбука получила у славян очень широкое распространение, и именно с ней стало связываться название "кириллица", так как имя Кирилла (Константина) жило в памяти народов как имя человека, давшего славянам азбуку.

В настоящее время кириллицей пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы, македонцы (славяне); на основе кириллицы созданы алфавиты ряда народов нашей страны. Глаголица дольше всех сохранялась у юго-западных славян, особенно в церковном обиходе хорватов (вплоть до Х1Х в.). Официальная русская церковь глаголицей не пользовалась, хотя глаголическое письмо было известно на Руси (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского  Софийского собора; позднее глаголица использовалась в качестве светского "тайного письма").

 

Как отмечалось выше, каждая из букв кириллицы имела свое звуковое значение, т.е. читалась. Это особенно важно помнить в отношении букв Ь и Ъ, которые в старославянских и древнерусских текстах обозначали сверхкраткие (редуцированные) гласные звуки непереднего и переднего ряда. В настоящее время их принято читать как О или Е, если они находятся в так называемой сильной позиции (см. лекцию 6), и не произносить - в слабой позиции: ПЪЛКЪ (полк), СЪНЪ (сон) ДОМЪ (дом), СЬРДЬЦЕ (сердце), ДЪСКОУ (доску), ТЪПЪТЪ (топот), ОТЬЦЬ (отец), ДЬНЬ (день), ПЬСЪ (пес), ВЪЛКЪ (волк), СЪБЬРАТИ (собрати) и др.

         По византийской традиции буквы кириллицы (общие с греческими буквами), кроме звукового значения, имели числовое значение (цифры у славян появились значительно позже). При этом над буквой ставилось       (титло), а по бокам буквы - точки, отделяющие буквы в числовом значении от остального текста (который был сплошным).

      Счет времени у южных и восточных славян велся со дня "сотворения мира", который, по Библии, произошел за 5508 лет до рождения Иисуса Христа. На Руси старое летосчисление существовало до 1700 года, при этом новый год начинался с 1 марта (так считали до конца ХV в.) или с 1 сентября (с 1492 г. до 1700 г.). Поэтому чтобы перевести указанную в памятнике дату на современную систему летосчисления, необходимо от названного числа вычесть 5508.

 

 Старославянские тексты, предназначенные для нужд церкви    (евангелия, псалтыри, жития и др.), появились в Киевской Руси вместе с принятием христианства (988 г.). Однако кириллическая азбука проникла на восточнославянскую территорию намного раньше официального принятия Русью православия. Как известно, Киевская Русь Х века была государством высокой культуры, поэтому зерна новой письменности легли в благодатную почву. Четкая и совершенная кириллическая азбука довольно быстро была усвоена не только писцами княжеского или монастырского двора, но и ремесленниками отдаленных поселений. Наиболее ярко об этом свидетельствует находка археологов при раскопках Гнездовского кургана (с. Гнездово близ Смоленска) - в слое, относящемся к первой четверти Х века, обнаружена глиняная корчага, на которой безвестный гончар вывел славянскими буквами : г о р оу ? а (середина надписи неотчетлива, поэтому слово читают по-разному: "горуща", "горушна", "Горух пса (писал)").

         Официальное принятие Русью христианства, сопровождавшееся строительством церквей, соборов, монастырей, дало мощный толчок распространению старославянской письменности в древнерусском государстве. Ученые подсчитали, что в Киевской Руси  с конца Х в. до середины ХШ в. (до татаро-монгольского нашествия) было построено около 10 тыс. церковных зданий и действовало около 200 монастырей, а это значит, что для совершения службы в них необходимо было около 85 тыс. книг различного содержания. Причина столь быстрого распространения на Руси старославянских книг заключается в том, что написаны они были на языке,  мало отличавшемся от древнерусского языка Х в. Но этот язык и связанная с ним литература  принесли к восточным славянам богатую традицию христианской теории, духовной поэзии и песни. Наиболее сильное влияние старославянский язык оказал на формирование и развитие древнерусского литературного языка.

 

         Широкое и достаточно быстрое распространение грамотности в быту восточных славян Х-ХI вв., высокое мастерство, которого достигло на Руси уже к ХI в. искусство письма и книжное оформление (пример - "Остромирово евангелие") - все это говорит о том, что восточнославянское общество ещё задолго до принятия христианства было знакомо с письменностью. Разнообразные. Источники и логика развития общества свидетельствуют о наличии у славян, в том числе восточных, каких-то форм докирилловского письма, ибо невозможно одномоментно, в результате озарения (пусть и гениального!) одного человека, перейти обществу из одного состояния в другое. Да и возможно ли вообще представить государство Рюриковичей при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе, Владимире,  "яже ведома и слышима есть всеми конци земли", без письменности и грамотности? Разумеется, нет. Версия о "варварстве" и "языческой беспросветности" древних русов была "на руку" лишь нашим недругам, хотя мирились с  нею некоторые отечественные историографы.

