Классный час "Уже не ребенок, но еще и не взрослый"
классный час по теме

Кузнецова Людмила Александровна

Классный час " Уже не ребенок, но еще и не взрослый"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_2.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Уже не ребенок, но еще и не взрослый.  

Цели мероприятия :

-Способствовать формированию коллектива в группе ;

-Способствовать воспитанию саморазвития, самоопределения личности студентов.

Задачи мероприятия :

-Развивать коммуникативные способности  через умение слушать собеседника, соглашаться с его мнением;

-Расширить  знания студентов о подростковом возрасте, его проблемах;

-Закрепить у студентов навыки устного выступления и умения выражать свою точку зрения.

- Развивать способность к самоанализу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово преподавателя.

  1. Воспоминания из детства « Дорогие моему сердцу фотографии».
  2. В.А. Сухомлинский о подростке .
  3. Краткая характеристика подросткового возраста.
  4. Обсуждение проблем подростка.
  5. Презентация « Сферы реализации личности».
  6. Познавательная деятельность как определяющая процесс обучения.

а) Научно- исследовательская работа

b) Социальная молодежная организация

Поведение итогов. Заключительное слово преподавателя.

 

Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Сегодняшний час общения я хотела бы начать с вопроса. Мне интересно было бы знать, кем вы себя считаете? Взрослыми или детьми?

 Тема классного часа сегодня « Уже не ребенок, но еще и не взрослый». Всем вам уже  15 лет, все вы студенты колледжа, но часто, по вашему поведению, бывает трудно определить для какого возраста оно характерно. То вы просыпаете на пары, как беспомощные деты, то вы забываете студенческий, как дедушка или бабушка могут забыть что- то в силу своего возраста.

-- А как вы думаете, какое значение ваш возраст играет в жизни человека?

( важен ли он вообще и почему?)

Следует подчеркнуть, что исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольный и младший возраст. Глубоко прав  был великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что

от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.

Недаром существует и такое высказывание как «Все мы родом из детства» Детству надо так мало и так много

 

– материнская улыбка и крепкие руки отца ,

- веселые игры и спокойный сон,

- уютный дом и верные друзья,

- яблоки в саду у дедушки и светлые бабушкины сказки,

- шумные семейные праздники и сладкая колыбель.

В психологии жизнь человека подразделяется на следующие этапы :

Новорожденный

от рождения до 28 дней

Грудной возраст

28 дней - 11 мес.29 дней

Раннее детство

1 - 3 года

Первое детство (дошкольный)

3 - 6 лет

Второе детство (ранний школьный)

7-12 лет (мальчики);  8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст (старший школьный)

13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)

Юношеский возраст

16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст (1 период)

22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)

Зрелый возраст (2 период)

36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)

Старческий возраст

75-90 лет

Долгожители

90 лет и старше

--  На каком этапе жизни вы сейчас находитесь?

-- Мы находимся сейчас в подростковом возрасте.

-- Ваш возраст  - это переходное состояние между детством и взрослостью. Вы - еще не взрослые, но уже и не дети. Вы  подростки. А кто такой подросток ? Василий Александрович Сухомлинский дал следующее определение этому понятию:

« Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед « фатальными», « неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя – розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».

                                                                         В.А. Сухомлинский

Ребята, понимаете ли вы значение слов « фатальными», « неотвратимыми»?

Судьбоносное, то, что неотвратимо свершится

-- 1. Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?

-- 2. От кого или от чего на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?

-- 3. А  как это высказывание можно применить по отношению к вашей будущей профессии?

В рамках подготовки к классному часу я просила вас нарисовать цветок, с которым вы себя ассоциируете. ( выбираю 2-3 студенты должны сказать почему они выбрали именно этот цветок, что он символизирует, попытаться сравнить себя с цветком.)

Существует мнение, что

« Подростковый возраст – самые трудные годы в жизни человека»

Почему принято так считать? Какие изменения происходят в этом возрасте?

Краткая характеристика подросткового возраста

Физические изменения

Психологические

изменения

Социальные

изменения

- получает паспорт

-несет ответственность за свои поступки

Такие изменения порождают много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими.

