Главные вкладки

    План внеклассного междисциплинарного мероприятия "Прощай, Масленица!" (для НПО)
    методическая разработка по теме

    Коврижкина Мария Михайловна

    Тема воспитания уважения к обычаям наших предков, возрождения традиционных русских праздников является актуальной в условиях постиндустриального общества. Современный мир с его высокими темпами обмена информацией, разнообразной и противоречивой, отсутствием нравственных ограничений, слабости социальных регуляторов  требует душевной крепости и устойчивости, особенно у молодежи. Современные  СМИ, общество потребления становятся настоящим испытанием нравственной чистоты, моральных качеств и ценностей. Знание и понимание традиций русской культуры, почитание предков, православных норм и обрядов может послужить основой воспитания молодежи. Особым аспектом в этой связи является внедрение старинных обычаев в современные технологические  и культурные реалии, соотнесение их с требованиями культурной толерантности в нашей многонациональной стране.

    Целью проекта является разработка внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, Масленица!» в рамках учебно-воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании на примере ГБОУ СПО МО «Видновский профессиональный колледж». Особенностью мероприятия является сочетание дисциплин «История» и «Кулинария».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_kip_kovrizhkinoy_m.m._vidnovskiy_kolledzh.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»

    Кафедра методики преподавания дисциплин

    художественно-эстетического цикла

                             

    Итоговый исследовательский проект

    «Методическая разработка внеклассного междисциплинарного                мероприятия «Прощай, Масленица!»

    Коврижкиной Марии Михайловны,

    преподавателя специальных дисциплин ГБОУ СПО МО «Видновский          профессиональный колледж»,

    слушателя курсов повышения квалификации 2012/2013 учебного года

    «Культура и искусство Подмосковья»

    (вариативный кафедральный модуль 72 час.)

                            Руководитель курсов – И.А. Переверзева

    старший преподаватель

    Москва 2013

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………   3

    1.Методологический аспект внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, Масленица!»……………………………………………………….   4

            1.1. Современные требования к проведению внеклассных мероприятий…………...........................…………………..…   ……………..  ………   ...4

            1.2.  Праздник Масленицы как старинный обычай и молодежная забава в русской культуре………………………………………………  ………..…..  ..6

    2. Реализация проекта внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, масленица!»………………………………………………………………  10

    2.1. План мероприятия, примерный сценарий…..…   ……  ………   .. 10

            2.2.  Методические рекомендации к проведению внеклассного мероприятия в СПО…………………………………………………………  …………..... 11

            

    Заключение……………………………………………………………………… 12

    Литература……………………………………………………………………… 13

    Приложение 1. ………………………………………………………………….. 14

    Приложение 2 …………………………………………………………………… 20

    Введение

    Тема воспитания уважения к обычаям наших предков, возрождения традиционных русских праздников является актуальной в условиях постиндустриального общества. Современный мир с его высокими темпами обмена информацией, разнообразной и противоречивой, отсутствием нравственных ограничений, слабости социальных регуляторов  требует душевной крепости и устойчивости, особенно у молодежи. Современные  СМИ, общество потребления становятся настоящим испытанием нравственной чистоты, моральных качеств и ценностей. Знание и понимание традиций русской культуры, почитание предков, православных норм и обрядов может послужить основой воспитания молодежи. Особым аспектом в этой связи является внедрение старинных обычаев в современные технологические  и культурные реалии, соотнесение их с требованиями культурной толерантности в нашей многонациональной стране.

    Целью проекта является разработка внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, Масленица!» в рамках учебно-воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании на примере ГБОУ СПО МО «Видновский профессиональный колледж». Особенностью мероприятия является сочетание дисциплин «История» и «Кулинария».

    Задачи проекта:

    1. Изучить современный подход к проведению внеклассных междисциплинарных мероприятий;
    2. Изучить историю праздника Широкая Масленица, обычаи и игры, связанные с этим праздником;
    3. Разработать план мероприятия с использованием современных технических средств;
    4. Рационально соединить исторические знания, песни и игры с кулинарными разработками и процессом приготовления традиционного угощения.
    5. Использовать инициативу учащихся в разработке и проведении мероприятия.

    Глава 1.Методологический аспект внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, Масленица!»

    1.1 Современные требования к проведению внеклассных мероприятий

    Внеклассные мероприятия становятся важной частью образовательного  и воспитательного процесса.

