Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»
классный час на тему

Ионова Нина Викторовна

 

Аннотация.

Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные достижения и открытия, связанные с темой сквернословия, а также отношение православной церкви к слову и ненормативной лексике.  В ходе занятия  создаются условия для критического отношения к вредным привычкам окружающих, для самосовершенствования, а так же условия для формирования активной жизненной позиции, для противостояния вредному влиянию.

Классный час проводится совместно с родителями студентов, с участием представителей  прессы (районной газеты «Сосновский вестник»), представителей православной церкви (отца Дионисия, клирика Павловского благочиния),  а также поэта, члена союза писателей РФ Карпочева В.И.

Время проведения 2 академических часа. Данная работа предназначена для классных руководителей, кураторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx109.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум»

Конспект классного часа

Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»

                                                                      Выполнила:

преподаватель  Н.В.Ионова

Сосновское 2013 год.

Составитель работы:

преподаватель русского языка и литературы,

учитель высшей категории  Ионова Нина Викторовна

Аннотация.

Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные достижения и открытия, связанные с темой сквернословия, а также отношение православной церкви к слову и ненормативной лексике.  В ходе занятия  создаются условия для критического отношения к вредным привычкам окружающих, для самосовершенствования, а так же условия для формирования активной жизненной позиции, для противостояния вредному влиянию.

Классный час проводится совместно с родителями студентов, с участием представителей  прессы (районной газеты «Сосновский вестник»), представителей православной церкви (отца Дионисия, клирика Павловского благочиния),  а также поэта, члена союза писателей РФ Карпочева В.И.

Время проведения 2 академических часа. Данная работа предназначена для классных руководителей, кураторов.

Цель:

формирование навыков здорового образа жизни; привлечение родителей к воспитательной работе с группой.

Задачи:

- Расширить знания студентов о вредных привычках.

- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа :

  • Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни” (приложение №1).
  • Обработать данные анкетирования, подготовить презентацию.
  • Раздать стихи обучающимся для заучивания, отработать выразительное чтение (приложение №2).
  • Подготовить материал для родителей, назначить выступающих от родителей (приложение №3).
  • Пригласить представителей православной церкви, представителей редакции газеты, поэта, обозначить  тему и регламент выступления.
  • Подготовить плакат “Дерево доброты” (оно должно быть без листвы, с обозначенными корнями).
  • Оформить кабинет наглядными материалами  (стихи, пословицы, поговорки) (Приложение №4).
  • Распечатать “Памятки доброты” по количеству участвующих в занятии. (Приложение 5.)
  • Подготовить музыкальное оформление.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, небольшой мяч, маркеры яркого цвета, вырезанные из цветной бумаги (я использовала цветные стикеры) цветы.

Парты расположены полукругом, на столах раздаточный материал (приложение №4)

Содержание:

  1. Организационный момент (приветствие, представление гостей).
  2. Оглашение темы классного часа; легенда о Ксанфе и Эзопе (выступление родителей).
  3. Словарная работа.
  4. Представление результатов анкетирования.
  5. Начало работы с макетом «Дерева доброты».
  6. Из истории возникновения сквернословия (выступление родителей).
  7. Информационный материал. (С использованием презентации)
  8. Выступление отца Дионисия, клирика Павловского благочиния.
  9. Выступление поэта В.И.Карпочева.
  10. Игра “Волшебный микрофон”.
  11. Викторина.
  12. Заключительное слово, обратная связь, рефлексия: оформление «Дерева доброты»

Ход занятия:

Все занятие сопровождается слайдами презентации.

  1. Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

- Здравствуйте дорогие ребята и гости! Сегодня у нас необычный классный час. На это занятие мы пригласили наших родителей.

- Давайте поприветствуем их добрыми улыбками и аплодисментами!

- Так же мы рады поприветствовать нашего гостя. Это клирик Павловского  благочиния, отец Дионисий Горбаков.  Большое спасибо, отец Дионисий, что посетили нас! (аплодисменты)

- Сегодня у нас в гостях представитель редакции районной газеты «Сосновский вестник», а по совместительству директор Воскресной школы при Храме Нерукотворного Спаса Бригатова Марина Вячеславовна! Очень рады вас видеть, Марина Вячеславовна! (аплодисменты)

- А так же сегодня у нас в гостях преподаватель специальных дисциплин технического цикла нашего техникума, а по совместительству замечательный поэт, член Союза писателей РФ, автор замечательных поэтических произведений Валерий Иванович Карпочев. (аплодисменты)

- Еще раз давайте поприветствуем друг друга добрыми взглядами, светлыми улыбками и аплодисментами!

