Методическая разработка урока на тему «Судебное разбирательство»
методическая разработка по теме

Погребнова Нина Владимировна

Методическая разработка  урока на тему «Судебное разбирательство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_sudebnoe_razbiratelstvo.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Лаишевский технико-экономический техникум»

Методическая разработка

Проведения урока на тему «Судебное разбирательство»

По дисциплине

«Гражданский процесс»

Разработана преподавателем – Погребновой Н.В.

Рассмотрена и одобрена

                                                                                      на заседании комиссии

общеобразовательных и

юридических дисциплин

« ____» ______ 2010 года

Председатель комиссии:

_________М.Ф. Силакова

Лаишево 2010

План

методической  разработки проведения урока на тему:

«Судебное разбирательство»

1.Введение

2. План урока

3. Содержание урока

4. Список используемой литературы

5. Приложение №1, №2.

Введение

Данная методическая разработка предназначена для  студентов юридического отделения очного обучения.

Изучение темы «Судебное разбирательство» предполагает теоретическое изучение норм гражданского процесса и их закрепление путем проведения деловой игры. Деловая игра дает возможность показать студентам практическую значимость теории права и позволяет на личном опыте убедиться в том, как трудно без прочных теоретических знаний решать конкретные правовые вопросы, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих при рассмотрении и разрешении гражданского дела.

Любое гражданское дело – это конкретная жизненная ситуация и данный урок для каждого студента должен заставить задуматься над причиной конфликта и научить самостоятельно разрешать конфликты в соответствии с нормами материального права и нормами гражданско-процессуального законодательства.

Учитывая, что данный урок предполагает проведение деловой игры, необходимо заранее провести определенную подготовительную работу.

Во-первых, фабулу дела. В нашей деловой игре предполагается студентам решить вопрос о восстановлении на работу гражданки Елкиной.

Во-вторых, необходимо студентам дополнительно изучить по курсу «Гражданский процесс» разделы:

  1. Принципы гражданского процессуального права
  2. Лица, участвующие в деле
  3. Судебное представительство
  4. Иск
  5. Судебные доказательства
  6. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству
  7. Судебное разбирательство
  8. Судебное решение

А также по курсу «Трудовое право»:

  1. Трудовой договор
  2. Трудовые споры
  3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

   В-третьих, необходимо заранее распределить роли: судей, истца, ответчика, прокурора, свидетелей, адвоката и т.д.

Деловая игра проводится в обстановке и условиях, приближенных к разбирательству гражданских дел в судах и строго в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона.

Вместе с тем в игре допустимы условности, такие как «удаление из зала судебного заседания свидетелей», «отводы судей» и т.п.

Предполагается провести деловую игру по следующей фабуле:

        Елкина – музыкальный работник детского сада – была уволена по ст. 81 п. 8 ТК РФ за совершение аморального поступка. Елкина предъявила в суд иск о восстановлении ее на работу и взыскания заработной платы за время вынужденного прогула: ссылаясь на то, что аморального поступка (нецензурной брани с завхозом в присутствии детей) она не совершала. Увольнение ее вызвано неприязненными отношениями с заведующей детским садом, вызванными тем, что она обращалась с жалобами в прокуратуру по поводу хищения продуктов заведующей.

                                         II. ПЛАН УРОКА

Учебная дисциплина – «Гражданский процесс».

Тема – Судебное разбирательство.

Цель урока – Дидактическая – формирование знаний о судебном разбирательстве, Формах и методах доказывания, о способах решения проблем искового производства.

                       Воспитательная – воспитание любви к профессии юриста, воспитание чувства ответственности за принятие процессуальных решений.

                        Развивающая – развитие словесно-логического мышления, интеллекта, активности студента.

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения – 1. Деловая игра.

                                 2. Одно из двух.

                                   3. Обсуждение.

                                   4. Демонстрация видеофильма.

Межпредметные связи – 1. Трудовое законодательство.

                                           2. Правоохранительные органы.

                                           3. Делопроизводство.

Внутрипредметные связи. Темы:

  1. Стадии гражданского процесса.
  2. Доказательства.
  3. Иск.
  4. Подготовка дел к судебному разбирательству.
  5. Судебное разбирательство.

Оснащения урока:             

1. Гражданский процессуальный кодекс на каждой       парте.

2. Трудовой кодекс на каждой парте.

3. Карточки для закрепления материала «Одно из двух» на каждой парте.

                                       

III. Содержание урока.

  1. Организационный момент – проверка наличия студентов и готовности аудитории к уроку (2 мин.)
  2. Проверка знаний студентов (20 мин.)

а) письменно, по индивидуальным заданиям – решение задач по дисциплине «Гражданский процесс» (6 студентов).

б) индивидуальный опрос студентов по вопросам:

- назвать стадии гражданского процесса.

