Бинарный урок "Русский литературный язык и культура речи"
план-конспект урока по теме

Апробация методики проведения бинарного урока по дисциплинам "Русский язык и культура речи" и "Информационные технологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Калининградской области

«Колледж сервиса и туризма»

Методическая разработка урока

по учебным дисциплинам

«Русский язык и культура речи» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Дифференцированный зачет по теме: «Русский литературный язык и культура речи»

 Специальность: «Технология продукции общественного питания»

Составили преподаватели:

русского языка и литературы - Татаренко Л.Г.

информатики - Белоусова Ю.В.

Одобрено

ПЦК гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

Председатель Фалалеева А.Б.

Протокол № от «______» __________2014 года


Дифференцированный зачет по теме: «Русский литературный язык и культура речи»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: бинарный урок

Форма учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Место урока в учебной программе: урок №55-56 по всем разделам за курс дисциплины «Русский язык и культура речи»

Место проведения урока: кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности

Цель урока: систематизация знаний студентов в области русского литературного языка и культуры речи с использованием современных информационных технологий.

Задачи  урока:

Обучающая: сформировать, углубить знания по заданной теме

Развивающая: развивать культуру общения, коммуникативные качества речи, речевой этикет, логическое мышление, навыки по поиску информации по конкретному заданию с использованием информационных технологий

Воспитательная: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другими за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний.

Методическая цель: показать методику проведения интегрированного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и учебных дисциплин.

Методы и приемы обучения:

  • Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: объяснение)
  • Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (приемы: наблюдение и демонстрация)
  • Метод контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа)
  • Метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность, создание ситуации взаимопомощи)

Принципы обучения: научность, системность, наглядность, логичность.

Средства обучения: плакат, интерактивная доска, маркерная доска.

Междисциплинарные связи: данная тема связана с дисциплиной «Информационные технологии»

Внутридисциплинарные связи: изучение данной темы предполагает наличие знаний по разделам «Текстовый редактор Word», «Взаимодействие языка и общества», «Язык, речь и коммуникации».

Учебное оборудование (оснащение) урока: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, презентация (русский язык и культура речи), плакат по заданной теме урока, раздаточный материал, сигнальные карточки, видеофрагменты по дисциплине «Русский язык и культура речи», карточки рефлексии, электронный кроссворд.

Методическое обеспечение урока: электронные карточки - задания по орфографии, индивидуальные задания-нахождение соответствия в пословицах и поговорках, презентация, видеоматериал, творческое задание.

Критерии уровня формируемых знаний, умений и навыков

Уметь

Знать

Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; ориентироваться в различных речевых ситуациях; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; пользоваться словарями русского  языка;

выбирать программное обеспечение для конкретного вида профессиональной деятельности; работать с профессиональным пакетом программ.

Основные понятия лингвистики: язык, речь, текст и др.; основные понятия современной культуры речи, общения, коммуникативная и речевая ситуации, речевая деятельность, коммуникативные качества речи; принципы, лежащие в основе русского речевого этикета;

поисковые системы; прикладные пакеты программ; общие принципы, последовательность и правила работы с готовыми пакетами программ.

Общие и профессиональные компетенции

  •  Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.
  • Пользоваться словарями русского языка, употреблять основные выразительные средства литературного языка.
  • Продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
  • Пользоваться возможностями текстовых редакторов при работе с печатными документами.
  • Пользоваться телекоммуникационными технологиями в области данной дисциплины.

 Структура урока

Этапы урока

Время

Ресурсы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент.

5 мин.

Организует внимание студентов, настраивает на проведение занятия, сообщение темы, ознакомление с целями урока, мотивация деятельности студентов.

Самоорганизация подготовка рабочего места

2

Актуализация знаний. Проверка домащнего задания. Подготовка к работе на основном этапе урока

20 мин.

Презентация, видеоматериал

Фронтальный опрос, проверка печатного материала на предмет правильности использования основных команд форматирования в текстовом редактореWord

Выступление с докладами, демонстрация презентации по теме урока, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением

3

Повторение пройденного материала

20 мин.

Электронные карточки-задания по орфографии, презентация, компьютеры

Консультация по выполнению задания, формы оценивания, организация деятельности студентов

Работа с электронными карточками-заданиями по орфографии

4

Реализация и закрепление полученных знаний и способов действия.

29 мин.

 Творческое задание, карточки-задания, электронный кроссворд, карточки для самопроверки

Организация деятельности студентов, модерация процесса обсуждения, проверка результатов выполнения задания

Демонстрация использования этических норм речевой культуры на примере диалогической речи; обсуждение представленной ситуации работа с карточками – заданиями по нахождению соответствия в поговорках и пословицах, самопроверка правильности выполнения задания, разгадывание кроссворда, использование карточек для самопроверки

5

Подведение итогов занятия.

3 мин.

Презентация

Сообщение отметок, подведение итогов деятельности студентов

Сообщение о достижении целей урока,  выводы

6

Рефлексия

3 мин.

 Карточки рефлексии

Организует рефлексию деятельности: раздача карточек рефлексии  и консультирование по работе с ними. Обработка карточек, самоанализ

Работа с карточками рефлексии


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

а) Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная работа по готовности к уроку.

б) Сообщение темы и целей урока(презентация на интерактивной доске). Вступительное слово преподавателя русского языка и литературы Татаренко Л.Г.: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим с вами бинарный урок , а это значит, что вам предстоит показать свои знания и умения как в области дисциплины «Русский язык и культура речи» ,так  и в области дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Присутствующие на нашем открытом мероприятии гости с удовольствием проследят (а где-то даже возьмут на вооружение) ту представленную нами форму работы, которая является по всем показателям продуктивной».

  1. Актуализация опорных знаний  и мотивация учебной деятельности студентов.

Связь с материалом проведенных уроков. Проверка домашнего задания по дисциплине «Русский язык и культура речи». Выступления с докладами на темы: «Русский язык и речь», «Словари русского языка», «Культура речи в СМИ», «Речевой этикет» и др.

Студенты группы демонстрируют подготовленную по индивидуальному заданию презентацию на тему: «Русский литературный язык» (Маслова Анна и Вислоцкая Анастасия).

Ведется просмотр видеоматериала по теме: «Русский язык – язык мира». Анализ и комментирование студентами.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа с электронными карточками – заданиями по орфографии («Безударные гласные в корне слова» и «Чередование гласных в корнях слов»). Работа проводится в парах.

Демонстрация речевой культуры обучающихся при диалоге (использование игровых технологий на занятиях, мини-сценка).

Работа с раздаточным материалом (нахождение правильного соответствия значению пословиц и поговорок). Самопроверка студентами правильности выполнения задания с помощью презентации.

Разгадывание кроссворда студентами по заданной теме. Групповая работа.

Индивидуальная работа с карточками для самопроверки знаний по русскому языку.

  1. Подведение итогов, рефлексия
  • Сообщение о достижении целей урока,  выводы
  • Сообщение отметок студентам, подведение итогов деятельности студентов
  • Раздача карточек рефлексии  и консультирование по работе с ними

Приложение № 1: Презентация к занятию

Приложение № 2: Карточки-задания

Приложение №3 Пословицы-перевертыши

Приложение №4 Кроссворд

Приложение №5 Карточки рефлексии

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по дисциплинам «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Русский язык и культура речи»

Тема урока "Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском языке".Цели урока:образовательные: науч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"

Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...