«Развитие творческой активности детей через дизайн». - презентация и речевое выступление
презентация урока для интерактивной доски на тему

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!

Позвольте предложить вашему вниманию сообщение на тему «Развитие творческой активности  детей через дизайн».

Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведённого исследования в области детского творчества.

Актуальность и выбор темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. Здесь важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Здесь можно рассмотреть два понятия - «дизайн для детей» и «детский дизайн», которые в совокупности отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме.

Дизайн для детей - это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

Детский дизайн,  ориентирован на «выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника».

Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн – рукоделием.

Типы детского дизайна:    Плоскостной  (аппликативно-графический), объемный  (предметно-декоративный), пространственный  (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна). 

Виды детского дизайна: Первое направление - «аранжировки»

 - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление - «дизайн одежды»

- предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.

Третье направление - декоративно-пространственный дизайн

- ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Целью нашего исследования является: определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

Задачи нашего исследования:

1.  Выявить сущность понятия «творческая активность» и раскрыть его виды и условия развития.

2.  Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

3. Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

4. Разработать и апробировать программу по обучению элементам дизайна старших дошкольников.

Нами  было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 10 в период с 15 января по 28 марта 2014 года. В нем принимали участие дети подготовительной к школе группы в количестве 5 человек. В процессе  исследования на этапе проведения первого констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики детей мы представили в таблице 1. Проведенный нами анализ показал необходимость повышения уровня и качества изобразительной деятельности детей в ДОУ, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста изобразительного творчества средством обучения детей элементам дизайна.

Для реализации выше указанной цели нами была разработана и апробирована программа «Юный дизайнер».

Также  выдвинута гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна будет эффективным, при соблюдении следующих требований:

- цикл занятий будет строиться последовательно, и включать в себя разные виды дизайн-деятельности;

- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

- практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду.

Программа  «Юный дизайнер», состоит из трех блоков: «Аранжировки», «Дизайн одежды» и «Декоративно-пространственный дизайн»; каждый из блоков рассчитан на три месяца.  Данная программа  рассчитана на весь учебный год, формой проведения взята кружковая работа. Для проведения формирующего эксперимента мы взяли один из блоков - «Дизайн одежды»,

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. В  результате занятий по детскому дизайну;
  2.  Дети  стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений;
  3.  Проявлять  более устойчивый интерес к изобразительному искусству;
  4.  Повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность;
  5. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу;
  6.  Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

После  проведения формирующего эксперимента, мы перешили к контрольному эксперименту, чтобы выяснить, повлияли ли занятия по дизайн-деятельности на уровень развития изобразительного творчества взятых нами для психолого-педагогического эксперимента детей.

Цель контрольного эксперимента: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста и провести сравнительный анализ результатов.

Нами была взята та же методика, которую мы использовали при проведении первого констатирующего эксперимента. Полученные результаты мы свели в таблицу 2.

Сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен на диаграмме, из которой виден существенный прогресс, который произошел за короткие три месяца, когда дети занимались дизайн деятельностью. У  каждого ребенка повысился уровень изобразительного творчества по сравнению с предыдущим.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Мы считаем, что данная тема имеет перспективы развития во всех сферах личности. Введение  дизайн - деятельности в образовательный процесс обусловлено  культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Благодарю за внимание к моему выступлению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Усть-Лабинский социально-педагогический колледж Выпускная квалификационная работа по теме: «Развитие творческой активности детей через дизайн» Студентки: Кузнецовой Светланы С ергеевны по специальности: 050704 специальности «Дошкольное образование» Р уководитель: Ефременко Маргарита Владимировна

Слайд 2

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. Здесь важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Здесь можно рассмотреть два понятия - «дизайн для детей» и «детский дизайн », которые в совокупности отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Д изайн для детей - это создание для ребенка комфортной, материальной среды. Детский дизайн, ориентирован на «выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника ». Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн – рукоделием.

Слайд 3

Типы детского дизайна Плоскостной (аппликативно-графический ) Объемный ( предметно-декоративный) Пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Слайд 4

Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций. Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной. Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы. В иды детского дизайна

Слайд 5

определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна. развитие творческой активности детей детская дизайн-деятельность Объект изучения: Предмет исследования: Целью нашего исследования является:

Слайд 6

1. Выявить сущность понятия «творческая активность» и раскрыть его виды и условия развития. 2. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды. 3. Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна. 4 Разработать и апробировать программу по обучению элементам дизайна старших дошкольников. Задачи нашего исследования:

Слайд 7

ФИО С. Вика Д. Виола К. Саша С. Вова Ч. Игорь Форма предметов 3 2 2 2 2 Строение предметов 3 2 2 2 2 Пропорции 2 2 3 2 2 Композиция 3 3 3 2 2 Цветовое решение 3 3 2 3 3 Самостоятельность замысла 2 3 3 1 1 Оригинальность изображения 3 1 1 1 1 Устойчивость интереса 3 2 1 1 1 Обогащение замысла 3 2 2 1 1 Использование техник изображения 3 1 1 1 1 Итого 28 21 20 16 16 Таблица 1 результаты констатирующего эксперимента

Слайд 8

ФИО С. Вика Д.Виола К.Саша С. Вова Ч.Игорь Форма предметов 3 2 2 3 2 Строение предметов 3 2 2 2 2 Пропорции 2 3 3 1 2 Композиция 3 2 2 3 3 Цветовое решение 3 3 3 2 3 Самостоятельность замысла 3 3 3 3 3 Оригинальность изображения 3 2 3 2 3 Устойчивость интереса 3 3 3 3 2 Обогащение замысла 3 2 3 3 2 Использование техник изображения 3 2 1 1 1 Итого 29 24 25 23 23 Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента

Слайд 10

Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности детей через дизайн».

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создав...

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...

Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей...

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА»

Тезисы для научно практической конференции на тему "Методы и средства развития творческого мышления в курсе "История дизайна"...

ПРОЕКТ:Социализация обучающихся с ОВЗ и развитие творческих способностей через вовлечение их в кружковую деятельность

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и странмирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоро...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...