Сценарий мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"
классный час по теме

Гамаюнова Любовь Васильевна

 

Воспитывая « человеческое в человеке», учитель неизбежно обращается к сфере ценностей. Ценностный подход позволяет выбрать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? Что есть прекрасное и безобразное?  Наиболее эффективный путь пробуждения ценностного отношения к миру и к себе в этом мире – это эстетическое воспитание школьников.  В современном мире скоростей, инноваций, разнообразия информационных источников необходимо больше уделять  внимание на эстетическое направление. Хочется крикнуть: «Остановитесь, посмотрите, как прекрасно вокруг! Присядьте и послушайте природу, музыку, посмотрите на картины художников! И вам захочется творить на земле доброе, вечное».                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_o_dobrote.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

    От автора.

Воспитывая « человеческое в человеке», учитель неизбежно обращается к сфере ценностей. Ценностный подход позволяет выбрать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? Что есть прекрасное и безобразное?  Наиболее эффективный путь пробуждения ценностного отношения к миру и к себе в этом мире – это эстетическое воспитание школьников.  В современном мире скоростей, инноваций, разнообразия информационных источников необходимо больше уделять  внимание на эстетическое направление. Хочется крикнуть: «Остановитесь, посмотрите, как прекрасно вокруг! Присядьте и послушайте природу, музыку, посмотрите на картины художников! И вам захочется творить на земле доброе, вечное».                  

                             Познавательно-эстетическая деятельность (проект).

Тема: «Жизнь дана на добрые дела».

Ведущая деятельность: познавательно-поисковая.

Используемые технологии: групповое сотрудничество; технология использования ИКТ.

Формы продуктов проектной деятельности: литературно-музыкальная гостиная.

Возрастная группа: 14-15 лет.

Время работы над проектом: две недели.

Режим работы: внеурочный.

Реализация проекта:

  • .Введение в проект (собеседование с учащимися с целью изучения интереса к данной теме;                                        формирование групп учащихся;  привлечение  родителей в группы; распределение тем для поиска материалов путем жеребьевки).
  • Представление результатов проекта.

Межпредметные связи: литература, музыка, история, МХК.

Цели проекта:

  • Воспитание нравственной и эстетической культуры
  • Развитие творческих способностей и познавательного интереса
  • Формирование культуры слушания
  • Развитие коммуникативных, поисково-исследовательских навыков, умение работать с информацией.

Задания группам:  дети получают карточки с перечнем нравственных качеств (бережливость, благородство, гуманизм,  ум, доброта,  непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, патриотизм, честолюбие, принципиальность, неравнодушие, честность). Согласно жеребьевки группы готовят материал по темам: доброта (I группа), неравнодушие к окружающему миру (II группа), толерантность (III группа), патриотизм (IV группа). Родители готовятся представить притчу, легенду, сказ из своего детства или детства своих родителей. Каждая группа,  распределив задания персонально занимается поиском: 1) пословицы 2) стихотворения 3)притчи или легенды 4) песни по своей теме согласно жеребьевки. Подготовленный материал оформляется творчески:  в форме мини-концерта, презентации, мини-ток-шоу. Классный  руководитель  беседует с детьми о значении понятия «притча» и напоминает кратко о том, что притча это небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. Под притчей разумеется такой вид литературы, в котором под внешними образами предлагается какая-либо мысль, или ряд мыслей догматических или нравственных, с целью нагляднее объяснить или живее запечатлеть в сердцах читателей умозаключение.

Задание ведущего на начало работы гостиной (не подготовленное заранее): составить синквейн по темам: доброта, неравнодушие, толерантность, патриотизм.

                                          Практическая часть литературно-музыкальной гостиной.                                    

Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из пяти строк (незарифмованных). В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

1-я строка: слово, определяющее содержание

2-я строка: два прилагательных, характеризующих данное слово

3-я строка: три глагола, показывающих действие понятия

4-я строка: короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение

5-я строка: одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

1. ___________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________________________

Рефлексия:

1.Проследи, всегда ли тебе удается проявлять доброту, неравнодушие, толерантность, патриотизм?

2.Подумай, можешь ли ты сказать о себе, что ты добрый, неравнодушный, толерантный, патриот?

3.Какие качества ты хотел бы развивать в себе еще?

Практические результаты познавательно-поисковой деятельности групп (примерные).

 I  группа. (доброта)

Девиз группы: «Добро не лихо, ходит тихо» (пословица)

Стихотворение.

Доброту не купишь на базаре

Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом не изучали,

Кем бы в жизни не были потом.   Андрей Дементьев.

Притча. О добре и зле. ( иллюстрации на экране)

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания, а люди жили в дружбе и радости. Но однажды счастливая жизнь людей закончилась, так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден, и его первой добычей стала волшебная птица. Но, съев ее, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей.

Тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона и сами стали людоедами, а другим, не желающим водиться с драконом, пришлось постоянно искать надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища.

Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю нашу  территорию нашей планеты. Но, они не могли уже жить также дружно, как прежде, потому что постоянно ссорились и не умели найти общий язык. Так на свете появились ДОБРО и ЗЛО.

