Ф.М. Достоевский.. «Преступление и наказание".
план-конспект урока на тему

На этих уроках  мы рассмотрим  Петербург  Достоевского, историю создания романа, Теорию Раскольникова, значение образа Сонечки Мармеладовой в романе и любовь, которая соединила Раскольникова Ии Мармеладову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского

      Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.)

Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?

Работа проводится в группах:

2-я группа. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа —города-призрака.

4-я группа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». (Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.) У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

УРОК. «Я — дитя века». История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе

      Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».

      Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»

      Вопросы для обсуждения

  1. Могло ли это случиться действительно?
  2. Как вы понимаете слова «Я — дитя века»?
  3. Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленные и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
  4. Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)

      Развитие замысла:

  1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
  2. 1855 год — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
  3. Вторая половина 1865 года — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
  4. В конце 1865 года — «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
  5. 1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».

Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?

      Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

      Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.

  1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи:

Как он появляется в романе?

Какое впечатление вызывает у окружающих?

.

Судьба Сонечки.

Как появляется в романе Екатерина Ивановна?

Рассказ о ее судьбе (прошлое).

Внешность Екатерины Ивановны.

Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.

Кто виноват в судьбе героев?

      Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»

      Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.

  1. Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:

Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

Отношения между членами семьи.

Рассказ о матери Раскольникова.

Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

      Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

  1. Слово в защиту детей:

Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?

На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

УРОК. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта

      Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

      Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

      Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

  1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:

взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

  1. Внутренние:

состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Следует обратить внимание учащихся на:

говорящую фамилию героя;

часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;

нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание);

то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

      В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Отвращение

Разговор в трактире студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре

Ужас. «Да разве то будет?»

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Час пробил

      Вопросы для обсуждения

  1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
  2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
  3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
  4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
  5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
  6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

 Вывод. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 году Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от процессаЛебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова.

      Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:

убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»;

взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

на эти деньги сделать много хороших дел.

      В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

 Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

 Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

      Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

УРОК . «Вечная Сонечка». Значение образа 
Сони Мармеладовой в романе

      В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

      Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4).

      Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня

Раскольников

Преступили нравственные законы общества ради других:

конкретных людей, 
«убив себя»

абстрактного человечества, 
«убив других»

Соня — нравственный ориентир автора

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4)

      Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?

      Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

      Раскольников — Соне:

Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».

«А с вами что будет?»

«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

«А коли вы теперь заболеете».

«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».

«С Полечкой, наверно, то же самое будет».

      Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.

      В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2-й сцены (ч. 5, гл. 4)

      Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

      Раскольников начинает с проверки своей теории:

Раскольников — Соне

Соня — Раскольникову

«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну»?
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?»
Признание.

«И кто меня тут судьей поставил?»
«Ох, как вы мучаетесь!»
«Нет тебя несчастнее никого».

      Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».

      Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

УРОК . «Их воскресила любовь». Эпилог романа

      Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ «Эпилога» 2-й части, так как:

это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории;

это воплощение Достоевским библейской темы смирения.

«Смирись, гордый человек!»;

это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.

      Основные вопросы урока:

  1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
    В чем выражалась его болезнь?
  2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
  3. Как складываются его отношения с окружающими?
  4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
  5. Что для него страшнее каторги?
  6. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
  7. Почему каторжники полюбили Соню?
  8. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
  9. Что помогло возродиться Раскольникову?
  10. Как Раскольников помог Соне?
  11. Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?

  1. УРОК  по драме «Гроза» А.Н. Островского.
  2. . «Две Катерины». Урок внеклассного чтения. «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова

      На уроке можно сопоставить героинь Островского и Лескова, а наблюдения над текстом оформить в виде опорной схемы.

Драма Островского

Очерк Лескова

Катерина Кабанова

Катерина Измайлова

Общее

Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).
Спокойное и свободное детство и отрочество.
Замужество без любви и очарованности.
Отвращение к домострою.
Страстность натур

Различие

Мечтательность

Скука

Ширь и красота Волги; народная песня; певучая речь

Обход пустых комнат: спальня с пуховыми перинами

Раскрепощенность души

Душевная и духовная неразбуженность

Любовь

Чистота, робость, самоотверженность, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога

Напористость, жадность до любовных утех, убийство, месть за измену, полное забвение своей личности во имя «Сережечки»

Гибель в Волге

Самоубийство

Несчастный случай

Красота, свет, высота любовного чувства

Бездуховность личности, хищница, рабство любви

«Горячее сердце», вечно чистая

«Никогда не вспомнишь без душевного трепета»

      Изучение темы можно завершить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по литературе на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...

рабочая тетрадь для работы над содержанием романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

                         СПБ ГБПОУ «Колледж  « Красносельский» Замысел автора……&helli...

методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...