- лица, участвующие в деле - стороны

- прокурор в гражданском процессе.

- судебное доказывание: субъекты и процесс доказывания

- подготовка гражданских дел к судебному разбирательству.

       3.  Обобщение ответов и их оценка – 3 мин.

     

       4. Постановка цели урока и подготовка к деловой игре. Перед участниками деловой игры ставится задача:

1. провести «судебное разбирательство» в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, выполняя все требования ГПК РФ для каждого участвующего.

2. каждый студент должен внимательно следить за соблюдением норм ГПК РФ всеми участвующими в деловой игре и после ее окончания отметить юридические ошибки действующих лиц.

5. Деловая игра. Проводится в соответствии с требованиями ГПК РФ, где «суд» рассматривает исковое заявление Елкиной о восстановлении на работе и оплате за вынужденный прогул.

В период «удаления суда для постановления решения», студентам предлагаются задания «Одно из двух».

а) какое постановление (решение или определение) должен вынести суд в результате рассмотрения по существу следующих заявлений (жалоб):

- заявление ответчика о передаче дела в суд по месту его жительство;

-заявление Ивановой о наложении ареста на автомашину «Волга» в порядке обеспечения ее иска к бывшему мужу Иванову о разделе совместно нажитого имущества.

-заявление Ефремовой об освобождении ее имущества от ареста, наложенного судебным приставом при обращении взыскания на имущество Курочкина.

- заявление Шабанова с просьбой допустить его к участию в процессе в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика.

б) проверьте, правильно ли изложены резолютивные части в решениях суда:

- «Взыскать с Молюкова ежемесячно алименты на содержание дочери Ольги 24 мая 2001 года рождения в пользу Молюковой Таисии Петровны начиная со 2 апреля 2002 года».

- «Взыскать с Морозова П.С., проживающего в г. Москва, Ленинский проспект, д. 87 кв. 30а, в пользу Троекуровой Н.Н. 2500 руб., полученных в долг на три месяца для приобретения материалов на ремонт квартиры».

- « Разделить совместно нажитое Бучкиным М.И. и К.Н. имущество стоимостью 100.000 рублей в равных долях, выделив Бучкиной М.И. стиральную машину, телевизор, холодильник, мебель, а Бучкину – автомашину марки « Москвич-407», фотоаппарат, рабочее кресло.

6. Анализ проведенной деловой игры и закрепление материала (10 мин.) по вопросам:

- правильно ли было то, что исковые требования Елкиной наш суд рассматривал коллегиально?

- что является предметом доказывания в нашем процессе?

- как вы думаете, почему суд не стал рассматривать вопрос о хищении зав. детсадом и сам не возбудил гражданского дела по причиненному ущербу?

- назовите ошибки в действиях наших «судей».

Домашнее задание – 2 минуты.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации, 1993год – М.: Информационно- издательский дом «Филинъ», 2008г.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ.- М.: «Проспект», 2013.
  3. Трудовой кодекс РФ.- М.: «Проспект», 2009
  4. Гражданский процесс: учебник под редакцией А.А.Власова.- М.: «Юристъ», 2003.
  5. Сборник законов Российской Федерации.- М.: «Терминал», 2008 г.
  6. Судебный процесс: пособие для истца под редакцией И.Ш. Резепова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2008

ПРИЛОЖЕНИЕ

К методической разработке урока

по теме « Судебное разбирательство»

  1. Процессуальный порядок судебного заседания.

  1. Образец искового заявления.

  1. Образец судебного решения.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

  1. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.
  2. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из названных по делу лиц явился. Суд устанавливает личность явившихся, а так же проверяет полномочия должностных лиц и представителей.
  3. Свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседания.
  4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы – суду, прокурору, секретарю судебного заседания.
  5. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле и представителям их процессуальные права и обязанности.
  6. Просьба лиц участвующих в деле и представителей об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешается определением суда, после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, и заключения прокурора.
  7. Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Рассмотрение дела начинается докладом дела председательствующим. Затем он спрашивает, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением.
  8. После доклада суд заслушивает объяснения истца, ответчика.
  9. Председательствующий спрашивает у сторон – истца и ответчика – имеют ли  они что-либо добавить к своим объяснениям.
  10. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, устанавливает порядок допроса свидетелей и исследования других доказательств по делу.
  11. Порядок допроса свидетелей:

Каждый свидетель допрашивается отдельно. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает личность свидетеля, возраст, род занятий, отношение к данному делу и взаимоотношения его со стороной – сторонами, другими лицами, участвующими в деле. Предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний по ст. 307 УК РФ.

У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены обязанности и ответственность.

Председательствующий предлагает свидетелю сообщить суду все, что ему лично известно по делу.