-Надеюсь, что этот час, который мы с вами проведем вместе, покажется вам интересным, насыщенным, полезным и продуктивным!

-- Звучит стихотворение в исполнении Мулина Михаила (Приложение 2)

2.  Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Мы будем говорить о наболевшей для многих проблеме, о сквернословии. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”. И прежде чем начать этот трудный разговор давайте послушаем притчу  о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе,  имя которого вы наверняка уже слышали.

(Данный материал был подготовлен и озвучен Варыхановой Ольгой Валерьевной, мамой обучающегося группы Варыханова Вадима) – Приложение 3.:

Вопросы:

- Какой вывод можно сделать на основании этой легенды?

- Прав ли на ваш взгляд Эзоп?

(Данная легенда свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - вление уникальное: в нем уживаются и тесно переплетаются скверное и святое)

  1. А сейчас я попрошу вас выполнить следующую работу.

Перед вами лежат чистые листочки. Разделите, пожалуйста, лист пополам. В левом столбике напишите самые прекрасные, чистые, святые слова. В правый – самые омерзительные, нецензурную брань (не более 5 слов по убыванию).

Прочитайте, пожалуйста,  слова из левого столбика (спросить вслух: ребят, несколько человек, родителей, отца Дионисия)

- А теперь я попрошу прочитать слова из правого столбика.

- Почему их не хочется ни писать, ни тем более произносить (в присутствии родителей, священника, учителя)

- Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).

4. Готовясь к этому классному часу, я составила анкетные вопросы для обучающихся нашей группы  (Приложение 1.).

 Накануне мною был проведен опрос, а результаты анкетирования я представляю вашему вниманию.( презентация )

 Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего).

- Стихотворение М. Матусовского «Слова» прочитает Баланов Артем:

5. Сегодня на занятии мы постараемся взрастить дерево доброты в наших душах. Я его наглядно представила на листе ватмана. Как видите, оно еще голое, без листвы, спящее. Мы постараемся его пробудить ото сна и заставим его зацвести волшебными цветами, символизирующими слова любви, добра и милосердия.

- Чтобы разбудить наше условное дерево, давайте удобрим почву вокруг него  хорошими словами, дадим благодатную пищу его корням. Я попрошу каждого здесь присутствующего подойти к этому листу и написать у его корней слова, которые пробуждают доброту, любовь, милосердие и другие самые лучшие, самые святые чувства.

- (На доске закреплен ватман,  на котором обозначено дерево без листьев. Три маркера яркого цвета. Все участники подходят по очереди по три человека и пишут внизу листа добрые слова. Затем учитель зачитывает эти слова, обращая внимание на их значение и на то, что при их произношении становится светлее в классной комнате, и в душах людей, обращает внимание на глаза, выражения лиц, улыбки всех присутствующих, на то, какая теплая душевная атмосфера  сложилась между нами).

- Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

- Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

- Бранные слова мы слышим даже из радиоприемников, с экранов телевизоров, встречает на страницах печатных изданий. А уж интернет… про него и говорить не буду!

- Эпидемия сквернословия охватила почти все слои населения!

6. Нам кажется, что ругаются все, и ругались всегда. Но так ли это?

- Об истории этого явления нам расскажет мама Кашина Максима Кашина Татьяна Ивановна.

- Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

7. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

- В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

- Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

- К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

- Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

- В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

- В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

- Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

8. В библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься» Православная церковь всегда запрещала сквернословие и злоречие. Этот порок находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

- О своих взглядах на проблему сквернословия нам поведает отец Дионисий, клирик Павловского благочиния.

(Далее идет выступление священнослужителя по данному вопросу. Регламент до 10 минут)

- Стихотворение «Слова» прочитает Ульянов Алексей:

- Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

- Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

9. Сегодня у нас в гостях талантливый поэт, человек, не равнодушных к тому, что происходит с нашим обществом и с нашим  языком. Человек, который имеет свой взгляд на проблему сквернословия. Это Валерий Иванович Карпочев, член Союза писателей России, автор многих талантливых произведений, Вам слово.

( Далее следует выступление поэта, чтение произведений уже известных и еще не опубликованных. Регламент: не более 10 минут.)

- Как же избавиться от сквернословия?

- Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

- Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.

 Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

- Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

10.  Игра “Волшебный микрофон”.

(В качестве «микрофона» можно взять цветок тюльпана)

 Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

- Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

11. Викторина.

- Стихотворение Э.Асадова  «О скверном и святом»  прочитает Варыханов Вадим.

12. Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

В завершении нашего занятия я попрошу вас оценить все то, о чем вы сегодня услышали и узнали.