         Одним из важнейших источников по истории славянской письменности является для нас "Сказание о письменах" Черноризца Храбра, который сообщал: "Прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху. погани суще. крестивше же ся. римсками и гръчьскыми письмены нуждаахуся [писати словенску] речь без устроения ... и тако беху многа лета" (графика текста упрощена  ). Таким образом, Храбр прямо указывает два вида письма, издавна применявшиеся славянами: некие пиктографические и счетные знаки - "черты и резы" (вероятно, зарубки; не отсюда ли выражение "зарубить на носу"?) и латинские и греческие буквы "без устроения", т.е. неупорядоченное употребление чужих азбук для передачи славянской речи.

           Русская Начальная летопись "Повесть временных лет" подробно рассказывает о заключении мирных и торговых договоров между Киевским государством и Византией в 907, 912, 945, 971 гг. и даже цитирует их. Так как эти договоры заключались до официального крещения Руси, надо думать, что в оригинале они были написаны по-гречески и по-древнерусски.

            Да и сама Начальная летопись, дошедшая до нас в составе более поздних летописей, но содержащая сведения о жизни древнерусского государства 9-10 вв., цитирующая тексты договоров этого периода, явно имела письменную форму.

          Вескими доказательствами в пользу существования восточнославянской письменности в дохристианскую эпоху являются многочисленные свидетельства арабских, иранских и других писателей-путешест венников о наличии "самобытного письма" у русов 1Х-нач.Х в. Например, арабский писатель Эль Масуди (умер в 956 г.) в сочинении "Золотые луга" утверждал, что он обнаружил в одном из "русских храмов" пророчество, начертанное на камне. А арабский путешественник Ибн Фодлан видел в 921 г. обряд погребения одного руса и описал его так: "Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, а затем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку тополя, написали (выделение наше - В.П.) на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились"  [цит. по: Истрин, 1963: 100].

          "Повесть временных лет" сообщает, что при осаде князем Владимиром Святославичем Херсонеса (конец Х в.) один из жителей Херсонеса, по имени Анастасий, пустил в стан Владимира стрелу с надписью: "Кладези еже суть за тобою от востока, из того вода идет по трубе".

           Все 23 списка "Паннонского жития" Кирилла рассказывают о том, что Константин. (Кирилл) во время путешествия к хазарам "обрел" в Херсонесе "евангелие и псалтырь русскими письмены писано". Упоминается также, что Константин быстро научился читать и понимать эти книги. Согласно гипотезе известного русского лингвиста-историка И.И. Срезневского, книги, найденные Константаном в Херсонесе, были написаны на русском (древнерусском) языке "протокирилловским" письмом (древней кириллицей), возникшим на основе греческой азбуки с дополнением новых букв, необходимых для особых звуков славянской речи.

         Существование дохристианской письменности у восточник славян подтверждается также и археологическими памятниками. В разных местах восточнославянской территории (Рязань, Чернигов, Тверь, Причерноморье, Дон и др.) были обнаружены загадочные знаки и надписи на предметах материальной культуры - на глиняных сосудах, пряслицах, монетах и т.д. К сожалению, почти все они, несмотря на громадное число посвященных им работ, так и не расшифрованы.

          Широкое распространение грамотности в Киевской Руси Х1 в., о чем свидетельствуют многочисленные и разнообразные письменные памятники этого периода (берестяные грамотки, граффити - надписи на стенах соборов, на камнях и др.) также говорит о том, что к Х1 веку русская письменность прошла уже сравнительно долгий путь развития: ведь прежде чем пользование письмом в повседневной жизни стало привычкой, потребностью городских жителей, должно было пройти, по крайней мере, 1-2 столетия.

          Таким образом, несомненно, что Русь, восточные славяне имели свою письменность и в языческий период. В более позднее время эта письменность только совершенствовалась.      

 

Рукописные тексты древнерусского (Х1-Х1V вв.) и старорусского языка (ХIV- ХVII вв.) различны по типам начертания букв и оформления книг.