    «В гуманитарных дисциплинах произошла смена парадигмы, приоритетов, переоценка ценностей, изменились цели: из знаниецентрического гуманитарное образование превратилось в культуроориентированное. Целью обучения становится не только достижение объективного знания о предмете, сколько сам путь  к этому знанию, к самопознанию, к воспитанию личности.» [1]  

    Современные требования к качеству образования обоснованно отмечают важность не столько изложения учебного материала, сколько воспитания нужных в производстве, реальной жизни качеств – компетенций.  В числе необходимых условий повышения качества образования, указанных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, одобренной Правительством РФ, воспитание рассматривается как первостепенный приоритет, как органическая составляющая педагогической деятельности.  Перечень ключевых компетенций (или базовых навыков)  обусловлен требованиями создания рыночных механизмов в сфере общественного производства и услуг, новых форм управления, ростом использования управленческих методов во всех сферах жизни общества.

    Не существует единого определения и перечня базовых навыков. «В отчете Европейскому фонду подготовки кадров в 1998 году Саймон Шо отмечает восемь основных базовых категорий, по которым распределяются базовые навыки:

    1. Основные навыки- грамота и счет, необходимые на уровне функционирования и продвижения в обществе.
    2. Жизненные навыки- отношения с другими людьми, навыки самоуправления, профессионального и социального роста.
    3. Коммуникативные навыки – решение проблем, коллективная работа.
    4. Социальные и гражданские навыки – социальная активность, гражданские ценности, моральные правила, сотрудничество.
    5. Навыки для получения занятости – обработка информации, самостоятельное принятие решений.
    6. Предпринимательские навыки – самостоятельный поиск и исследование деловых возможностей.
    7. Управленческие навыки – консультирование, координация, логические и системное мышление, тренировку и наставничество.
    8. Широкие навыки, анализ, планирование, контроль. Последние навыки применяются в работе управленческого характера, применительно к требованиям конкретных профессий.

    Данная классификация содержит пересечения, например, управленческих и широких навыков, что в общем естественно, учитывая сложную структуру человеческой мыслительной деятельности и личности в целом. Непросто выделить отдельные, значимые только в данном контексте, виды деятельности.

    Воспитание и укрепление данных базовых навыков – первоочередная задача профессионального и базового образования. [2]

    Задачу формирования базовых компетенций успешно решают современные педагогические технологии, системный подход. Однако сам подход не является принципиально новым. Он был предложен еще в 1971 году польским дидактом Ф. Янушкевичем, и был определен как «система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.» Янушкевич определяет в качестве основной задачи обучения связь теории и практики обучения, технологию подготовки специалистов без отрыва от производства, непрерывность образования, оптимизации учебного процесса. [3]

    Видится логичным такой подход, как совмещение учебных и культурологических, просветительских мероприятий, рационализация методов доведения учебной и практической информации до сведения учеников, приобщение к практической деятельности, формирование ценностной ориентации через труд, творчество и инициативное участие во внеклассных мероприятиях.

    Основные требования к выпускнику учреждений среднего профессионального

    образования  изложены в государственно образовательном стандарте среднего профессионального образования (ГТ ГОС СПО). В частности, «выпускник со средним профессиональным образованием должен:

    - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности;

    - обладать коммуникативной культурой;

    - обладать широким кругозором;

    - быть способным к практической реализации своих профессиональных задач;

    - уметь научно организовать свой труд, применять технику;

    - быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

    - стремиться к приобретению новых знаний, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию, стремиться к творческой самореализации.» [6]

    1.2 Праздник Масленицы как старинный обычай и молодежная забава в русской культуре.

    Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния.

    До Крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица - это время, когда пробуждается Природа и Солнце - дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.

    Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

    Масленица - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

    С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

    В народе каждый день масленицы имеет свое название.

    Понедельник - встреча. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. В этот день в деревнях, как правило, из соломы делали чучело Масленицы и одевали его в старую женскую одежду, а после этого насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне. Затем это чучело, т. е. Масленицу ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях.

    Вторник - заигрыши. День, в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «показать себя». В этот день происходили смотрины невест. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

    Среда - лакомки. Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!" В этот день зять приходил к тёще на блины. Повсюду на масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники.

    Четверг - широкий разгул. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» - т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

    Главное мужское действие в четверг - оборона или взятие снежного городка. Возможно, именно в этот день проходили масленичные кулачные бои или как их называли - кулачки, которые вели свое начало из Древней Руси.

