«Техника метода контраргументации на уроках литературы» (на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
статья

Техника психологического метода контраргументации на уроке литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrargumentatsiya.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Басова Кристина Александровна, преподаватель (учитель)

русского языка и литературы, истории

СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

«Техника метода контраргументации на уроках литературы»

(на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Самое главное, что необходимо учесть при контраргументации, – это то, что любое возражение преодолимо. Как говорится: «Даже из пасти льва всегда есть минимум два выхода...»

Цели:

- научиться использовать и применять методы психологической технологии контраргументации на уроках литературы;

- развитие у учащегося навыка рассуждения, построения логических связей в своих доказательных суждениях;

- развития навыка вести диалог, научиться аргументировать, доказывать и убеждать оппонента в дискуссии.  

Задачи :

- сформирование навык умения общения и слушания собеседника;

- совершенствование форм решения проблемного вопроса;

- научиться использовать в собственной речи меткие слова и выражения;

- развивать навыки культуры речи;

- задача доказывающего сводится к подбору достаточных аргументов и выведению из них с логической необходимостью данного тезиса.

Аргументирование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Именно здесь формируется предварительное мнение; занимается определенная позиция с обеих сторон. В этом этапе выделяются две основные конструкции:

- аргументация (вы хотите что - либо доказать)

- контраргументация (вы опровергаете утверждение партнера).

Давайте рассмотрим такой этап, как контраргументация.

Благодаря специально созданным условиям, у учащегося возникает потребность в решении проблемы, желание убедить оппонента. Такое обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

Контраргументация - это система высказываний и доводов, построенных на основе анализа и поиска противоречий в аргументах собеседника с целью формирования или изменения его отношения к обсуждаемой проблеме.

Такое начало помогает партнёру почувствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним. Выражение сомнения помогает партнёру почувствовать, что вы готовы обдуманно и честно взвешивать все аргументы.

Контраргументация -нейтрализация замечаний, опровержение доводов собеседника.

Методы контраргументации:

- опровержение тезиса оппонента фактами;

- критика доводов оппонента, т.е. доказательство того, что аргументы собеседника не обоснованы;

- «бумеранг» - обратный удар - реплика, аргумент собеседника возвращается к тому, кто его высказал, оборачиваясь против него;

- удар по системе демонстрации оппонента;

- доведение тезиса оппонента до абсурда;

- апелляция к публике;

- «довод к человеку» - вместо доказательства фактами или логикой собеседник обращается к личности человека, выдвинувшего аргумент;

- «поддержка» или метод «Да, но...» заключается в следующем: после того, как собеседник все изложил, вы добавляете ему еще несколько доводов, а затем продолжаете: «Но все это не может доказать, что...». Такой прием создает иллюзию, что использующий его проблему знает лучше.

И наконец метод, который мы рассмотрим подробнее - метод разделения аргументов.

Разделение аргументов инициатора на верные, сомнительные и ошибочные и обсуждение их по формуле:

- «Я согласен с вами в том, что…» (далее воспроизводится соответствующий аргумент);

- «Правда, я уже менее уверен, что...» или «Не могу избавиться от некоторого сомнения в том, что...»  или «Хотелось бы, чтобы это было так, однако мой опыт говорит, что не всегда...» (далее воспроизводится сомнительный аргумент). Такое начало помогает партнеру почувствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним. Выражение сомнения помогает партнеру почувствовать, что вы готовы трезво и честно взвешивать все аргументы.

- Работа, проведенная на этапах 1 и 2, помогает партнеру эмоционально смириться с вашим несогласием на этапе 3 и рационально оценить ваши встречные аргументы и доказательства.

Учитель утверждает тезис, а учащиеся должны по предложенной отработать метод контраргументации.

Давайте рассмотрим метод контраргументации на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Учащийся должен убеждать по схеме:

1.        Я согласен с тем, что …..

2.        Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)

3.        К сожалению, я не могу согласиться с тем,

Пример контраргументации к высказываниям:

1 "...Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными."

"Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»

Я согласен с тем, что   некоторые люди могут быть обыкновенные , а некоторые- иметь «дар, талант сказать в среде своей новое слово. "  - необыкновенные.

Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»), что люди, относящиеся к первому разряду , являются неким материалом, орудием для «необыкновенных», потому что все люди равны с момента своего рождения.

К сожалению, я не могу согласиться с тем, что «второй разряд людей» может себе позволить бесчинствовать и творить безнаказанно преступления.

2. Если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имeел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. 

Я согласен с тем, что чтобы сделать открытия, ученый может пойти на какие-то жертвы.

Я не уверен, что чтобы сделать открытия для человечества, нужно жертвовать.

Я не согласен с тем ,что сотни человеческих душ можно загубить для того, чтобы человечество приобрело очередное открытие. Приходит на ум закономерный вопрос : «А нужно нам в таком случае такое открытие? Может быть, оно принесет больше вреда, чем пользы».

3. С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. ..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!

Я согласен с тем, что старушка вредная и что не сегодня – завтра умрет.

Едва ли можно согласиться с тем, что сотни людей можно спасти за «старухины» деньги.

Я не согласен с тем, что такое преступление, как убийство старухи, загладится тысячами добрых, так как всеобщую проблему нищеты и разложения общества это не решит.

Урок прошел в виде беседы, обсуждался проблемный вопрос. Использование психологической техники контраргументации на уроке  способствует развитию у учащихся способности убеждать собеседника, овладению и усвоению знаний, развитию мышления, потому как ученик творчески и с интересом относится к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...

Ф.М. Достоевский.. «Преступление и наказание".

На этих уроках  мы рассмотрим  Петербург  Достоевского, историю создания романа, Теорию Раскольникова, значение образа Сонечки Мармеладовой в романе и любовь, которая соединила Раскольн...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по литературе на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...

рабочая тетрадь для работы над содержанием романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

                         СПБ ГБПОУ «Колледж  « Красносельский» Замысел автора……&helli...

методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...