Использование индивидуальных и групповых форм работы при изучении МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах)
учебно-методический материал на тему

Технологии группового обучения  при организации учебного процесса в ССУЗе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф.И. ПАНФЕРОВА»

Епифанова Нина Петровна 

Использование индивидуальных и групповых форм работы при изучении МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания»

Специальность: 44.02.02  «Преподавание в начальных классах»

Методические рекомендации

 

Вольск 2016

Методические рекомендации

 по использованию индивидуальных и групповых форм работы

при изучении МДК 01.04  

Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания 

  специальность СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Использование  индивидуальных и групповых форм работы при подготовке специалистов среднего звена отвечает  современным требованиям ФГОС. Но при этом следует отметить, что вопросами использования индивидуальных и групповых форм работы при организации учебного процесса занимались такие маститые педагоги как Бабанский Ю.К., В.К. Дьяченко, Г.Ю.Селевко и др. именно они отмечали, что технологии  индивидуального и группового обучения способствуют решению развивающих и воспитательных задач обучения: развитие личности обучаемого, его мышления, речи, самостоятельности, мотивационной сферы, побуждения к активной познавательной деятельности, к общению в процессе обучения.

Обратимся к теоретической основе этого вопроса. Г.К. Селевко предлагает обширную обобщающую классификацию технологий обучения, созданных за последнее время учеными-методистами и учителями-новаторами. В этой классификации нашлось место и традиционному обучению, и новейшим технологиям обучения.

Технологии обучения классифицируются:

  • по организационным формам (коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.);
  • по доминирующему методу обучения (программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение, обучение на основе соревнования, опережающее обучение и пр.);
  • по адресной направленности (для одаренных детей, для трудных детей, для классов коррекции и т. д.);
  • по характеру общения между учителем и учеником (технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т. п.).

Концепция личностно ориентированного обучения, а также деятельностный подход заставляют выбирать для обучения такие технологии, которые побуждают студента к активной деятельности. Такова, например, технология группового обучения, особенно в малых группах.

Остановимся на классификации по организационным формам обучения и подробнее рассмотрим групповое и индивидуализированное обучение. На мой взгляд, использование названных форм (методов) обучения  имеют  следующие достоинства:

- разумное сочетание теории и практики;

- творчество участников процесса обучения;

- многообразие точек зрения;

- обращение к личному опыту студента.

Эти методы предполагают ведение диалога, мозгового штурма, формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству,  развитие самосознания,  формирование активной позиции обучающихся, моделирование в учебной деятельности деловых отношений, формирование благоприятного психологического микроклимата, развитие речи  и др.

Особенность преподавания специальных дисциплин в СУЗе заключается в наличии как теоретических, так и практических занятий. На моих теоретических занятиях преобладающим является коллективно-проблемный метод учебной работы, но с элементами индивидуального обучения. На практических же занятиях не обойтись без группового и индивидуального метода.

Технология группового обучения

  1. Использование парной работы:

статическая пара, которая объединяет по желанию двух учащихся, меняющихся ролями «учитель» -- «ученик». Так могут заниматься два сильных ученика, два слабых, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Такой вид деятельности часто используется при проведении практических занятий на начальном этапе прорабатывания темы, когда для решения поставленных задач предлагаются задания в одном варианте. У студентов есть возможность посоветоваться, обратиться к друг другу за помощью. Другой вариант работы статической пары – это участие в ролевых играх: продумать  и провести беседу  при подготовке учащихся начальной школы к изучению нового, при изучении нового материала. при обобщении знаний по теме.

  1. Использование  работы в группе (более чем 2 человека):

Состав группы зависит от учебной задачи, которая предлагается для решения. В качестве примера можно привести такие задания: анализ учебников с определенной целью. Выделяются несколько параметров, по которым следует провести анализ – это и определяет состав группы. После подготовки своей части задания проводится отчет о проделанной работе. Оценка выставляется участникам группы одинаковая с учетом всех ответов, что повышает ответственность каждого участника процесса обучения.

Например: выполните анализ учебников математики … класса по следующим параметрам:

  • Наличие арифметического материала.
  • Наличие алгебраического материала.
  • Наличие геометрического материала.
  • Использование автором иллюстраций в учебнике.
  • Наличие развивающих заданий.

При выполнении такой учебной задачи группу необходимо сформировать из 5 человек.

  1. Семинарское занятие

Семинарское занятие - это форма учебного занятия, на котором преподаватель организовывает дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовятся заранее, часто выполняют индивидуальные задания. Оно проводиться в аудитории или в учебном кабинете с одной академической группой.

Семинарское занятие - одна из наиболее важных и конструктивных форм учебного процесса. На семинаре студенты проверяют, углубляют и закрепляют знания по определенной теме, анализируют практику, овладевают основами организации учебного процесса в начальной школе.