    Пятница - тёщины вечерки. Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

    Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок.

    Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. Называли его также и целовальником, и проводами. В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».

    В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

    Современное значение Масленицы – традиционное развлечение, молодежный и семейный досуг. К тому же праздники проводов зимы и встречи весны есть почти у всех народов. Поэтому так важно подчеркивать единство этого обычая, понимание общего исторического пути, семейных духовных ценностей, аналогичных для православных, мусульман и атеистов, всех людей, населяющих нашу страну. Весна – естественные праздник, обновление жизни, усиление жизненной активности людей.

    Глава 2. Реализация проекта внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, масленица!»

    2.1. План мероприятия, примерный сценарий

    В разработке внеклассного мероприятия стоит учитывать сочетание методов традиционной внеклассной работы с методами преподавания кулинарии в части практической работы – выпечки блинов.

    Сценарий и описание подготовительных этапов содержится в Приложении 1.

    Мероприятие начинается с подготовительной стадии по двум направлениям:

    1. Историческая  подготовка, создание рассказа о Масленице в культурной традиции разных стран и народов. К этой же часть относится создание чучела Масленицы, в котором принимают участие учащиеся, проявляя инициативу и творческий подход. Особое внимание уделяется выбору конкурсов, учащиеся определяют приоритеты и направления. В которых могут успешнее проявить себя. Группы, состоящие целиком из юношей 17-19 лет, выбирают перетягивание каната, имитацию кулачного боя (участвуют спортсмены, занимающиеся в секциях), беге в мешках, метании снежков. Юноши и девушки – повара, в группах с примерно равной гендерным составом одинаково успешны в беге с блинами и соревновании импровизированных оркестров из кастрюль, ложек и других подручных предметов, метании снежков.
    2. Кулинарная подготовка, за 2-3 часа. В зависимости от числа потенциальных участников выпекаются блины на базе лаборатории-кухни. Предварительно выбираются рецепты старинной русской кухни, блины дрожжевые и пресные, из гречишной муки и с начинками. Участники – преподаватель кулинарии и учащиеся-повара.

    Особой частью мероприятия стала коммуникация с фотографами-любителями из числа студентов, по предварительной договоренности ими делались репортажные снимки, позднее отредактированные и размещенные на сайте колледжа [7] и в группах в социальных сетях.  Студенты участвовали в подготовке музыкального оформления конкурсов и всего мероприятия, использовались записи старинных русских песен, шотландских танцев и ВИА 70-х годов.

    Таким образом, учащиеся принимают участие во всех стадиях подготовки, что позволяет приобрести и развить навыки планирования. коммуникации,  контроля, коллективного труда и творчества, координации процессов и совместной переработки фактологического материала. Такое изучение обычаев, вплоть до особенностей костюма чучела Масленицы, дает возможность лично стать участником своеобразного театрализованного действия, но не исторической реконструкции, а событий 21 века, актуальных и привлекающих молодежь.

    2.2 Методические рекомендации к проведению внеклассного мероприятия в СПО.

    Мероприятие, разработанное и проведенное в Видновском профессиональном колледже, позволяет оценить результаты применения методики межпредметной интеграции с разработкой базовых коммуникаций учащихся.  Задача усвоения материала исторического характера была выполнена успешно, к тому же были выполнены планы учебного курса кулинарии по освоению старинных рецептов русской кухни.  

    Опыт данной работы позволяет дать следующие рекомендации:

    1. Фактологический материал прекрасно усваивается вне учебных аудиторий в процессе сбора информации для подготовки мероприятия, самостоятельной домашней работы с интернет-источниками.
    2.  Даже учащимся, ориентированным на сугубо профессиональную подготовку и приобретение практических навыков важно работать в команде, и неважно, собирая чучело Масленицы или выпекая блины.
    3. Учащиеся развивают управленческие и координационные навыки, самостоятельно определяя отдельные элементы сценария, технического оформления, музыкального сопровождения и т.п.
    4. Учащимся довольно трудно в силу возраста читать и воспроизводить старинные русские стихи и песенки. Современные молодые люди видят  угрозу своему имиджу в чтении детских стихов или стихов к непонятным для них чередованием звуков и слов . И поскольку праздник должен стать истинно молодежным, близким по сути и по духу современной молодежи,  логичным представилось не настаивать на литера-турной подготовке.
    5. В учебных заведениях с неоднородным национальным составом праздник лучше начинать с рассказа об интернациональности обычая проводов зимы. На практике даже вопросы ведущего   «А есть армянская масленица?», «А вы знаете, что такое Навруз?» вызывают неподдельную радость и положительный настрой вначале скептически настроенных учеников – представителей мусульманских и кавказских народов. Они становятся полноправными участниками общего дела.