  1. Проблемы подростков  в  Пензе?

            ( показать диаграмму)

По результатам исследований социологической службы г. Пензы были выявлены основные проблемы подростков :

- Получение образования

- Возможность дополнительного заработка

- Здоровье

- Распространение алкоголизма и наркомании среди подростков

- Взаимоотношения со сверстниками

- Проведение свободного времени

- Получение дополнительного образования

- Взаимоотношения с родителями

- Правовая некомпетентность

- Отсутствие (недостаток) молодежных учреждений доступного досуга

  1. А Какие у вас проблемы существуют на данном этапе? Вспомните мы проводили опрос, в ходе которого выяснили наиболее значимые для вас проблемы. Давайте назовем их еще раз.

                              Взаимоотношения со сверстниками

                              Адаптация в учебном учреждении

                              Определение своего собственного « Я»

                              Конфликт поколений

                             Формирование и реализация личности

У подростка действительно много проблем. И вы, Ребята, вы не одиноки в этих проблемах.  Прослушайте внимательно отрывок из письма, и постарайтесь определить о какой проблеме подростка идет речь?

Мне 16. Как многие в этом возрасте, думаю, куда приложить свои силы, свою энергию. Пугает пустая, никому не нужная жизнь. Не люблю « общие» разговоры о высокой нравственности, о поисках своего призвания. Во имя своих идеалов надо действовать, а не рассуждать о них. Действовать целенаправленно, чтобы построить свою жизнь насыщенной и интересной, а не просто работать, просто учиться, просто проводить время.

Дима С. Московская область

-- Как вы думаете все эти проблемы ( взаимоотношения со сверстниками, адаптация в учебном учреждении, определение собственного я, конфликт поколений, формирование и реализация личности) они решаемы?

--

-- А можно ли решив  проблему формирования и  реализации личности ,  попробовать решить все остальные проблемы.

--

 проблема самореализации   в этом возрасте является   одной из самых главных для формирования активной, всесторонне- развитой личности. Назовите, пожалуйста, сферы, где вы можете реализовать себя и делаете это.

  1. Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Это есть способ   приобщения к творчеству, возможность самораскрытия и самоутверждения.
  2. Творческие дела – любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны. Они расширяют кругозор, развивается фантазия, приучаются искать нужную информацию, совершенствуют организаторские и творческие навыки.
  3. Трудовая деятельность – это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

  1. Познавательная деятельность – направлена на овладение, расширение и углубление  уже сложившейся системой знаний, умений и навыков.

5.Спортивная деятельность – характеризуется стремлением человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества.

Каждый из вас  имеет определенные склонности и развивает в той или иной деятельности. Не только вы, но и все студенты нашего колледжа активно участвуют в общественной жизни колледжа, посещают кружки. Какие кружки есть у нас в колледже?

  • Шейпинг зал «Юла»
  • Восточные танцы
  • Танцевальные группы
  • Зал лечебной гимнастики
  • Тренажерный зал « Лидер»

Поднимите пожалуйста руки те, кто посещают кружки колледжа?

Вспоминая все те сферы деятельности, которые мы перечислили раньше, назовите ту, которая является общей для вас всех?

- ---Познавательная.

---Следует подчеркнуть, что все сферы деятельности безусловно важны, но на данном этапе большое внимание  вы должны уделять познавательной деятельности. Вы можете активизировать ее не только на парах, но и занимаясь научно-исследовательской работой. Ежегодно студенты архитектурно-строительного колледжа принимают активное участие в научно-практической конференции. И часто  занимают призовые места, повышая тем самым статус учебного заведения.

Сейчас я хотела бы вас познакомить со студенткой группы ЛД-21 Шкурко Марианной, которая в прошлом году принимала участие в конференции.

- Марианна, что такое научно-исследовательская работа?

- Научно –исследовательская работа – это самостоятельное научное исследование, основанное на изучении автором широкого круга публикаций и различного рода источников по заявленной проблеме.

Другим направлением  общественно –значимой деятельности является участие в молодежных организациях, которые способствуют формированию активной, всесторонне-развитой, социально-значимой личности. В Пензе очень много таких организации. О действии одной из них вы узнаете от Короткого Дмитрия, студента группы ПД-22. Дмитрий, о какой организации вы сегодня расскажите?