Притча от родителей. Пахарь и крот.

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:

-Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь еще пахать?

Пахарь отвечает:

-Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился крот:

-Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.

-Но ведь вы же - кроты, а мы - люди, - ответил пахарь и начал новую борозду. (В.А. Сухомлинский)

Песня о доброте. Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты

Не хватает тепла, не хватает людской доброты

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

                Весной зашумит вода

                Зимой запоют ветра

                Давайте, друзья, всегда

                Друг другу желать добра!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной.

                   Припев.

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья,

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Рефлексия.

1.Как вы понимаете смысл пословицы: «Добро не лихо, приходит тихо»?

2.Какие добрые поступки вам уже доводилось совершать?  Ваши впечатления от совершенного.

                   

II группа. Неравнодушие к окружающему миру, отзывчивость, человечность.

Девиз: «Живи для людей – поживут и люди для тебя» (пословица).

Стихотворение.

Почему-то в ХХI веке

Очень редко в людях встретишь доброту,

И даже в трудный час для человека

Его спокойно стороною обойдут.

Подумают: «Вам трудно?? Ну и ладно!

У меня своих полно забот!..

Шагают мимо лично мне досадно!..

Будто в свой воды набрали рот.

А человек совсем уж впал в отчаяние,

Ему уже не мил и солнца свет.

Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,

Увидел доброты последний след,

Увидел помощи протянутую руку!

Неважно, что на тысячу – одна.

Покуда существует сердце друга

Не буде умирать и доброта!

Притча. Маленький фонарщик.

В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили в каждый переулок свет. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного.

Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по  вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом. Каждый раз, чиркая по подошве спичкой, маленький фонарщик уменьшался в росте. Однажды к нему подошел незнакомец и спросил: «Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо».  На что он ответил: «Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А будет светло, человек в глубине души скажет спасибо, и мне спокойней будет».

Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человека, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.

Притча от родителей.

Ехал как-то молодой человек на новом «ягуаре», напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался вновь набрать скорость, он вдруг услышал  как в машину ударился камень. Молодой человек вышел из машины и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: «Паршивец! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!». «Простите меня,- ответил мальчик. У меня не было намерения принести вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат-инвалид, он вывалился из каляски и я не могу его поднять, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но не одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе бы вы тоже не остановились». Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в  кресло, пытаясь сдержать слезы. Затем он подошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце.

Он ездил на этой машине многие годы и всякий раз говорил «нет» механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину, потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень.

Песня.

Рефлексия.

  1. Подберите синонимы к слову «неравнодушие».
  2. Задумывался ли маленький фонарщик о своей будущей жизни?

III группа. Толерантность.

Девиз:  Мир да лад – большой клад. (пословица).

Стихотворение.

Толерантность – благо или нет?

Третий пункт нам говорит, что благо.

Вряд ли будет полон сей ответ,

Истины нам не добудет драга.

Истина совсем не там лежит,

Каждый россиянин скажет - «Знаю!»

Поговорку, что нам говорит:

«Человечек, твоя хата с краю!»

Я не верю поговорке той!

Ложь терпеть я тоже не желаю,

Стала Русь прекрасною страной,

Красивей ее, увы, не знаю.

Запад толерантность положил

Как подушку для своей свободы.

Россиянин взял и предложил,

Вдруг свое, свой козырь из колоды.

Разве может это помешать,
Тем, кто толерантность обожает?

Мы способны сами все решать,

Русь – активность людям предлагает!

Притча  «Лучший клинок».

Рассказывают, что в древней Японии было два несравненных оружейных мастера. Мастер Мурамаса делал мечи, устоять перед которыми не было ни какой возможности. А мастер Масамунэ – мечи, которые защищали жизнь того, кто их носил.

Однажды решили сравнить – чьи же мечи лучше. Их опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья. Листья, которые прикасались к мечу Мурамаса,  оказывались рассечены надвое. Но клинок Масамунэ листья попросту оплывали, не касаясь его.

Говорят, что величайший мастер боя – это тот, в чьем присутствии конфликтов даже не возникает.

Притча от родителей. « Два ручья».

Мальчик лет пяти-шести, гуляя по лесу с родителями, увидел чистый ручей.  Он напился свежей воды, а потом – ради  забавы - взял в руки веточку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и потому на поверхность тотчас же поднялся песок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала непригодна ля питья. Малышу быстро разонравилось смотреть в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.

А где-то высоко в горах также другой мальчик забавлялся с горным ручейком. Он тоже хотел помутить воду веточкой. Но дно ручейка было каменистым, и он сломал веточку  и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист, как и прежде.

Подобно сему некоторые люди кажутся внешне  добрыми и отзывчивыми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека и увидишь, как со дна души всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек воспитывает в себе терпение и самообладание, о его характер, как тростинки о камень, ломаются всяческая человеческая злоба и неприязнь.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

                     Слова Р. Рождественского

                     Музыка Д. Тухманова

Рефлексия.

1.Считаете ли вы себя толерантными личностями?

2.В нашем классе учатся дети разных национальностей.  Имеете ли вы друзей среди них и как складываются у вас отношения?

