Поговорим о сквернословии
классный час по теме

Аброшнова Марина Александровна

Целью внеклассного мероприятия по русскому языку «Поговорим о сквернословии» является формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие  языкового  вкуса,   воспитание культуры речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_skvernoslovii.rar26.3 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОГОВОРИМ О СКВЕРНОСЛОВИИ

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие  языкового  вкуса,   воспитание культуры речевого общения.

Оформление: плакаты с высказываниями писателей о языке:

Язык — душа нации. Язык — это есть живая плоть идеи, чувства, мысли, (Л. Н. Толстой).

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский).

Русский язык и умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн).

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых. — Для которых не нашлось бы в пашем языке точного выражения. (К. Г. Паустовский).

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается е быстротой поражающей. (М. Горький).

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. (В. Г. Короленко).

В слове скрыта самая великая энергия,
известная на Земле, – энергия человеческого духа
.

Ф.Абрамов

        Речь — это показатель ума.

Сенека

Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси. В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять. Хорошее слово – половина дела. С умным разговориться – что меду напиться. Красно поле пшеном, а беседа умом. Красную речь красиво и слушать.

Именно речь является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И.Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

Ведущий 1. 

Стыд — одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.

Чтец 1.

Язык народа и богат, и точен.

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава.

У плохо перепаханных обочин.

(Н. Рыленков).

Ведущий 2. 

Стыд перед словом... В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь.

Чтец 2.

—  Что самое плохое, объясни!

—   Дурные мысли, губящие душу... Ты на замок тяжелый их замкни. И ни за что не выпускай наружу.

—  А хуже что? Скорее говори!

— Слова дурные: заглуши их песней! Мелодии с зари и до зари. Пускай звучат — что может быть прелестней

(Р. Гамзатов)

Ведущий 1. Что такое сквернословие:  порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Сначала, кода еще можно остановиться, не сказать,  не произнести, сквернословие, безусловно, порок. Но постепенно оно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение,  не употребив плохих слов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 «Что такое сквернословие?»

Ведущий 2. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословия. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 «История возникновения сквернословия»

Ведущий 1. Сквернословие захватило людей всех возрастов. В детском сад не знают подчас, что делать с мальчиком, который ругается матом. Он учит «родному языку» всю группу.  Играя  в хоккей,  подростки  14—16 общаются с друг другом, часто используя ругательства.  Сквернословие охватило все  ипостаси   речи:   его  можно услышать не только от пьяного, не только, как пишет А.И. Солженицын, «при посадке на загородный автобус»,  но при задушевной беседе.

Чтец 3.

Слова - Дрова.

Но греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Все время топится словами.

И сырость слов,

И сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат,

Дымят,

Но мало греют

И душу в непогодь,

И кров.

Слова бывают

И скверны,

И дым от них

Такого рода,

Как будто у живой души Забиты сажей дымоходы.

(В. Федоров).

Ведущий 2. Ругательства стали играть роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. Сквернословие охватило многие профессии.

Ведущий 1. Сквернословие стало печальным знаком речи. Приезжая на учебу и попадая в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что подобные слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.

Ведущий 2. Не следует заменять ругательства начальными буквами, давно себя скомпрометировавшими. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово  целиком   или  ограничились  его знаком - начальной буквой. Все равно это сквернословие, ведь ваш сигнал интерпретирован развернуто, полностью!

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 «Сквернословие и здоровье»

ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 «Научное исследование сквернословия»

Ведущий 1.   Как  избавиться от сквернословия? Как сберечь чистоту русского языка? Надежных рецептов тут нет, но есть несколько положений,  с которыми,  если их принять, легче преодолеть эту беду.

Чтец 4. Совет первый — не говорить плохих слов самому. Вспомним слова А. И. Солженицына, сказанные им по другому поводу, но вполне уместные в данной ситуации: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, — но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. Пусть все говорят, а я не буду. Конечно, для этого требуется мужество.

