Mind maps как интенсивная методика развития мышления в преподавании английского языка
методическая разработка по теме

MIND MAPPING – это технология, позволяющая построить обучение более эффективно, выявлять главную мысль в больших по объему текстах, развить воображение у студентов, научить их выстраивать свои мысли, опираясь на графические данные.                                                                                          Использование графиков, схем и диаграмм позволяет компактно расположить материал на одной стороне листа. Это поможет далее проводить нужные ассоциации и генерировать новые идеи.                                        Графическое представление материала позволяет также разделить большие проекты на составные части, не перегружая материалом студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_moya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение.
  2. Что такое умственная карта?
  3. Создание  классических  интеллект-карт .
  4. Схема работы с  MIND MAPS на уроке.
  5. Вывод.

I.Введение.

Преподавание иностранных языков включает в себя четыре основных вида деятельности: аудирование,  чтение, письмо и говорение. Все они связаны между собой  и требуют равномерного распределения по времени. Однако зачастую  нам приходится сталкиваться с различной информацией, которую мы просто читаем и практически сразу забываем, поскольку не применяем при этом определенные стратегии.  И когда наступает момент сдачи студентами экзамена и контрольной работы, обнаруживается, что они не владеют навыками быстрого поиска нужной информации, вычленения главного из второстепенного и т.д.                                                                        В таком случае преподаватель может использовать в своей практике преподавания разнообразные приемы чтения. Одним из таких приемов может стать MIND MAPPING (использование графического изображения для выделения главных мыслей).                                                                                MIND MAPPING – это технология, позволяющая построить обучение более эффективно, выявлять главную мысль в больших по объему текстах, развить воображение у студентов, научить их выстраивать свои мысли, опираясь на графические данные.                                                                                          Использование графиков, схем и диаграмм позволяет компактно расположить материал на одной стороне листа. Это поможет далее проводить нужные ассоциации и генерировать новые идеи.                                        Графическое представление материала позволяет также разделить большие проекты на составные части, не перегружая материалом студентов.        Хорошая схема демонстрирует сущность описываемого предмета, относительную важность индивидуальных частей и их взаимосвязь друг с другом.                                                                                                В преподавании иностранных языков эту технологию можно использовать при:

1)      обучении чтению;

2)      обучении говорению;

3)      обучении интерпретации текста.

В нашем современном мире с большим потоком информации,

применение мыслительных карт в обучении студентов  может огромные положительные результаты, поскольку дети учатся

выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а

также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты

помогают развивать креативное и критическое мышление, память и

внимание , а также сделать процессы обучения и учения

интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт

является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с

детьми практически любого возраста.

II. Что такое умственная карта?

Что такое умственная карта?  Это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями,  а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, в которой используются такие элементы, как:

- память

-ассоциации

-место

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и  инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность.

  Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает

•        охватить взглядом множество предметов и явлений

•        позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь

•        содержит большое количество данных

•        помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества

•        радует глаз

•        привлекает к себе глаза и мозг ребенка

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен– психолог,специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

1.        запоминания

2.        упорядочивания и систематизации информации

3.        планирования деятельности

4.        подготовки к выступлениям

5.        поиска решений в сложной ситуации

6.        рассмотрению различных вариантов решения задач.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.

III.Создание  классических  интеллект-карт .

Классические интеллект-карты создаются таким образом:

1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.

2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.

4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.

5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».                                                        

IV. Схема работы с  MIND MAPS на уроке.

1) Учитель заранее продумывает логику карты (какие ветви откуда отходят, в каком цвете должно быть подписано и т.д.)

2) На уроке учитель выкладывает перед учеником заготовку без картинок (но, например, уже с продуманными подписями)

3) Учитель объясняет тему, "следуя" карте, а картинки, иллюстрирующие понятия, как раз предлагает рисовать ученику.