После этого свидетелю могут быть заданы вопросы: первым задает вопрос лицо, по заявлению которого вызван свидетель, его представитель. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым предлагает вопросы истец.

Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.

  1. Исследование письменных доказательств:

Письменные доказательства оглашаются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, и представителям. Только после этого участвующие в деле лица могут дать объяснения по поводу этих доказательств.

  1.  После исследования всех собранных по делу доказательств председательствующий спрашивает у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет разбирательство дела по существу оконченным, и суд переходит к заслушиванию судебных прений и заключения прокурора.
  2. Судебные прения.

Сначала выступает истец, его представитель, затем ответчик и его представитель. Участники могут обмениваться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю.

  1. Заключение прокурора.
  2. Удаление суда в совещательную комнату.
  3. Оглашение решения.

ОБРАЗЕЦ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая  2009 года                                                                              г. Лаишево

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

Председательствующего судьи Иванова Г.И.,

При секретаре Мельниковой М.И. с участием прокурора Смирнова П.П. и адвоката Морошенко М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елкиной Елены Петровны к Лаишевскому детскому дому о восстановлении на работе и оплате за вынужденный прогул

УСТАНОВИЛ:

-указываются установленные факты-

В соответствии со ст. 81. П.8 ТК РФ, руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

  1. Елкину Елену Петровну восстановить на работе в качестве музыкального работника Лаишевского детского сада с 4 апреля 2009 года.
  2. Взыскать с Лаишевского детского дома в пользу Елкиной Елены Петровны оплату за время вынужденного прогула в сумме 6100 рублей 00 копеек.
  3. Взыскать с Никитиной Анны Петровны заведующей детским домом, подписавшей приказ об увольнении Елкиной в пользу Лаишевского детского дома 6100 рублей 00 копеек, выплаченных в связи с незаконным увольнением истца.

Взыскать с Лаишевского детского сада в доход государства судебные издержки в размере 50 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный суд республики Татарстан через Лаишевский районный суд.

Председательствующий                  _______________Г.И. Иванов  

ОБРАЗЕЦ

В Лаишевский районный суд

Республики Татарстан                                                            Истец : Елкина Елена Петровна,

Проживающая по адресу: г. Лаишево, Улица Пионерская, дом 5, кв.3

Ответчик: Лаишевский детский сад «Ласточка», расположенный по адресу: г. Лаишево ул. Чернышевского д.10

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

О восстановлении на работе и оплате

за время вынужденного прогула

Я работала музыкальным работником в Лаишевском детском доме с 5 декабря 1997г.

Приказом № 176 от 4 апреля 2009 года я уволена по п.8 ст. 81 ТК РФ за совершение аморального поступка.

Увольнение считаю незаконным по следующим основаниям:

  1. Аморального поступка я не совершала и в присутствии детей нецензурной бранью не ругалась.
  2. Поводом для увольнения послужили неприязненные отношения между мной и заведующей детским садом, поскольку я неоднократно обращалась к прокурору по фактам хищений продуктов заведующей.

С 4 апреля 2009 года я не работаю.

В соответствии со ст. ст. 395, 396 ТК РФ

 Прошу:

  1. Восстановить меня на работе в должности музыкального работника Лаишевского детского сада.
  2. Взыскать с Лаишевского детского сада в мою пользу средний заработок во время вынужденного прогула с 4 апреля 2009 года по день восстановления на работе.

Приложение:

  1. Копия приказа о приеме на работу.
  2. Копия приказа об увольнении.
  3. Справка о размере заработной платы за последние два календарных месяца работы.
  4. Копия искового заявления.

11.04.09                                  ______________Е.П. Елкина

                 Рецензия

На методическую разработку проведения урока, на тему                              «Судебное разбирательство» по дисциплине «Гражданский процесс»

Методическая разработка разработана в соответствии с государственными требованиями по специальности 030503 «Правоведение» содержание методической разработки для студентов соответствует общему бюджету времени, отводимому на изучение темы «Судебное разбирательство» по дисциплине гражданский процесс.

Методической разработкой предусмотрено изучение понятия судебного разбирательства, его условия, порядок рассмотрения заявлений.

Студент при изучении данной темы должен научиться рассматривать дела в судебном порядке, знать особенности проведения судебного процесса.

Рецензент  _________      _________________ _______________

                         Подпись                 Ф.И.О.                      должность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Применение визитных карточек»

Цель урока:Развитие профессиональной  компетенции  в вопросе  оформления и применения визитных карточек при подготовке секретарей-референтов....

Методическая разработка урока на тему "Невербальное общение"

Методическая разработка урока по предмету "Деловая культура" для обучающихся по профессии "Агент рекламный", раздел  "Общение". Включает в себя конспект урока, презентацию - сопровождение урока и...

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Программа разработана на основе Примерной программы и  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....