    Думаю, данные рекомендации могут оказаться полезными с некоторыми коррективами для междисциплинарных мероприятий (сочетание дисциплин «Труд» и «История Отечества») в средних общеобразовательных учебных заведениях.

    Заключение

    « Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор отмечал: «В эпоху, когда появляется тенденция рассматривать мужчин и женщин как «человеческие ресурсы», а образование – как средство развития этих ресурсов, я хотел бы подчеркнуть…,что человек является высшей ценностью: его развитие, его расцвет, его благополучие представляют для нас самые важные цели, и первая миссия образования состоит прежде всего в том, чтобы максимальной эффективностью этому содействовать.» [5]

    В ходе реализации данного проекта был изучен методологический материал, общие принципы подхода к организации внеклассных междисциплинарных мероприятий. Фактически были найдены общие рекомендации, определенные трудности вызвала адаптация типовых сценариев в соответствии с требованиями актуальности и понимания именно студентами колледжа, в противовес весьма распространенным сценариям и методикам для младших школьников.

    Была проведена исследовательская работа по изучению рецептов старинной русской кухни.

    Была проведена работа по  интеграции требования двух дисциплин и соединения изучения исторического  и музыкального материала, а также изучению и освоению кулинарных процессов.

    Были даны методические рекомендации по проведению внеклассных междисциплинарных мероприятий для учебных заведений, осуществляющих профессиональную и общую подготовку на базе СПО, НПО и старших классов средних школ.

    Литература

    1. Р.Л. Палтиевич. Обучая, воспитывать-воспитывая, обучать. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник.М.-2002 МО РФ Институт проблем развития СПО
    2. В.И. Байденко. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник.М.-2002 МО РФ Институт проблем развития СПО
    3. С.М. Вишнякова. Новые педагогические технологии: основные направления развития. Применение активных методов, современных технологий обучения и контроль знаний студентов (из опыта работы преподавателей ссузов). М.-2002.
    4. История Масленицы: http://www.abc-people.com/shop/pancake.htm. 09.04.2013г.
    5. В.М.Зуев. Профессиональное образование и личность. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник.М.-2002 МО РФ Институт проблем развития СПО
    6. Л.Г.Семушина. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государственном образовательном стандарте. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник.М.-2002 МО РФ Институт проблем развития СПО
    7. Статья о мероприятии. www.vidnoeprof.ru 09.04.2013г.
    8. Русские песни – записи хора Пятницкого: http://muzofon.com/search/%D0%A5%D0%9E%D0%A0%20%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
    9. Ирландские песни: http://muzofon.com/search/%D0%98%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B/

    Приложение 1.

    Краткое описание-сценарий мероприятия «Прощай, Масленица».

    План празднования Масленицы.

    Дата – 15 марта 2013 года.

    Территория – крыльцо в корпусе на Развилке.

    Материалы: 1) для блинов : продукты из столовой.

    2) для чучела: материалы, закупаются учениками.

    3) для игр: материалы из столовой, АХО.

    4) Музыка и фото: АХО, студенты, преподаватель информатики.

    Заранее – сбор инициативной группы по созданию чучела, редактуре конкурсов.

    С 8 утра – студенты пекут блины.

    Начало – рассказ о Масленице :

    «История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

          По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы Великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути.      Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

          Масленица — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

    И как и за границей, где определяется король карнавала, мы определим старейшину Масленицы, который подведет итоги всем конкурсам и наградит победителей.

          В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

    Конкурс – «Бег с блинами». Команды по 5 человек, 3  сковородки и эстафета во дворе.

          Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

          Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца.

    Угощение блинами разного вида. Благодарность поварам.

          Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы.

    Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

    Понедельник — «встреча»,

    вторник — «заигрыш»,

    среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,

    четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,

    пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,

    суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,

    воскресенье — «прощеный день».

    Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».

          Понедельник — встреча

    В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.  

    Презентация чучела! Сегодня с чучелом мы сжигаем не только зиму, но и все зимние проблемы.

    Придумайте то, что вы хотите сжечь!

          Вторник — заигpыш

    С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.

