Конкурс "Забытая война" . Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы Первой мировой войны
занимательные факты по теме

Марина Вячеславовна Грязнова

Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы Первой мировой войны  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы

первой мировой войны

Первая мировая война стала поворотным пунктом в развитии теории и практики информационно-психологического воздействия. «Именно тогда было обнаружено, что тотальную войну можно вести атакуя не только лишь тела, но и души людей», - отмечал впоследствии один из американских экспертов по пропаганде. В самом начале войны правительства воюющих стран, за исключением Германии, пришли к выводу о необходимости создания специальных органов для оказания информационно-психологического воздействия на войска и население противника, а также для воздействия на общественное мнение в нейтральных странах. С этого момента подобные органы имеются во всех крупных армиях мира.

 В 1914 году при министерстве иностранных дел Англии было создано бюро военной пропаганды, позднее управление военной информации, которое в дальнейшем было преобразовано в министерство информации. Министерство осуществляло пропаганду среди военнослужащих и населения зарубежных стран.

 В августе 1915 года при 2-м отделе генерального штаба министерства обороны Франции был создан отдел службы военной пропаганды, задачей которого являлось воздействие на противника с помощью листовок. В каждой французской армии имелся самолет для распространения печатных материалов информационно-психологического воздействия.

 В 1917 году в ведение психологической войны включились и США, создав при разведотделе штаба экспедиционных войск так называемую психологическую секцию.

Россия, Италия и другие страны в той или иной мере пытались оказывать информационно-психологическое воздействие на войска и население противника, но влияние этого воздействия значительно уступало английскому и французскому.

 В Германии до августа 1918 года было запрещено заниматься изданием и распространением листовок, поскольку это, по мнению руководства страны, противоречило правилам ведения войны. Из материалов информационно-психологического  воздействия разрешалась лишь издаваемая на французском языке для населения оккупированных районов газета "Газетте дес Арденнес", которая с помощью воздушных шаров распространялась и за линией фронта. Когда же запрет был снят и Германия приступила к массовому изданию листовок на американские, английские и французские войска, то время было упущено и добиться сколько-нибудь ощутимых результатов до конца войны ей так и не удалось.

 В годы первой мировой войны информационно-психологическое воздействие оказывалось путем ведения печатной пропаганды. Основными видами материалов печатной пропаганды являлись: листовки, брошюры, письма военнопленных, открытки, плакаты, фальшивые продовольственные карточки и др. Распространялись эти материалы с помощью авиации и воздушных шаров. Один воздушный шар использовался для доставки 2 кг печатных материалов (от 500 до 1000 экземпляров листовок). Дальность полета регулировалась с помощью длины бикфордова шнура, который зажигался при запуске. В 1918 году в Англии были изобретены и испытаны агитснаряд, агитмина, ручная и винтовочная агитгранаты. Однако они не получили практического применения по экономическим соображениям.

 Первой серией листовок в ходе первой мировой войны явились письма немецких военнопленных, находящихся в английских лагерях, своим родственникам. Военнопленные, как правило, использовали возможность, предоставленную администрацией лагеря, чтобы сообщить родственникам о том, что они живы. При отборе писем предпочтение отдавалось письмам рядовых солдат, сообщавших о хорошем обращении в плену, тем более, что существовали специальные "показательные" лагеря, отличавшиеся неплохими бытовыми условиями. Не принимались во внимания письма, содержащие преувеличения, критику против кайзера и других уважаемых в Германии лиц.

 Благодаря изобретению в Англии офсетной печати копии писем военнопленных готовились очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали их по почте родственникам пленного.

 Успех листовок зависел в первую очередь от их содержания. Листовки с неприемлемыми призывами, пренебрежительными текстами или клеветой на уважаемых людей были обречены на неудачу. Солдат на фронте ожидал, что листовки помогут ему, облегчат его участь. Поэтому успехом пользовались листовки, содержащие полезную и интересную информацию. Например, об обстановке на фронте, судьбе сослуживцев, условиях заключения мира, послевоенном переустройстве, а также различные веселые истории, анекдоты и сплетни. Особой популярностью у солдат пользовались иллюстрированные листовки.