Чтец 5. Позиция «Я — исключение!» трудна и притягательна для личности. Трудна потому, что дружеские отношения не всегда бывают со знаком «плюс». Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? Ты до сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Ведущий 1. Позиция «Я — исключение!» притягательна, потому что позволяет личности проявить свою индивидуальность. Древнейшее требование «Познай самого себя» означает: «Задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!».

Ведущий 2. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие — целомудрие. Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же можно беречь и целомудрие собственной речи. Если кто-нибудь один раз услышит от нас постыдное слово, незримую планку нашего авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.

Чтец 1. Совет второй: желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг.

Чтец 2. Совет третий: мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

Как же быть с теми, кто сквернословит? Бессмысленно стоять на улице и хватать за руку всех бранящихся прохожих. Даже в самой негативной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.

Чтец 3. Совет четвертый: в речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я провозглашаю следующий тезис: «Сегодняшний день — мой главный день. Сегодняшнее мое слово — мое лучшее слово». Нельзя рассуждать так: «Пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в быту, и недобрые взаимоотношения, и сквернословие.

Чтец 4. Прежде чем дать пятый совет, мне бы хотелось рассказать об одном событии. В октябре 1992 года в Киеве проходила филологическая конференция. Тогда же была организована экскурсия по городу с посещением небольшого монастыря Флора и Лавра. Участникам конференции посоветовали зайти в часовенку к матери Марии: «Может быть, мать Мария что-нибудь скажет?» Мать Мария обратилась к молодому человеку лет восемнадцати: «Не сквернословь... Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Пусть сказанное матерью Марией и станет тем, что способно остановить нас, уберечь от бранных слов.

Ведущий 1. Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду — возможно ли это? Безусловно, нет. Так давайте научимся просить прощения, если с языка что-то сорвалось. Пусть это станет нашим шестым советом.

Ведущий 2. Подытоживая сказанное, повторим: «Я — исключение. Моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри». Выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

 

Ведущий 1. Любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие известные писатели,  композиторы, художники, ученые, общественные деятели. Так давайте прислушаемся к советам мудрых, к тому, о чем они говорили и говорят.

Чтец 1. Язык — это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой).

Чтец 2. Язык многих людей выдает развязность их хозяев. (У. Шекспир).

Чтец 3. Брань всегда служила признаком дефектного мышления. (Л. Леонов).

Чтец 4. Ругательство — доводы тех, кто не прав. (Ж. Ж. Руссо).

Чтец 5. Брань во время споров должна запрещаться и караться, как другие словесные преступления. Какого только вреда не причиняет и не нагромождает она, неизменно порождаемая злобным раздражением. (М. Монтень).

Чтец 1. Язык — самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова. (П.Кальдерон).

Чтец 2. Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь. (Гомер).

Чтец 3. Брань — оружие низменных. (С. Гудрич).

Чтец 4. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь).

Чтец 5. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский).

Ведущий 2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. (И. С. Тургенев).

ВЫВОД:

 Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

 

От всей души желаем вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Поговорим об интервалах" (Песенки-правила).

Песенки- правила являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дет...

Материалы для оформления "Поговорим о сквернословии"

Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда "Поговорим о сквернословии".Эти материалы могут быть использованы в деятельности социально-психологической службы образовательного учреджения....

Урок /внеклассное мероприятие " Стихами о войне поговорим..."

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание....

Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»

Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...

Классный час «Поговорим об ответственности», подготовила Мизгирева ГВ

Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия. В процессе деятельности по п...

урок по теме "Поговорим о Школе"

Данная разработка может использоваться га уроках английского языка в 7-8 классах как один из заключительных уроков по теме Школа....

Сценарий тематического классного часа «Поговорим о деньгах

Обсудить с учащимися значение денег в жизни человека, диагно­стировать знания учащихся в форме опросов и викторины по теме "Поговорим о деньгах"...