    Конкурс – перетягивание каната.

          Среда — лакомка

    Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)

    На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.

    Показательные выступления «Кулачные бои», «Стенка на стенку».

    Конкурсы – «Бег в мешках», Кидание снежков (или картошек) в кастрюли.

          Пятница — тещины вечера

    Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

          Суббота — золовкины посиделки

    Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

    А мы предлагаем исполните известную песню под шумовой оркестр из посуды, ладоней и других подручных предметов.

          Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день.

    Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

          Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

    А мы сжигаем Масленицу, отправляем в огонь весь свой негатив: обиды, проблемы, ссоры. Что вы сжигаете?

    Сжигает, доедаем…

    А теперь старейшина объявит победителей и наградит их!

    Приложение 2.

    Пояснения к презентации.

    Слайд 1: Добрый день!

    Представляется Итоговый исследовательский проект

    «Методическая разработка внеклассного междисциплинарного                мероприятия «Прощай, Масленица!» Коврижкиной Марии Михайловны, преподавателя специальных дисциплин ГБОУ СПО МО «Видновский          профессиональный колледж», слушателя курсов повышения квалификации  «Культура и искусство Подмосковья»  руководитель курсов –       И.А. Переверзева.

    Слайд 2: Целью работы является  создание методической разработки внеклассного междисциплинарного мероприятия «Прощай, Масленица!»

    Наш колледж осуществляет подготовку  по многим специальностям СПО и НПО, в частности поваров-кондитеров.  Они стали основными участниками этого мероприятия. Соединение курса Истории и Кулинарии оказалось интересным и оправданным с учетом особенностей праздника Масленицы и задач образования и воспитания учеников.

    Задачи работы: 1)        Изучить современный подход к проведению внеклассных междисциплинарных мероприятий;

    2)        Изучить историю праздника Широкая Масленица, обычаи и игры, свя-занные с этим праздником;

    3)        Разработать план мероприятия с использованием современных технических средств;

    4)        Рационально соединить исторические знания, песни и игры с кулинарными разработками и процессом приготовления традиционного угощения.

    5)        Использовать инициативу учащихся в разработке и проведении мероприятия.

    Слайд 3: В работе использовалась модель основных навыков (компетенций), важных свойств личности, результатов обучения и социализации учащихся.

    Не существует единого определения и перечня базовых навыков. «В отчете Европейскому фонду подготовки кадров в 1998 году Саймон Шо отмечает восемь основных базовых категорий, по которым распределяются базовые навыки:

    1.        Основные навыки - грамота и счет, необходимые на уровне функционирования и продвижения в обществе.

    2.        Жизненные навыки- отношения с другими людьми, навыки само-управления, профессионального и социального роста.

    3.        Коммуникативные навыки – решение проблем, коллективная работа.

    4.        Социальные и гражданские навыки – социальная активность, гражданские ценности, моральные правила, сотрудничество.

    5.        Навыки для получения занятости – обработка информации, самостоятельное принятие решений.

    6.        Предпринимательские навыки – самостоятельный поиск и исследова-ние деловых возможностей.

    7.        Управленческие навыки – консультирование, координация, логиче-ские и системное мышление, тренировку и наставничество.

    8.        Широкие навыки, анализ, планирование, контроль. Последние навыки применяются в работе управленческого характера, применительно к требованиям конкретных профессий.

    Данная модель представляется актуальной с учетом современных требований к результатам обучения и воспитания в НПО и СПО.

    Слайд 4: В нашем проекте мы разделили навыки на группы с учетом специфики учебных дисциплин История и Кулинария.

    Такими группами стали: 1) Знания: история и современность традиций и праздников, связь их  с общей культурой и отдельными культурами народов России;

    1. Практика:  Выработка навыков создания традиционного угощения, поддержка творческого начала;
    2. Важными навыками также стали выработка инициативного и командного поведения, взаимодействия в группе, управление и подчинение общим целям.
    3. Еще одним базовым навыком стала выработка традиций современного здорового досуга, интересного и богатого событиями праздника, поддержка соревновательного начала, борьбы за честь группы (корпоративного единства).

    Слайд 5: Характеристиками Масленицы как праздника являются:

    - сочетание исторической обусловленности и актуальности в современных условиях; рецепты угощений –  старинные, но не утратившие актуальности, простые и понятные;

    - Масленица объединяет детей и взрослых, становится элементом досуга, в то же время предлагает ощутить причастность к древним традициям наших предков;

    - Масленица – молодежный праздник, традиционно связанный с обычаями знакомства и демонстрации талантов. Такая потребность актуальна и сейчас среди людей разных возрастов.