IV группа.  Патриотизм.

Девиз: Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Стихотворение.

Как хорошо легко бывает дома,

Где все уютно, близко и знакомо;

Там от проблем укрыться можно мне всегда,

И не пугают неудачи и беда.

Я в трудный час домой спешу скорее-

Родные стены сердце мне согреют;

Родимый дом – надежный мой причал,

Он для меня – начало всех начал!

Гостить в чужих краях доводится порою-

Там по родному дому я грущу, не скрою,

И с каждым днем все с большим нетерпеньем жду,

Когда в места родные снова я приду.

Мой дом, конечно, не дворец роскошный,

Но в нашей жизни сложной, суматошной

Нет места в мире для меня милей,

Теплей, уютней, ближе и светлей!

Притча «Золотые окна»

Мальчик сидел на пороге своего домика  на холме и с завистью смотрел на красивое здание внизу в долине. Его освещали лучи полуденного солнца, и окна сияли золотым светом. Дом выглядел, как сказочный замок. Мальчик с грустью подумал о том, что он живет в бедном, неказистом домишке, а, возможно, такой же, как он, мальчик гуляет по комнатам того замка.

Однажды мальчик решил спуститься в долину и поближе посмотреть на замечательный дом, полюбоваться им. Он так и поступил. И что же он увидел в час, когда солнечные лучи не освещали здание? Он обнаружил, что солнечный замок, так освещавший его, - самый обыкновенный дом, который не лучше его собственного. Тут мальчуган невольно перевел взгляд на вершину холма, на свой дом. Солнце заходило, и его лучи ярко озарили стекла окон, которые сейчас сверкали золотом. Так  выглядело из низины его привычное жилище. « А ведь дом, в котором  я живу, тоже красивый», - подумал паренек, поднимаясь по тропинке на вершину холма.

Посмотрите на окна своего дома, когда на них падают солнечные лучи!!!

Притча от родителей.

Когда на меня навалилась беда,

И шел я по отчему краю,

«Отдай свою боль мне», - сказала вода,

По горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам,

И в сердце растает тревога».

«Спокойно иди, я тебя не предам», -

Тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега», -

Чуть слышно гора мне шептала.

«Приляг на траву», - поманили луга.

Прилег я, и легче мне стало.

И стало мне просто, и понял я вдруг –

Иного не надо мне края,

А только б дорога,  да речка, да луг,

Да небо родимого края.

Песня « Дом родной»

            Слова К. Брейтбурга

            Музыка С. Сашина

Нас разделяют снова холода

Не можем друг без друга мы согреться

Но расстоянья это не беда

Все потому, что родом мы из детства.

Я непременно вновь к тебе вернусь

Услышу ранним утром птичий гомон

И в этот миг от счастья вдруг проснусь

И не поверю, что опять я дома.

                    Дом родной, знакомый с детства городок, что у реки

                    Дом родной, где любят сердцем всем разлукам вопреки

                    Дом родной в краю чудесном был и есть в моей судьбе

                    Дом родной знакомый с детства все пути ведут к тебе.

Мне без тебя сегодня не легко

И нет уже давно душе покоя

Мы друг от друга слишком далеко

А кажется всего подать рукою

Я знаю, что мы встретимся опять

Я вновь пройдусь по улицам знакомым

Так много есть о чем мне рассказать

Трем яблоням, посаженным у дома.

                          Припев.

Рефлексия.

  1. Актуально ли сегодня иметь чувство патриотизма?
  2.  Возможно ли иметь две Родины?

Заключительный этап музыкально-литературной гостиной.

(школьники  садятся в один большой круг и происходит живое общение)

-Мы сегодня говорили о доброте, терпимости, неравнодушии, чувстве любви к родному краю.  Какому качеству вы отдали бы предпочтение и почему?

-Содержание какой из притч оказало на вас влияние и почему?

-Имеете ли вы данные качества? Какое из них для вас приоритетно?

-Полезным ли для вас было сегодняшнее мероприятие и что понравилось более всего?

(исполняется песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»).

                   

               

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного мероприятия Круглый стол «Спешите делать добрые дела»

Пояснительная записка.        Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и среднего звена, воспитателей в за...

Сценарий ко дню Матери "Добрая, нежная, милая..."

Сценарий подготовлен для проведения мероприятий с подростками. Много интересного материала и познавательного. Есть элементы викторины, игры, конкурсы....

КРУЖКОВАЯ ПРОГРАММА "ДОБРЫЕ ДЕЛА"

ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие...

Коллективная работа учащихся "Жизнь дана на добрые дела"

Коллективный проект учащихся 2-го класса...

Сценарий волонтерского слета "Энергия Добра"

Краткая аннотация к сценарию волонтерского слета «Энергия Добра» Цель: развитие и популяризация волонтерского движения среди обучающихся через практическое освоение технологий волонтерс...

Социальный проект "С добрым сердцем - на добрые дела"

В нашем техникуме с 2013 года активно работает студенческий добровольческий отряд "Феникс", работа которого ведется по разным направлениям. Вместе с ребятами мы создали социальный проект &qu...