Вот вам три канала - слушаю учителя, вижу картинки, рисую эти картинки.        Да, момент про личное прорисовывание картинок - это важный момент, потому что личная ассоциация работает лучше чужой. НО! Если мы объясняем очень сложную тему, мы не можем рассчитывать, что ребенок тут же выдаст на нее эффективную ассоциацию. Поэтому мы можем прийти с чб картинками, а ученик, может, например, раскрасить позже, а еще домашним заданием может быть придумать к учительским свои собственные картинки.                Вообще, на практике получается, что ЛЮБОЕ представление информации по вышеназванному трехступенчатому алгоритму уже, в общем-то, работает. Эта информация может быть в виде солнышка-нейрона, как Mind Maps, в виде "реки", в виде той же таблицы - главное, чтобы была зрительно видна логика группировки информации и чтобы к "созданию" этого нечто был привлечен студент.

Применение мыслительных карт на уроках английского

языка позволяет:

•Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

•Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

•Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

•Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

•Организовывать самостоятельную работу учащихся.

•Организовывать проектную деятельность учащихся.

•Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими

источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

•Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

На начальном этапе обучения иностранному языку применяются более простые формы MIND MAPS, в частности, введение новых словарных единиц в пределах одной темы для генерирования идей.                                 На более продвинутом этапе, MIND MAPPING  включается в виды задания, связанные с реферированием, резюмированием статей, поиском главной идеи в тексте.                                                                                         Примером могут служить следующие виды заданий:

1.Have the students make a list of things they have had difficulty with communication in English and explain why. – Попросите студентов составить список причин, затрудняющих общение на английском языке. Необходимо ответить на вопрос – почему.

Студенты могут обозначить такие идеи, как:

1)      Misunderstanding of cultures – непонимание культур

2)      Fluent English speech – беглая английская речь

3)      Different mentality etc. – различный менталитет

Главной задачей студентов является генерировать как можно больше идей по данной теме. Далее возможно сравнение полученных результатов в разных мини-группах.

2.Think of as many as possible ideas when you hear the word happiness.  Write down them in the form of MIND MAPS. – Какие идеи приходят вам в голову, когда вы слышите слово счастье. Запишите ваши идеи с помощью схемы.

3.  При обучении грамматике, например, косвенной речи,  в качестве «разогревающего»  (warm-up) задания можно использовать следующую структуру (ниже представлен отрывок из плана урока на английском языке):Teacher: Today we begin our lesson with the brainstorming activity. Your task is to think over different kinds of verbs which can helps us describe something, suggest somebody a new idea, for example, explain our friends a new grammar rule. These verbs are called reporting verbs. These verbs are used in commands, requests and suggestions and followed by a to-infinitive, an ing-form or a that-clause depending on the verb:He asked me not to talk.He suggested watching TV.                                                                                                                                  Make up your own examples with them, such as: I explained you a new rule. (This task should be done in the form of MIND MAPS).

Students are supposed to make up such sentences as:

I offered him my help.

I suggested her to read a new book.

I recommend you to revise these grammar rules.                                                                                   В этом задании студентам необходимо составить как можно больше собственных примеров (коротких предложений), используя определенные глаголы: сказать, убедить, посоветовать, рекомендовать и т.д.                        MIND MAPPING окажется полезным и при составлении презентаций или веб-проектов. В таком случае студентам можно порекомендовать интернет-ресурсы, с помощью которых графические схемы и карты будут генерироваться автоматически:

www.edrawsoft.com

www.mindjet.com

www.mindgenius.com

www.imindmap.com

www.mindmeister.com

www.xmind.net

Некоторые сайты предлагают бесплатные услуги по созданию MIND MAPS онлайн. К примеру: http://bubble.us


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.

В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру  как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...

«Современные технологии в преподавании английского языка»

Данная статья ориентированна на соременные методы и технологии при обучении  иностранному языку...

Методы преподавания английского языка на современном этапе

На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к исполь...

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...

Развитие критического мышления на уроках английского языка

В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильнос...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления на уроках английского языка....