Главные вкладки

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
    статья по теме

    Орел Инна Александровна

    Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление — все это делает применение данного метода особенно привлекательным. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_metod_proektov_-_kopiya.docx20.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

    Автор: Орел И.А.

    Российская система образования наполняет головы учащихся большим количеством информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания не учат. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить наша система образования.

    Поэтому вполне понятен интерес к интерактивным методам обучения, в частности, к проектной деятельности.

    Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление — все это делает применение данного метода особенно привлекательным. И действительно, различные виды учебной деятельности можно выполнять как проект, но зная хорошо основу данной технологии.

    Главная задача преподавателя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавании, а на научении.

    Так при освоении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» в организации  педагогического процесса особое внимание уделяется именно методу проектов.

    При использовании данного интерактивного метода обучения необходимо обратить внимание на взаимодействие педагога и студента в ходе проектной деятельности. Каждый студент должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что к его точке зрения относятся с уважением, даже если она не совпадает с мнением преподавателя.

    Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности очень много:

     лучшее усвоение учебного материала;

     стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

     и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;

     студенты учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.

    Вместе с тем из приведенного описания применения технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. Необходимо отметить, что в процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение. Такая способность, будучи присвоенной, останется у будущих специалистов через многие годы учебы, когда конкретные знания, может быть, забудутся. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.

     В процессе изучения профессионального модуля нами были апробированы различные виды проектов, такие как  прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые.

    Так в ходе освоения темы «Методические основы организации внеурочной работы в  научно-познавательной деятельности» студенты освоили следующую проектную деятельность: создание дидактической игры по произведениям детских писателей; создание книги «Руководство молодому ритору», создание опорной таблицы по теме «Сказка как литературный жанр» и ряд других не менее интересных проектов.

    При изучении темы «Организация проектной деятельности во внеклассной работе» студенты представили различные творческие проекты такие как: «Моя родословная», «Создание генеалогического дерева», «История моей фамилии» и т.д.

    В ходе прохождения учебной практики по данному модулю студенты самостоятельно разрабатывали и проводили внеурочные занятия по проектным технологиям.

    Таким образом, преимущества внедрения проектной деятельности обучающихся в образовательный процесс очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе.

    Литература

    1. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе /Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.
    2. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
    3. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова. – 2-у изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131 с.: ил.
    4. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

    формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

    Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики

    В методической разработке рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики....

    " ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ"

    Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

    статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"

    Статья адресована преподавателям СПО и НПО  для обмена опытом  по рганизации  внеурочной деятельности при подготовке  учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...

    "Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

    В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....