Наш классный час подходит к завершению. Я думаю, что он не прошел даром. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас задумался сегодня, что он представляет из себя в жизни,  подумал в какой области он мог бы  себя проявить. Вы только начали учиться в колледже, перед вами открыт огромный мир возможностей. Действуйте целенаправленно, цените это время. Подростковый возраст с одной стороны – это трудный период в жизни человека. Но с другой стороны – это самый прекрасный возраст, весна жизни. И какой будет эта весна зависит только от вас. А чтобы этот период остался незабываемым, с сегодняшнего дня мы начинаем фотоальбом, где вы можете оставить

Мне бы очень хотелось, чтобы к концу обучения в колледже в этом альбоме была фотография каждого из вас.

- Гражданин России ( будь то  подросток или взрослый) должен быть :

1.Ответственным

2. Свободный

3. Культурный

4. Всесторонне-развитый

5. Активный

Выводы:

От того, как человек относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик. К. Ушинский писал, что

Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Надо только научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд, что значит хорошо трудится . . .

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

Взрослые вы люди или нет?

Если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. Почему? Потому что взрослость не есть нечто однозначное. Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей, а порой заканчивается свою жизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши. Физиологически и в большей мере физически-да . У большинства закончился или заканчивается период созревания.

А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением.

А с точки зрения социальной?Да, ведь в ранней юности человек получает паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки.

Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, собственной семьей

Физические изменения у подростка.

Подростковый возраст –период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков.

 Одним из первых и наиболее заметных телесных изменений является резкое ускорение роста. Девочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет.

Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и прекращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше ростом, чем ее мать.

 В целом, физические изменения подростков обусловлены рядом факторов, таких, как наследственность, питание, среда обитания и т.д.  

Психологические изменения подростка.

Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок.

Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом.

Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные и длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Подростку свойственна повышенная критичность.  Он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. 

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям .

  1. Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?

Вырастет ли роза или чертополох, все будет зависеть от того, насколько хорошо садовник будет ухаживать за этим цветком. Если он будет ухаживать за цветком регулярно, поливать, подкармливать, делать это с любовью, то, конечно же, вырастет роза. А если он посадит цветок, да еще и забудет про него, то, безусловно, вырастет только чертополох.

  1. От каких условий на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?

Во первых, все зависит от родителей. Недаром В.А. Сухомлинский сравнивая подростка с цветком сказал, что заботится о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести. Родители должны воспитывать ребенка не только в детстве, но и когда он уже вырастет. Второстепенными факторами, оказывающими влияние на воспитание подростка будут являться окружающая среда, в каком коллективе он находится, какие у него друзья.

  1. А можно ли сравнить данное высказывание с вашей специальностью?

Я считаю, что можно. Мы – студенты специальности « садово- парковое и ландшафтное строительство». В будущем кто то из нас станет садовником, а кто то строителем. В том или в другом случае каждый будет что то создавать. И вот какой цветок вырастет, или какой дом построиться будет зависеть от нас.  От того, насколько мы вкладываем душу в любимое дело, как мы умеем это делать, от нашего профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Взрослые всегда могут сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его личность. Как именно можно это сделать? Отдых с детьми

Отдых с детьмиСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпровождения - пассивная роль р...

Классный час: На пороге взрослой жизни

Классный час:На пороге взрослой жизни. Презентация...

Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическ...

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

Методическая разработка классного часа - Что значит быть взрослым?

Классный час «Что значит быть взрослым?» предназначен для использования студентам первого курса всех отделений техникума.Использование, активных форм работы на классном часе позволяют разв...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа «Что значит быть взрослым»

Очень актуальная тема. Студенты достигли 18 летА взрослость какая она? Что значит быть взрослым?  Наверное интересно поговорить послушать мнение студентов, а как они понимают взросление , что мен...

Методическая разработка- презентация классного часа " Просто ли быть взрослым?"

Презентация к классному часу включает в себя беседу, игры, разбор ситуаций и вывод....