Проектная деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов колледжа
статья по теме

Тришкина Валентина Михайловна

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г № 543 самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

  Главная задача самостоятельной работы студентов- это развитие умений, приобретение научных знаний путем личного поиска информации, формирование активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении курсовых работ, рефератов, дипломной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_vid_sam.raboty.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тришкина В.М,

преподаватель русского языка и литературы

  ГБОУ СПО Педагогический колледж  №18 «Митино»

Проектная деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов колледжа

Происходящая в настоящее время образовательная реформа связана  с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования.

В содержании нового Государственного Образовательного  стандарта среднего (полного) общего образования  нашли отражение такие личностные качества студента, как компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией, ориентированность в смежных областях деятельности, готовность к постоянному профессиональному росту, способность к самостоятельной работе. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г № 543 самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

  Главная задача самостоятельной работы студентов- это развитие умений, приобретение научных знаний путем личного поиска информации, формирование активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении курсовых работ, рефератов, дипломной работы.

      Дисциплина "Литература" занимает особое положение среди других общеобразовательных дисциплин: именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания студентов о мире, о культуре, о самом себе. Межпредметные связи литературы разнообразны, содержание данной дисциплины  очень специфично. Все это создает благоприятные условия для творчества преподавателя.

     На уроках литературы происходит:

- приобщение  студентов к творческой деятельности, обучение нестереотипным способам решения литературных проблем  и самостоятельному выбору соответствующего литературоведческого инструментария;

-формирование умения анализировать, систематизировать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы по художественному произведению;

-вовлечение студентов в исследовательскую и проектную деятельность.

Проектная деятельность является одним из видов самостоятельной работы студентов.

Метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленной на решение задач учебного процесса, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые методики.

Метод проекта - это один из современных способов изучения дисциплины «Литературы», который способен увлечь и преподавателя, и студента. Задача преподавателя - повести за собой  студентов, научить  студентов самостоятельному критическому мышлению, научить размышлять, опираясь на знания фактов, делать обоснованные выводы, принимать аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

В основе  проекта  по дисциплине «Литература» лежит моделирование событий, фактов жизни писателя, отслеживание истории создания произведения, восприятие, сравнение двух или более творческих личностей, т.е. углубленное изучение именно литературы. Проект может быть выполнен индивидуально или группой студентов.

Прежде чем приступить к работе над проектом, студент должен овладеть следующими  умениями самостоятельной работы:

- репродуктивными: делить материал на составные  части, выделять главное в тексте, составлять план, тезисы, конспектировать текст, уметь дословно пересказывать, писать реферат по материалу статьи, пользоваться справочной литературой и др.

-творческими умениями: уметь  формулировать проблему, составлять план решения проблемы, делать обобщение, выводы, составлять доклад по теме из разных источников, делать прогноз, писать сочинения;

- организационно - рефлексивными умениями: уметь планировать свою деятельность (ставить цель, составлять план), анализировать свою деятельность (выделять успешные и неудачные способы, приемы (сравнивать результаты с целями), оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психическое состояние.

Последовательность работы над проектом можно представить следующим образом:

а) Выбор темы:

-преподаватель отбирает и предлагает возможные темы;

-студенты обсуждают и принимают общее решение по теме;

-преподаватель участвует в обсуждении тем вместе со студентами или студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают их для обсуждения.

б) Формирование творческих групп:

-преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности;

-студенты группируются в соответствии с выбранными темами;

в) Подготовка материалов для работы над проектом, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы;

г) Определение форм выражения итогов (продукта) проектной деятельности:

-студенты в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная, литературная газета, альманах, сочинение, стенды и т.д;

д) Работа над проектом:

-преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность, студенты осуществляют поисковую работу;

е) Оформление результатов:

-студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами;

ж) Защита проекта:

-преподаватель организует экспертизу подготовленных проектов, презентаций, студенты докладывают о результатах своей работы;

з) Рефлексия:

-преподаватель оценивает свою деятельность по руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки;

-каждый студент осуществляет рефлексию процесса, себя в нем, с учетом оценки других.

    Реализация метода проекта ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности студентов. В процессе работы у студентов повышается качество знаний, интерес к дисциплине  «Литература», приобретается опыт  исследовательской работы.

В нашем колледже преподаватели русского языка и литературы  активно применяют проектную деятельность как один из видов самостоятельной работы, т.к. включение студентов в данный вид работы  решает ряд педагогических задач, которые очень трудно, подчас невозможно решить в рамках классно-урочной системы. Накопленный опыт показывает, что участие в проектной деятельности и презентация результатов  проектов стали нормой, а не инициативой отдельных активных студентов.

Результатом такой работы студентов стал проект по литературе «Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе 19-20 веков».

