Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
план-конспект урока на тему

Сивухина Татьяна Сергеевна

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станет

Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Группа№ 107, «Машинист локомотива»,

Тема занятия: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок-диалог

Основные понятия: обыватель, нравственность, деградация.

Используемые, методы, технологии обучения:

Методы обучения комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, частично-поисковый

Технологии:  технология критического мышления

Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная,  групповая работа.

Цель:  раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи:

Развивающая: развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Обучающая: показать, насколько губительна для человеческой души мещанская психология.

Воспитательная: вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности.

Приобретаемые умения:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Приобретаемые знания

  • содержание изученного  литературного  произведения;

Прогнозируемый результат:

ОК 2- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество:

  • выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
  • в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами

ОК 3 – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:

  • проводит анализ причин существования проблемы
  • предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля
  • оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев

                    ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Оборудование и основные источники информации: раздаточный материал, текст произведения.

КМО:        

      в) дидактический материал: раздаточный материал по теме

Этап урока    

время

 Деятельность преподавателя  

 Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

1. Вводный этап             .

 1.1 Орг.момент.

 

5 мин

 Запись темы занятия в журнал. Выявление отсутствующих обучающихся.
Подготовка рабочего места.

приветствие

преподавателя.

 ОК 2.,

1. 2 Целеполагание

Заинтересовывать обучающихся своим предметом; настроить их  на плодотворную работу.

6 мин

Читает притчу.

-восприятие и

осмысление

информации;

-высказывание

своего мнения

Постановка цели, задачи урока

1.3..Актуализация опорных знаний.

Развивать речь обучающихся , учить грамотным, полным, правильным ответам на поставленный вопрос, обеспечить  психологическую обстановку .

6 мин

Прослушав притчу, задаёт наводящие вопросы для совместной постановки проговариваем цели и задач урока

Проводит фронтальный опрос по «маленькой трилогии» Чехова.

  1. Как и почему Беликов терроризировал город?
  2. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?
  1.  Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту. «Крыжовник»
  2. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл? Выставляет и аргументирует оценку.

постановка цели и

задач совместно с

преподавателем

Отвечая на вопросы, повторяют пройденный теоретический материал.

2. Основной этап          

30 мин.

Введение нового материала.

 Цель  ̶  активизировать познавательную деятельность, через  беседу.

Вступительное слово преподавателя.

Работа с эпиграфом к уроку.

«Берегите в себе человека»

Слушают, записывают, рассуждают о словах, взятых для эпиграфа.

Влад Ильин читает историю создания рассказа.

 

ОК 3.,

Анализ 1 главы. В каком городе происходят события рассказа? А почему Чехов не указывает названия города???

 Иронизирует ли Чехов, называя этот город культурным? Семья представленная в рассказе?

 О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?

- Охарактеризовать Старцева.  

 Каким изображен Старцев в начале I главы?

Что увидел Старцев у Туркиных?

рассуждение обучающихся, ответы на вопросы.  По 1 главе.

     Анализ 2 главы. Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь  - важная художественная деталь. 

Каким изображен Старцев в начале II главы?

- Что же изменилось за этот год?

- Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

- Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С.. и чтение свидетельствует о ее духовности?

- Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

Беседа,

Анализ 3главы –

с какой целью Старцев едет к Туркиным?

Как воспринял отказ Котика? 

Долго ли переживал Старцев после отказа Котика?

Анализ 4 главы - «Но вот прошло 4 года».

- Какие изменения произошли в семье Туркиных?

- Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Анализ 5 главы

Каким изображен Ионыч в V главе?

Вспоминает ли Ионыч о своей любви к Котику?

Каким изображен Иван Петрович в конце рассказа? Как Чехов относится к Туркиным в этом эпизоде?

дискуссия

 Словарная работа.

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека.

Обыватель-   Обыватель — человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.

Деградация — постепенное ухудшение, падение, духовное обнищание.

  • запись в тетради словарных слов.

 

Поисковое задание:

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.

Ответы обучающихся

3. Заключительный  этап.

Закрепление материала и формулирование вывода. Цель  ̶   подвести итоги урока, (10)

12 мин.

Чтобы понять, как происходит гибель человеческой души, расставьте основные вехи на жизненном пути Старцева .                                                

Блиц-опрос по произведению

Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовыражения человека)

- Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)

В чём смысл названия рассказа?

(Показать жизненный путь от Старцева к Ионычу).

Можно сказать, что Старцев- жертва влияния обывательской среды?

2 Каков духовный мир героя, каковы идеалы молодого врача? ( На примере взаимоотношений Старцева и семьи Туркиных).

           3.  Чем Старцев отличается от обывателей города С.?            

Как звали Старцева?

  1. Где назначила свидание Старцеву Котик?
  2. Как начала свой роман Вера Иосифовна?

Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

Как звали кучера Старцева и как он был одет?

Как звали Котика?

С какой целью уехала в Москву Котик?

Сколько у Ионыча домов в городе и какой по счету дом он себе присматривает?

Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

                   8.  Каков жизненный итог Старцева?

Смысл слов Чехова «не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека, «не подымете их потом».»

Прием «Кластер»

Составляют  основные вехи на жизненном пути Старцева                                                  

Отвечают на вопросы

ОК4,ОК3

Совместное формулирование вывода.

Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли эта тема – деградация личности человека? Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям, лень и нежелание бороться с пошлостью)

В своей будущей взрослой жизни будете ли вы помнить данный рассказ? Почему? Чего не должно быть в жизни современного молодого человека? Что требуется от Вас, чтобы быть востребованным на рынке труда?

Обращение к эпиграфу. «Берегите в себе человека»

Читает притчу «Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…».

Рассуждение ,аргументация вывода.

Высказывают своё мнение.

Анализирую и сравнивают с жизнью в городе С.

Подведение итогов выставление и аргументация оценки за урок.

6

Подводит итоги урока, оценивает деятельность обучающихся, комментирует  ответы обучающихся.

  • Какие цели мы поставили на уроке?
  • Чему научились?
  • Как вы оцениваете результаты своей работы?
  • Как вы предполагаете использовать полученные знания?

Отвечают на вопросы

Взаимообмен  мнениями: осознание основных компонентов  деятельности, фиксация  результатов. 

Домашнее задание

5

Написать мини-сочинение «Берегите в себе человека»

Рефлексия

Цель  ̶  осознанно анализировать  и планировать повышение качества знаний и умений.

2 мин.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение

6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

  • Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю заполнить анкету.

 Заполняют анкету

ОК 3.

Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по МДК.01.01 Документационное обеспечение управления

Технологическая карта  урокаУчебная дисциплина: МДК. 01.01 Документационное обеспечение управленияГруппа: С-21 (специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение)Тема у...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ ДЕФЕКТЫ ХЛЕБА

технологическая карта открытого урока...