 В ряде случаев англичане распространяли среди немецких солдат запрещенную в Германии литературу: письма К. Либкнехта, газеты социалистического толка и др.

 При информационно-психологическом воздействии  на войска противника американцы вновь отличились прагматизмом. Так, они эксплуатировали тему голода в немецкой армии. В листовке американских экспедиционных войск, выполненной в форме немецкой полевой почтовой открытки, говорилось: "Подними эту открытку, напиши на ней адрес своей семьи. Если ты попадешь в плен к американцам, то передай эту открытку первому офицеру, который проводит допрос. Он обязан отправить ее твоим родным" Далее следовал текст: "Я нахожусь в плену, легко (тяжело) ранен (не ранен). Не беспокойтесь обо мне. Для меня война закончилась. Нас хорошо кормят: дают говядину, белый хлеб, картофель, бобы и горох, сливки, кофе, молоко, масло, табак и т. п. (ненужное зачеркни)".

 В годы первой мировой войны начали применяться листовки с дублированием текста на нескольких языках. Подобные листовки выпускались итальянцами на австро-венгерские войска, имевшие многонациональный состав.

 Впервые противоборствующие стороны прибегли к изданию маскировочных печатных материалов, т. е. материалов, авторство которых приписывается противнику. В сентябре 1918 года англичане приступили к изданию маскировочных немецких окопных газет. Рядом с заголовком в газетах помещался портрет кайзера, а также проставлялась цена - 10 пфеннигов. Газеты выходили тиражом 250-500 тыс. экземпляров еженедельно.

 С изданием маскировочных газет связан классический пример успешного проведения психологической операции в рамках наступательной операции австро-венгерских войск против итальянцев в октябре 1917 года.

 Австро-венгерская разведка получила информацию о гражданских беспорядках в северной Италии. В частности, в Турине происходили волнения, войска при разгоне демонстрантов применили оружие, что повлекло за собой человеческие жертвы. Через агентов удалось узнать имена убитых и другие данные, получившие известность среди жителей Турина и его окрестностей. В Австрии были отпечатаны специальные номера хорошо известных в северной Италии газет с отчетами о происшедших волнениях и списками пострадавших. Причем акцент делался на расправы полиции над женщинами (подразумевалось - женами солдат), протестовавшими против скудных продовольственных рационов. Затем был определен объект воздействия - часть, укомплектованная выходцами из Турина и провинции Пьемонт. 24 октября 1917 года с помощью авиации газеты были распространенны среди итальянских военнослужащих. Прочитав газеты, пьемонтцы решили оставить оборонительные позиции и вернуться домой для наведения порядка. На следующий день фронт на этом участке был прорван. Несмотря на то, что соотношение численности итальянских и австро-венгерских войск было 7 к 4, итальянская армия потерпела тяжелое поражение, потеряв убитыми и пленными около 500 тыс. военнослужащих.

 Всего за годы войны над немецкими позициями и в тылу французы распространили 29 млн. экземпляров листовок, т. е. примерно по 750 тыс. в месяц, англичане распространяли до 1 млн. экземпляров листовок в сутки16. К августу 1918 года обработка союзниками немецких военнослужащих достигла такой интенсивности, что на участке фронта в 150 км ежедневно сбрасывалось по 100 тыс. листовок17.

 Помимо печатной пропаганды на фронтовых позициях использовались репродукторы-громкоговорители, т. е. были предприняты попытки ведения устного вещания, но лишь в качестве первого опыта.

 После окончания войны немецкие военачальники неоднократно заявляли, что Германия потерпела поражение не на поле боя, что "ее армия никогда не была разбита", а исход был предрешен тем, что рухнул тыл, поскольку "чужеродные и радикальные элементы стали легко добычей иностранной пропаганды".