(Для этого задания мною были заранее вырезаны из клейкой бумаги следующие условные обозначения:

Приклейте, пожалуйста, на наш ватман с изображение дерева доброты:

- Розовый цветок –  понравилось, ухожу с хорошим настроением;

- Желтый цветок –  понравилось и заставило задуматься;

- Синяя тучка  –  не понравилось, ухожу с плохим настроением.)

Все участники и гости под песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» наклеивают на дерево доброты нужный значок, тем самым оценивая прошедшее занятие и расцвечивая дерево доброты, делая его цветущим и полным жизни.

 Дерево доброты остается на стене, и на следующем занятии я снова обращаю на него внимание ребят.

Информационные источники:

Классные часы: 9  класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова.- М.: ВАКО, 2008.- 272 с.

httpHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"://HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"wwwHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm".HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"pravoslavieHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm".HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"ruHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"/HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"putHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"/080522004557.HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm"htm

http://trezvoeslovo.ru/rubrik.php?id_site=&id_page=83&id_article=322

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

skvernoslovie@yandex.ru

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

ВИКТОРИНА

(Преподаватель демонстрирует на слайдах вопросы, отвечает тот ученик, кому бросают мяч )

Вопрос 1.

Русская пословица гласит:

      «От гнилого сердца и  …… слова »

1. добрые

2. грязные

3. гнилые

4. милые

Вопрос 2.

Выберете верный алгоритм отказа от сквернословия:

  1. Желание выругаться матом   применение физической силы  отказ от сквернословия
  2. Желание выругаться матом   побегать, послушать музыку, посмеяться  отказ от сквернословия
  3. Желание выругаться матом   устный счет, до 10, произносить буквы алфавита  отказ от сквернословия

Вопрос 3.

Русская пословица гласит:

 «Доброе слово и ………..приятно»

1. мышке

2. дереву

3. кошке

4. стене

Вопрос 4.

Назовите имя японского ученого, изучавшего воздействие различных слов на воду:

1. Насари Киото

2. Такати Хироку

3. Масару Эмото

Вопрос 5.

Верный способ расслабиться:

1. Выкурить сигарету

2. Выругаться матом

3. Послушать любимую музыку

4. Принять алкоголь

Вопрос 6.

Бранные слова негативно воздействуют:

1. На почву и воздух

2. Ни на что

3. На наследственность

4. На атмосферу

Вопрос 7.

Наш организм состоит из воды на……

1. 10%

2. 40%

3. 80%

4. 100%

Вопрос 8.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 50% определяется:

1. Наследственным фактором

2. Уровнем развития медицины

3. Образом жизни

4. Состоянием окружающей среды

Вопрос 9.

Особенно важно в конфликтной ситуации:

1. Применить физическую силу

2. Позвать друзей на помощь

3. Быть предельно вежливым, корректным

4. «Наехать» первым

Вопрос 10.

Ваши слова в данной ситуации:       психология меланхолик

1. Не плачь, ты же мужик!

2. Она и так была старой и некрасивой

3. Извините, это произошло случайно

4. Я вам потом новую куплю

Вопрос 11.

Ваши действия:

психология холерик

1. Закричу в ответ

2. Стукну его как следует

3. Извинюсь, потребую отпустить

Вопрос 12.

Для того, чтобы понимать других людей, нужно быть:

  1. Умным
  2. Иметь хорошие слух и зрение
  3. Быть внимательным к ним
  4. Знать психологию

Вопрос 13.

Умение избегать отрицательных эмоций, спокойно реагировать на сложные ситуации помогает человеку сохранить…

1. Деньги

2. Силы

3. Здоровье

Вопрос 14.

Для того, чтобы лучше понимать собеседника нужно обратить внимание не только на его слова, но и…

1. На то, как он одет

2. На мимику, жесты

3. На его возраст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме «Уроки осторожности на дороге»

Тема воспитания культуры поведения на дороге актуальна в работе куратора группы СПО. Классный час, где предложена познавтельная информация,...

Классный час "Что такое деньги в нашей жизни?"

Классный час  "Что такое деньги в нашей жизни?"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа на тему: «Какие глаза у безразличия» . (Педагогика милосердия, взаимопонимания )

Цели классного часа:- Развить чувство сострадания, милосердия;- Усвоение  стандартных пиемов эстетичных  форм общения;- Обозначить причины безразличия....

Конспект классного часа для 1 класса по теме «Без друга в жизни туго»

Конспект классного часа для 1 классаКонспект классного часа для 1 класса по теме «Без друга в жизни туго»Цели: ознакомить с понятием «друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь друж...

Конспект классного часа на тему " Лесные пожары"

внеклассное мероприятия для обучающихся с ОВЗ ( 3 класс)...

План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"

План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.Амурский колледж строительства и ж...