Перед студентами стояла цель: изучить влияние библейских мотивов и сюжетов на творчество русских писателей 19-20 веков. Было изучено  и проанализировано творчество И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.А.  Ахматовой, И.А. Бунина, М.А. Булгакова. В ходе  защиты проекта были представлены обзорные презентации по творчеству каждого писателя, соответствующие  заявленной теме. Студенты, проведя исследование, представили следующее заключение: "На рубеже 19-20 веков русская литература полна тревожными предчувствиями и предсказаниями. В эту эпоху обращение литературы к Библии  почти всегда выражает идею связи времён, преемственности культур. Когда же предчувствия и предсказания поэтов о времени "неслыханных перемен, невиданных мятежей" исполнились, идея непрерывной цепи культур приобрела новое, не только реальное, но и трагическое  значение: теперь каждому, кто чувствовал ответственность за Россию, за правду и красоту, приходилось сберегать эту цель в обстановке гонений, сопоставимых с теми, что обрушились в первые века новой эры на последователей Христа».

   В романе И.А Гончарове "Обломов" очень важной и символической деталью является ветка сирени. "Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос "…Изобразительная деталь начинает приобретать символический характер. Сирень сопоставлена с мифологическим  библейским образом мирового дерева "Мировое дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом».

    В финальной главе «Истории одного города» М.Е Салтыкова-Щедрина устами пророка библейская история «поведала нам о Божьем гневе, приведшем к разрушению страны и города за разврат и нечестие отпавших от Бога – жителей - Содом, Гоморра, Вавилон, Иерусалим».

С евангельскими притчами связана символика романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 является символом "союза" Бога и человека, поэтому,  "посылая" Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение.

Крест  для ахматовской  героини не только знак "сораспятия" Христу, но и "золотой нательный крестик ", которым можно расплатиться с цыганкой за гадание о женихе. (" У самого моря")

   Духовной вершиной в динамике жанра поэтической молитвы становится у Бунина обращённое в посмертье стихотворение "И цветы, и шмели…". Творчески развивая образный ряд притчи о блудном сыне, поэт проецирует его странствия на земной путь человека, а возвращение сына к милостивому отцу - на посмертный отчёт перед Творцом: "Срок настанет - Господь сына блудного спросит"…

  В романе «Мастер и Маргарита» М.А Булгаков изображает добро и зло - сатану и Христа - во всей их полноте, имея целью разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра. Главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого - библейский Христос - воплощение добра, а лицом второго - Воланд, чьим прообразом является сатана- воплощение зла…

 Результатом  проделанной         работы стал  литературный альманах «Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе 19-20 веков». Студенты отмечали, что работа над проектом дала возможность реализации своих творческих способностей, позволила показать свое умение работать индивидуально и в команде, применить свои знания на практике, публично показать достигнутые результаты.  

Интересная работа была проведена по творчеству В.С.Высоцкого. Студенты на уроках и самостоятельно изучали творчество поэта-барда. Затем в рамках Дня музея посетили «Дом Высоцкого». Следующим этапом работы в этом проекте для одной группы стало написание эссе «Мои впечатления от посещения  Дома Высоцкого», для другой группы - составление сборника любимых стихов , написание вступительной статьи к нему, для третьей группы - создание обложки к сборнику, четвертая группа провела опрос среди преподавателей и студентов «Знаете ли Вы поэта-барда  В.С.Высоцкого?».

Продуктом проделанной  работы стало проведение литературной гостиной «Поэт, актер, человек Владимир Высоцкий…»

        Анализируя вышеизложенное, следует сделать  вывод: проект - один из способов организации самостоятельной работы студентов, работа над которым побуждает их к глубокому погружению в литературу, искусство, историю, расширяет словарный запас, заставляет читать , пользоваться каталогами библиотек, повышает уровень культуры общения в мире Интернета, компьютерных технологий, формирует умение правильно оформлять свои мысли, повышает интерес к литературе.

Литература:

1).Брановский Ю.С.,Шапошников Т.Л Информационные технологии в профессиональном образовании. Краснодар: Изд-во Куб ГТУ,2001.-415 с.

2)Интернет в гуманитарном образовании/ под ред.Е.С.Полат М.:ВЛАДОС,2001.-272с.

3)Концепция модернизации российского образования на период до 2010.

4)Грицык В.А "Об активной роли информационных технологий в учебном процессе ".Народное образование. 2008г

5)Каналов Ш."Информационные технологии обучения в современном мире". Информатика и образование.2003г

6)Шкутина Л.А."Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональном образовании". Киров,2001г.-205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание рефератов с использованием ИКТ как один из видов самостоятельной работы студентов

В данной статье внимание уделено особенностям рефератов как виду самостоятельной работы студентов, представлен алгоритм их написания. Показана важность использования презентаций при подготовке реферат...

Виды самостоятельной работы студентов по МДК «Практикум по организации вокально-хоровой работы»

В данной работе самостоятельность рассматривается  как характеристика деятельности студента и  представляет собой проявленную им способность решать данну...

Самостоятельная работа студентов колледжа с использованием кейс-технологии

Самостоятельная работа студентов колледжа с использованием кейс-технологии...

Проектная деятельность- один из методов самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины ОП 04. «Дендрология и лесоведение»

Методическая разработка проектной деятельности студентов 121 группы ГБПОУ ВО "Хреновской лесной колледж им.Г.Ф.Морозова"  "Проектная деятельность-  один из методов самостоятельной работ...

Презентации, выполненные студентами, как один из видов самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.Мной, наряду с...