    Все эти особенности делают Масленицу одним из любимых народных праздников.

    Слайд 6: Как проходил наш праздник?

    1. Мы создали и начали работать в группах учеников (преподаватели помогали советом и осуществляли общую координацию). Заранее сделали чучело Масленицы.
    2. Утром повара подготовили угощения;
    3. Студенты собрали и подготовили звуковую и фотоаппаратуру, оформили крыльцо, сами осуществляли функции ди-джеев и фотокорреспондентов;
    4. В 12-00 прозвучал общий звонок, присутствовало порядка 100 человек, считая преподавателей и сотрудников;
    5. Преподаватель истории рассказала о празднике Масленицы, были заданы вопросы о том, какие еще праздники встречи весны существуют, особо подчеркнуто их единство. Был описан ход Масленицы с учетом недельного цикла и православного календаря, обычаи . связанные со сватовством и общением членов семьи.
    6. Как и короля карнавала, мы решили выбрать королеву Масленицы – преподавателя, она вела счет в конкурсах и в конце объявила группу-победителя;
    7. Мастера единоборств – ребята, занимающиеся в Клубе Православных Единоборств «Нард», показали кулачные бои, затем руководили конкурсами – перетягивание каната, бегом в мешках, метанием снежков в цели. Особенно понравился конкурс бега наперегонки с блинами, которые нужно было перевернуть на сковородке. Удивительно, но участвовали мальчики и у них получалось отлично!
    8. Всех, разумеется, пригласили отведать каши с мясом, блинов, узвара, чая, разных варений.
    9. В присутствии директора колледжа  мы сожгли чучело Масленицы, провожая весь негатив этой зимы.

    Слайд 7:  Результатами мероприятия стало выполнение поставленных задач:

    - освоение исторического и краеведческого материала;

    - осознание близости разных народов и обычаев;

    - воспитание единства и толерантности;

    - освоение новых рецептов традиционной русской кухни;

    - выработка командных навыков работы, управленческих умений, ответственности за результаты работы;

    - приобщение к старинным традициям;

    - освоение прогрессивных и здоровых видов молодежного досуга;

    - успешное применение интерактивных методик воспитания.

    Слайд 8:  В ходе осмысления хода и результатов мероприятия удалось выработать следующие методические рекомендации:

    - фаты истории и краеведения отлично усваиваются на практике в ходе подготовки и проведения мероприятия, с ними напрямую связанного;

    - команды, созданные и успешно прошедшие испытание организационными задачами, продолжат совместную деятельность на благо колледжа и его студентов;

    - управленческие навыки выявляются и совершенствуются в процессе подготовки и проведения мероприятия, учащимся по силам самим решать многие задачи, бороться с трудностями и находить нестандартные решения;

    - важной частью проекта становится его обсуждение в сети Интернет, в группе колледжа в социальных сетях. А также публикация отчета о мероприятии на сайте колледжа. Это имеет большое значение для формирования общей благоприятной атмосферы и корпоративного единства колледжа.

    Слайд 9: представлен список изученной литературы и примененных электронных источников, в том числе записей музыкальных произведений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективно-тематический план по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации» профессионального модуля ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации»

    Перспективно-тематический планпо междисциплинарному курсуМДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации»профессионального модуля ПМ 01«Ввод и обработка цифровой информац...

    Календарно-тематический план по междисциплинарному курсу

    Календарно-тематический план по междисциплинарному курсу в рамках профессионального модуля Управление земельно-имущественным комплексом...

    План внеклассного мероприятия "Кулинарный поединок"

    План внеклассного мероприятия "Кулинарный поединок" 2017-2018 уч.г. Мероприятие проводилось в рамках предметной недели....

    Календарно-тематический план по междисциплинарному курсу МДК 02.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по профессиональному модулю ПМ 02 Осуществление интеграции программных модулей по междисциплинарному курсу МДК 02.02 Инструментальные средства разработки программного обес...

    План внеклассных мероприятий на 2019 - 2020 учебный год

    Планирование мероприятий учебно-воспитательной направленности на 2019 - 2020 учебный год...

    План внеклассного мероприятия "Знатоки кулинарии"

    План внеклассного мероприятия "Знатоки кулинарии"...