         Наиболее древний тип русского письма - устав: это крупный почерк торжественного характера. Буквы ровные, красивые, с отчетливо архитектурным характером линий. Каждая буква как бы уставлена на строке (отсюда и название - устав) на равном расстоянии одна от другой. Все создает красоту, церковное благолепне. Заголовки нередко оформлены вязью - декоративным письмом, имеющим целью связать строку в непрерывный и равноправный орнамент. Книги, написанные уставом (обычно это книги "священного писания" - евангелия, псалтыри, произведения паломнического, житийного или проповеднического характера), богато украшались заставками, рисунками на полях страниц. Заглавные буквы (они были только в начале абзаца) разрисовывались красной краской и украшались разнообразными узорами, фигурками зверей, птиц. Отсюда пошло выражение "красная (т.е. красивая) строка". Уставное письмо легко читалось, но в написании требовало кропотливого труда и большого количества времени. Например, Остромирово евангелие, содержащее 294 листа, писалось около 7 месяцев, т.е. в день переписывалось не более двух листов. Поэтому понятна радость писца, закончившего тяжелую работу и выразившего эту радость в послесловиях типа: "яко же радуется жених о невесте, тако радуется писецъ, видя последний лист", "якоже отрешится волъ от ярма, так писатель книги кончав", "якоже рад заяц сети избег, -того рад писец, последнюю строку написав".

На протяжении 4-х веков устав не был одинаковым. Так, устав ХI в., называемый ранним, отличался от устава XII в. более широкими буквами и более широким расстоянием между ними, различны и начертания отдельных букв (например, букв "от" и "ять"). В XIII-XIV вв. в русской письменности господствует поздний устав - более ускоренное  письмо. Почерк теряет свою геометричность и симметричностъ; изменяются начертания некоторых букв: в букве И прямая перекладина (Н) меняется на косую, а буква Н ("наш"), напротив, теряет косую перекладину (Н) и приближается к современной, буква Ж ("живете") теряет свою симметричность, верхняя часть ее уменьшается,  а нижняя - увеличивается;  то же происходит  с  буквой  В ("веди").

           С середины XIV в. появляются книги, написанные полууставом, внешне некрасивым, но достаточно четким и уверенным почерком. Это деловое письмо писцов, работающих на заказ и на продажу и поэтому заинтересованных не столько в красоте письма, сколько в его быстроте и четкости. Буквы полуустава мельче и проще устава, допускается наклон и некоторая кривизна линий, размеры букв не выдерживаются, теряется правильность чередования толстых линий. В целях ускорения письма и экономии писчего материала в полууставе допускалось большое количество сокращенных слов и выносных букв. Появляется разделение текста (не во всех случаях) на слова и фразы, что значительно облегчало чтение и понимание документа. Полууставом написаны списки летописей XIV - XV вв., "Русская правда", ряд грамот этого периода. Из рукописей полуустав перешел в печатные  книги, в которых он применялся от Ивана Федорова до петровских реформ.

Почти одновременно с полууставом уже в XIV в. появляется ещё более быстрое письмо - скоропись. В скорописи допускается большая свобода нажимов и взмахов, безотрывное написание букв, большое количество выносных букв (за пределы строки - вверх или вниз), сокращений и лигатур - соединения двух или нескольких букв в один знак. Скорописью написана дипломатические, административные, судебные, хозяйственные документы, писцовые, таможенные, поместные книги, купчие, дарственные и другие грамоты, частные письма, некоторые литературные произведения. Особенно широко встречается скоропись в XVI - XVII вв.          

Почти вплоть до XVII века в большинстве русских памятников текст был сплошным, без пробелов между словами. Поэтому, кстати, на конце слов долго писали букву Ъ как сигнал конца слова, хотя с ХII в. эта буква звука уже не обозначала.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Стилизация фигуры человека в декоративной и станковой композиции"

Задачи урока            Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человекаОвладения умениями органич...

Презентация по теме "Геометрические фигуры"

Данная презентация содержит материал по теме "Геометрические фигуры". Презентация выполнена в виде интерактивного плаката.Краткое содержание:История развития геометрииТреугольники. Виды треугольниковП...

Проецирование плоских фигур

Методическая разработка по теме Проецирование плоских фигурпо дисциплине инженерная графика. Краткое содержание материала, тестовое задание по теме, задание на графическую работу....

Методическая разработка "Сценарий интегрированного занятия Математика + Информатика "Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла"

Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких дисциплин. Интегрированные уроки формируют познавательный интерес обучающихс...

Методическая разработка урока по технической механике "Определение центра тяжести плоской фигуры"

Данная методическая разработка содержит методические указания по проведению лабораторной работы "Определение центра тяжести плоской фигуры"....

План урока по теме "Размерные признаки тела человека. Обозначения размерных признаков. Последовательность и правила измерения фигуры. Таблица размерной типологии женщин"

Тема раздела: Теоретические основы конструированияТема урока: Размерные признаки тела человека. Обозначения размерных признаков. Последовательность и правила измерения фигуры. Таблица размерной типоло...

Урок геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора. Вычисление площадей фигур».

На изучение тем «Теорема Пифагора. Вычисление площадей фигур» в 8 классе по программе Л.С. Атанасяна отводится 14 часов.По типу «Урок повторения и отработки приобретённых навыков и полученных ранее зн...