 Немецкий генерал Людендорф следующим образом оценил эффективность пропаганды союзников на немцев: "Мы так искусно и в таком объеме подвергались вражеской пропаганде, что вскоре многие были не в состоянии различать, что является пропагандой противника, а что своим собственным восприятием... мы не сражались больше до последней капли крови. Многие немецкие мужчины не хотели умирать за Отечество"19. А генерал фон Гинденбург признавал, что немецкие солдаты все больше позволяли вражеской пропаганде "отравлять себя и сами отравляли других".

 Сразу после окончания первой мировой войны в западных странах проявили повышенный интерес к ее политическому опыту. Были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые приступили к подготовке квалифицированных специалистов. Обобщенный опыт и накопленные теоретические познания в области военной пропаганды на Западе были объединены в единую теорию, которую немецкий ученый Фуллер в 1921 году назвал теорией психологической войны.

 Военные теоретики почти единодушно признали, что пропаганда является составной частью военного искусства. Выражая их точку зрения, один из специалистов психологической войны англичанин П. Г. Уорбертон писал следующее: "В современное время основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны в целом и до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий - это лишь одно из средств к достижению этой же цели".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История войны наглядно продемонстрировала необходимость проведения и эффективность умело организованной работы по воздействию на морально-психологический потенциал противника. Начав формироваться в качестве средства устрашения, теория информационно-психологического воздействия в ХХ веке стала неотъемлемой частью военного искусства.

После войны были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые в широких масштабах приступили к подготовке квалифицированных специалистов по теории и практике пропаганды на войска и население противника.

Наиболее четко изложены взгляды на важную роль пропаганды в войне в книге американца Гарольда Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне», изданной в 1927 году (в 1929 году она была напечатана в СССР).

В связи с тем, что подходы Г. Лассуэлла не потеряли актуальности и сегодня,  считаю необходимым изложить их достаточно полно.

1. История империалистической войны показывает, что современная война должна вестись на 3-х фронтах: военном, экономическом и пропаганды.

2. Пропагандой можно действовать как оружием прямой связи на нравственное состояние неприятеля, стараясь нарушить его состояние или же отклонить ненависть неприятеля от воюющей с ним страны.

3. Успешность пропаганды зависит от искусного применения средств при благоприятных условиях. Средства – это то, чем пропагандист может располагать; условия это то, к чему он должен приспосабливаться. Пропагандист может видоизменить организацию своей деятельности, менять течение внушаемых им мыслей и заменять один способ распространения этих мыслей другим, – но он непременно должен считаться с определенными объективными фактами международной жизни и с общим настроением.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первая мировая война 1914 -1918 гг."

Урок разработан в модульной технологии. И предполагает либо работу в компьютерном классе, либо работу в кабинете оснащенном ТСО. Рассчитан урок на проведение на 2 курсе (11 классе). Осногвной целью ур...

для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"

Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении)  материала  о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, ...

Конкурс "Забытая война", посвящённый 100-летию Первой мировой войны

С 2010 года в Калязинском краеведческом музее работает молодежный образовательный проект "По пути времени..". Сезон 2014 года посвящен событиям Первой мировой. Студент Вирченко Руслан, является участн...

Великие музыканты в годы Первой мировой войны

Презентация "Великие музыканты в годы Первой мировой войны"  в формате PDF, а такжеВидеоматериал по теме:http://www.youtube.com/watch?v=6c-p7dfANg4&feature=youtu.beССЫЛКА на презентацию с муз...

Презентация "Казачье войско в годы Первой мировой войны"

ССЫЛКА на полную презентацию:     http://files.mail.ru/F498419BE2CD42709F642B4A34C3B2FAССЫЛКА НА ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЮ: http://www.youtube.com/watch?v=Bac1UMah1lI&feature=youtu.beПрезент...

Модульный урок. Первая мировая война 1914-1918 годы

План урока:Мотивационная беседа. Формулировка интригующей цели урока.Входной контроль.Показ видео (отрывок из энциклопедии История России)Военные действия в 1914 г. Срыв германского плана молниеносной...

Статья на тему: "Краткий обзор участия России в первой мировой войне !1914 - 1918 годы)"

Статья предназначена для изучения курса истории ОУДБ.05 студентами первого курса СПО. Тема: "Краткий обзор участия России в первой мировой войне"...