ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме

Логинова Ирина Геннадьевна

Что представляет собой групповая или парная работа? Это совместное обучение. Китайская пословица отлично характеризует эту форму работы: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loginova_statya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Логинова И. Г., ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького»

Что представляет собой групповая или парная работа? Это совместное обучение. Китайская пословица отлично характеризует эту форму работы: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».

В течение многих лет обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для обучающегося главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого обучающегося. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно.

Но наша цель готовить учеников к жизни в мире взрослых, где в настоящее время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Обучающиеся, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы обучающийся не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

На примере обучающихся 2 курса нам бы хотелось предоставить пример групповой работы на уроке по теме The Weather / Climate в форме соревнования. Обучающиеся делятся на группы для решения конкретных учебных задач.)        Каждая группа получает одинаковое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого участника в подгруппе – а именно выполняют поиск слов зашифрованных в сканворде по данной теме, можно выполнить проект.

Для групповой работы были подобраны разнообразные виды упражнений, критериями оценки которых было количество затраченного времени и качество выполнения задания. Предполагалось, что учащиеся будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако, результаты работы показали обратное. Например, каждому обучающемуся из подгруппы  была предоставлена возможность говорить по теме больше положенного времени, отведенного на выполнение задания на одном уроке.

Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Используя групповую работу, мы можем обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом обучающийся, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.

Преимущества групповой работы.

  • работая в паре, в группе учащиеся узнают, о чём думают, и что знают их одноклассники;
  • у них есть больше возможности говорить;
  • появляется шанс быть лидером;
  • слышат больше английского;
  • узнают друг о друге;
  • учатся уважать и ценить мнения других;
  • действительно думают;
  • решают проблемы;
  • учатся сотрудничать;
  • узнают больше слов.

Рассмотрим виды групповой работы. Всю групповую работу можно разделить на 4 вида в зависимости от распределения информации и поставленных задач.

Это групповая работа по:

  1. комбинированному типу
  1. типу превосходства
  1. типу сотрудничества
  2. индивидуальному типу

Важной чертой групповой работы по комбинированному типу является то, что каждый участник имеет информацию, которой нет у других участников. Но информация каждого участника необходима для решения общей задачи. Например, каждый участник группы получает карту Великобритании. У первого участника отмечены только столицы стран Великобритании. У второго – основные горы и реки. У третьего - основные промышленные города. Таким образом, у каждого карта не закончена. Чтобы иметь полную карту, каждый участник описывает то, что есть на его карте, а остальные отмечают эти пункты на своих картах.

Для комбинированного вида групповой работы  используются следующие задания:

  1. Завершение или комплектование. Например, учащиеся получают задание завершить рассказ. Или дорисовать картинку путём обмена информацией.
  2. Подбор пары, классификация, поиск различий. Например,  учащиеся определяют, соответствуют ли слова из кроссворда у партнёра найденным собственным словам.
  3. Алгоритм действия. Например, один участник по деталям описывает картинку, а другой должен её нарисовать. Или один ученик говорит другому, какие действия надо последовательно выполнять.
  4. Последовательность. Например: strip - story (распределение предложений в нужном порядке).

Особенностью групповой работы по типу превосходства является то, что один или несколько учащихся имеют всю информацию, которая нужна остальным участникам. Например, один ученик имеет полный текст, а у остальных только ключевые слова. Эти учащиеся, задавая общие вопросы, стараются восстановить весь текст. Другой пример: у одного ученика есть текст для диктанта, и он диктует его остальным. Этот метод очень эффективен и для работы в парах и малых группах. Самые подходящие задания - сбор информации, интервью, опрос.

Групповая работа по типу сотрудничества особенна тем, что все ученики имеют одну и ту же информацию. При этом каждый участник группы должен предложить своё решение проблемы или понимания материала. Например, учитель показывает ученикам картинку и предлагает ответить на вопросы: если бы вам нужно было назвать картинку одним словом, как бы вы её назвали? Что случилось до события, изображенного на этой картинке? Какие чувства испытывают герои друг к другу? В группе должны быть учащиеся равные по силам. Самые подходящие задания:

  1. Классификация, выбор. Например, ученикам предлагается выбрать самого подходящего кандидата для  определенной работы. Ученики получают карточки с перечнем качеств и умений, которыми обладает их персонаж.
  2. Нахождение смысла, значения, причин. Например, ученикам предлагается обсудить, какую можно использовать одежду в Великобритании при той или иной погоде.

 3. Решение проблемы. Например, разгадывание загадок, кроссвордов, моделирование, проект. Самая главная проблема в групповой работе по типу сотрудничества -  побудить каждого ученика к активному участию в работе группы. Существуют разные хитрости. Одна из них, которую учитель применяет – это распределение ролей между участниками. Например, один секретарь – записывает  решение группы, другой побуждает каждого высказать свое мнение, третий контролирует. Другой способ – поощрение.  Поощряется группа, которая побеждает (получает хорошие оценки).

При групповой работе по индивидуальному типу все участники группы имеют одну и ту же информацию, но должны индивидуально представить часть этой информации. Например, учитель раздает всем участникам группы текст. Каждый участник получает таблицу с вопросами и заданиями и должен выполнить только одно задание из этой таблицы. В отличие от других видов групповой работы, здесь все учащиеся имеют одну ту же информацию, каждый участник группы отвечает без помощи других учеников, и главное преимущество этого вида групповой работы в том, что увеличивается время  на выполнение задания, а каждый обучающийся задействован в работе. Самые подходящие задания:

1. Решение проблемы. Например, ролевая игра, где каждый играет определенную роль.

2. Повторение. Например, когда одну и туже историю пересказывает каждый участник группы и ведется наблюдение, как каждый раз меняется рассказ.

3. Завершение, когда каждый участник дополняет, чтобы закончить рассказ. Например, а) учитель разбивает текст на части. Каждый участник знакомится только с одной частью, которую затем рассказывает другим участникам группы и б) рассказ с комментариями. Общеизвестно, что беглость речи - необходимое условие для общения. Также известно, что чрезмерная забота о правильности речи мешает беглости. Один из путей в преодолении этого препятствия – это вовлечение учащихся в такие виды речевой деятельности, которые заставляют их сосредоточиться на содержании, а не на грамматических правилах.

Один из видов работы, помогающим ученикам развить беглость речи называется “ Speak Out”. Этот вид работы занимает от 5 до 30 минут урока, в зависимости от задач, которые учитель ставит на данном уроке. Темы для этого вида работы -  личный опыт учеников и обсуждение прочитанного или прослушанного. Выделяется 3 этапа в этом виде деятельности: от контролируемого общения к управляемому и, наконец, к свободному общению.

В приведенном выше фрагменте групповой работы мы наблюдаем организацию 2 этапа - управляемого взаимодействия при введении лексики по теме «Погода»: учащимся предоставлен список слов, из которых они должны составить прогноз погоды на завтра. На  3 этапе  - свободного общения - использовались ролевые игры. Ученики работают в группах по типу сотрудничества, выполняя задание на упорядочение (ordering). Каждая группа получает разрезанные слова, необходимо подобрать перевод к каждому слову и выражению. Обучающиеся согласуют, какой перевод соответствует тому или иному выражению. Решение групп обычно разное.

Существует множество структур выполнения групповой работы.  Мы воспользовалась следующей при составлении задания Структуры Fact or Fiction и Guess Fib. Предполагается речевая задача - подстановочного или репродуктивного характера. Решая ее, отдельные члены группы по очереди произносят пословицы по теме погода.  Те, кто слушает. пытаются определить, соответствуют ли предложения действительности. Если соответствуют, то предложения повторяются. В случае, если предложения не соответствуют действительности, каждый ученик произносит 2—3 предложения. Одно из них противоречит действительности. Именно его и повторяют члены группы

В заключение, приведем тот факт, что по статистике из 75 опрошенных 100% считают, что групповая и парная работа учит их сотрудничать, обеспечивает быструю помощь и обмен знаниями, учит оценивать не только других, но и себя. 70% учащихся подтвердили, что групповая работа помогла преодолеть страх перед говорением на иностранном языке. Это в очередной раз доказывает, что современному учителю иностранного языка необходимо использовать групповые формы работы в своей профессиональной деятельности, делать её разнообразной и мотивирующей.

Литература:

  1. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе.- 2000.- №1
  2. Сысоев П.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях.
  3. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы и их применение в практическойдеятельности

Презентация для выступления на конференции...

Самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий

В работе представлен самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

Групповые формы работы в начальной школе

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы...

Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.Коммуникация обеспечива...