В рамках МДК я использую следующие разновидности семинарских занятий:

- семинарско-практическое занятие;

- коллоквиум - зачет по отдельным темам или разделам – как допуск к контрольной или проверочной работе;

- практикум.

  1. Семинарско-практическое занятие:

- студенту предварительно предлагаются вопросы по теме, перечень самостоятельных заданий (микрорефераты, проблемные ситуации, методические разработки или их фрагменты, конспектирование литературы и т.д.);

- студенты, как правило, отвечают по желанию.

Ход семинара и его структура:

1. Вступление: мотивация обучения, активизация опорных знаний.

2. Объявление темы и цели, порядка проведения.

3. Поступательное рассмотрение намеченных вопросов в виде выступлений, обсуждения, рецензий, ответов, дополнений к ним.

4. Подведение преподавателем или сильным студентом общего итога занятия.

Семинарско-практическое занятивыполняет три функции:

- углубляющую;

- контрольную;

- методико-практическую.

Это  занятие имеет практическую часть, которая по большей части содержит выполнение конкретного задания (ролевая игра, решение проблемных ситуаций, практические расчеты и т.д.). Эти виды деятельности являются подтверждением теоретической работы над материалом, перерастанием знаний в умения, которые определены в рабочей программе соответствующей дисциплины.

Пример: открытый урок

  1. Особый вид семинара - коллоквиум, т.е. семинар-зачет по отдельным темам или разделам Семинарское занятие по теоретической дисциплине выполняет следующие функции:

- углубление и детализация материала, который изучался на лекции или самостоятельно;

- контроль преподавателя за знаниями группы и выяснение уровня учебной деятельности студента.

Пример: решение задач на проценты, на дроби, на движение, решение уравнений, неравенств и др.

  1. Практикум - практическая разновидность семинара (лабораторной работы), где формируется:

- навыки умственного и практического характера;

- умение проводить исследования, делать точные расчеты;

- проведение наблюдений.

Пример: анализ уроков математики в начальной школе в соответствии с заданными критериями:

  • Час занимательной математики.
  • Комплексное использование средств обучения на уроке математики.
  • Игровые упражнения на уроках математики в дочисловой период.

  1. Метод проектов.

Более 20 часов в программе МДК отводится на курсовое проектирование. Это исследовательская работа, которая осуществляется в соответствии с индивидуальным маршрутом.

Преподаватель предлагает тему для проекта, определяется тип проекта, проблема, цель и задачи проекта. Обязательно указывается учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены, какую практическую/теоретическую значимость этот проект имеет и в какой области. Также необходимо разработать структуру своего проекта, наметить методы исследования, источники информации.

Далее представлены примерные критерии оценивания по двум направлениям - защите и оформлению проектов.

  1.  Метод «Круглый стол»

Очень часто в учебных процессах применяют такую активную форму занятий, как "круглые столы". "Круглый стол" проводится с целью:

- комплексного обсуждения современных актуальных проблем курса;

- рассмотрению дискуссионных вопросов из курса;

- осмысление и обобщение отечественного опыта по курсу.

 "Круглый стол" характеризуется вынесением на обсуждение широких теоретико-практических тем, а также активностью студентов, как в постановке вопросов, так и в общем обсуждении с преподавателями.

Участие специалистов высокой квалификации, опытных практиков, поднимает уровень этой формы занятий. В открытом диалоге раскрываются вопросы, вынесенные на обсуждение.

Для конструктивного обсуждения темы преподаватель, ответственный за проведение "круглого стола", определяет узловые проблемы, готовит и проводит методическое совещание, в ходе которого обсуждается проект дискуссии и определяется методика проведения "круглого стола". Целесообразно провести консультацию для студентов, на которой порекомендовать им соответствующую литературу по теме. Для ведения "круглого стола" из числа его участников - слушателей или практиков - определяется ведущий, который должен владеть навыками и опытом проведения дискуссии, уметь управлять аудиторией, чувствовать ее настроения и соответственно корректировать обсуждение вопросов.

Названные выше методики способствуют формированию ключевых компетенций будущего специалиста: умение применять полученные знания для решения профессиональных задач; умение строить диалог с учениками, родителями, коллегами по работе; умение креативно мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по МДК "Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания"

Практическая работа по МДК "Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания" имеет цель: формирование профессиональных компетенций студентов  Задание: заполнить алг...

Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания (ТОНКМ)

Данный список вопросов предназначен для проведения промежуточного контроля по предмету.Тема: Математические предложеня. Высказывания...

Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания (ТОНКМ)

Данный материал предназначен для промежуточного контроля знаний по теме: Отношения и соответствия....

Экзаменационный материал по МДк Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Представлен экзаменационный материал комплексного экзамена по ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математик с методикой преп...

Методические указания по выполнению практических занятий студентов в процессе изучения МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального об...

Тестовые задания МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Тестовые задания для итогового контроля поМДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования...