Урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
учебно-методический материал на тему

Пиманова Елена Павловна

Учебный материал содержит презентацию и технологическую карту.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.Толстой «Война и мир» «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, - писал Толстой. – «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.»

Слайд 2

Кто есть кто?

Слайд 3

Задания №:1 1805год. Его увлекает судьба Наполеона; Служба в армии начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова; Став командиром он «весь был предан» делам своего полка. Заботлив о своих людях и офицерах, ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились, его любили, сам Кутузов сказал ему «Я знаю, твоя дорога – дорога чести».

Слайд 4

Задание №:2 Эта героиня: 1.Сменила вероисповедание с православного на католическое; 2. «была так хороша, что не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным ею»; 3. Она хитра и развратна, именно ей Пьер относит слова «Где вы, там разврат и зло».

Слайд 5

Задания №: 3 Этот герой: Зимой 1810- 1811года стал центром московской аппозиции правительству Александра 1; Он более всего ценил в людях «две добродетели» - деятельность и ум; Он строго следил за всем, что происходит в стране и за ее пределами, считает, что долг дворянина – служить родине, в светском мире он получает прозвище «прусский король».

Слайд 6

Задания №:4 Эта героиня: 1. «… не умела писать писем», потому что не могла «выразить в письме правдиво хоть тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом»; 2. Она любила восхищаться собой от третьего лица: «Что за прелесть эта..», «Как она хороша, молода…»; 3. Она лунной ночью выразила желание улететь в поднебесье.

Слайд 7

Задания №:5 Этот герой: Умный и вместе с тем робкий, наблюдательный и естественный взгляд отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер ; Он лишен проницательности, не может оценить сразу правильно людей, часто ошибается в них, поэтому часто попадает под чужое влияние; Он не может мириться со злом, бесчеловечностью, поэтому решает убить Наполеона.

Слайд 8

Задания №:6 Эта героиня: Снискала свое амплуа «энтузиастки» и «иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой»; Она, выбрав для себя «общественную роль», старается показать, что глубоко интересуется жизнью страны и поэтому в курсе всех политических событий; Была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, хозяйкой известного в Петербурге светского салона.

Слайд 9

Есть лица… Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот! Н.Заболоцкий.

Слайд 10

Карточка № 1 «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмаках».

Слайд 11

Карточка № 2 «Ее хорошенькая , с чуть чернеющими усиками верхняя губка была коротка по зубам. Как бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотою».

Слайд 12

Карточка № 3 «Глаза … большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них) были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Слайд 13

Карточка № 4 «Массивный, толстый человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

Слайд 14

Карточка № 5 «Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами».

Слайд 15

Карточка № 6 «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плюшем и мехом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск».

Слайд 16

Быть вполне хорошим… «Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию» – Л.Н.Толстой

Слайд 17

Духовные искания Андрея Болконского Этапы жизненного пути: Умозаключения 1.В светском обществе. Салон А.П.Шерер . 2.Участие в военной кампании 1805 – 1807годов 3.Аустерлицкое сражение. 4.Жизнь в родовом имении после смерти жены. 5. Поездка в Отрадное. 6.Участие в комиссии Сперанского. 7.Война 1812года. 8. Последние годы жизни. 1.Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. 6.Хочу славы, хочу быть известным людям, ведь я не виноват, что хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. 7.Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец! Да, все пустое, все обман кроме этого бесконечного неба. 2. Я знаю в жизни только действительные несчастья: угрызения совести и болезнь… Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот моя мудрость теперь. 3.Нет, жизнь не кончена в 31год… Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали меня…, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… 8.Он стал вспоминать свою петербургскую жизнь за 4месяца… Свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава… ему удивительно, как он мог так долго заниматься праздною работой . 5.Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он заботлив о своих людях и офицерах, и ласков с ними. 4. Любовь? Что такое любовь? Любовь есть жизнь. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

Слайд 18

Духовные искания Пьера Безухова. Этапы жизненного пути: 1.Приезд в столицу. Поиск поприща. 2.Женитьба на Элен . Духовный кризис. 3.Вступление в масонскую ложу. 4. Участие в Бородинском сражении. 5. Пребывание в занятой французами Москве. 6.Присутствие на расстреле. 7.Пребывание в плену. 8.Участие в тайном обществе. 3 .Он всею душою желал бы то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона. 2 . « Она во всем, во всем она виновата, - говорил он сам себе, - но что из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я сказал ей, что люблю, ведь это была ложь… Я виноват и должен понести наказание.» 1 .Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддержать друг друга не пути добродетели. 4. Все точно также, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера… 5. Он должен был, скрывая свое имя, остаться … встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы. 7 .В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым… В нем … уничтожалась вера и в благоустройство мира , и в человеческую, и в свою душу, и в Бога. 8 .Пьер знал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для, счастья, что все несчастье происходит не от недостатка, а от избытка… 6 . Все видеть, что дела идут так скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил. Умозаключение:

Слайд 19

Всякая всячина…

Слайд 20

1.Кто из героев романа удостоился похвалы Наполеона: « Вот достойная смерть!»? 2.Кто из героев, совершенно не умея стрелять, умудрился тяжело ранить противника на дуэли? 3.Кто из героев едва не стал двоеженцем?

Слайд 21

4.Кому из героев показалось, что жизнь его закончилась в 31год? 5. «Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, шил, строгал, точал сапоги», а главное, помог Пьеру выжить в плену. 6. Одаренность обаяние ее так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки.

Слайд 22

7. Какая героиня предложила влюбленному в нее молодому человеку поцеловать вместо себя куклу? 8. «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Главное терпение и время».Кому принадлежат эти слова? 9.Какое грандиозное космическое явление увидел Пьер перед войной 1812года?

Слайд 23

10. «Если она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой.» Кто таким образом принимал решение о женитьбе? 11.Натура ее не изменилась с годами. Любовь по- прежнему составляла смысл ее жизни. О ком идет речь? 12.Кому из героев принадлежат слова: «Надо жить, надо любить, надо верить!» и кому они были сказаны?

Слайд 24

Л.Н.Толстой «Война и мир» «В таких великих произведениях, как «Война и мир» , всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир»есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе с тем и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».» Н.Н.Страхов.

Слайд 25

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нерехтский политехнический техникум» Костромской области

Методическая разработка урока по литературе

Итоговый урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Разработала: Пиманова Е.П.

 преподаватель литературы.

Итоговый урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тема: Итоговый урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». (2 часа).

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

Оборудование: -мультимедийная презентация к интеллектуальной игре;

-инструментальные средства ИКТ: “MicrosoftWord”, “MicrosoftOfficePowerPoint”.

- карточки – задания;

- тетради для творческих работ.

Основные этапы урока:

 - организационный момент;

 - мотивация;

-  интеллектуальная игра;

- подведение итогов игры;

- творческая работа;

- подведение итогов урока (рефлексия).

Технологическая карта урока:

Основное содержание урока

время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результат совместной деятельности

1.Организационный момент:

деление группы  на две команды

1мин.

Предлагаю студентам разделиться на 2 команды и занять свои места за столами.

Слушают предложение преподавателя по ходу урока и занимают свои места за столами.

Готовность студентов к уроку.

2. Мотивация.

3 мин.

Вступительное слово:

- Сегодня мы проводим итоговый урок по великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Я предлагаю вам не стандартный урок, а интеллектуальную игру. Игра делится на несколько этапов, где за каждый правильный ответ будут начисляться баллы.  В конце урока каждая команда подсчитывает баллы. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Слушают правила игры.

Мотивация и готовность к работе

3. Интеллектуальная игра.

30мин.

Определяю тему урока,  цель и план урока.

Слайд №1.

- Мне хочется начать наш урок со слов самого Л.Н.Толстого о своем произведении: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Слайд №2.

1конкурс называется: «Кто есть кто?». Предлагаю командам ответить на несколько вопросов, чтобы узнать героя.

 Слайд № 2-7.

Вопросы задаю в три этапа. Если студенты узнают героя по первому вопросу, то получают 3балла, последующие 2вопроса оцениваются в 1балл.

Слайд № 8.

2конкурс называется:«Есть лица…». 

Читаю эпиграф к конкурсу:

 «Поистине мир и велик  и чудесен!

Есть лица – подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня  небесных высот!»

Н.Заболоцкий

Слайд № 9-15.

Предлагаю представителям команд поочередно читать карточки (слайды), где дан портрет героя, и дать правильный ответ.

Слайд № 16.

3 конкурс называется:«Быть вполне хорошим». 

Читаю эпиграф к этому конкурсу:

 «Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию» –      Л.Н.Толстой повесть «Юность».

1команда получает задание: определить - какое умозаключение делает князь Андрей в определенные этапы своей деятельности. Для выполнения задания выдаю карточки с текстом (умозаключения). 2команда получает подобное задание относительно жизненного пути Пьера Безухова (слайд № 17-18).

Слайд №19.

 4конкурс называется:«Всякая всячина».

Слайд № 20-23.

 Задаю вопросы по роману поочередно каждой команде.

.

Слушают задания и отвечают. За правильные ответы получают баллы (жетоны).

Представители команд поочередно читают карточки(слайды), где даются портретные характеристики героев романа, и определяют имя  героя.

Студенты заполняют листы- задания: «Духовные искания князя Андрея Болконского » и «Духовные искания Пьера Безухова», используя карточки с текстом (умозаключения). Затем зачитывают ответы. За каждый правильный пункт плана получают 1балл.

Отвечают на вопросы. За правильный ответ получают 1балл.

Определение героев романа по вопросам.

Определение героя романа по портретной характеристике.

Исследование жизненного пути героев.

Отвечают на вопросы.

4. Подведение итогов игры.

5мин.

Предлагаю посчитать жетоны. Если команда набирает 25баллов, то команда получает оценку «5», если же от 20-24 баллов, то получает оценку «4», если же 15-19 баллов, то оценку «3». Капитану команды предоставляется право дополнительно оценить работу каждого члена команды на оценку. Выставляю оценки в журнал.

Слайд № 24.

Слово преподавателя:

- Закончить наш урок хочется словами Н.Страхова о творчестве Л.Н.Толстого:

«В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе с тем и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире»».

Считают баллы (жетоны), капитан команды определяет работу каждого участника команды.

Выставлены оценки в журнал.

5.Творческая работа

40 мин.

Подвести итог предлагаю творческой работой. На доске написаны темы творческих работ:

- Мое отношение к герою романа «Война и мир».

- Анализ понравившегося эпизода романа «Война и мир».

Студенты открывают тетради для творческих работ, выбирают понравившуюся тему и пишут творческую работу.

Творческая работа написана.

6.Подведение итогов(рефлексия)

2 мин.

Предлагаю студентам заполнить лист рефлексии.

Заполняют лист рефлексии.

Подведен итог урока.

Приложение № 1.

рефлексия

вопрос

да

Скорее да, чем нет

нет

Скорее нет, чем да

Понравилась ли вам форма проведения урока?

Чувствовали ли вы себя комфортно?

Вызвали ли затруднения задания урока?

Учит ли произведение каким-то нравственным ценностям?

Можно ли кого – то из героев взять для себя за образец?

Понравилось ли вам произведение?

Приложение № 2

Духовные искания князя Андрея Болконского

Этапы жизненного пути князя Андрея

Умозаключения

1.Приезд в столицу. Поиск поприща.

2.Участие в военной кампании 1805 – 1807годов

3.Аустерлицкое сражение.

4.Жизнь в родовом имении после смерти жены.

5. Поездка в Отрадное.

6.Участие в комиссии Сперанского.

7.Война 1812года.

8. Последние годы жизни

Карточки:

1.Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти.

2. Я знаю в жизни только действительные несчастья: угрызения совести и болезнь… Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот моя мудрость теперь.

3.Нет, жизнь не кончена в 31год… Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали меня…, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…

4. Любовь? Что такое любовь? Любовь есть жизнь. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

5.Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он заботлив о своих людях и офицерах, и ласков с ними.

6.Хочу славы, хочу быть известным людям, ведь я не виноват, что хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу.

7.Как  же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец! Да, все пустое, все обман кроме этого бесконечного неба.

8.Он стал вспоминать свою петербургскую жизнь за 4месяца…Свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава… ему удивительно, как он мог так долго заниматься праздною работой.

Духовные искания Пьера Безухова

Этапы жизненного пути Пьера Безухова

Умозаключения

1.Приезд в столицу. Поиск поприща.

2.Женитьба на Элен. Духовный кризис.

3.Вступление в масонскую ложу.

4. Участие в Бородинском сражении.

5. Пребывание в занятой французами Москве.

6.Присутствие на расстреле.

7.Пребывание в плену.

8.Участие в тайном обществе.

Карточки:

1.Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддержать друг друга не пути добродетели.

2. « Она во всем, во всем она виновата, - говорил он сам себе, - но что из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я сказал ей, что люблю, ведь это была ложь… Я виноват и должен понести наказание».

3.Он всею душою желал бы то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона.

4.Все точно также, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения.  На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера…

5.Он должен был, скрывая свое имя, остаться … встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы.

6. Все видеть, что дела идут так скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил.

7.В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым… В нем … уничтожалась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога.

8.Пьер знал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для, счастья, что все несчастье происходит не от недостатка, а от избытка…

Приложение № 3

«Кто есть кто?»

Карточка№1

  1. 1805год. Его увлекает судьба Наполеона;
  2. Служба в армии начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова;
  3. Став командиром он «весь был предан» делам своего полка. Заботлив о своих людях и офицерах, ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились, его любили, сам Кутузов сказал ему «Я знаю, твоя дорога – дорога чести».

Карточка№2

Эта героиня:

1.Сменила вероисповедание с православного на католическое;

2. «была так хороша, что не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным ею»;

3. Она хитра и развратна, именно ей Пьер относит слова «Где вы, там  разврат и зло».

Карточка№3

Этот герой:

  1. Зимой 1810- 1811года стал центром московской аппозиции правительству Александра 1;
  2. Он более всего ценил в людях «две добродетели» - деятельность и ум;
  3.  Он строго следил за всем, что происходит в стране и за ее пределами, считает, что долг дворянина – служить родине, в светском мире он получает прозвище «прусский король».

Карточка№4

Эта героиня:

1. «… не умела писать писем», потому что не могла «выразить в письме правдиво хоть тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом»;

2. Она любила восхищаться собой от третьего лица: «Что за прелесть эта..», «Как она хороша, молода…»;

3. Она лунной ночью выразила желание улететь в поднебесье.

Карточка№5

Этот герой:

  1. Умный и вместе с тем робкий, наблюдательный и естественный взгляд отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер;
  2.  Он лишен проницательности, не может оценить сразу правильно людей, часто ошибается в них, поэтому часто попадает под чужое влияние;
  3.  Он не может мириться со злом, бесчеловечностью, поэтому решает убить Наполеона.

Карточка№6

Эта героиня:

  1. Снискала свое амплуа «энтузиастки» и «иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой»;
  2.  Она, выбрав для себя «общественную роль», старается показать, что глубоко интересуется жизнью страны и поэтому в курсе всех политических событий;
  3. Была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, хозяйкой известного в Петербурге светского салона.

Приложение № 4

«Есть лица…»

1.«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмаках».

2. «Ее хорошенькая , с чуть чернеющими усиками верхняя губка была коротка по зубам. Как бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотою».

3. «Глаза … большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них) были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

4. «Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами

5. «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плюшем и мехом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск».

Приложение № 3

«Всякая всячина»

1.Кто из героев романа удостоился похвалы Наполеона: « Вот достойная смерть!»?

2.Кто из героев, совершенно не умея стрелять, умудрился тяжело ранить противника на дуэли?

3.Кто из героев едва не стал двоеженцем?

4.Кому из героев показалось, что жизнь его закончилась в 31год?

5. «Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, шил, строгал, точал сапоги», а главное, помог Пьеру выжить в плену.

6. Одаренность обаяние ее так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки.

7. Какая героиня предложила влюбленному в нее молодому человеку поцеловать вместо себя куклу?

8. «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Главное терпение и время».Кому принадлежат эти слова?

9.Какое грандиозное космическое явление увидел Пьер перед войной 1812года?

10. «Если она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой.» Кто таким образом принимал решение о женитьбе?

11.Натура ее не изменилась с годами. Любовь по-прежнему составляла смысл ее жизни. О ком идет речь?

12.Кому из героев принадлежат слова: «Надо жить, надо любить, надо верить!» и кому они были сказаны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Данный урок разработа преподаватель русского языка и литературы  ГБОУ СО НПО "ПУ №15"  г. Балашова Гудумак Г.В....

Салтыков - Щедрин "Глупов и глуповцы" ( урок по роману "История одного города").

Урок литературы в 10 классе по роману Салтыкова - Щедрина "История одного города"....

Урок -проект по теме "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова"

    Урок -проект по теме: "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова" предполагает обобщение знаний по роману М.А. Булгакова.  В процессе работы созданы учениче...

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

Методическая разработка по теме "Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»

Методическая разработка по теме «Радости и скорби  Ивана Шмелева. Урок по роману  «Лето Господне» разработан для студентов II курса ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный ко...